Опубликовано 26.07.2019 · Обновлено 01.11.2021
Понятно, что паровоз, особенно с поездом, а тем более с пассажирским, должен следовать трубой вперед. Но не всегда так получалось и паровозы иногда, в основном резервом (без поезда), следовали вперед тендером. Очень неудобно для машиниста и помощника.
Процесс разворота паровоза происходил на станциях смены паровозов и в локомотивных депо. Разворот паровоза можно произвести тремя способами: Треугольник; Петля и классический Поворотный круг.
Паровоз на разворотном круге Треугольник
Треугольник – представьте себе равнобедренный треугольник, а теперь его сторонами являются железнодорожные пути, а на всех трех вершинах треугольника установите стрелочные переводы, вот и все. Паровоз заезжает на треугольник с одного направления, проезжает одну сторону, проходит стрелку, останавливается, стрелку переводят, и он следует назад, но уже по другому пути(стороне), там он также проследует стрелку и уже развернут трубой вперед в другую сторону. Перевод еще одной стрелки и паровоз по нижнему пути (стороне) выходит на станцию трубой вперед, вот и все!
Петля
Петля – еще проще, название говорит само за себя,паровоз следует по петле трубой вперед или тендером, проходит круг петли и выезжает уже трубой вперед в нужном направлении на соседний путь станции.
Поворотный круг
Наконец, классический поворотный круг, располагался, как правило в локомотивных депо и на крупных станциях. Устройство простое – много путей подходят к грани поворотного круга, а нем располагается подвижный небольшой мост, который на своих оконечностях опирался на небольшие колесики, которые приводились в движение электроприводом и двигались по рельсу, проложенному внизу по кругу. На мосту укладывался железнодорожный путь, длиной как раз на паровоз. Паровоз с любого из путей заезжал на этот путь и перемещался по кругу электроприводом. На нужном пути круг останавливали и паровоз съезжал с него и двигался по нужному пути, трубой вперед или тендером, как было нужно. Вот и все.
Видео:Как раньше разворачивали паровозы - поворотный кругСкачать
Как оборачивают паровозы при смене направления движения? Существует целых три способа (21 фото)
Эксплуатация паровозов требует наличия определённых элементов железнодорожной инфраструктуры для обеспечения их работы, таких как например водоснабжение, пункты экипировки топливом, маслораздатки, пескосушилки, цеха для промывочного ремонта и т.д., а также наличие такого немаловажного элемента как устройств для организации их разворота.
Ведь согласно требованиям главного документа, в соответствии с которым функционирует вся железная дорога — ПТЭ (Правила технической эксплуатации), движение паровоза тендером вперёд разрешается только на станции при выполнении маневровых передвижений. Ехать же по перегону с поездом тендером вперёд категорически запрещено.
Пассажирский паровоз серии Су выполняет маневры на станции Осташков. Фото: Алексей Алексеев
Современные поездные локомотивы (тепловозы и электровозы), за исключением маневровых машин, для решения этой задачи имеют две кабины управления.
Пассажирский тепловоз серии ТЭП70 заходит под состав поезда №190 сообщением Осташков-С.Петербург. Фото: Алексей Алексеев
Благодаря чему в наши дни локомотивная бригада всегда имеет возможность комфортно управлять локомотивом, имея по ходу движения отличный обзор из кабины при выполнении маневровых передвижений на станции, следуя под состав или из под состава в депо.
Чего не скажешь про паровозную бригаду, когда при выполнении маневровых передвижений по станции, машинисту и его помощнику при движении тендером назад, приходится чуть ли не по пояс высовываться из окна будки паровоза подобно скворцам из своего скворечника, выкручивая назад насколько возможно свою шею.
Вот именно так локомотивной бригаде и приходится следить за свободностью пути и сигналами при езде тендером назад. Фото: Алексей Алексеев
При этом, зачастую наслаждаясь всеми «прелестями» в виде обильных атмосферных осадков и пробирающими до костей сквозняков, чтобы разобрать, что же там творится впереди по ходу движения.
Да и при нормальной то езде обзор из будки паровоза всегда оставлял желать лучшего.
Обзор с рабочего места машиниста на путь в паровозе серии Л. Фото: Евгений Гурылёв
Единственный плюс, который имеет паровозная бригада в отличи от тепловозников и электровозников, так это отсутствие потребности в смене кабин управления при смене направления движения, что тоже является достаточно хлопотной процедурой, выполнение которой требует внимательного выполнения ряда последовательных действий. Управлять тепловозом или электровозом из задней кабины, даже при маневрах, также запрещается согласно ПТЭ. При заезде из депо под состав как правило требуется примерно до 4 раз, а иногда и больше, сменить кабину управления! Особенно неудобно это делать на многосекционных локомотивах, перемещаясь из кабины в кабину по узким проходам машинного помещения.
В дизельном помещении тепловоза серии 2ТЭ116. Фото: Алексей Алексеев
На паровозе, как и на маневровом тепловозе, для этого достаточно лишь развернуть реверс, чтобы привести локомотив в движение в нужном направлении.
Рабочее место машиниста на паровозе серии Л и рукоятка реверса для смены направления движения. Фото: Алексей Алексеев
Но теперь вернемся непосредственно к разговору о том, каким способом можно развернуть паровоз, чтобы следовать по перегону с поездом как и положено, а не тендером вперёд.
Итак, самый первый классический и общеизвестный способ — это разворот паровоза в депо на поворотном кругу, очень впечатляющее зрелище для зевак.
Паровоз серии Л оборачивается на поворотном кругу в локомотивном депо Осташков ТЧ-34, 80-е годы прошлого века. Фото из архива ВОЛЖД
Для этого во всех депо имелся специальный ответственный работник, который и занимался разворотом паровозов на поворотном круге, он так и назывался «круговоротчик». Сегодня уже далеко не в каждом локомотивном депо остались поворотные круги и веерные корпуса со стойлами, а должность круговоротчика практически ушла с паровозами в прошлое вместе с такими профессиями как и шлакоуборщик, водолив, ламповщик.
Локомотивное депо Великие Луки ТЧ-31. Фото: Алексей Алексеев
Так, а если поворотного круга нет, что тогда делать в этом случае, как развернуть паровоз? Существует ещё два способа разворота паровоза при условии наличия соответствующего путевого развития в депо или на станции. К слову сказать, отсутствие возможности для разворота паровоза, сегодня является довольно частой и непреодолимой проблемой или «гордиевым узлом», для запуска туристических ретро-поездов на новых привлекательных жд направлениях.
Помимо поворотного круга, обернуть паровоз можно и на так называемом разворотном треугольнике — особое путевое развитие железнодорожных или трамвайных путей, позволяющее при выполнении маневровых передвижений по нему, развернуть локомотив на 180 градусов в нужном направлении.
На скриншоте ниже я отметил разворотный треугольник на станции Осташков ОКТ жд, на котором регулярно каждую субботу разворачивается паровоз.
В эпоху паровозной эры разворотные треугольники имелись на всех узловых станциях, где поезда могли менять своё направление с нечётного на чётное и наоборот, отправляясь на примыкающие линии. Напомню вам, что поезда, идущие на север и восток, испокон веков имеют чётную, а на юг и запад — нечётную нумерацию. Подобный треугольник когда-то имелся на станции Соблаго для того чтобы изменять направления поездов, прибывающих на станцию из Осташкова, уходившие далее на селижаровскую ветку на Торжок и в обратном направлении, был разобран на исходе 90-х.
Ликвидация разворотного треугольника в Соблаго, сделала невозможным освоение туристических маршрутов на паровой тяге по селижаровской ветки на Торжок
Возможно и о разворотном треугольнике многие из вас уже всё прекрасно знают и я вам не сказал ничего собственно нового. Но не спешите покидать публикацию, есть ещё один способ разворота паровоза и о нём я конечно же вам расскажу. Догадываетесь о чём может идти речь или же нет?
Выход паровоза серии Су с разворотного треугольника на станции Осташков. Фото: Алексей Алексеев
Третий способ представляет собой тоже одну из разновидностей путевого развития станции — это «петля»
Я попытался вам наглядно её изобразить, сделав скриншот из Яндекс карт всё той же станции Осташков, надеюсь вам здесь всё будет понятным.
Сегодня на станции Осташков такого варианта для разворота на самом деле уже не существует, поскольку была демонтирована большая часть путевого развития «петли», как и не существует больше локомотивного депо Осташков ТЧ-34 где находился поворотный круг. Он был демонтирован когда депо ещё действовало в 1989 году и заменён разворотным треугольником, уложенным на территории самого депо.
Остатки «глухого пересечения» ведущего на деповской разворотный треугольник в ТЧ-34. Фото: Алексей Алексеев
А если нет ни одного из описанных выше возможностей для оборота паровоза, то в крайнем случае, как я уже неоднократно наблюдал, сцепляют между собой два паровоза по схеме «тяни-толкая» (или прицепляют за паровозом тепловоз) и в таком составе обгоняются по станции при манёврах для смены направления движения.
Паровозы серии Л . Локомотивное эксплуатационного депо Бологое ТЧЭ-4. Фото: Алексей Алексеев
Но такой способ считается очень затратным и экономически неоправданным, поскольку нужно задействовать одновременно два локомотива, а значит и две локомотивные бригады.
Видео:Разворот паровоза на поворотном треугольнике (1913-1914 гг.)Скачать
Что собой представляют объекты железнодорожной инфраструктуры, созданные для разворота поездов
Москва, 28.01.2022, 18:58:03, редакция FTimes.ru, автор Александр.
Большинство современных электровозов и тепловозов оснащены двумя кабинами управления по обеим сторонам машины. Поэтому объекты инфраструктуры, предназначенные для их разворота, становятся банально ненужными. Они постепенно демонтируются, так как обслуживать их дорого, да и смысла нет. Но вместе с более современной техникой остаются в строю и старые машины. Как же они разворачиваются? Практикуется 3 способа.
Петля, треугольник, поворотный круг – объекты жд-инфраструктуры, представляющие собой места для разворота локомотивов или составов. Предназначение у всех одно, а вот принцип функционирования отличается.
Видео:Поворотный круг для разворота локомотива на 180°Скачать
Петля
Наиболее простой и понятный способ обустройства места для разворота поездов – укладка рельс таким образом, чтобы в итоге получался участок железнодорожного полотна в виде петли. Тут все просто: движущийся состав проходит по кругу и выезжает обратно на прямые пути. В настоящее время петли выводятся из эксплуатации за ненадобностью. Дело в том, что подобные объекты в силу своих особенностей занимают много места. К тому же техники, требующей данного плана разворотных участков, становится все меньше.
Видео:Разворотный треугольник для трамвая в КазаниСкачать
Треугольник
Суть этого метода разворота заключается в следующем. Состав заезжает на одну стрелку, после чего она переводится, машина сдает назад и оказывается в тупике, стрелка переводится еще раз, начинается движение вперед.
Подобные объекты инфраструктуры эксплуатируются не только там, где ходят поезда. Аналогичным образом обустраиваются места для разворота такой техники, как трамваи.
Видео:71-407-01 № 306 разворачивается на разворотном треугольнике на К/СТ Улица Генерала ЛебедяСкачать
Поворотный круг
Во времена несуществующего ныне Советского Союза в каждом депо функционировало такое оборудование, как круговоротчики. По сути, объект собой представляет больших размеров платформу в форме круга. В целях разворота локомотив загоняют на круговоротчик, он поворачивается вокруг своей оси, к примеру, на 180 градусов, машина съезжает на прямые рельсы.
Время не стоит на месте. На “вооружение” принимаются новые технологии, что позволяет строить современные машины, не требующие таких мест для разворота. Возможно, описанные выше объекты железнодорожной инфраструктуры через несколько десятков лет станут исключительно “музейными экспонатами”. А может, это и не случится, ведь, как говориться, все новое – это хорошо забытое старое.
📽️ Видео
Преобразование звезды сопротивлений в эквивалентный треугольник. Преобразование мостовой схемыСкачать
"Секция"2тэ116-1140А следует на разворотный треугольник по ст.Запорожье-2 и приветливая бригада.Скачать
71-407-01 № 302 разворачивается на разворотном треугольнике на К/СТ Улица Генерала ЛебедяСкачать
Средняя линия треугольника и трапеции. 8 класс.Скачать
Поворотный кругСкачать
Как поворачивают поезда во время движения? Секреты железной дороги!Скачать
Пересечение двух плоскостей. Плоскости в виде треугольникаСкачать
Поворотный кругСкачать
Тепловоз 2ТЭ116У-0210 выезжает из разворотного треугольника на станции НарваСкачать
Почти никто не решил ➜ Найдите сторону треугольникаСкачать
Как разворачиваются поезда (локомотивы)? Мало кто об это знаетСкачать
Средняя линия. Теорема о средней линии треугольникаСкачать
Построение высоты в тупоугольном и прямоугольном треугольниках. 7 класс.Скачать
Определение истинной величины треугольника АВС. Метод плоско-параллельного перемещенияСкачать
механизм для разворота локомотиваСкачать