В 2000 г. пришло понимание, что данный «Химический треугольник» несет в себе черты качественно новой — химической системы, объединяющей химические соединения (химические вещества) в единое целое [18, 41]. Ведь в отличие от Периодической системы атомов Д.И. Менделеева, объединившей атомы (физические соединения элементарных частиц), «Химический треугольник» впервые объединил базовые гомо- (простые вещества) и гете- роядерные (сложные вещества) органические и неорганические химические соединения в единое целое — химическую систему. Причем в зависимости от соотношения химических компонент связи элементов, образующих данное химическое вещество (рис. 5.2-5.5) оно имеет конкретное место в этой системе подобно атомам, находящимся в соответствующей клеточке Периодической системы атомов Д.И. Менделеева. Рассмотрим эволюцию развития и совершенствования данной системы с 1992 по 2005 гг.
Сформулируем принципиальные отличия в развитии и использовании подходов, развиваемых авторами ранее и в настоящем разделе, от отмеченных выше работ Гримма и других авторов. Они заключаются:
- 1 — в обосновании необходимости изображения перехода от одного предельного типа химической связи к другому в ряду М-К-И в виде «Химического треугольника» (XT), а не «Тетраэдра» или прямой «Линии», ввиду двух основных причин. Первая связана со спецификой химического взаимодействия (характеризуемого по Гайтлеру межъядерным обменом обобществленными электронами) в отличие от физического — ван-дер-ваальсового (в котором он отсутствует). Вторая причина связана с необходимостью учета в химической связи соединения и в тонкой структуре материалов на их основе (типа интерметаллидов) тройного метало-ковалентно- ионного смешанного типа межъядерного взаимодействия элементов;
- 2 — в комплексном обосновании возможности проведения качественной и практической реализации количественной оценки перехода различных типов связи в ряду М-К-И на основе анализа в XT изменения СОЭ и соответствующих компонент в гомо- (Ск и См) и гетероядерном (Ск , См и Си) взаимодействии элементов тонкой структуры химического соединения и материала на его основе. Определением конкретного положения связи и основных исходных классов, типов и групп металлических и неметаллических веществ на сторонах или площади XT, в отличие от ранее проведенных попыток, где это не было сделано вообще, либо проведено на интуитивном (без расчета С к , См и Си) уровне с соответствующими ошибками;
- 3 — в раскрытии методологических возможностей практического использования XT для:
- ? объединения и систематизации химических веществ и материалов на фундаментальной химической основе независимо от специфики их химической природы (металлические и неметаллические, органические и неорганические, и т.д.);
- ? прогнозирования их строения и свойств (включая агрегатное состояние) в рамках единой Системы химических связей, исходных соединений (СХСС), веществ и базовых (исходных) материалов на их основе.
В качестве фундаментальной основы, позволяющей объединить всё многообразие химических соединений в единую систему химических связей и соединений (СХСС), нами положены принципы фундаментальной индивидуальности (в смысле отличия от физических типов связи) и лабильности химической связи, которые подробно раскрыты в главе 4 настоящего учебника.
В вершинах «Химического треугольника» (рис. 5.2-5.5) авторы настоящего учебника поместили три предельных типа химических связей и соединений, а на сторонах и площади расположены примеры конкретных промежуточных типов гомо- и гетероядерных связей и соединений на их основе, иллюстрирующие закономерность перехода от предельных металлических к ковалентным и далее к ионным типам химических связей и соединений. На площади XT в качестве примера соединения с тройным типом связи приведено интерметаллическое соединение Mg3Sb2 (рис. 5.2 и 5.3). Возможность построения левой стороны «Химического треугольника» с размещением на ней в конкретных точках реальных гомоядерных химических связей и соединений была обеспечена только в результате разработанной нами в 1991-92 гг. методики количественной оценки соотношения степеней ковалентности и металличности для гомоядерных связей и соединений (см. раздел 4.3.1.2). Положение гетеросоединений на правой стороне XT вначале определялось по формуле (4.15) Л. Полинга.
Позднее было переосмыслено и уточнено качественное существо такой интегральной характеристики как СОЭ, закономерно объединяющей и одновременно разъединяющей все многообразие соединений химического уровня организации вещественной материи. Сейчас СОЭ опирается на фундаментальные взгляды классической химии и квантово-механической теории, раскрывающей специфику волновых свойств валентных (обобществленных) электронов, и рассматривает химическую связь, как универсальное явление наложения друг на друга ковалентного, металлического и ионного состояний обобществленных электронов (интеграл перекрывания). Причем две компоненты, характеризующие природу химического взаимодействия (см. выше): обменная и электростатическая (соответственно, обменный и кулоновский интегралы) определяют через СОЭ специфику равновесия локализации — делокализации обобществленной электронной плотности в межъядерном пространстве в интервале 100 >СОЭ >0 (в%). Они же обеспечивают в итоге принципиальную возможность характеристики любого промежуточного (смешанного) типа химической связи и соединения в целом.
Целесообразность графического представления этой системы, закономерно связывающей предельные и промежуточные типы химических связей и соединений (в единую систему химических связей и соединений — СХСС) в виде «Химического треугольника» (XT), а не прямой линии объясняется:
- ? существованием (в рамках существующих на сегодня моделей) трех предельных типов химических связей и соединений;
- ? необходимостью последовательного их расположения (в соответствии с изменением СОЭ) в ряду: металлические (М), ковалентные (К), ионные (И) и наоборот. Ведь еще Л. Полинг отмечал, что «можно провести систематизацию веществ по типу связи, начиная от чисто ионной через ковалентную к металлической». То есть не имеет смысла говорить о прямом или обратном металло-ионном переходе и о соответствующих химических связях и соединениях (поэтому нижняя сторона треугольника нами всегда изображалась либо вогнутой, либо пунктирной линией);
- ? необходимостью оценки смешанных связей не только с двойным типом (например, металло-ковалентным), но и более сложным тройным типом (например, ионно-ковалентно-металлическим в интерметаллическом соединении типа Mg3Sb2 (смотри рис. 5.2-5.5).
На рисунке 5.4 приведен развернутый вариант «Химического треугольника» 2002 г., который более наглядно демонстрирует черты Системы химических связей и соединений, чем варианты, представленные на рисунках 5.2 и 5.3. Появление дополнительных левых и правых сторон XT позволяет развернуть его и более полно продемонстрировать местоположение различных классов веществ и материалов.
На рис. 5.5 приведен вариант «Химического треугольника» 2005 г., который является более точным, чем вариант, представленный на рис. 5.4. Это связано с тем, что в нем впервые уточнены соотношения компонент гетеро- ядерных связей Э-О, Э-N и т.д. с определением доли металличности [42], в отличие от методики Л. Полинга, не учитывающей эту компоненту связи. В результате, положение этих гетероядерных связей и соединений в СХСС также несколько изменилось. Например, из сравнения рис. 5.4 и 5.5 следует, что для связи О-Н (в оксиде водорода, или воде) ковалентность (Ск) понизилась с 70% до 54% за счет дополнительного учета в ней металличности (См). Так же изменились и соотношения связей и в углеводородах, оксидах, карбидах и т.д. (рис. 5.4 и 5.5). Это практически очень важно, так как, например, без количественного учета металлической компоненты связи невозможно объяснить появление типичных металлических свойств (электропроводность и т.д.) у интерметаллидов и прогнозировать структуру и свойства материалов на основе бинарных и других соединений. В результате гетероядерные химические соединения и материалы на их основе должны располагаться на площади XT (см. рис. 5.5), а не на его правой стороне, как изображалось ранее (рис. 5.2 и 5.3). Поэтому в варианте 2005 г. (рис. 5.5) изображение правой стороны XT представлено пунктирной линией в силу причин, изложенных выше.
Кроме того, в варианте XT 2005 г. (рис. 5.5) вершина М (подобно вершине И) также отсутствует, так как степень металличности (См) гомосвязи (подобно Си) также не может быть равна 100%. Ведь, при См, приближающейся к или равной 100%, связь становится такой предельно делокализованной и энергетически слабой, что вещество переходит в плазмоподобное состояние, где атомные остовы вещества реально уже не связываются химическим (хотя бы частично локализованным, ковалентным) взаимодействием. Это подтверждается и тем, что наиболее химически выраженным типом связи является преимущественно ковалентная, которую открыл Льюис, назвавший ее чисто химической связью. И именно поэтому на рис. 5.4. начало химии помечено стрелкой, направленной на вершину К, соответствующую предельной 100% ковалентности гомо- и гетероядерной связи.
В области вершины К находятся минимальные по молекулярной массе биядерные соединения, типа F2 и N0, связи в которых ввиду максимальной Ск характеризуются и предельной насыщаемостью, не позволяющей им присоединить более одного элемента (КЧ = 1). А металлическая и ионная компоненты лишь в большей или меньшей степени ее «разбавляют» по мере перехода в XT от вершины К (Ск= 100%) к вершинам М и И в процессе наложения этих компонент на ковалентную компоненту.
Рис. 5.4. «Химический треугольник» единства и различия химических связей и веществ как единая система химических связей и соединений (СХСС), веществ и материалов на их основе © Сироткин О.С., 2002
Это приводит к постепенному вырождению такого свойства ковалентной связи как насыщаемость, что в начале демонстрируется ростом координационных чисел элементов молекулярных веществ, а затем при переходе границы 50/50% (рис. 5.2-5.5) и окончательной утрате этого свойства у металлических и ионных соединений. Поэтому Ск не может быть равна 0, так как это означает фактическую ликвидацию химического взаимодействия между атомными остовами и превращение химической связи в чисто физическую связь, в которой нет места обменному взаимодействию между ядрами и обобществленными электронами, а степень обобществления электронов (СОЭ) становится равной 0%.
Влияние химической связи (через соотношение двух или трех ее компонент) на местоположение исходных, или начальных, базовых, классов (IJI), типов (молекулярных — дискретных и немолекулярных — непрерывных), и групп химических соединений (ХС) в единой системе (СХСС) в виде «Химического треугольника», а также основные уровни их периодичности приведены на рис. 5.4 и 5.5. В результате, в вершине К «Химического треугольника» (рис. 5.4 и 5.5) располагаются ковалентные химические соединения, характеризующиеся предельным (100%) значением ковалентности (К), а ближе к вершинам М и И химические связи и соединения с максимальной, но не предельной (100%) металличностью (М) и ионностью (И), которые закономерно различаются значениями СОЭ (соответственно 100, 50 и 0%, которые указаны на рис 5.3 и 5.4). В скобках на левой и правой сторонах XT и дополнительных осях указаны степени ковалентности соответствующих гомо- и гетеросвязей.
Таким образом, на левой стороне XT лежат гомоядерные смешанные ковалентно-металлические (КМ) и металло-ковалентные (МК) химические связи и соединения, а на площади XT располагаются смешанные типы химических связей и соединений с тройным типом химического взаимодействия — ИКМ, КИМ, МИК, ИМК, МКИ и КМИ. Данная аббревиатура предполагает наличие двух (К и М) или трех (К, М и И) компонент в гомо- и гетероядерных связях, а последовательность их расположения определяется возрастанием вклада каждой из компонент.
Например, аббревиатура МК свидетельствует о том, что мы имеем дело с гомоядерной связью и соединением, в которых ковалентная компонента связи преобладает над металлической, обеспечивая способность данного вещества к образованию молекул, т.е. химических соединений дискретного (ХСД) молекулярного типа (СЬ и т.д.) или полимерного тела (алмаз и т.д.) постоянного состава (дальтонид) ). Аббревиатура КМ свидетельствует, что в данном гомосоединении металличность связи преобладает над ее ковалентностью и мы имеем дело с химическим соединением непрерывного (ХСН) немолекулярного типа (бертоллид) металлической группы химических соединений на основе (Э’)м.
Рис. 5.5. «Химический треугольник» как единая система химических связей и соединений (СХСС), веществ, металлических и неметаллических материалов на их основе © Сироткин О.С., 2005
Таким образом, в рамках СХСС (рис. 5.5) на основе единых химических характеристик впервые стало возможным создание универсальной классификации химических соединений с разделением их на разных уровнях:
- ? гомо- и гетероядерные классы (I, II);
- ? химические соединения дискретного (ХСД) — молекулярного типа (дальтониды) и надмолекулярные ассоциаты и агрегаты на их основе (ХХСД, где ХСД > 2); в том числе, ковалентные группы химических соединений, в виде Э’г и Э’Э» — гомо- и гетероядерных низко- или мономолекулярных (1а, Па и На’), а также [Э 1 — Э’]п и [Э’ — Э»]п — гомо- и гетероядерных олиго-, высоко (макро) молекулярных (lb, НЬ и ПЬ’) на основе ковалентных связей;
- ? химические соединения непрерывного (ХСН) — немолекулярного типа (бертоллиды) , в том числе, металлические группы химических соединений на основе (Э’)м — гомоядерных (1с — чистые металлы) и (Э’Э»)м — гетероядерных (Нс’ — сплавы) металлических связей, а также, ионные группы химических соединений, на основе (Э’Э»)и гетероядерных ионных связей (Пс).
- ? различные варианты молекулярных (ХСД) и немолекулярных (ХСН) химических соединений с тройным промежуточным (ИМК) типом связи. Например, гетероядерная связь Mg — Sb в интерметаллиде Mg3Sb2 (На’, ПЬ’ и Пс’). Строго говоря, вероятность нахождения химических связей и соединений в области (На, Пв и Нс) на правой стороне XT минимальна, так как это возможно лишь в случае полного отсутствия в гетероядерной связи металлической компоненты. Однако существование ИК или КИ связей более реально, в отличие от связей МИ или ИМ смешанного типа, так как в соответствии с единой моделью химической связи (глава 4) последних (нижняя сторона XT на рис. 5.2-5.5 отсутствует) не может быть в принципе. Но и число связей и соединений, находящихся непосредственно на правой стороне XT, также стремится к нулю или фактически минимально.
Содержание- Новости
- Формулы для решения задач по химии
- Еще по этой теме:
- Серная кислота
- Теперь «ХиШник» стал полностью бесплатным
- Азотная кислота
- Диены
- Правило Марковникова
- Таблицы для ЕГЭ по химии
- Внеклассное мероприятие по химии
- Химические профессии
- ЕГЭ по химии 2019
- Критерии оценивания ОГЭ по химии, баллы 2019
- Изменения ОГЭ по химии в 2019 году
- Подготовка к ОГЭ по химии
- Онлайн тесты по химии
- Все об ОГЭ по химии в 2019
- Тест по химии 11 класс
- Тест по химии 10 класс
- Тест по химии 9 класс
- Тест по химии 8 класс
- Ионная связь
- Водородная связь
- Подготовка к ЕГЭ по химии с нуля
- Металлическая связь
- Ковалентная связь
- Шкала перевода баллов ЕГЭ по химии 2018
- Учимся на летних каникулах
- «ХиШник» приехал на Сахалин!
- Мой сын увлёкся химией, что делать?
- Двенадцать сервисов для изучения химии, с которыми ты точно сдашь
- О правах и обязанностях в школе: почему необходимо сотрудничество учеников и учителей
- Современный задачник по химии
- Выбираем репетитора по химии: инструкция
- Научиться решать задачи по химии легко: следуем инструкции
- Изменения в ЕГЭ по химии 2018 года, новая демоверсия, спецификация, кодификаторы ЕГЭ
- Обновление в демонстрационной версии «ХиШника»
- Активация лицензионного ключа и первые шаги в «ХиШнике».
- Современный урок химии по ФГОС
- ХиШник в школе: ИКТ на уроках химии
- Ура! Новые планы ХиШника и подарочки
- Родина приложения «ХиШник» – Новосибирский Академгородок
- Можно ли просматривать историю решения задач учениками в онлайн-режиме?
- Можно ли заниматься в «ХиШнике» со смартфона/планшета?
- Семинар от «ХиШника» на КПК для учителей химии
- Команда «ХиШника» провела мастер-класс для преподавателей химии и методистов
- Как купить полный доступ к приложению?
- «ХиШник» представляет два кейса на ярмарке кейсов «Школа реальных дел»
- Спасибо!
- Решение задач по химии
- 🌟 Видео
Видео:Математика это не ИсламСкачать
Новости
Видео:Запомни: все формулы для площади треугольникаСкачать
Формулы для решения задач по химии
Так как химия наука точная, она неразрывно связана с различного рода вычислениями. Чтобы решать задачи, нужно знать формулы и хорошо в них ориентироваться. Без этих базовых знаний и навыков изучение химии становится невозможным.
Мы собрали для вас основные химические формулы, изучаемые в школьном курсе. Они пригодятся каждому ученику, особенно тем, кто будет сдавать ОГЭ или ЕГЭ по этому непростому, но очень интересному предмету.
Нахождение количества веществаПервое и основное понятие, которое необходимо усвоить – это количество вещества, измеряемое в молях и обозначающееся латинской буквой «n». Для его нахождения нужно основываться на условии задачи, так как вычислить количество вещества можно по трём формулам:
1) По массе. n=m/M — Массу вещества (в граммах) разделить на его молярную массу (в г/моль).
2) По объёму. n=V/Vm — Отношением объёма вещества к его молярному объёму (используется для газов).
3) По числу молекул. n=N/NA – Число молекул вещества делённое на число Авогадро. Число Авогадро (NA) – физическая величина, указывающая на число молекул, содержащихся в 1 моле вещества, и численно равная 6,0221 * 10 23 моль -1 .
Формулы для нахождения массыМассу вещества можно найти несколькими способами:
1. Умножив количество вещества на молярную массу: m (г) = n (моль)×M (г/моль).
2. Произведением объёма раствора и его плотности: m = V (л) ×ρ (г/л).
3. Перемножив массовую долю с массой раствора: m = m(р-ра) × ω.
Молярная масса (М) – это масса одного моля вещества. Вычисляется она следующим образом: посредством сложения атомных масс элементов, из которых состоит вещество, получаем относительную молекулярную массу. Молярная масса численно равна относительной молекулярной массе, но имеет размерность «г/моль». Также молярную массу можно найти с помощью отношения массы вещества к его количеству:
Формулы для нахождения объёмаДля вычисления объёма того или иного вещества можно воспользоваться одной из формул:
1. Объём раствора находится как отношение массы раствора к его плотности:
2. Объём газа равен отношению его количества вещества к молярному объёму:
Молярный объём (VM) – объём, который занимает 1 моль вещества при определённых показателях давления и температуры. Находится при делении молярной массы вещества на его плотность:
При нормальных условиях молярный объём газа равен 22,4 л/моль.
Формулы для нахождения плотности и относительной плотностиПлотность (ρ) – физическая величина, указывающая на массу определённого вещества, содержащуюся в единице объёма.
Следовательно, формула для её вычисления имеет вид:Помимо основной, существует формула для нахождения плотности газа при нормальных условиях, где молярная масса делится на молярный объём газа при н.у.:
Относительная плотность (D) газов – величина, указывающая насколько одно вещество тяжелее или легче другого. Вычисляется она отношением молярных масс газов:
Например, условием было найти плотность газа по водороду. Решение будет иметь вид: D = M(газа)/M(H2) = M(газа)/2. Относительная плотность является безразмерной величиной.
Формулы для нахождения концентрацииМолярная концентрация (С) – отношение количества растворённого вещества к объёму раствора. Единица измерения – моль/л. Молярная концентрация вычисляется по формуле:
Массовая концентрация чаще всего называется титром (Т). Это отношение массы растворённого вещества к объёму раствора. Единица измерения — г/л.
Массовая доля (ω) – это один из вариантов выражения концентрации. С её помощью можно вычислить процентное содержание растворённого вещества в общей массе раствора:
По такому же принципу вычисляется массовая доля определённого компонента в смеси:
Если возникает необходимость найти массовую долю химического элемента в соединении, то нужно относительную атомную массу этого элемента умножить на число атомов в соединении и разделить на молекулярную массу вещества:
Формулы для нахождения выхода продукта реакцииПод выходом продукта реакции (ᶯ) подразумевается отношение массы (объёма, количества) вещества, полученного на практике, к теоретически возможному (рассчитанному по уравнению реакции). Единица измерения – доля, а проценты — если результат умножить на 100 !
Для его вычисления, в зависимости от условия задачи, используются следующие формулы:Попрактиковать решение задач и знание формул возможно в приложении «ХиШник». Оно содержит в себе каталог заданий, которые, в свою очередь, разделены по темам и уровням сложности. Если вы дали неверный ответ, то приложение не просто уведомит об этом, а предложит правильный алгоритм решения. Также в нём есть раздел для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, в котором собраны типовые задания.
Знание расчётных формул – это ключевой момент при решении задач. Главное, понимать их, а не бездумно заучивать. Так как они будут использоваться не только в школьных задачах, на ЕГЭ и ОГЭ, но и в дальнейшей жизни, даже если ваша профессиональная сфера будет далека от химии.
Видео:Химическая формула вещества. Видеоурок по химии 8 классСкачать
Еще по этой теме:
Серная кислота
Основные сведения о серной кислоте: свойства, получение, применение.
Теперь «ХиШник» стал полностью бесплатным
Как развивалось приложение все эти годы, и почему мы им так гордимся.
Азотная кислота
Статья содержит основную информацию об азотной кислоте: её свойства, получение и применение.
Диены
Основные сведения о диеновых углеводородах: номенклатура и изомерия, классификация, химические свойства, получение.
Правило Марковникова
Правило Марковникова: формулировка, механизм протекания реакций, исключения из правила.
Таблицы для ЕГЭ по химии
В статье представлены таблицы, необходимые при изучении химии и сдаче ЕГЭ.
Внеклассное мероприятие по химии
Идеи интересных внеклассных мероприятий по химии.
Химические профессии
Обзор необычных профессий, связанных с химией.
ЕГЭ по химии 2019
Основная информация о ЕГЭ по химии 2019: структура экзамена, баллы, даты проведения.
Критерии оценивания ОГЭ по химии, баллы 2019
Подробно расскажем о баллах ОГЭ по химии 2019, методах и критериях оценивания заданий и переводе первичных баллов в школьную оценку.
Изменения ОГЭ по химии в 2019 году
Расскажем об изменениях, которые ждут школьников при сдаче ОГЭ по химии в 2019 году.
Подготовка к ОГЭ по химии
Несколько советов и рекомендаций, следуя которым подготовка к ОГЭ по химии будет проходить результативно.
Онлайн тесты по химии
Немного информации о проверке знаний с помощью тестов по химии в режиме онлайн.
Все об ОГЭ по химии в 2019
Основные сведения об ОГЭ по химии 2019: даты, время, баллы, материалы для подготовки.
Тест по химии 11 класс
Рассказываем о тестах по химии, используемых для проверки знаний в 11 классе.
Тест по химии 10 класс
Общие сведения о тестах по химии в 10 классе.
Тест по химии 9 класс
Рассказываем о тестах по химии, используемых для проверки знаний в 9 классе.
Тест по химии 8 класс
Рассказываем в общих чертах о тестах по химии в 8 классе
Ионная связь
Статья, содержащая в себе базовые понятие об ионном виде химической связи.
Водородная связь
Статья о водородном типе химической связи и его особенностях.
Подготовка к ЕГЭ по химии с нуля
В статье дано несколько действенных советов по подготовке к ЕГЭ по химии «с нуля».
Металлическая связь
Продолжаем серию статей про виды химической связи.
Ковалентная связь
Начинаем серию статей про виды химической связи.
Шкала перевода баллов ЕГЭ по химии 2018
Отвечаем на вопросы о системе оценивания и переводе первичных баллов в тестовые.
Учимся на летних каникулах
Размышляем о том, как полезно провести время во время летнего отдыха на каникулах. (в статье есть подарок внимательным читателям)
«ХиШник» приехал на Сахалин!
Этим летом открывается очередная летняя сессия областной профильной школы для одаренных детей «Эврика».
Мой сын увлёкся химией, что делать?
Собрали ТОП-5 полезных материалов для старшеклассника.
Двенадцать сервисов для изучения химии, с которыми ты точно сдашь
Великолепная подборка полезных сайтов для самостоятельного изучения химии.
О правах и обязанностях в школе: почему необходимо сотрудничество учеников и учителей
Что такое право само по себе и откуда оно берется. Как не заработать славу скандалистов, «вечно качающих права», и при этом не переносить безропотно нарушение своих личных границ…
Современный задачник по химии
материал о том, какие виды задачников по химии существуют и как среди них ориентироваться.
Выбираем репетитора по химии: инструкция
Или не выбираем
Научиться решать задачи по химии легко: следуем инструкции
Учимся решать задачи по химии к ОГЭ, ЕГЭ, инструкция от ХиШника
Изменения в ЕГЭ по химии 2018 года, новая демоверсия, спецификация, кодификаторы ЕГЭ
ФИПИ снова решил усложнить нам жизнь новыми требованиями к ЕГЭ. О том, почему изменения не всегда плохи, и как встретить их с достоинством.
Обновление в демонстрационной версии «ХиШника»
Мы расширили приветственное окно, чтобы при входе в приложение всем новым пользователям были понятны основные принципы работы «ХиШника».
Активация лицензионного ключа и первые шаги в «ХиШнике».
Что такое лицензионный ключ и как происходит его активация в приложении
Современный урок химии по ФГОС
Для чего нужны стандарты, по которым происходит обучение химии в российских школах, и как приложение “ХиШник” поможет соответствовать этим стандартам?
ХиШник в школе: ИКТ на уроках химии
Как наше приложение поможет внедрить ИКТ в уроки
Ура! Новые планы ХиШника и подарочки
Подводим итоги 2017, планируем 2018 и, конечно же, дарим подарки!
Родина приложения «ХиШник» – Новосибирский Академгородок
Почему же родиной «ХиШника» стал Новосибирский Академгородок?
Совпадение не случайное.Можно ли просматривать историю решения задач учениками в онлайн-режиме?
Итак, «ХиШник» это приложение, в котором могут работать и ученики, и преподаватели. После того, как преподаватель создает в приложении учебную группу
Можно ли заниматься в «ХиШнике» со смартфона/планшета?
Сегодня у нас вопрос, которого мы давно ждали: можно ли заниматься в «ХиШнике» со смартфона/планшета?
Семинар от «ХиШника» на КПК для учителей химии
На прошлой неделе мы провели семинар в рамках масштабных ежегодных курсов повышения квалификации на базе СУНЦ НГУ (Новосибирск, Академгородок).
Команда «ХиШника» провела мастер-класс для преподавателей химии и методистов
Вчера команда «ХиШника» провела мастер-класс для преподавателей химии и методистов программ повышения квалификации из разных регионов России.
Как купить полный доступ к приложению?
Сегодня новый вопрос: что делать, если решать задачи в демо-версии приложения понравилось, как получить полный доступ? Отвечаем!
«ХиШник» представляет два кейса на ярмарке кейсов «Школа реальных дел»
Ярмарка кейсов «Школы реальных дел» – уже в эту пятницу! В этом году «ХиШник» представляет два кейса.
Служба поддержки:
support@hishnik-school.ruДля СМИ:
onp@alekta.ruВидео:Как строить структурные формулы быстро, как ФЛЭШ — Мое полное РуководствоСкачать
Спасибо!
от 01.01.2017 года
Настоящее пользовательское (лицензионное) соглашение (далее – «Соглашение») заключается между Обществом с ограниченной ответственностью «АЛЕКТА» (далее – «Лицензиар»), и Пользователем (физическим лицом, выступающем в роли конечного потребителя Продукта) совместно именуемые «Стороны».
Пожалуйста, внимательно ознакомьтесь с текстом настоящего Соглашения. Оно представляет собой публичную оферту и, после его принятия Вами, образует соглашение между Вами (Пользователем) и Лицензиаром о предмете и на условиях, изложенных в тексте Соглашения.
Принимая настоящее Соглашение, Вы соглашаетесь с положениями, принципами, а также соответствующими условиями лицензионного соглашения, изложенными ниже.
Видео:Как за 4 МИНУТЫ выучить Химию? Химическое Количество, Моль и Закон АвогадроСкачать
Решение задач по химии
В этой статье мы коснемся нескольких краеугольных понятий в химии, без которых совершенно невозможно решение задач. Старайтесь понять смысл физических величин, чтобы усвоить эту тему.
Я постараюсь приводить как можно больше примеров по ходу этой статьи, в ходе изучения вы увидите множество примеров по данной теме.
Относительная атомная масса — Ar
Представляет собой массу атома, выраженную в атомных единицах массы. Относительные атомные массы указаны в периодической таблице Д.И. Менделеева. Так, один атом водорода имеет атомную массу = 1, кислород = 16, кальций = 40.
Относительная молекулярная масса — Mr
Относительная молекулярная масса складывается из суммы относительных атомных масс всех атомов, входящих в состав вещества. В качестве примера найдем относительные молекулярные массы кислорода, воды, перманганата калия и медного купороса:
Моль и число Авогадро
Моль — единица количества вещества (в системе единиц СИ), определяемая как количество вещества, содержащее столько же структурных единиц этого вещества (молекул, атомов, ионов) сколько содержится в 12 г изотопа 12 C, т.е. 6 × 10 23 .
Число Авогадро (постоянная Авогадро, NA) — число частиц (молекул, атомов, ионов) содержащихся в одном моле любого вещества.
Больше всего мне хотелось бы, чтобы вы поняли физический смысл изученных понятий. Моль — международная единица количества вещества, которая показывает, сколько атомов, молекул или ионов содержится в определенной массе или конкретном объеме вещества. Один моль любого вещества содержит 6.02 × 10 23 атомов/молекул/ионов — вот самое важное, что сейчас нужно понять.
Иногда в задачах бывает дано число Авогадро, и от вас требуется найти, какое вам дали количество вещества (моль). Количество вещества в химии обозначается N, ν (по греч. читается «ню»).
Рассчитаем по формуле: ν = N/NA количество вещества 3.01 × 10 23 молекул воды и 12.04 × 10 23 атомов углерода.
Мы нашли количества вещества (моль) воды и углерода. Сейчас это может показаться очень абстрактным, но, иногда не зная, как найти количество вещества, используя число Авогадро, решение задачи по химии становится невозможным.
Молярная масса — M
Молярная масса — масса одного моля вещества, выражается в «г/моль» (грамм/моль). Численно совпадает с изученной нами ранее относительной молекулярной массой.
Рассчитаем молярные массы CaCO3, HCl и N2
M (HCl) = Ar(H) + Ar(Cl) = 1 + 35.5 = 36.5 г/моль
M (N2) = Ar(N) × 2 = 14 × 2 = 28 г/моль
Полученные знания не должны быть отрывочны, из них следует создать цельную систему. Обратите внимание: только что мы рассчитали молярные массы — массы одного моля вещества. Вспомните про число Авогадро.
Получается, что, несмотря на одинаковое число молекул в 1 моле (1 моль любого вещества содержит 6.02 × 10 23 молекул), молекулярные массы отличаются. Так, 6.02 × 10 23 молекул N2 весят 28 грамм, а такое же количество молекул HCl — 36.5 грамм.
Это связано с тем, что, хоть количество молекул одинаково — 6.02 × 10 23 , в их состав входят разные атомы, поэтому и массы получаются разные.
Часто в задачах бывает дана масса, а от вас требуется рассчитать количество вещества, чтобы перейти к другому веществу в реакции. Сейчас мы определим количество вещества (моль) 70 грамм N2, 50 грамм CaCO3, 109.5 грамм HCl. Их молярные массы были найдены нам уже чуть раньше, что ускорит ход решения.
ν (CaCO3) = m(CaCO3) : M(CaCO3) = 50 г. : 100 г/моль = 0.5 моль
ν (HCl) = m(HCl) : M(HCl) = 109.5 г. : 36.5 г/моль = 3 моль
Иногда в задачах может быть дано число молекул, а вам требуется рассчитать массу, которую они занимают. Здесь нужно использовать количество вещества (моль) как посредника, который поможет решить поставленную задачу.
Предположим нам дали 15.05 × 10 23 молекул азота, 3.01 × 10 23 молекул CaCO3 и 18.06 × 10 23 молекул HCl. Требуется найти массу, которую составляет указанное число молекул. Мы несколько изменим известную формулу, которая поможет нам связать моль и число Авогадро.
Теперь вы всесторонне посвящены в тему. Надеюсь, что вы поняли, как связаны молярная масса, число Авогадро и количество вещества. Практика — лучший учитель. Найдите самостоятельно подобные значения для оставшихся CaCO3 и HCl.
Молярный объем
Молярный объем — объем, занимаемый одним молем вещества. Примерно одинаков для всех газов при стандартной температуре и давлении составляет 22.4 л/моль. Он обозначается как — VM.
Подключим к нашей системе еще одно понятие. Предлагаю найти количество вещества, количество молекул и массу газа объемом 33.6 литра. Поскольку показательно молярного объема при н.у. — константа (22.4 л/моль), то совершенно неважно, какой газ мы возьмем: хлор, азот или сероводород.
Запомните, что 1 моль любого газа занимает объем 22.4 литра. Итак, приступим к решению задачи. Поскольку какой-то газ все же надо выбрать, выберем хлор — Cl2.
Моль (количество вещества) — самое гибкое из всех понятий в химии. Количество вещества позволяет вам перейти и к числу Авогадро, и к массе, и к объему. Если вы усвоили это, то главная задача данной статьи — выполнена 🙂
Относительная плотность и газы — D
Относительной плотностью газа называют отношение молярных масс (плотностей) двух газов. Она показывает, во сколько раз одно вещество легче/тяжелее другого. D = M (1 вещества) / M (2 вещества).
В задачах бывает дано неизвестное вещество, однако известна его плотность по водороду, азоту, кислороду или воздуху. Для того чтобы найти молярную массу вещества, следует умножить значение плотности на молярную массу газа, по которому дана плотность.
Запомните, что молярная масса воздуха = 29 г/моль. Лучше объяснить, что такое плотность и с чем ее едят на примере. Нам нужно найти молярную массу неизвестного вещества, плотность которого по воздуху 2.5
Предлагаю самостоятельно решить следующую задачку (ниже вы найдете решение): «Плотность неизвестного вещества по кислороду 3.5, найдите молярную массу неизвестного вещества»
Относительная плотность и водный раствор — ρ
Пишу об этом из-за исключительной важности в решении сложных задач, высокого уровня, где особенно часто упоминается плотность. Обозначается греческой буквой ρ.
Плотность является отражением зависимости массы от вещества, равна отношению массы вещества к единице его объема. Единицы измерения плотности: г/мл, г/см 3 , кг/м 3 и т.д.
Для примера решим задачку. Объем серной кислоты составляет 200 мл, плотность 1.34 г/мл. Найдите массу раствора. Чтобы не запутаться в единицах измерения поступайте с ними как с самыми обычными числами: сокращайте при делении и умножении — так вы точно не запутаетесь.
Иногда перед вами может стоять обратная задача, когда известна масса раствора, плотность и вы должны найти объем. Опять-таки, если вы будете следовать моему правилу и относится к обозначенным условным единицам «как к числам», то не запутаетесь.
В ходе ваших действий «грамм» и «грамм» должны сократиться, а значит, в таком случае мы будем делить массу на плотность. В противном случае вы бы получили граммы в квадрате 🙂
К примеру, даны масса раствора HCl — 150 грамм и плотность 1.76 г/мл. Нужно найти объем раствора.
Массовая доля — ω
Массовой долей называют отношение массы растворенного вещества к массе раствора. Важно заметить, что в понятие раствора входит как растворитель, так и само растворенное вещество.
Массовая доля вычисляется по формуле ω (вещества) = m (вещества) / m (раствора). Полученное число будет показывать массовую долю в долях от единицы, если хотите получить в процентах — его нужно умножить на 100%. Продемонстрирую это на примере.
Решим несколько иную задачу и найдем массу чистой уксусной кислоты в широко известной уксусной эссенции.
© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021
Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.
🌟 Видео
ВАЛЕНТНОСТЬ. Графические формулы веществ | Химия | TutorOnlineСкачать
Структурные формулы (видео 22) | Химические связи и структура молекул | ХимияСкачать
Химические уравнения // Как Составлять Уравнения Реакций // Химия 9 классСкачать
Треугольник ПаскаляСкачать
Алкадиены/циклоалканы. Строение, номенклатура, физ. св-ва | Органическая химия| ХИМИЯ ЕГЭ 2024Скачать
Химическая формула вещества.Скачать
Все про прямоугольный треугольник. Решаем задачи | Математика | TutorOnlineСкачать
Химия| Химические формулы и их применениеСкачать
Составление уравнений химических реакций. 1 часть. 8 класс.Скачать
Как Решать Задачи по Химии // Задачи с Уравнением Химической Реакции // Подготовка к ЕГЭ по ХимииСкачать
Задача, которую боятсяСкачать
КАК ДАВАТЬ НАЗВАНИЯ органическим соединениям | КАК СОСТАВЛЯТЬ ФОРМУЛЫ в органической химииСкачать
Проклятая химическая реакция 😜 #shortsСкачать
Как расставлять коэффициенты в уравнении реакции? Химия с нуля 7-8 класс | TutorOnlineСкачать
Химическая связь. Формулы Льюиса. 8 класс.Скачать