Задача 5 треугольников разрезать

Видео:Задача как разрезать колбасуСкачать

Задача как разрезать колбасу

Логические задачи и головоломки

Как разрезать равносторонний треугольник на пять подобных между собой треугольников? Чтобы стало интересно, введём также дополнительное условие почти равности — наибольшая сторона наименьшего из треугольников должна быть строго больше, чем наименьшая сторона наибольшего

Ответ:

Задача 5 треугольников разрезать

Видео:Задача на логику как разрезать на две части и получить квадрат?Скачать

Задача на логику как разрезать на две части и получить квадрат?

Комментарии

Оставлен Никнейм Сб, 02/11/2017 — 07:49

Ничего не понял. В ответе треугольники разве подобные? Это раз. Второе— нельзя поделить одну из сторон треугольника на 5 равных частей и провести к точкам деления прямую от противоположного угла?

Оставлен Гость Ср, 02/15/2017 — 12:50

В ответе, как раз подобные.

Оставлен Hamo Чт, 08/23/2018 — 14:49

Если маленьк. Стор. Внешных 3 треуг.

Вставим =а —то больш. Буд.2*а, третья сторона ==а*√3 ,это сторона ровносторонного внешн. Угольника , хочеш не хочеш ,она больше а,

Даже стедная сторона (=а*√3 * √3/2=(3/2)*а,

Так что условие не кчему,,

Внутр /2 будут 2 прямоуг. Треуг , другие версии

Не дадуть подобных треуг.

Значит и 3 внешние тоже пьямоугольные треуг.,

Видео:Признаки равенства треугольников | теорема пифагора | Математика | TutorOnlineСкачать

Признаки равенства треугольников | теорема пифагора | Математика | TutorOnline

Олимпиадные, логические и занимательные задачи по математике. Задачи на разрезание

В ниманию репетиторов по математике и преподавателей различных факультативов и кружков предлагается подборка занимательных и развивающих геометрических задач на разрезание. Цель использования репетитором таких задач на своих занятиях — не только заинтересовать ученика интересными и эффектными комбинациями клеток и фигур, но и сформировать у него чувство линий, углов и форм. Комплект задач ориентирован главным образом на детей 4-6 классов, хотя не исключено его использование даже со старшеклассниками. Упражнения требуют от учащихся высокой и устройчивой концентрации внимания и прекрасно подходят для развития и тренировки зрительной памяти. Рекомендуется для репетиторов математики, занимающихся подготовкой учеников к вступительным экзаменам в математические школы и классы, предъявляющие особые требования к уровню самостоятельного мышления и творческим способностям ребенка. Уровень задач соответсвует уровню вступительных олимпиад в лицей «вторая школа» (вторая математическая школа), малому Мехмату МГУ, Курчатовской школе и др.

Примечание репетитора по математике:
В некоторых решения задач, которые вы можете посмотреть щелкнув на соответствующем указателе, указан лишь один из возможных примеров разрезания. Я вполне допускаю, что у вас может получиться какая-то другая верная комбинация — не надо этого бояться. Проверьте тщательно решение вашего мылыша и если оно удовлетворяет условию, то смело принимайтесь за следующую задачу.

1) Попробуйте разрезать изображенную на рисунке фигуру на 3 равные по форме части:

Задача 5 треугольников разрезать
Подсказка репетитора по математике: Маленькие фигуры очень похожи на букву Т
Посмотреть решение репетитора по математике

2) Разрежьте теперь эту фигуру на 4 равные по форме части:

Задача 5 треугольников разрезать
Подсказка репетитора по математике: Легко догадаться, что маленькие фигурки будут состоять из 3 клеточек, а фигур из трех клеточек не так много. Их всего два вида: уголок и прямоугольник 1×3.
Посмотреть решение репетитора по математике:

3) Разрежьте данную фигуру на 5 равных по форме частей:

Задача 5 треугольников разрезать
Подсказка репетитора по математике:
Найдите количество клеточек, из которых состоит каждая такая фигура. Эти фигурки, похожи на букву Г.
Посмотреть решение репетитора по математике

4) А теперь нужно разрезать фигуру из десяти клеток на 4 неравных друг другу прямоугольника (или квадрата).

Задача 5 треугольников разрезать
Указание репетитора по математике: Выделите какой-нибудь прямоугольник, а затем в оставшиеся клетки попробуйте вписать еще три. Если не получается, то смените первый прямоугольник и попробуйте еще раз.
Посмотреть решение репетитора по математкие

5) Задача усложняется: нужно фигуру разрезать на 4 разных по форме фигурки (не обязательно на прямоугольники).

Задача 5 треугольников разрезать
Подсказка репетитора по математике: нарисуйте сначала отдельно все виды фигур разной формы (их будет больше четырех) и повторите метод перебора вариантов как в предыдущей задаче.
Посмотреть решение репетитора по математике:

6) Разрежьте эту фигуру на 5 фигур из четырех клеток разной формы таким образом, чтобы в каждой их них была закрашена только одна зеленая клетка.

Задача 5 треугольников разрезать
Подсказка репетитора по математике: Попробуйте начать разрезание с верхнего края данной фигуры и вы сразу поймете, как действовать.
Посмотреть решение репетитора по математике:

7) По мотивам предыдущей задачи. Найдите сколько всего имеется фигур различной формы, состоящих ровно из четырех клеток? Фигуры можно крутить, поворачивать, но нельзя поднимать состола (с его поверхности), на котором она лежит. То есть две приведенные фигурки не будут считаться равными, так как они не могут получаться друг из друга при помощи поворота.

Задача 5 треугольников разрезать
Подсказка репетитора по математике: Изучите решение предыдущей задачи и постарайтесь представить себе различные положения этих фигур при повороте. Нетрудно догадаться, что ответом в нашей задаче будет число 5 или больше. (На самом деле даже больше шести). Всего существует 7 типов описанных фигур.
Посмотреть решение репетитора по математике

8) Разрежьте квадрат из 16 клеток на 4 равные по форме части так, чтобы в каждой из четырех частей была ровно одна зеленая клетка.

Задача 5 треугольников разрезать
Подсказка репетитора по математике: Вид маленьких фигурок не квадрат и не прямоугольник, и даже не уголок из четырех клеток. Так на какие же фигуры надо попытаться разрезать?
Посмотреть решение репетитора по математике

9) Изображенную фигуру разрежьте на две части таким образом, чтобы из полученных частей можно было сложить квадрат.

Задача 5 треугольников разрезать
Подсказка репетитора по математкие: Всего в фигуре 16 клеток — значит, квадрат будет размеро 4×4. И еще как-то нужно заполнить окошко в середине. Как это сделать? Может быть каким-нибудь сдвигом? Тогда поскольку длина прямоугольника равна нечетном учислу клеток, разрезание нужно провести не вертикальным разрезом, а по ломаной линии. Так, чтобы верхняя часть отрезалась с одной стороны от средние клетки, а нижняя с другой.
Посмотреть решение репетитора по математкие

10) Разрежьте прямоугольник размером 4×9 на две части с таким расчетом, чтобы в результате из них можно было сложить квадрат.

Задача 5 треугольников разрезать
Подсказка репетитора по математике: Всего в прямоугольнике 36 клеток. Поэтому квадрат получится размером 6×6. Так ка кдлинная сторона состоит из девяти клеток, то три из них нужно отрезать. Как дальше пойдет этот разрез?
Посмотреть решение репетитора по математике

11) Крестик из пяти клеток, показанный на рисунке требуется разрезать (можно резать сами клетки) на такие части, из которых можно было бы сложить квадрат.

Подсказка репетитора по математике: Понятно, что как бы мы по линиям клеточек не резали — квадрат не получим, так как клеток всего 5. Это задача единственная, в которой разрешается резать не по клеткам. Однако их все равно хорошо бы оставить в виде ориентира. например, стоит заметить, что нам как-то нужно убрать углубления, которые у нас есть — а именно, во внутренних углах нашего креста. Как бы это сделать? Например, срезая какие-то выпирающие треугольники из внешних уголков креста.
Посмотреть решение репетитора по математике:
Комментарий к решению: разрежьте так ка кпоказано на рисунке и вставьте голубые треугольники в пустые области, показанные фиолетовыми треугольниками.

Колпаков Александр Николаевич. Репетитор по математике Москва, Строгино.

Классный сайт! Спасибо за самые интересные во всём интернете задачи с ответами!

Видео:Подобие треугольников. Признаки подобия треугольников (часть 1) | МатематикаСкачать

Подобие треугольников. Признаки подобия треугольников (часть 1) | Математика

Серия факультативных занятий по теме «Задачи на разрезания»

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Серия факультативных занятий по теме «Решение задач на разрезание»

Основные цели, которые мы ставим на факультативных занятиях заключаются в следующем:

Изложить материал о видах разрезания многоугольников;

Способствовать формированию умений у учащихся мысленно осуществлять такие преобразования как:

центральную симметрию и различные композиции данных преобразований.

И главною целью всех занятий: добиться положительного изменения способностей к пространственному мышлению.

Задачи, предлагаемые на факультативных занятиях носят творческий характер, их решение требует от учащихся следующих умений:

умение совершать такие мысленные преобразования, которые видоизменяют местоположение имеющихся у учащихся в представлении образов, их структуру, строение;

умение изменять образ и по местоположению, и по структуре одновременно и неоднократно совершать композиции отдельных операций.

1. Анкета № 1 – 1 час.

2. Задачи на разрезание. Разрезание типа R – 1 час.

3. Разрезание типа Р – 1 час.

4. Разрезание типа Q – 1 час.

5. Разрезание типа S – 1 час.

6. Разрезание типа T – 1 час.

7. Анкета № 2 – 1 час.

При составлении серии факультативных занятий были использованы задачи из журналов «Квант», «Математика в школе» и книги Г. Линдгрена.

Методические рекомендации: При знакомстве учащихся с задачами мы рекомендуем данные задачи рассматривать именно по типам разрезания, предложенным Г. Линдгреном, что позволяет, с одной стороны, классифицировать данные задачи, с другой – на занятиях решать задачи на пространственные преобразования различного уровня сложности (на второй и третий типы оперирования образами, по И.С. Якиманской). Задачи факультативных занятий рекомендуем использовать при работе с учащимися 7 – 9 классов.

Занятие № 1

Тема: Задачи на разрезание. Разрезание типа R (рациональное разрезание).

Цель: Познакомить учащихся с понятием задачи на разрезание, изложить суть разрезания типа R , осуществив разбор решения задач на данный тип разрезания, в процессе решения задач способствовать формированию умений мысленно осуществлять операции (разрезание, сложение, перекраивание, поворот, параллельный перенос), тем самым способствовать развитию пространственного мышления.

Оборудование: бумага, цветные пасты, ножницы, плакат.

I этап: Ориентированный этап

Метод: объяснительно – иллюстративный.

Учитель: на доске плакат:

Схема: Задачи на разрезание

Видео:Как разрезать треугольник по двум прямым на три части, из которых можно сложить прямоугольник?Скачать

Как разрезать треугольник по двум прямым на три части, из которых можно сложить прямоугольник?

Задачи на разрезание

1)Фигуру разрезать на несколько фигур

3)Перекроить одну или несколько фигур в другую фигуру

Задача 5 треугольников разрезатьЗадача 5 треугольников разрезатьЗадача 5 треугольников разрезать

2) Сложить фигуру из заданных фигур

Среди всех задач на разрезания большую их часть составляют задачи на рациональные разрезания. Это связано с тем, что подобные разрезания легко придумать да и головоломки на них основанные не слишком простые и не слишком сложные.

Видео:Задача, которую исключили из экзамена в АмерикеСкачать

Задача, которую исключили из экзамена в Америке

Задачи на R — разрезание

Задача 5 треугольников разрезатьЗадача 5 треугольников разрезатьЗадача 5 треугольников разрезать

1) Фигуру разрезать на несколько (в основном равных) фигур

3) Перекроить одну или несколько фигур в заданную фигуру

2) Сложить фигуру из заданных (в основном равных) фигур

3.1. С использованием ступенчатого разрезания

3.2. Без использования ступенчатого разрезания

Задача 5 треугольников разрезатьЗадача 5 треугольников разрезать

Познакомимся с решением задач на каждый вид R разрезания.

II этап: Этап решения задач

Задача № 1 ( AII ): Разрежьте квадрат со стороной четыре клетки на две равные части. Найдите как можно больше способов разрезания.

Замечание: Разрезать можно только по сторонам клеток.

Задача 5 треугольников разрезатьЗадача 5 треугольников разрезатьЗадача 5 треугольников разрезать

Задача 5 треугольников разрезатьЗадача 5 треугольников разрезатьЗадача 5 треугольников разрезать

Учащиеся в тетрадях осуществляют поиск таких разрезаний, затем учитель обобщает все способы разрезаний найденные учащимися.

Задача № 2 (А II ): Разрежьте данные фигуры на две равные части.

Замечание: Разрезать можно не только по сторонам клеток, но и по диагонали.

Задача 5 треугольников разрезатьЗадача 5 треугольников разрезатьЗадача 5 треугольников разрезать

Задача 5 треугольников разрезатьЗадача 5 треугольников разрезать

Учащиеся в тетрадях осуществляют поиск таких разрезаний с помощью учителя.

Квадрат имеет много замечательных свойств. Прямые углы, равные стороны, симметричность придает ему простоту и совершенство формы. На складывание квадратов из одинаковых и различных по форме частей существует множество головоломок.

К Задача 5 треугольников разрезатьпримеру задача № 3 (Б II ): Даны четыре одинаковые детали. Составьте из них мысленно, используя каждый раз все четыре детали квадрат. Все пробы делайте на бумаге. Результаты решения оформите в виде рисунка, сделанного от руки.

Задача 5 треугольников разрезать

Разрезанная на части шахматная доска, которую надо правильно сложить – одна из популярных и известных головоломок. От того, на сколько частей доска разделена, зависит сложность сборки.

Предлагаю следующую задачу:

Задача № 4 (Б II ): Собрать шахматную доску из частей изображенных на рисунке.

Задача 5 треугольников разрезатьЗадача 5 треугольников разрезатьЗадача 5 треугольников разрезать

Задача 5 треугольников разрезатьЗадача 5 треугольников разрезать

Задача 5 треугольников разрезать

Задача №5 (В II ): Разрежьте «Кораблик» на две части так, чтобы из них можно было сложить квадрат.

Задача 5 треугольников разрезать

Задача 5 треугольников разрезать

1) разрезать на две части как на рисунке

одну из частей перевернуть (т. е. осуществить поворот)

Задача 5 треугольников разрезать

Задача № 6 (В II ): Любую из трех фигур, можно разрезать на две части, из которых нетрудно сложить квадрат. Найдите такие разрезания.

а) Задача 5 треугольников разрезатьб) Задача 5 треугольников разрезать

в) Задача 5 треугольников разрезать

поворот части 1 относительно части 2

параллельный перенос части 1 относительно части 2

поворот части 1 относительно части 2

) Задача 5 треугольников разрезатьб) Задача 5 треугольников разрезатьв) Задача 5 треугольников разрезать

Задача № 7 (В II ): Прямоугольник со сторонами 4 и 9 единиц разрезать на две равные части, сложив которые надлежащим образом, можно было бы получить квадрат.

Задача 5 треугольников разрезать

В данной задаче рекомендуют использовать ступенчатое разрезание, суть которого заключается в следующем:

разрез делается в виде ступенек, высота и ширина которых одинакова;

фигура разбивается на части и одну часть передвигаем на одну (или несколько) ступеньку вверх, поместив ее на другую часть.

Задача 5 треугольников разрезать

параллельный перенос части 1

Задача 5 треугольников разрезать

Задача № 9 (В II ): Разрезав фигуру, изображенную на рисунке, на две части сложите из них квадрат так, чтобы цветные квадратики были симметричны относительно всех осей симметрии квадрата.

Задача 5 треугольников разрезать

Задача 5 треугольников разрезать

параллельный перенос части 1

Задача 5 треугольников разрезать

Задача № 9 (В III ): Как нужно разрезать два квадрата 3 х 3 и 4 х 4, чтобы из получившихся частей можно было бы сложить один квадрат? Придумайте несколько способов. Постарайтесь обойтись как можно меньшим числом частей.

Задача 5 треугольников разрезатьЗадача 5 треугольников разрезать

1 Задача 5 треугольников разрезать

параллельный перенос частей

способ: Задача 5 треугольников разрезатьЗадача 5 треугольников разрезать Задача 5 треугольников разрезать

2 Задача 5 треугольников разрезать

параллельный перенос и поворот

способ: Задача 5 треугольников разрезатьЗадача 5 треугольников разрезать Задача 5 треугольников разрезать

параллельный перенос и поворот

Задача 5 треугольников разрезатьспособ: Задача 5 треугольников разрезатьЗадача 5 треугольников разрезать Задача 5 треугольников разрезать

4 Задача 5 треугольников разрезатьспособ: Задача 5 треугольников разрезатьЗадача 5 треугольников разрезать Задача 5 треугольников разрезать

параллельный перенос и поворот частей

Учащиеся с помощью учителя осуществляют поиск разрезаний.

III этап: Постановка домашнего задания.

Задача № 10 (А III ): Фигуру изображенную на рисунке, требуется разделить на 6 одинаковых частей, делая разрезы только по линиям сетки. Сколькими способами вам удастся это сделать?

Задача 5 треугольников разрезать

Решение: Два возможных решения.

Задача 5 треугольников разрезатьЗадача 5 треугольников разрезать

Задача № 11 (Б II ): Сложите шахматную доску из заданных частей.

Задача 5 треугольников разрезатьЗадача 5 треугольников разрезатьЗадача 5 треугольников разрезатьЗадача 5 треугольников разрезатьЗадача 5 треугольников разрезать

Задача 5 треугольников разрезатьЗадача 5 треугольников разрезатьЗадача 5 треугольников разрезатьЗадача 5 треугольников разрезатьЗадача 5 треугольников разрезать

Задача 5 треугольников разрезать

Задача № 12 (В III ): Преобразуйте прямоугольник размера 3 х 5 в прямоугольник размером 5 х 3, причем соответствующие части не должны поворачиваться.

Примечание: воспользуйтесь ступенчатым разрезанием.

Решение: (параллельный перенос)

Задача 5 треугольников разрезатьЗадача 5 треугольников разрезатьЗадача 5 треугольников разрезатьЗадача 5 треугольников разрезатьЗадача 5 треугольников разрезать

Задача № 13 (В III ): Разрежьте одним разрезом фигуру на 2 части, чтобы сложить квадрат 8 х 8.

Задача 5 треугольников разрезать

Задача 5 треугольников разрезатьЗадача 5 треугольников разрезатьЗадача 5 треугольников разрезать

поворот части 2 относительно части 1

Методические указания: Задачи на разрезание типа R одни из легких и интересных. Многие задачи на данный тип разрезания подразумевают несколько способов решения и самостоятельное решение учащимися данных задач может способствовать выявлению всех способов решения. Задачи 1, 2, 3, 6, 7, 8, 10, 12, 13 предполагают работу учащихся с изображением фигур, путем осуществления мыслительных преобразований («разрезание», сложение, поворот, параллельный перенос). Задачи 4, 5, 9, 11 предполагают работу учащихся с моделями (из бумаги), путем непосредственного разрезания фигуры ножницами и осуществлением математических преобразований (поворота, параллельного переноса) происходит поиск решения задач. Задачи 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 11, 13 – на второй тип оперирования образами, задачи 9, 10, 12 – на третий тип оперирования образами.

Занятие № 2

Тема: Разрезание типа P ( Р сдвиг параллелограмма).

Цель: Изложить суть разрезания типа Р, в процессе разбора решения задач на данный тип разрезания, при этом способствовать формированию умений мысленно осуществлять операции (разрезание, сложение, перекраивание, параллельный перенос), тем самым способствовать развитию пространственного мышления.

Оборудование: бумага, цветные пасты, ножницы, кодопозитивы.

I этап: Ориентированный этап

Метод: проблемное изложение.

Учитель ставит проблему (решить задачу № 1) и показывает ее решение.

Задача № 1 (В III ): Преобразовать параллелограмм со сторонами 3 и 5 см в новый параллелограмм с теми же углами, что и у исходного параллелограмма, одна из сторон которого равна 4 см.

Задача 5 треугольников разрезать

Задача 5 треугольников разрезать

4) Задача 5 треугольников разрезать

АВС D – параллелограмм

проводим разрез АО ВО = D К = 4;

сдвигаем часть 1 вверх (параллельный перенос) вправо вдоль линии разреза до тех пор, пока точка О не попадет на продолжение стороны DC ;

проводим разрез КА’ так, что КА’ || DC ;

и Δ АА’К вставляем в выемку, расположенную ниже точки О (параллельный перенос Δ АА’К вдоль прямой АО).

КВО D искомый параллелограмм (К D = 4)

 KDO =  ADC,  BAD =  1 +  4,

 1 =  2 и  4 =  3 – накрест лежащие при параллельных прямых.

Следовательно,  BAD =  2 +  3 =  BOC =  BKD ,  BAD =  BKD и т.д.

Задачи на Р сдвиг

Перекроить одну или несколько фигур в другую фигуру

Задача 5 треугольников разрезатьчитель:

Суть разрезания типа Р:

делаем разрез данной фигуры, который удовлетворяет требованиям задачи;

осуществляем параллельный перенос отрезанной части вдоль линии разреза до совпадения вершины отрезанной части с продолжением другой стороны исходной фигуры (параллелограмма);

делаем второй разрез параллельный стороне параллелограмма, получаем еще часть;

осуществляем параллельный перенос вновь отрезанной части вдоль линии первого разреза до совпадения вершин (вкладываем часть в выемку).

II этап: Этап решения задач

Методы: объяснительно – иллюстративный

Задача № 2 (В II ): Преобразуйте квадрат 5 х 5 в прямоугольник с шириной 3.

1) Задача 5 треугольников разрезать2) – 3) Задача 5 треугольников разрезать4) Задача 5 треугольников разрезать

разрез АО / ВО = D Т = 3

параллельный перенос ΔАВО вдоль прямой АО до тех пор пока точка О  ( DC )

разрез ТА’ / ТА’ || С D

Δ AA ’ T параллельным переносом вдоль прямой АО.

TBOD искомый прямоугольник (ТВ = 3).

Задача № 3 (В III ): Сложить из трех одинаковых квадратов один большой квадрат.

Примечание: из трех квадратов сложите прямоугольник затем примените Р сдвиг.

S пр = 1.5 * 4,5 = 6,75

Задача 5 треугольников разрезать

кв = 6,75 = Задача 5 треугольников разрезать

1) Задача 5 треугольников разрезать2) – 3) Задача 5 треугольников разрезать

4) Задача 5 треугольников разрезать

Задача № 4 (В III ): Перекроите прямоугольник 5 х 1 в квадрат

Задача 5 треугольников разрезать

римечание: сделайте разрез АВ (А W =Задача 5 треугольников разрезать), к прямоугольнику ХУВА примените Р сдвиг.

Задача 5 треугольников разрезать

1) Задача 5 треугольников разрезать

2) – 3) Задача 5 треугольников разрезать4) Задача 5 треугольников разрезать5) Задача 5 треугольников разрезать

УС = Задача 5 треугольников разрезать;

параллельный перенос ΔХУС вдоль ХС;

разрез Х’К / КХ’ ||АВ;

параллельный перенос ΔХХ’К вдоль ХС;

прямоугольник КУСА помещаем на прямоугольник ABZW ;

A УС W – искомый квадрат.

Задача № 5 (В III ): Преобразуйте русское Н в квадрат.

Примечание: сделайте разрез как показано на рисунке, из полученных частей сложите прямоугольник.

Задача 5 треугольников разрезать

Задача 5 треугольников разрезать

Задача 5 треугольников разрезатьЗадача 5 треугольников разрезать

Задача № 6 ( BIII ): Треугольник преобразуйте в трапецию.

Примечание: сделайте разрез как на рисунке.

Задача 5 треугольников разрезать

Задача 5 треугольников разрезатьЗадача 5 треугольников разрезать

Задача 5 треугольников разрезать

поворот части 1;

ΔАВС параллельным переносом вдоль АВ до тех пор пока точка В  ( FM )

разрез ОР / ОР || FM ;

ΔАОР параллельным переносом вдоль АВ. Точка Р совпадает с точкой В;

OFBC искомая трапеция.

Задача № 7 (В III ): Из трех равных греческих крестов сделать один квадрат.

Задача 5 треугольников разрезатьЗадача 5 треугольников разрезатьЗадача 5 треугольников разрезать

Задача 5 треугольников разрезатьЗадача 5 треугольников разрезатьЗадача 5 треугольников разрезать

III этап: Постановка домашнего задания

Задача № 8 (В III ): Преобразовать букву Т в квадрат.

Примечание: Сначала из буквы т перекроите прямоугольник.

Решение: S т = 6 (ед 2 ), S кв = (Задача 5 треугольников разрезать) 2

Задача 5 треугольников разрезать Задача 5 треугольников разрезатьповорот Задача 5 треугольников разрезать

Задача 5 треугольников разрезать Задача 5 треугольников разрезать

композиция параллельных переносов

Задача 5 треугольников разрезать

МВ = КС = Задача 5 треугольников разрезать

Задача № 9 (В III ): Перекроите изображенный на рисунке флаг в квадрат.

Примечание: Сначала флаг преобразуйте в прямоугольник

Задача 5 треугольников разрезать Задача 5 треугольников разрезатьповорот Задача 5 треугольников разрезать

S фл = 6,75 АВ = С D = Задача 5 треугольников разрезатьS кв = (Задача 5 треугольников разрезать) 2

Задача 5 треугольников разрезать Задача 5 треугольников разрезать

Задача 5 треугольников разрезать

Методические указания: При знакомстве учащихся с задачами на разрезание типа Р, суть данного типа разрезания мы рекомендуем излагать при решении конкретной задачи. Решения задач мы советуем сначала осуществлять на моделях (из бумаги), непосредственным разрезанием фигур ножницами и совершением параллельного переноса, а затем в процесс решения задач от моделей фигур переходить к работе с изображением геометрических фигур, путем осуществления мыслительных преобразований (разрезание, параллельный перенос).

Занятие № 3

Тема: Разрезание типа Q ( Q – сдвиг четырехугольника).

Цель: Изложим суть разрезания типа Q , в процессе решения задач на данный тип разрезания, при этом способствовать формированию умений мысленно осуществлять операции (разрезание, сложение, центральная симметрия, поворот, параллельный перенос), тем самым способствовать развитию пространственного мышления.

Оборудование: бумага, цветные пасты, ножницы.

I этап: Ориентированный этап

Метод: проблемное изложение.

Учитель ставит перед учащимися проблему (решить задачу № 1) и показывает решение.

Задача № 1 ( BIII ): Данный четырехугольник преобразуйте в новый четырехугольник.

Задача 5 треугольников разрезать

Задача 5 треугольников разрезатьЗадача 5 треугольников разрезать

проводим разрез НР так, что ВН = МН, PF = DF ;

проводим разрез МЕ / МЕ || ВС;

проводим разрез РТ / РТ || AD ;

Δ 3 и Δ 1 поворачиваем по часовой стрелке относительно части 2;

Часть 1 параллельным переносом по прямой HF до тех пор пока точка Т  АР;

АМСР искомый четырехугольник (со стороной СР и АМ (в условии могут быть заданы)).

Задача № 2 (В III ): Преобразовать четырехугольник в новый четырехугольник (длинный четырехугольник).

Задача 5 треугольников разрезать

Задача 5 треугольников разрезатьЗадача 5 треугольников разрезатьЗадача 5 треугольников разрезать

(поворот части 1 относительно точки О пока УО совпадет с АО);

(поворот части (1 – 2) относительно точки Т пока ВТ не совпадет с WT );

XAZW искомый четырехугольник.

В задачах с использованием Q разрезаний делаются разрезы и отрезанные части подвергаются преобразованию поворота.

Задачи на Q разрезание

Задача 5 треугольников разрезать

преобразовать данную фигуру (четырехугольник) в другую фигуру (четырехугольник)

Во многих задачах элементы Q сдвига используются при преобразовании треугольника в какой-либо четырехугольник или наоборот (треугольник как «четырехугольник», одна из сторон которого имеет нулевую длину).

II этап: Этап решения задач

Задача № 3 (В II ): От треугольника отрезан маленький треугольник, как показано на рисунке. Переложи маленький треугольник так, чтобы получился параллелограмм.

Задача 5 треугольников разрезатьЗадача 5 треугольников разрезать

Поворот части 1 относительно точки Р пока КР совпадет с МР.

АОО’М – искомый параллелограмм.

Задача № 4 ( BII , BIII ): Какие из данных треугольников можно превратить в прямоугольники, сделав один (два) разрез и переложив полученные части?

1) Задача 5 треугольников разрезать2) Задача 5 треугольников разрезать3) Задача 5 треугольников разрезать4) Задача 5 треугольников разрезать

5) Задача 5 треугольников разрезать

1) Задача 5 треугольников разрезать Задача 5 треугольников разрезать

5) Задача 5 треугольников разрезать Задача 5 треугольников разрезать

1), 5) один разрез (разрез – средняя линия треугольника)

2) Задача 5 треугольников разрезать Задача 5 треугольников разрезать

3) Задача 5 треугольников разрезать Задача 5 треугольников разрезать

4) Задача 5 треугольников разрезать Задача 5 треугольников разрезать

2), 3), 4) два разреза (1-ый разрез – средняя линия , 2-ой разрез – высота из вершины треугольника).

Задача № 5 (В II ): перестройте трапецию в треугольник.

Задача 5 треугольников разрезать

Задача 5 треугольников разрезатьЗадача 5 треугольников разрезатьЗадача 5 треугольников разрезать

разрез КС (АК = КВ)

поворот ΔКВС вокруг точки К так, чтобы отрезки КВ и КА совместились.

Δ FCD искомый треугольник.

Задача № 6 (В III ): Как разбить трапецию на фигуры, из которых можно составить прямоугольник?

Задача 5 треугольников разрезать

Задача 5 треугольников разрезать

Задача 5 треугольников разрезать

1) разрез ОР (АО = ОВ, ОР┴А D )

2) разрез TF ( CT = TD , TF ┴ AD )

поворот части 1 относительно точки О так, чтобы АО и ВО совместились.

Поворот части 2 относительно точки Т так, чтобы DT и СТ совместились.

III этап: постановка домашнего задания.

Задача № 7 (В III ): преобразуйте произвольный треугольник в прямоугольный треугольник.

1) сначала преобразуйте произвольный треугольник в прямоугольник.

2) прямоугольник в прямоугольный треугольник.

Задача 5 треугольников разрезатьЗадача 5 треугольников разрезать Задача 5 треугольников разрезатьповорот Задача 5 треугольников разрезать

Задача 5 треугольников разрезать

Задача № 8 (В II ): Произвольный параллелограмм преобразуйте в треугольник, сделав лишь один разрез.

Задача 5 треугольников разрезать Задача 5 треугольников разрезатьповорот

Задача 5 треугольников разрезать

Поворот части 2 вокруг точки О на 180º (центр симметрии)

Методические указания: Изложение сути Q разрезания мы рекомендуем

осуществлять в процессе решения конкретных задач. Основными математическими преобразованиями, которыми пользуются в решении задач на данный тип разрезания являются: поворот (в частности центральная симметрия, параллельный перенос). Задачи 1, 2, 7 – на практические действия с моделями геометрических фигур, в задачах 3, 4, 5, 6, 8 подразумевается работа с изображением геометрических фигур. Задачи 3, 4, 5, 8 – на второй тип оперирования образами, задачи 1, 2, 4, 6, 7 – на третий тип оперирования образами.

Тема: Разрезание типа S .

Цель: Изложить суть разрезания типа S , в процессе решения задач на данный тип разрезания, при этом способствовать формированию умений мысленно осуществлять операции (разрезание, сложение, перекрывание, поворот, параллельный перенос, центральная симметрия), тем самым способствовать развитию пространственного мышления.

Оборудование: бумага, цветные пасты, ножницы, кодопозитивы.

I этап: Ориентированный этап.

Задача № 1 (В II ): как перекроить параллелограмм, стороны которого 3,5 см и 5 см, в параллелограмм со сторонами 3,5 см и 5,5 см, сделав лишь один «разрез»?

Задача 5 треугольников разрезать

Задача 5 треугольников разрезать

Задача 5 треугольников разрезать

1) проведем отрезок (разрез) СО = 5,5 см, параллелограмм разбили на две части.

2) треугольник СОМ прикладываем к противоположной стороне параллелограмма АК. (т. е. параллельный перенос ∆ СОМ на отрезок СА в направлении СА).

3) САОО` искомый параллелограмм (СО = 5,5 см, СА = 3,5 см).

Задача № 1 (В III ): покажите как можно разрезать квадрат на 3 части, чтобы из них можно было сложить прямоугольник, у которого одна из сторон вдвое больше другой.

Задача 5 треугольников разрезатьЗадача 5 треугольников разрезать

Постройте квадрат ABCD

проведем диагональ АС

проведем половину диагонали BD отрезок OD ( OD ┴ AC ), OD = ½ AC . Постройте из полученных 3-ех частей прямоугольник (длиной АС, шириной AD

осуществите параллельный перенос частей 1 и 2. часть 1 (∆1) в направлении D А, ∆2 в направлении АВ на отрезок АВ.

АОО`С искомый прямоугольник (со сторонами АС, ОА = ½ АС).

Учитель: Мы рассмотрели с вами решение 2-х задач, тип разрезания используемый в решении данных задач носит образное название S -разрезание.

S -разрезание – это в основном преобразование какого-то одного параллелограмма в другой параллелограмм.

Суть данного разрезания в следующем:

проводим разрез, равный по длине стороне требуемого параллелограмма;

осуществляем параллельный перенос отрезанной части до совпадения равных противоположных сторон параллелограмма (т.е. прикладываем отрезанную часть к противоположной стороне параллелограмма)

В зависимости от требования задачи будет зависеть и количество разрезов.

Рассмотрим следующие задачи:

Задача №3 ( BII ): разделите параллелограмм на две части, из которых можно сложить прямоугольник.

Начертим произвольный параллелограмм.

Задача 5 треугольников разрезатьЗадача 5 треугольников разрезать

из точки В опустим высоту ВН (ВН┴ AD )

осуществим параллельный перенос ∆ АВН на отрезок ВС в направлении ВС.

Сделайте чертеж полученного прямоугольника.

Задача№4 ( BIII ): Стороны параллелограмма 3 и 4см. Превратите его в параллелограмм со сторонами 3,5см, сделав два разреза.

Задача 5 треугольников разрезать

1) Задача 5 треугольников разрезать

Задача 5 треугольников разрезать

2) Задача 5 треугольников разрезать

Задача 5 треугольников разрезать

В общем случае S -разрезание основано на методе наложения полосок, которые позволяют решить задачу о преобразовании любых многоугольников.

В выше изложенных задачах, в связи с их легкостью, мы обошлись без метода наложения полосок, хотя все эти решения могут быть получены именно с помощью данного метода. Но в более сложных задачах без полосок не обойтись.

Кратко метод наложения полосок сводится к следующему:

1) Разрежьте (в этом есть необходимость) каждый многоугольник (многоугольник, который преобразовывают и многоугольник, в который надо преобразовать исходный многоугольник) на части, из которых можно сложить две полоски.

2) Наложите полоски друг на друга под подходящим углом, при этом края одной из них всегда должны быть расположены одинаково по отношению к элементам другой полоски.

3) При этом все линии, расположенные в общей части 2-х полосок, покажут места нужных разрезов.

Буква S , используется в термине « S -разрезание», происходит от английского Strip – полоска.

II этап: Этап решения задач

Убедимся на примере задачи 3, что метод наложения полосок дает искомое решение.

Задача № 3 (В II ): Разделите параллелограмм на две части, из которых можно сложить прямоугольник.

1) Задача 5 треугольников разрезать

2) Задача 5 треугольников разрезать

3) Задача 5 треугольников разрезать

1) получим полосу из параллелограмма

2) полосы из прямоугольников

3) наложим полосу 2 на полосу 1, так как показано на рисунке 3

4) получаем требуемое задачи.

Задача № 5 ( BIII ): В равнобедренном треугольнике отмечены середины боковых сторон и их проекции на основание. Через отмеченные точки проведены две прямые. Покажите, что из полученных частей можно сложить ромб.

Задача 5 треугольников разрезатьЗадача 5 треугольников разрезатьЗадача 5 треугольников разрезать

часть2, 3 – поворот вокруг точки

часть 4 – параллельный перенос

В данной задаче разрезание треугольников уже указано, можем убедиться, что это S -разрезание.

Задача 5 треугольников разрезать

Задача № 6 ( BIII ): Преобразуйте три греческих креста в квадрат (используя полоски).

Задача 5 треугольников разрезатьЗадача 5 треугольников разрезатьЗадача 5 треугольников разрезать

1) Задача 5 треугольников разрезать

Задача 5 треугольников разрезать

Задача 5 треугольников разрезать

разрежем данные кресты так, чтобы из них сложить элемент полоски;

S крестов = 5 х 3 = 15

S кв = 15 (Задача 5 треугольников разрезать) 2 сторона квадрата Задача 5 треугольников разрезатьАВ = Задача 5 треугольников разрезать, ВС = Задача 5 треугольников разрезать

Налагаем полоску из квадратов на полоску из крестов так чтобы точка А и точка С принадлежали краям полоски из крестов.

∆АВН = ∆С D В, следовательно, квадрат состоит из ∆АВС и ∆АВМ.

III этап: Постановка домашнего задания

Задача № 7 (В III ): Данный прямоугольник преобразуйте в другой прямоугольник, стороны которого отличны от сторон исходного прямоугольника.

Примечание: Посмотрите решение задачи 4.

Задача 5 треугольников разрезать

Задача 5 треугольников разрезать

разрез АО (АО – ширина требуемого прямоугольника);

разрез DP / DP  AO ( DP – длина требуемого прямоугольника);

параллельный перенос ∆АВО в направлении ВС на отрезок ВС;

параллельный перенос ∆А PD на отрезок АО в направлении АО;

PFED требуемый прямоугольник.

Задача № 8 ( BIII ): Правильный треугольник разбит на части отрезком, из данных частей сложите квадрат.

Примечание: Можете убедиться с помощью наложения полосок, что это S разрезание.

Задача 5 треугольников разрезатьЗадача 5 треугольников разрезатьЗадача 5 треугольников разрезать

Задача 5 треугольников разрезать

поворот части 2 вокруг точки О;

поворот части 3 вокруг точки С;

параллельный перенос части 4

Дополнительная задача № 9 ( BII ): Разрежьте параллелограмм по прямой проходящей через его центр, так чтобы из полученных двух кусков можно было сложить ромб.

Задача 5 треугольников разрезать

Задача 5 треугольников разрезать

часть 1 параллельным переносом на ВС отрезок в направлении ВС ( CD и АВ совмещаются).

Методические указания: S – разрезание – один из наиболее сложных типов разрезания. Мы рекомендуем излагать суть данного разрезания на конкретных задачах. На занятиях по решению задач на S – разрезание мы рекомендуем использовать задачи, в которых разрезания фигур даны и необходимо из полученных частей сложить требуемую фигуру, это объясняется сложностью самостоятельного осуществления учащимися метода наложения полосок, который составляет суть S – разрезания. При этом учитель на более доступных для учащихся задачах (например, на задачах 3, 5, 8) может показать, как метод наложения полосок позволяет получить разрезания, данные в условиях задач. Задачи 4, 5, 6, 8, 9 – на практические действия с моделями геометрических фигур, задачи 1, 2, 3, 7 – на работу с изображением геометрических фигур. Задачи 1, 3, 9 – на второй тип оперирования образами, задачи 2, 4, 5, 6, 7, 8 – на третий тип оперирования образами.

Занятие № 5

Тема: Разрезание типа Т.

Цель: Изложить суть разрезания типа S , в процессе разбора решения задач на данный тип разрезания, при этом способствовать формированию умений мысленно осуществлять операции (разрезание, сложение, поворот, параллельный перенос), тем самым способствовать развитию пространственного мышления.

Оборудование: бумага, цветные пасты, ножницы, цветные пасты, кодопозитивы.

I этап: Ориентированный этап

Учитель: Использование для решения задач Т – разрезания подразумевает составление мозаики, и их последующее наложение. Полоски используемые в S – разрезании могут быть получены из мозаики. Следовательно, метод наложения мозаики обобщает метод полосок.

Рассмотрим суть Т – разрезания на примере решения задач.

Задача № 1 ( BIII ): Преобразовать греческий крест в квадрат.

1) первый шаг состоит в том, чтобы исходный многоугольник преобразовать в элемент мозаики (и в этом есть необходимость);

2) из данных элементов составляем мозаику № 1 (составляем мозаику из греческих крестов);

Задача 5 треугольников разрезать

3) из многоугольника, который требуется составить составляем мозаику № 2 (составляем мозаику из квадратов).

S кв = (Задача 5 треугольников разрезать) 2 , сторона квадрата = Задача 5 треугольников разрезать.

Задача 5 треугольников разрезать

4) накладываем мозаику № 2 на мозаику № 1 , так чтобы центры мозаик совпадали (накладываем мозаику из квадратов на мозаику из крестов, так чтобы центры крестов совпали с вершинами квадратов).

Задача 5 треугольников разрезать

5) все линии расположенные в общей части двух мозаик покажут места нужных разрезов.

Задача 5 треугольников разрезатьЗадача 5 треугольников разрезатьЗадача 5 треугольников разрезать

II этап: Этап решения задач

Метод: частично — поисковый

Задача № 2 ( BIII ): Греческий крест разрезан на три части, сложите из этих частей прямоугольник.

Примечание: можем убедиться, что данное разрезание есть разрезание типа Т.

Задача 5 треугольников разрезатьЗадача 5 треугольников разрезать

поворот части 1 вокруг точки О;

поворот части 2 вокруг точки А.

Задача 5 треугольников разрезать

Задача № 3 ( BIII ): Выпуклый четырехугольник разрежем по двум прямым, соединяющим середины противоположных сторон. Покажите, что из полученных четырех кусков всегда можно сложить параллелограмм.

Задача 5 треугольников разрезатьЗадача 5 треугольников разрезать

часть 2 поворот вокруг точки О (или центр симметрии) на 180 ;

часть 3 поворот вокруг точки С (или центр симметрии) на 180 ;

часть 1 – параллельный перенос.

Покажем мозаику, из которой данное разрезание получено.

Задача 5 треугольников разрезать

Задача № 4 ( BIII ): Три одинаковых треугольника разрезали по разным медианам. Сложите из шести полученных кусков один треугольник.

Задача 5 треугольников разрезатьЗадача 5 треугольников разрезатьЗадача 5 треугольников разрезать

1) из данных треугольников составляем треугольники как на рисунке 1 (центральная симметрия);

2)составляем из трех новых треугольников другой треугольник (равные стороны совпадают).

Задача 5 треугольников разрезать

Покажем, как данные разрезы получились, пользуясь мозаиками.

Задача 5 треугольников разрезать

Задача № 5 ( BIII ): Греческий крест разрезали на части, составить из этих частей прямоугольный равнобедренный треугольник.

Задача 5 треугольников разрезатьЗадача 5 треугольников разрезатьЗадача 5 треугольников разрезать

часть 1 центральная симметрия;

часть 3 центральная симметрия;

части 3 и 4 – поворот.

Задача 5 треугольников разрезать

Задача № 6 ( BIII ): Данную фигуру перекроите в квадрат.

Задача 5 треугольников разрезать

Задача 5 треугольников разрезать

часть 1 поворот вокруг точки О;

часть 3 поворот на 90 вокруг точки А.

Задача 5 треугольников разрезать

Задача № 7 ( BIII ): Греческий крест перекроите в параллелограмм (разрезы даны).

Задача 5 треугольников разрезатьЗадача 5 треугольников разрезатьЗадача 5 треугольников разрезать

часть 2 – параллельный перенос относительно части 1;

часть 3 параллельный перенос по линии разреза.

III этап: Постановка домашнего задания.

Задача № 8 ( BIII ): Два одинаковых бумажных выпуклых четырехугольника разрезами: первый – по одной из диагоналей, а второй – по другой диагонали. Докажите, что из полученных частей можно сложить параллелограмм.

Задача 5 треугольников разрезатьЗадача 5 треугольников разрезать

Решение: композиция поворотов.

Задача 5 треугольников разрезать

Задача № 9 ( BIII ): Из двух одинаковых греческих крестов сложите квадрат.

Задача 5 треугольников разрезатьЗадача 5 треугольников разрезать

Задача 5 треугольников разрезать

Задача 5 треугольников разрезать

Методические указания: Т – разрезание – наиболее сложный тип разрезания, образующий разрезания типа S . Суть Т – разрезания рекомендуем излагать в процессе решения задач. Из-за сложности реализации для учащихся метода наложения мозаик, составляющего суть Т – разрезания, на занятиях мы советуем использовать задачи, в условиях которых заданы разрезания и требуется из полученных частей фигуры с помощью математических преобразований (поворота, параллельного переноса) получить искомую фигуру. При этом на более доступных для учащихся задачах учитель может показать способ получения данных разрезаний, с помощью метода наложения мозаик. Задачи, предложенные на занятии № 5, на третий тип оперирования образами и предполагает работу учащихся с моделями геометрических фигур, путем осуществления поворота и параллельного переноса.

🌟 Видео

Задача, которую боятсяСкачать

Задача, которую боятся

ТРИ ПРИЗНАКА РАВЕНСТВА ТРЕУГОЛЬНИКОВ НА ЕГЭ #shorts #математика #егэ #огэ #профильныйегэ #геометрияСкачать

ТРИ ПРИЗНАКА РАВЕНСТВА ТРЕУГОЛЬНИКОВ НА ЕГЭ #shorts #математика #егэ #огэ #профильныйегэ #геометрия

Площадь треугольника. Как найти площадь треугольника?Скачать

Площадь треугольника. Как найти площадь треугольника?

Разрезать фигуру на равные части #математика #геометрия #логика #репетиторСкачать

Разрезать фигуру на равные части #математика #геометрия #логика #репетитор

Жестокая задача о равнобедренных треугольникахСкачать

Жестокая задача о равнобедренных треугольниках

9 класс, 15 урок, Решение треугольниковСкачать

9 класс, 15 урок, Решение треугольников

Как это решить?Скачать

Как это решить?

7 класс, 15 урок, Первый признак равенства треугольниковСкачать

7 класс, 15 урок, Первый признак равенства треугольников

7 класс Атанасян. Вся геометрия за 100 минут. Треугольник, окружность, задачи на построениеСкачать

7 класс Атанасян. Вся геометрия за 100 минут. Треугольник, окружность, задачи на построение

Задача про соотношение сторон. Геометрия 7 класс.Скачать

Задача про соотношение сторон. Геометрия 7 класс.

Математика. 5 класс. Задачи на разрезание и складывание фигур /14.05.2021/Скачать

Математика. 5 класс. Задачи на разрезание и складывание фигур /14.05.2021/

Загадка разрезать апельсин на 4 части, чтобы получилось 5 корокСкачать

Загадка разрезать апельсин на 4 части, чтобы получилось 5 корок

Задача, которой русские школьники мучали американскихСкачать

Задача, которой русские школьники мучали американских

Запомни: все формулы для площади треугольникаСкачать

Запомни: все формулы для площади треугольника
Поделиться или сохранить к себе: