Главная деятельность взрослого человека – трудовая. Работа занимает большую часть жизни. Естественно, хочется заниматься любимым делом, но так бывает не всегда. Не каждый человек находит баланс между «хочу», «могу» и «надо». Но психологи утверждают, что это возможно. Стать счастливым может каждый человек.
- Хочу, могу, надо: что значит
- Хочу, могу, надо в профессии
- Часть первая: хочу
- Часть вторая: я могу
- Подведение итогов
- Хочу, могу, надо в жизни: рекомендации психолога
- Профориентация «Хочу – могу — надо»
- Просмотр содержимого документа «Профориентация «Хочу – могу — надо»»
- Как выбрать профессию
- Как выбрать профессию
- Формула выбора профессии «Хочу — Могу — Надо»
- Результат формулы выбора профессии
- Простые шаги выбора профессии
- Ещё один простой способ выбрать профессию
- Заключение
- 📺 Видео
Видео:Аудиокнига "Хочу - Могу - Надо. Узнай себя и действуй" - Марина МелияСкачать
Хочу, могу, надо: что значит
Каждое слово само по себе вроде бы понятно, но давайте подумаем, как именно они определяются и взаимодействуют между собой:
- Хочу – это то, что вы любите делать.
- Могу – это то, что вы умеете делать или чему можете научиться; то, что получается.
- Надо – то, что от вас требуется; за что хорошо платят или хвалят, вознаграждают, социально одобряют.
Другими словами, это характеризуется так:
- «хочу» определяет интересы и склонности;
- «могу» – знания, умения, навыки, способности, возможности, в том числе физические и психические особенности;
- «надо» – социальные ожидания, требования общества, спрос окружения, рынка труда.
Какие результаты дают разные соединения этих элементов:
- Хочу + могу = счастлив, но беден.
- Хочу + надо = жизнь в мечтах.
- Могу + надо = богатая, но несчастная, скучная жизнь.
- Хочу + могу + надо = успех и счастье в жизни.
Этот принцип актуален для любой сферы: семья, работа, жизнь в целом. Но особое внимание правилам выбора отводится в сфере профессионального определения.
Видео:"КЕМ МНЕ СТАТЬ?" - Формула "хочу-могу-надо" | Видеофильм о профессиях будущегоСкачать
Хочу, могу, надо в профессии
Существует немало методик для определения профессионального «хочу, могу, надо». Для диагностики «хочу», то есть интересов и склонностей можно использовать следующие методики:
- Карта интересов в модификации А. Е. Голомштока. Тест из 96 вопросов позволяет точно и всесторонне определить интересы личности.
- Тест профессиональных склонностей Л. Йовайши. Опросник из 24 вопросов позволяет определить сферу профессий, к которым человек склонен.
- Методика О. Ф. Потемкиной для определения социально-психологических установок. Тест из 40 вопросов позволяет определить мотивы личности: направленность на результат или содержание, альтруизм или эгоизм, материальные или духовные блага и т. д.
Для определения «могу», то есть личностных особенностей подойдет любой тест на определение темперамента, например, Формула Белова. Для определения способностей подойдет Оксфордский тест на определение способностей личности.
Для определения «надо» придется заняться аналитикой. Если мы говорим о профессии, то нужно оценить рынок труда, спрос, составить список востребованных профессий, изучить их особенности, требования к кандидатам. А затем сравнить требования профессии со своими интересами и способностями.
Все представленные методики подходят как для первичного определения подростков, так и для переподготовки, вторичного профессионального определения взрослых людей.
Психолог Соломин Игорь Леонидович разработал единую методику диагностики «хочу, могу и надо» – анкета «Ориентация». Предлагаю подробнее с ней познакомиться.
Часть первая: хочу
Оцените каждое выражение от 0 до 3, где 0 – совершенно неверно, 1 – отчасти так, 2 – верно, 3 – совершенно верно.
Я хочу (мне нравится, меня привлекает, я предпочитаю):
Часть вторая: я могу
Оцените каждое выражение от 0 до 3, где 0 – совершенно неверно, 1 – отчасти так, 2 – верно, 3 – совершенно верно.
Я могу (способен, умею, обладаю навыками):
Обратите внимание, что результаты показывают представления клиента о его способностях. Они могут расходиться с действительностью. Может потребоваться дополнительная диагностика или обсуждение результатов с психологом, специалистом по профориентации.
Подведение итогов
В первой и второй части определите группу профессий, в которой набралось большее количество баллов. Типы профессий обозначены цифрами и буквами. Цифры – предмет труда, буквы – характер труда:
- тип № 1 – «человек-человек»;
- № 2 – «человек-техника»;
- № 3 – «человек-информация»;
- № 4 – «человек-искусство»;
- № 5 – «человек-природа».
- Класс А – исполнительские профессии.
- Класс Б – творческие профессии.
В итоге в первой и второй части нужно выбрать один тип и одни класс профессий, в которых клиент набрал большее количество баллов. Важно оценить соответствие «хочу» и «могу», найти баланс между ними и профессию, подходящую под оба параметра. Дальше выбор профессии осуществляется по классической карте профессий Е. А. Климова.
«Надо», то есть востребованность профессии придется оценивать самостоятельно. Для этого проведите исследование актуального рынка труда.
Чтобы быть счастливым в жизни, мало правильно выбрать профессию. Нужно, чтобы «хочу», «могу» и «должен» совпадали во всем.
Видео:КАК ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ? Хочу, могу и надо!Скачать
Хочу, могу, надо в жизни: рекомендации психолога
Если мы говорим о жизни, а не о профессии, то «хочу, могу, надо» трактуется так:
- Хочу – ваши желания.
- Могу – навыки.
- Надо (должен) – жизненные принципы.
Прямо сейчас составьте три списка, соответствующие вашим желаниям, навыкам и принципам. Теперь проанализируйте их. Как правило, путь к счастью лежит не через кардинальную смену пунктов, а через их новое восприятие, другую формулировку.
Примеры трансформации для «хочу»:
- вместо «хочу быть идеальным» – «хочу нравиться себе»;
- «хочу быть богатым» – «хочу стать хорошим, востребованным профессионалом»;
- «хочу найти человека для любви» – «хочу стать человеком, способным любить».
Примеры трансформации для «могу»:
- «я умею много работать» – «я умею эффективно работать»;
- «я умею делать вид, что …» – «я умею…»;
- «я умею терпеть» – «я умею выходить из трудных ситуаций, предотвращать попадание в них».
Примеры трансформации для «должен»:
- «никогда не лгать» – «стараться говорить правду»;
- «я должен хорошо зарабатывать» – «я по возможности должен хорошо зарабатывать»;
- «я должен любить жизнь во всех ее проявлениях» – «я должен принимать жизнь во всех ее проявлениях»;
- «я должен видеть хорошее в плохом» – «я должен видеть полезное в плохом»;
- «я должен всегда работать и быть продуктивным» – «я по возможности должен быть продуктивным».
Думаю, суть ясна, как правильно трансформировать фразы. А также я уверена, вы заметили, что это не только трансформация слов, но и работа над мышлением. Недостаточно назвать свое «хочу, могу, надо» и найти некий баланс между ними. Нужно работать над каждым из элементов, притом постоянно. И во всей жизни это сделать сложнее, чем только в профессиональной сфере.
Видео:Как разгадать свой жизненный сценарий?Скачать
Профориентация «Хочу – могу — надо»
Просмотр содержимого документа
«Профориентация «Хочу – могу — надо»»
Классный час в 9 классе на тему: Профориентация
Конспект классного часа для 9 класса
Сценарий классного часа по профориентации «Хочу – могу — надо»
Истинное сокровище для людей — умение трудиться.
Классный час, посвященный проблеме осознанного выбора профессии.
В последнее время на российском рынке труда складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны, в промышленности остро не хватает рабочих кадров, а с другой стороны, по данным Минздрав — соцразвития, 16% молодых специалистов с высшим образованием являются безработными. Специалисты утверждают, что это результат неправильного профессионального выбора молодых людей. Наша задача — помочь ребятам найти востребованную специальность. В сценарии классного часа использованы разнообразные формы и методы работы (беседа, лекция, проблемная ситуация, групповые задания, тестирование).
Цели: расширить представление детей о различных профессиях; формировать позитивное отношение к труду, к профессиональному росту; побуждать детей к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору.
Форма проведения — час общения.
План классного часа
I. Интерактивная беседа по теме «Профессиональная характеристика».
II. Игра «Визитка».
III. Групповая работа по теме «Самые нужные профессии».
IV. Проблемная ситуация «Чей это выбор?»
V. Мини-лекция «Формула профессии».
VI. Демонстрация осознанного выбора профессии «Это мой выбор!»
VIII. Заключительное слово.
IX. Подведение итогов (рефлексия).
Ход классного часа
I. Интерактивная беседа по теме «Профессиональная характеристика»
Классный руководитель. Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тыс. дорог — именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу. Что же такое профессия? На доске написаны 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность. Как бы вы объяснили различие между этими словами?
(Дети дают ответы.)
Подведем итоги. Я дам краткие определения этих понятий, а вы посмотрите, насколько вы оказались близки к истине. Итак.
Профессия — это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.
Специальность — вид занятий в рамках одной профессии.
Квалификация — это уровень профессионального мастерства.
Должность — это место, занимаемое человеком в организации.
Как видим, многие из вас дали правильные толкования всех этих слов. Все эти слова вместе содержат профессиональную характеристику человека.
II. Игра «Визитка»
Классный руководитель. После родительского собрания некоторые родители оставили мне свои визитки. На этих визитках кроме имени, фамилии, отчества содержатся и профессиональные характеристики. Можете ли вы разобраться в этом нагромождении информации? Сейчас мы это проверим. На доске записаны профессиональные характеристики, взятые мною из визиток. Попробуйте определить профессию, квалификацию, специальность, должность в каждой характеристике.
(Учитель читает профессиональные характеристики с доски, дети дают ответы.)
В наше время квалификация определяется не только категориями и разрядами, но и реальным мастерством специалиста. А это мастерство он показывает в работе. Именно о таких мастерах и говорят: «Артист в своем деле».
III. Групповая работа по теме «Самые нужные профессии»
Классный руководитель. Ребята, как вы думаете, что будет, если все молокозаводы мира вдруг утроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртами и т. п.? (Эти продукты будет очень трудно продать, они начнут портиться, пропадут, а значит, пропадет чей-то труд, деньги, прибыль. )
Так же и на рынке труда. Если каких-то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Профессия, специальность, квалификация — это то, что продает человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Предлагаю вам составить списки таких профессий. Для этого разделимся на группы.
Первая группа будет составлять список «Самые модные профессии».
Вторая группа — «Самые забытые профессии».
Третья группа — «Профессии, которые всегда нужны».
Четвертая группа — «Самые отважные профессии».
(Включается музыка, дети обсуждают, составляют списки.)
Послушаем, что у вас получилось.
Примерные списки профессий:
Самые модные: юрист, экономист, менеджер, топ-модель, телеведущий, веб-дизайнер, журналист, программист, автослесарь, нефтянник, пластический хирург, президент, спикер, эколог и т. п.
Самые забытые: конюх, камердинер, ключник, шорник, трубочист, бондарь, ямщик и т. п.
Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, дворник, строитель, шофер (водитель), парикмахер, милиционер, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер, слесарь-водопроводчик и т. п.
Самые отважные: пожарный, каскадер, моряк-подводник, летчик-испытатель, космонавт, горноспасатель, автогонщик, сапер, шахтер, военный и т. п.
Конечно, здесь мы перечислили не все профессии. Их в мире, как я уже говорила, около 50 тыс. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на то общество, которое нас окружает, на страну, в которой живем. 8V. IV. Проблемная ситуация «Чей это выбор?»
Классный руководитель. Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?» И получал удручающий ответ: примерно каждый третий (!) ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по иной стезе. Почему же так много молодых людей ошибается в своем выборе? Как вы считаете?
Примерные ответы детей:
— Ничего не знают о профессии, которую выбрали.
— Выбирают «за компанию».
— Не хотят узнавать о негативных сторонах профессии.
— Не имеют способностей и наклонностей к этой профессии.
— Подражают героям кино и телесериалов.
Классный руководитель. Вы перечислили самые распространенные причины ошибок в выборе профессии. Это давление родителей, отсутствие знаний о выбранной профессии, погоня за модой, переоценка собственных сил и способностей. Но как же тогда правильно выбрать профессию?
V. Мини-лекция «Формула профессии»
Классный руководитель. Скажите, пожалуйста, что получится, если длину нашей классной комнаты умножить на ширину (пишет на доске: а х b=S)? (Площадь классной комнаты.)
А что получится, если сложить три слова, которые вынесены в тему сегодняшнего классного часа: «хочу», «могу» и «надо»?
(Учитель мелом перечеркивает тире между словами в названии темы классного часа, получаются плюсы. Дети высказывают предположения.)
Я открою вам секрет: получится правильный выбор профессии.
Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии.
(Учитель дописывает на доске после трех слов называния классного часа: « = осознанный выбор профессии».)
Как объяснить эту формулу? В ней всего три величины:
— хочу — это все, что мне нравится, к чему лежит душа;
— могу — это все, что мне по силам, по способностям;
— надо — это все, что нужно для общества, страны.
Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Осознанный выбор-это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в это профессии именно в данный момент (надо).
VI. Демонстрация осознанного выбора профессии
Классный руководитель. Как же работает формула осознанного выбора профессии?
Сейчас вы увидите это в исполнении (имена, фамилии).
(К доске выходят ученики, читают или произносят тексты.)
Ученица 1. Хочу быть модельером, парикмахером, швеей. Могу быть парикмахером, швеей. Сейчас везде требуются швеи — стану швеей.
Ученик 2. Хочу быть каскадером, космонавтом, водителем, летчиком, горноспасателем. Могу стать водителем, трактористом, горноспасателем. Водители требуются сейчас везде, мой отец — водитель. Может быть, и я стану водителем.
Ученица 3. Хочу стать артисткой, телеведущей, репортером. Могу стать продавцом, рекламным агентом. Буду заниматься, работать над собой и обязательно своего добьюсь — стану репортером.
Классный руководитель. Кто из вас тоже хочет продемонстрировать, как работает формула осознанного выбора профессии?
(Дети поднимают руки, предлагают свои варианты осознанного выбора.)
Соотношение между «хочу» и «могу» — в ваших руках. Если у человека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки.
Классный руководитель. Может быть, немного разобраться в себе вам поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры — треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы — их надо зачеркнуть, если их не хватает — дорисовать недостающие. Время выполнения — 30 с.
(Дети рисуют фигурки.)
Теперь подсчитайте количество треугольников.
(Дети выполняют задание.)
А теперь слушайте ключ к тесту (читает).
Первый тип: 6-8 треугольников — тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.
Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.
Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.
Четвертый тип: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.
Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.
Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.
Конечно, этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.
VIII. Заключительное слово
Классный руководитель. Выбор профессии — это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».
IX. Подведение итогов (рефлексия)
Классный руководитель. Какие чувства остались после классного часа? Какие открытия вы для себя сделали?
Примерные ответы детей:
— Остались положительные чувства. Профессию будем выбирать сознательно.
— Открыл, что, оказывается, у меня тип ученого, это очень странно.
— Открыл, что в мире 50 тыс. профессий. Пока не знаю, какую выбрать.
— Никаких чувств не осталось, тест интересный, но на выбор профессии он не повлияет.
— Куда скажут родители, туда и пойду после 9 класса.
— Главное открытие — разобрался в профессиональной характеристике человека. Обязательно узнаю все это и о
Видео:Упражнение Хочу.Могу.Надо. Чем заниматься в жизни. Профориентация.Скачать
Как выбрать профессию
«Мы не выбирали где родиться, но мы выбираем, кем нам быть» – песня «Раны», гр.Коrsика
Как выбрать профессию
Многие, можно даже сказать все, люди рано или поздно задаются вопросами «Кем быть?», «Где учиться?», «Как выбрать профессию?». Действительно, старшекласснику-выпускнику очень сложно самостоятельно ответить на эти и другие похожие вопросы, если ему заранее не помогли определиться с желаниями, предпочтительной сферой деятельности родители или школа. Несмотря на то, что существует огромное количество материалов по профориентации и профессиональному самоопределению в интернете и печатных изданиях, все они хаотично разбросаны и необходимо провести самостоятельную кропотливую работу по формированию цельной картины. Так и мучаются люди в попытках найти идеальную работу, чтобы и удовольствие от процесса труда получать, и заработная плата была на достойном уровне. Чтобы не допустить досадных ошибок при поиске подходящей профессии рекомендуем ознакомиться со статьёй Типичные ошибки выбора профессии.
В этом материале мы подробно расскажем о нелёгком процессе выбора профессии, разных подходах и направлениях, рассмотрим разные классификации профессий и выведем простые шаги, которые помогут выбрать профессию правильно.
Формула выбора профессии «Хочу — Могу — Надо»
Наверняка Вы уже встречали известную формулу выбора профессии «Хочу – Могу – Надо», но знаете ли Вы, что именно скрывается за каждым из этих слов?
Необходимо чётко знать свои интересы, желания и цели. Ни одним из пунктов формулы пренебрегать нельзя, но этим особенно, так как правильная мотивация и интерес это основа всей будущей жизни как профессионала в своём деле. Работа должна приносить удовольствие и никакая мотивация со стороны в виде заработной платы или социального пакета не смогут изменить тот простой факт, что придётся ходить на работу как на каторгу и каждый день с нетерпением ожидать когда же, наконец, наступит пятница. Понятно, что с таким отношением достичь значительных высот в карьере вряд ли удастся или будет стоить несоизмеримых с наградой физических и эмоциональных затрат.
Не спорим, это очень сложный вопрос для самостоятельного решения, но от него зависит многое, поэтому стоит поднапрячься и приложить максимум усилий. В этом могут помочь разнообразные тесты на профориентацию, которые доступны как в интернете, так и в печатном виде. Как вариант, подобные психологические тесты для детей и взрослых можно бесплатно пройти на этом сайте в соответствующем разделе или просто продолжить чтение статьи, задав себе пару вопросов, а матрица выбора профессии Г.В. Резапкиной поможет определиться со специальностью.
Вопрос №1: С чем или кем хотелось бы работать?
Возможные варианты ответов включают в себя:
1. Человек – работа, связанная с взаимодействием с другими людьми, такими как: ученики, студенты, покупатели, клиенты, пациенты, зрители и т.д.
2. Информация – поиск, обработка, изучение, структурирование и применение различной информации и языков: текст, формулы, языки программирования, иностранные языки, схемы, чертежи.
3. Финансы – работа в сфере финансов, инвестирования, кредитования. Обычно связана с такими понятиями, как: деньги, кредиты, акции, лимиты, фонды, инкассация, бухгалтерское дело.
4. Техника – взаимодействие с техникой или различными конструкциями. Управление, стройка, разработка и т.д. В качестве деятельности выступают: станки, механизмы, здания, приборы, машины.
5. Искусство – творческие профессии, занимающиеся театром, литературой, музыкой, балетом, живописью, кино.
6. Животные и растения – работа с животными любых видов (служебные, дикие, домашние, промысловые) и растениями (декоративными, дикорастущими, сельскохозяйственными)
7. Изделия и продукты – изготовление любых видов готовой продукции: изделия из металла, ткани, дерева, камня, предметы обихода, лекарства и множество других.
8. Природные ресурсы – поиск, разработка, защита, эксплуатация и добыча всех видов природных ресурсов, таких как полезные ископаемые, леса, реки, водоёмы, горы, земли, месторождения.
Вопрос №2: Как хочется работать?
1. Управление – руководство деятельностью других людей, принятие ответственных и самостоятельных решений, добиваться выполнения поставленных задач.
2. Обслуживание – удовлетворение потребностей других людей в самых разных сферах. Продажа, ремонт, лечение, разработка и т.д.
3. Обучение и воспитание – занятия образовательной деятельностью, формированием и развитием личности, дрессировкой.
4. Производство и добыча – эксплуатация ресурсов и изготовление конечной продукции. Большой выбор направлений, начиная от операторов станков и геологов до программистов и дизайнеров.
5. Конструирование – проектирование и создание новых или переосмысление в лучшую сторону старых объектов и деталей.
6. Исследование – различные виды научных и прикладных исследований различных видов и направленностей.
7. Защита – охрана от враждебных действий (физическая, юридическая), лечение болезней людей и животных.
8. Контроль и оценка – проверка и наблюдение за деятельностью других профессий любой направленности.
Честно ответив самому себе на эти два вопроса, можно быстро определить рекомендуемые профессии, которые вполне могут оказаться интересными и заслуживающими внимания. Достаточно лишь найти пересечение этих ответов на таблице «Матрица выбора профессий».
Человек
Информация
Финансы
Техника
Искусство
Животные и растения
Изделия и продукты
Природные ресурсы
Управление
Администратор
Менеджер по персоналу
Секретарь
Системный администратор
Маркетолог
Диспетчер
Консультант
Финансист
Экономист
Водитель
Штурман авиации
Машинист
Техник
Режиссёр
Дирижёр
Балетмейстер
Продюсер
Зооинженер
Фермер
Дрессировщик
Почвовед
Менеджер по продажам
Товаровед
Логистик
Мерчендайзер
Инженер по кадастру
Геодезист
Техник-энергетик
Обслуживание
Продавец
Менеджер по туризму
Социальный работник
Медицинский работник
Оператор связи
Информатик
Гид-переводчик
Менеджер по рекламе
Инкассатор
Бухгалтер
Брокер
Кассир
Электромонтёр
Слесарь
Инженер
Механик
Дизайнер
Оператор
Экскурсовод
Парикмахер
Агрохимик
Зоотехник
Животновод
Растениевод
Продавец
Экспедитор
Товаровед
Мелиоратор
Эколог
Озеленитель
Обучение и воспитание
Воспитатель
Тренер
Педагог
Психолог
Инструктор по вождению
Учитель музыки
Учитель живописи
Дрессировщик
Жокей
Берейтор
Кинолог
Производство и добыча
Программист
Веб-дизайнер
Верстальщик
Кинооператор
Финансист
Экономист
Бухгалтер
Кассир
Строитель
Электрик
Слесарь
Фрезеровщик
Токарь
Ювелир
Резчик по дереву
Вышивальщица
Агроном
Зооинженер
Селекционер
Животновод
Растениевод
Провизор
Инженер-технолог
Повар
Слесарь
Токарь
Швея
Горный инженер
Гидролог
Гидрогеолог
Горнорабочий
Конструирование
Имиджмейкер
Генетик
Пластический хирург
Переводчик
Корреспондент
Журналист
Веб-дизайнер
Программист
Картограф
Аналитик
Экономист
Финансист
Композитор
Режиссёр
Дизайнер
Модельер
Артист
Художник
Музыкант
Селекционер
Флорист
Агротехник
Ландшафтный дизайнер
Архитектор
Инженер-технолог
Модельер
Закройщик
Монтажник
Горный инженер
Ландшафтный дизайнер
Инженер-гидролог
Озеленитель
Исследование
Психолог
Физиолог
Социолог
Следователь
Лаборант
Социолог
Математик
Историк
Маркетолог
Статистик
Аналитик
Аудитор
Экономист
Аналитик
Инженер-технолог
Инженер-математик
испытатель
Хронометражист
Метролог
Киновед
Искусствовед
Литературовед
Культуролог
Биолог
Микробиолог
Зоопсихолог
Зооинженер
Лаборант-эколог
Санитарный врач
Лаборант
Товаровед
Дегустатор
Технолог
Почвовед
Метеоролог
Геолог
Гидрогеолог
Защита
Адвокат
Военный
Сотрудник полиции
Врач
Спасатель
Программист
Нотариус
Документовед
Страховой агент
Юрисконсульт
Инкассатор
Инспектор по ТБ
Взрывотехник
Испытатель
Пожарный
Водолаз
Каскадёр
Постановщик трюков
Реставратор
Музейный работник
Егерь
Лесничий
Ветеринар
Таможенник
Врач-эпидемиолог
Врач-диетолог
Лаборант
Мелиоратор
Эколог
Метеоролог
Контроль и оценка
Прокурор
Врач-эпидемиолог
Ревизор
Аудитор
Программист
Редактор
Корректор
Оператор
Аудитор
Бухгалтер
Контролёр
Налоговый инспектор
Инженер-технолог
Инспектор по ТБ
Контролёр
Сотрудник ГИБДД
Редактор
Критик
Музейный работник
Оценщик
Зооинженер
Агроном
Охотовед
Агротехник
Зоолаборант
Санитарный инспектор
Контролёр
Риэлтор
Метролог
Таможенник
Радиолог
Эколог
Метеоролог
Понятно, что абсолютно все профессии найти на ней не получится, но общее направление поисков будет очевидным. Подробнее познакомиться с заинтересовавшими направлениями и специальностями можно в нашем Каталоге профессий.
Разобравшись с интересами и желаниями, переходим к не менее важному компоненту формулы решения вопроса «Как выбрать профессию» – своим возможностям, как физическим, так и психологическим. Для того, чтобы сделать правильный выбор профессии необходимо тщательно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны. Если при выборе профессии исключить эту часть формулы или не придать ей должного внимания, то значительно увеличивается вероятность не поступить в вуз или техникум на выбранную специальность или устроиться на работу в хорошую компанию. Если же удалось отучиться и трудоустроиться, то для достижения профессиональных успехов, а значит повышения заработной платы и продвижения по службе придётся прилагать намного больше усилий, чем окружающим коллегам, у которых имеются соответствующие задатки и предрасположенности. Даже просто держаться на одном с ними уровне может оказаться затруднительным и требующим большого количества сил.
Можно выделить несколько основных направлений, которые помогут определить собственные возможности.
Состояние здоровья
Самый банальный пункт, который, тем не менее, часто забывают. Для одних профессий состояние здоровья не играет большой роли, для других же такие особенности как слабое зрение, дальтонизм, плоскостопие или общая физическая подготовка играют решающую роль, и дорога к профессии будет закрыта навсегда. В снайперы не возьмут человека, который носит очки, а людям с дальтонизмом вряд ли получиться стать всемирно известными дизайнерами или даже просто получить водительские специальности.
Даже если в требованиях к той или иной профессии не указаны противопоказания по здоровью, старайтесь соотнести свои физические особенности с процессом будущей работы.
Личностные качества и психологические особенности
Темперамент, особенности характера и прочие личностные качества, как положительные, так и отрицательные относятся именно сюда. Выявить их помогут психологические тесты, беседы с психологами-профконсультантами или простые вопросы к друзьям и знакомым.
При выборе профессии такие особенности личности играют значительную роль в удовлетворении от работы и её комфортности. Замкнутым людям не стоит выбирать профессии, связанные с большим количеством общения с другими людьми или бурными рабочими процессами. Активные люди вряд ли смогут полноценно реализовать себя на однообразной, монотонной работе.
Профессиональные предрасположенности и способности
Сюда относятся любые умения, которые получаются лучше других людей и проще для освоения именно Вам: рисование, пение, тонкая работа руками, чувство стиля, идеальный слух и другие подобные. Тот факт, что для освоения каким-либо навыком требуется меньше усилий для большего результата может сыграть огромную роль в выборе идеальной профессии.
Профессиональная квалификация и опыт
Для тех, кто уже получил образование и работал по выбранной специальности, возможно, имеет смысл не менять сферу деятельности кардинально, а выбрать что-нибудь смежное, где можно применить уже имеющиеся знания, умения, навыки. С имеющимся наработанным опытом проще устроиться на работу и достигнуть успехов.
Учитывая всё вышеперечисленное, при знакомстве с той или иной профессией будет несложно определить, какие подходящие профессиональные качества уже имеются, а над какими стоит поработать для их развития.
Согласитесь, будет не очень умно выбрать профессию, которая не востребована на рынке труда или, что ещё хуже, постепенно теряет свою значимость и уходит в небытие. В формуле выбора профессии компонент «НАДО» выступает в качестве востребованности профессии на рынке труда. Точно предсказать перспективность профессии через несколько лет довольно сложно, но общие тенденции вполне возможно. Для этого можно почитать мнения специалистов, посмотреть государственные образовательные планы, найти соответствующую аналитику и составить своё мнение.
Рынок труда всегда находится в движении, с развитием технологий появляются новые профессии и постепенно отмирают старые. Даже после получения образования и успешной работы необходимо совершенствоваться и повышать свою квалификацию, чтобы оставаться конкурентоспособным и успешным специалистом в своей профессиональной области. Если же исключить «НАДО» при выборе профессии, то найти работу по специальности может оказаться затруднительно.
Результат формулы выбора профессии
Правильно оценив все компоненты формулы «МОГУ – ХОЧУ – НАДО» по отношению к себе шанс неправильного выбора профессии значительно уменьшится, а достигнуть профессионального успеха и стать востребованным специалистом будет проще. Вы найдёте такую профессию, которая будет одновременно:
- Интересной для вас (ХОЧУ)
- Лёгкой и приятной в освоении (МОГУ)
- Пользоваться спросом на рынке труда (НАДО)
Исключение же хоть одного из параметров формулы приводит к различным неблагоприятным последствиям, от невозможности получения удовлетворения от работы до значительно затруднённого трудоустройства по специальности.
Простые шаги выбора профессии
Для тех, кто любит хорошо структурированные пошаговые инструкции предлагаем воспользоваться алгоритмом выбора профессии и за семь несложных шагов значительно сузить перечень возможных профессий.
1. Составить список требований к идеальной профессии.
Чем больше требований получиться придумать, тем лучше и точнее получиться определить желаемую профессию. Можно начать с нижеперечисленных требований и расширить список своими.
- Условия работы
- Направление деятельности
- Уровень заработной платы
- Уровень требуемого обучения
- Содержание и характер работы
- Сложность трудоустройства по специальности
- Сфера деятельности
- Любые другие важные для Вас требования
2. Определить степень значимости каждого требования.
Проранжировать каждое требование по шкале от 1 до 10 или разбить любым другим удобным для себя способом на те, которые являются жизненно важными и те, которыми можно пренебречь в пользу других. Возможно получится избавиться от тех или иных требований, которые показались важными лишь на первый взгляд.
3. Составить список интересных профессий
Для знакомства с миром профессий можно использовать наш Каталог профессий или воспользоваться любым другим. В книжных магазинах продаются специальные справочники с подробным описанием существующих на рынке труда профессий. Основной отбор должен идти опираясь на интересность профессии, учитывая насколько хотелось бы получить такую специальность и начать карьеру в этой сфере.
4. Соотнести свой список требований с каждой из заинтересовавших профессий
Следует помнить, что кроме списка Ваших требований к идеальной профессии существуют и требования самих профессий. Учитывайте свои личные таланты и способности, а также физические особенности. Возможно, что в какие-то профессии путь окажется закрыт по объективным причинам, а справляться с другими будет заметно проще.
5. Проанализировать результаты
На основе предыдущих пунктов определите несколько наиболее подходящих профессий и познакомьтесь с ними поближе. Найдите больше информации, сходите на экскурсию, дни открытых дверей или ярмарки вакансий. Совсем хорошо, если удастся побеседовать со специалистом в данной отрасли.
6. Проверить результаты
Обсудите свой выбор с родителями, друзьями, учителями, психологом-профконсультантом. Узнайте их мнение и аргументы в пользу той или иной профессии. Можно пройти профориентационные психологические тесты для подтверждения правильности выбора.
7. Определить шаги к получению профессии
Если удалось твёрдо определиться с одной или несколькими идеальными профессиями, то можно смело начинать искать информацию о том, в каком учебном заведении можно получить желаемую специальность, что требуется для поступления, какие профессиональные требования и навыки стоит развить, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда и т.д.
Ещё один простой способ выбрать профессию
Приведём ещё один несложный способ как выбрать подходящую профессию. Для него потребуется всего лишь чистый лист бумаги и ручка.
Нарисуйте в центре листа себя или большую красивую букву «Я». Затем, как лучи от солнца, напишите вокруг свои любимые занятия и увлечения. Это могут быть уроки, хобби, просто приятные и простые занятия, совсем не обязательно связанные с миром профессий. Чем больше таких лучиков получится, тем лучше.
Дальше самое сложное, но и самое интересное – к каждому получившемуся лучу придумайте несколько подходящих профессий. Если возникнут сложности, то можно поискать информацию в интернете, журналах, газетах, спросить совета у друзей и родителей.
Таким нехитрым образом получится список профессий, которые могут Вам подойти. Выберите из них от 5 до 10 наиболее интересных и узнайте о них как можно больше: необходимое образование, средний уровень зарплаты, требования компаний-работодателей и т.п. Можно добавить список подходящих учебных заведений и подходящих курсов для развития профессионально важных качеств.
Проверьте правильность выбора с помощью мнения значимых для Вас людей (родители, учителя, друзья и т.п.), прохождения тестов на профориентацию, консультацией с хорошим психологом-профконсультантом.
Заключение
Не забывайте, что решение вопросов «Как выбрать профессию», «Кем стать?» и подобных это только первый шаг на пути к успешной карьере, но именно от него зависит будущая успешность и востребованность как профессионала.
Также не стоит забывать, что многие профессии находятся на стыке разных дисциплин и необходимо хорошо разбираться во всех из них. Ещё одним немаловажным фактором, который стоит учитывать, является то, что профессиональные требования и обязанности значительно меняются по мере карьерного роста. Несомненно, можно попробовать себя сразу же в роли руководителя, но это будет менее эффективно, чем пройти весь путь до него с низов и зная всю работу изнутри. Помните, что на кону будут стоять Ваши репутация, время и деньги.
Надеемся, что информация из статьи «Как выбрать профессию» окажется Вам полезной и поможет легко определиться с профессией. Любой самостоятельный выбор стоит проверить и обсудить с практикующими профессионалами. В каждом городе и почти каждом учебном заведении есть отделы профориентации, куда можно обратиться за беседой или прохождением специализированных профориентационных тестов.
Станете ли Вы человеком, который получает удовольствие от работы, стремительно растёт по карьерной лестнице и успешно реализует себя в условиях современного общества зависит только от Вас и Ваших первых шагов в выборе желаемой и перспективной сферы деятельности. От всей души желаем удачного определения трудового пути и пусть Ваша работа будет любимой!
📺 Видео
Три самых важных совета в моей жизниСкачать
Хочу могу надоСкачать
Формула выбора профессии: "Хочу. Могу. Надо"Скачать
Три опоры при выборе профессии "Хочу! Могу! Надо!"Скачать
Как правильно выбрать профессию. Упражнение Хочу-Могу-Надо (часть 1)Скачать
#34 Любовный треугольник. Причины. Выход Часть 1. #психологотвечаетСкачать
ХОЧУ НАЛЕВО: Как это сделать экологично / Последствия измены / НеудовлетворенностьСкачать
ХОТИТЕ ПРИВЯЗАТЬ ЧЕЛОВЕКА? БРОСЬТЕ ЕГО!Скачать
Бегите от партнера, если он так себя ведетСкачать
Ушел к любовнице из семьи. А ЗАЧЕМ??? Что было дальше?...Скачать
ЭТОТ ФИЛЬМ ДОЛЖЕН УВИДЕТЬ КАЖДЫЙ! "Знак Судьбы" Криминальная МелодрамаСкачать
15.12.21. Хочу. Могу. Надо. Что важнее в выборе профессии? (Библиотека им. А. М. Горького)Скачать
ПОЧЕМУ МЫ С ЖИТЕЛЯМИ ПРОСИМ ПОМОЩИ В МАЙНКРАФТ | Компот MinecraftСкачать
МАК- техника "Хочу. Могу. Надо."Скачать
Любовный треугольник. Стоит ли уходить к любовнице? Психолог Сергей Насибян об изменах и конфликтахСкачать