Вы будете перенаправлены на Автор24
- Параллельный перенос
- Поворот
- Готовые работы на аналогичную тему
- Примеры задач на параллельный перенос и поворот
- Параллельный перенос, поворот плоскости и подобные треугольники
- Корзина
- Параллельный перенос
- Поворот плоскости вокруг точки на угол
- Подобные треугольники
- Презентация на тему: Параллельный перенос и поворот
- 📽️ Видео
Видео:Параллельный перенос. Симметрия. Поворот | МатематикаСкачать
Параллельный перенос
Введем определение параллельного переноса на вектор. Пусть нам дан вектор $overrightarrow$.
Рисунок 1. Параллельный перенос
Введем следующую теорему.
Параллельный перенос является движением.
Доказательство.
Пусть нам даны точки $M и N$. Пусть при их параллельном переносе на вектор $overrightarrow$ эти точки отображаются в точки $M_1$ и $N_1$, соответственно (рис. 2).
Рисунок 2. Иллюстрация теоремы 1
Значит четырехугольник $_1N_1N$ — параллелограмм и, следовательно, $MN=M_1N_1$. То есть параллельный перенос сохраняет расстояние между точками. Следовательно, параллельный перенос является движением.
Теорема доказана.
Видео:ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ ПЕРЕНОС И ПОВОРОТ 9 класс геометрия АтанасянСкачать
Поворот
Введем определение поворота вокруг точки $O$ на угол $alpha $.
Поворот вокруг точки $O$ на угол $alpha $ — отображение плоскости на себя, при котором любая точка $M$ отображается на точку $M_1$ такую, что $_1=OM, angle M_1=angle alpha $ (Рис. 3).
Рисунок 3. Поворот
Готовые работы на аналогичную тему
Введем следующую теорему.
Поворот является движением.
Доказательство.
Пусть нам даны точки $M и N$. Пусть при их повороте вокруг точки $O$ на угол $alpha $ они отображаются в точки $M_1$ и $N_1$, соответственно (рис. 4).
Рисунок 4. Иллюстрация теоремы 2
Так как, по определению 2, $_1=OM, _1=ON$ и $overrightarrow<_1>=overrightarrow$, а ,$angle MON=angle M_1ON_1$, то
Следовательно, $MN=M_1N_1$. То есть поворот сохраняет расстояние между точками. Следовательно, поворот является движением.
Теорема доказана.
Видео:#192 ПОВОРОТ И ПЕРЕНОС // ТРЕУГОЛЬНИКСкачать
Примеры задач на параллельный перенос и поворот
Построить треугольник $A_1B_1C_1$,образованный поворотом вокруг точки $B$ на угол $^0$ равнобедренного прямоугольного (с прямым углом $B)$ треугольника $ABC$.
Решение.
Очевидно, что точка $B$ перейдет сама в себя, то есть $B_1=B$. Так как поворот производится на угол, равный $^0$, а треугольник $ABC$ равнобедренный, то прямая $BA_1$ проходит через точку $L$ — середины стороны $AC$. По определению, отрезок $BA_1=BA$. Построим его (Рис. 5).
Построим теперь вершину $C_1$ по определению 2:
[angle CBC_1=^0, BC=BC_1]
Соединим все вершины треугольника $A_1B_1C_1$ (Рис. 6).
Решение закончено.
Построить параллельный перенос треугольника $ABC$ на вектор $overrightarrow$.
Решение.
Перенесем каждую вершину треугольника на вектор $overrightarrow$. Получаем треугольник $CA_1C_1$ (рис. 7).
Решение закончено.
Получи деньги за свои студенческие работы
Курсовые, рефераты или другие работы
Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 15 04 2021
Видео:9 класс, 33 урок, ПоворотСкачать
Параллельный перенос, поворот плоскости и подобные треугольники
Корзина
Теоретический урок по предмету математики для решения задач по теме «Параллельный перенос, поворот плоскости и подобные треугольники».
Содержание данной онлайн страницы электронного справочника для школьников:
- – тема «Параллельный перенос» представлена на примере решения задач 145 — 148;
- – в контрольных работах с номерами 149 — 154 данной рабочей тетради по математике рассматривается поворот плоскости вокруг точки на угол;
- – повторение курса геометрии 9 класса в решениях приведено на примере заданий 155 — 173: углы треугольника, площадь треугольника через катеты и гипотенузу, вычисление радиуса описанной окружности, стороны ромба, подобные треугольники.
Видео:Геометрия 9 класс : Параллельный перенос и поворотСкачать
Параллельный перенос
Определение:
Параллельным переносом на вектор называется отображение плоскости на себя, при котором каждая точка M отображается в такую точку M1, что два вектора равны
=
Задача 145.
вектор
A → A1 : =
B → B1 : =
Теорема:
При параллельном переносе на вектор сохраняется расстояние между точками, т.е. параллельный перенос – движение.
f – параллельный перенос на вектор
M M1
N N1
Доказать:
Точка M переводится движением в точку M1 с условием, что два вектора равны: M M1: = MM1
Точка N переводится движением в точку N1 с условием, что два вектора равны: N N1: = NN1
Следовательно, полученные отрезки параллельны MM1 || NN1 и построенные отрезки равны MM1 = NN1
Значит, четырехугольник MM1N1N – параллелограмм.
Поэтому MN = M1N1, значит f – движение.
Задача 146.
A A1:
=
B B1:
=
C C1:
=
A A1: =
B B1:
=
C C1:
=
***
Задача 147.
точка D лежит на AC: D AC
точка C лежит на AD: C AD
BC B1D
б) Доказать: ABB1D – равнобедренная трапеция
1) От точки B проведем прямую a, параллельную вектору : a ||
2) Точка B переводится движением в точку B1
=
3) Проведем прямую B1D, параллельную отрезку BC:
Рассмотрим четырехугольник BB1DC.
Т.к. основания BB1 || CD и боковые стороны BC || BD параллельны, то BB1DC – параллелограмм (по определению)
По свойству параллелограмма:
основания BB1 = CD и боковые стороны BC = BD равны, но AB = BC, тогда AB = B1D
Т.к. BB1 || AD параллельны и AB B1D не параллельны, следовательно, ABB1D – трапеция (по определению).
Т.к. AB = B1D, то ABB1D – равнобедренная трапеция.
Задача 148.
Дано:
вектор
окр (O;R) окр (O1;R1)
ΔABC ΔA1B1C1
EFPQ E1F1P1Q1
как показано на рисунке.
Видео:Геометрия 9 класс (Урок№30 - Поворот.)Скачать
Поворот плоскости вокруг точки на угол
Определение:
Поворотом плоскости вокруг точки O на угол α называется такое отображение плоскости на себя, при котором каждая точка M отображается в такую точку M1, что угол поворота
MOM1 = α и OM1 = OM.
O – центр поворота
α – угол поворота
Задача 149.
Дано:
α = 75° (против часовой стрелки)
O – центр поворота
1) A A1;
AOA1 = 75°
2) B B1;
BOB1 = 75°
Теорема:
Поворот является движением.
f – поворот
α – угол поворота (против часовой стрелки)
точка O – центр поворота
Тогда треугольники равны ΔOMN = ΔOM1N1 по двум сторонам и углу между ними:
MON = M1ON1
Тогда MN = M1N1, значит, f – движение.
Задача 150.
точка O – центр поворота
α = 180°
1) A A1;
AOA1 = 180°
2) B B1;
BOB1 = 180°
Задача 151.
точка A – центр поворота
α = 160° (против часовой стрелки)
1) B B1;
BAB1 = 160°
2) C C1;
CAC1 = 160°
Задача 152.
точка O – центр поворота
Построить:
1) A A1;
AOA1 = 120°
2) B B1;
BOB1 = 120°
Задача 153.
точка C – центр окружности (C; R)
точка O – центр поворота
угол поворота α = 60° (против часовой стрелки)
а) точка C и точка O не совпадают
б) точка C и точка O совпадают
Построить:
1) проведем луч CO
2) C C1;
COC1 = 60°
Т.к. точка О – центр поворота и точка С – центр окружности совпадают, то окружности (C;R) и (C1;R) будут тоже совпадать.
Задача 154.
Δ ABC – равнобедренный, равносторонний
D – точка пересечения биссектрис
D – центр поворота
угол поворота α = 120°
ΔABC ΔABC
Т.к. Δ ABC – правильный, то все углы в нем равны 60°.
Т.к. точка D – центр описанной и вписанной окружности, то
Δ ABD = Δ BDC = Δ DAC (по трем сторонам).
Следовательно, что ADB = BDC = CDA
A B
B C
C A
Таким образом, Δ ABC отображается на себя.
Повторение.
Задача 155.
ABC : BCA : CAB = 3 : 7 : 8
Найти: наибольший угол треугольника
Пусть x – коэффициент пропорциональности. Зная, что сумма углов в треугольнике равна 180°, составим и решим уравнение:
3x + 7x + 8x = 180
Наибольший угол CAB = 8 • 10 = 80°
Задача 156.
треугольник ΔABC – равнобедренный,
один угол больше другого:
ABC > BAC на 60°
Найти: угол при основании треугольника
Пусть x° – угол при основании треугольника. Зная, что сумма углов в треугольнике составляет 180°, составим и решим уравнение:
(x + 60°) + x + x = 180°
Значит, BAC = 40°.
Задача 157.
треугольник ΔABC – прямоугольный
c = 26 см – гипотенуза
Найти: больший катет b
Пусть x – коэффициент пропорциональности. По теореме Пифагора составим и решим уравнение:
(5x) 2 + (12x) 2 = 26 2
25x 2 + 144x 2 = 676
b = 12 • 2 = 24 (см)
Задача 158.
C = 90°
c = 13 – гипотенуза
По теореме Пифагора получаем:
a = = = = 12
Тогда площадь треугольника
SΔABC = • ab = =
= 30 (квадратных единиц)
Задача 159.
треугольник ΔABC – равнобедренный,
C = 90°
c = 4 – гипотенуза
Найти: площадь треугольника SΔABC = ?
SΔABC = • ab
Т.к. Δ ABC – равнобедренный, то углы при основании по 45° и катеты равны a = b.
По теореме Пифагора получаем:
Тогда (4 ) 2 = 2a 2
Тогда площадь треугольника
SΔABC = • ab = =
= 8 (квадратных единиц)
Задача 160.
A = 90°
a = 6
Найти: радиус описанной окружности R = ?
Т.к. AH – медиана, то CH = c
По теореме Пифагора получаем:
Тогда CH = c = = 5 (ед)
Точка H – центр описанной окружности
Т.к. R = AH, то R = AH = CH = 5 ед.
Задача 161.
C = 90°
соотношение острых углов
ABC : CAB = 1 : 2
AC = 4
Найти: радиус описанной окружности R = ?
Пусть x – коэффициент пропорциональности. Зная, что сумма углов в треугольнике составляет 180°, составим и решим уравнение:
Тогда CAB = 30°,
ABC = 2 • 30° = 60°
Следовательно, BC = AB
По теореме Пифагора получаем:
AC 2 + = AB 2
AC 2 = AB 2
AB 2 = = 64
R = AD = BD = 8 : 2 = 4 (ед)
Задача 162.
C = 90°
радиус описанной окружности
Тогда AB = 2,5 • 2 = 5
По теореме Пифагора получаем:
AC = = = = 4 (ед)
Задача 163.
C = 90°
tg A =
0,6 = ; AC = 3 • = 5 (ед)
Задача 164.
A = 90°
Найти: ABC = ?
Решение:
Т.к. AH = AC, то Δ AHC – равнобедренный.
Точка H – радиус вписанной окружности, поэтому AH = CH, но AH = AC, следовательно, AH = CH = AC.
Тогда Δ AHC – равносторонний.
Значит, HAC = AHC = HCA = 60°.
ABC = 180° – (90° + 60°) = 30°.
Задача 165.
треугольник Δ ABC – правильный, равносторонний,
SΔABC = кв.ед.
Найти: длину биссектрисы BH = ?
Т.к. Δ ABC – правильный, то все углы по 60°.
Рассмотрим Δ ABC – равнобедренный, где
BAC = BCA = 60°.
Тогда BH – медиана, высота.
Значит, перпендикулярны отрезки BH AC.
Рассмотрим треугольники Δ ABH и Δ BHC.
AB = BC, по условию.
AH = CH, BH – медиана.
Значит, треугольники равны Δ ABH = Δ BHC.
Т.е. SΔABH = SΔABC = • = (кв.ед.)
SΔABH = AH • BH
Рассмотрим треугольник Δ ABH.
Т.к. BH – биссектриса, то угол ABH = 30°, поэтому
AH = AB
SΔABH = AB • BH =
AB • BH = (*)
По теореме Пифагора получаем:
AB 2 = AH 2 + BH 2
AB 2 = AB 2 + BH 2
BH 2 = AB 2
BH = AB (**)
Используя результат (**) в уравнении (*), получаем
AB • AB =
AB 2 =
AB =
Тогда AB • BH = • BH =
Задача 166.
треугольник Δ ABC – правильный, равносторонний,
радиус описанной окружности
R =
Найти: площадь треугольника
Рассмотрим Δ ABO (AO = BO = R) Δ ABO – равнобедренный.
Проведем из вершины O к AB высоту OH.
Рассмотрим Δ AOH, где AHO = 90°.
Т.к. HAO = 30°, то OH = AO OH = R
OH = • =
По теореме Пифагора получаем:
OH 2 + AH 2 = OA 2
+ AH 2 = ( ) 2 + AH 2 =
=
AH 2 = – = AH = =
Тогда площадь треугольника
SΔAOH = AH • OH = • • = =
Следовательно, SΔABO = 2 • SΔAOH = 2 • = (кв.ед.)
Тогда площадь треугольника
SΔABC = 3 • SΔABO = 3 • = = 2 = 2,25 (кв.ед.)
Задача 167.
Площадь ромба SABCD = 384
Соотношение диагоналей ромба:
Найти: сторону ромба AB = ?
SABCD = AC • BD
Пусть x – коэффициент пропорциональности. Тогда
SABCD = 3x • 4x
Следовательно, диагональ BD = 4x = 4 • 8 = 32
AC = 3x = 3 • 8 = 24
Поэтому половина диагонали AO = AC = • 24 = 12
BO = BD = • 32 = 16
По теореме Пифагора получаем:
AO 2 + BO 2 = AB 2
Сторона ромба AB = = = 20
Задача 168.
треугольник Δ ABD – равнобедренный,
основание AD = 16
Найти: площадь треугольника
SΔABD = AD • BH
Проведем высоту BH к основанию AD.
По свойству равнобедренного треугольника:
BH – медиана, биссектриса, высота.
Т.к. BH – медиана, то AH = DH = 16 : 2 = 8 (ед.)
Рассмотрим треугольник Δ ABH, где угол AHB = 90°.
По теореме Пифагора получаем:
AB 2 = AH 2 + BH 2
BH = = = = 6 (ед.)
Тогда площадь треугольника
SΔABD = AD • BH = •16 • 6 = 48 (кв.ед.)
Ответ: площадь треугольника SΔABD = 48 кв.ед.
Задача 169.
треугольник Δ ABC –равнобедренный,
основание AC больше высоты BH на 15: AC > BH на 15
Найти: основание AC = ?
Т.к. треугольник Δ ABC –равнобедренный, то BH – высота, медиана, биссектриса.
Тогда AC = AH + CH = AH + AH = 2 AH
Рассмотрим Δ ABH – прямоугольный.
Пусть AC = (x) ед. AH = ( ) ед.
Тогда AB = (x – 15) ед. (по условию).
По теореме Пифагора решим уравнение:
(x – 15) 2 = ( ) 2 + 15 2 x 2 – 30x + 225 = + 225
4 (x 2 – 30x) = x 2
4x 2 – 120x = x 2
3x 2 – 120x = 0 | : x
Таким образом, 40 ед. – длина основания.
Ответ: AC = 40 ед.
Видео:9 класс, 32 урок, Параллельный переносСкачать
Подобные треугольники
Задача 170.
треугольник Δ ABC, два угла
A = 54°
B = 18°
CH – биссектриса угла C
Доказать: подобие треугольников
Δ BHC Δ ABC
C = 180° – ( A + B)
C = 180° – (54° + 18°) = 108°
Т.к. CH – биссектриса угла C, то
BCH = HCA = 108° : 2 = 54°
Рассмотрим Δ BHC
HBC = B = 18°
BCH = A = 54°
Тогда CHB = C = 108°
Поэтому треугольники подобны Δ BHC Δ ABC.
Задача 171.
верхнее основание BC = 4 см
нижнее основание AD = 10 см
диагональ BD = 8 см
часть диагонали BO = ?
соотношение периметров треугольников
= ?
Углы равны CBO = ODA как накрест лежащие при параллельных прямых BC и AD и секущей BD.
Углы равны BCO = OAD как накрест лежащие при параллельных прямых BC и AD и секущей AC.
Тогда треугольники подобны Δ BCO Δ AOD.
= = = =
= . Тогда 4AO = 10BO BO = AO
= = 0,4 = k
Пусть BO = x, AO = 8 – x. Тогда 10x = 4 • (8 – x)
x = 2 (см)
Следовательно, BO = 2 см.
= k = 0,4
Ответ: BO = 2 см, = 0,4.
Задача 172.
ΔABC ΔA1B1C1 ,
периметр треугольника:
P (ΔABC) = 12 +16 + 20 = 48 (дм)
Т.к. треугольники подобны, то
= =
= = = k (*)
Тогда соотношение периметров треугольников
= k (**)
Из равенств (*) и (**) следует
=
=
B1C1 = = 20 (дм)
Тогда =
=
A1B1 = = 15 (дм)
Задача 173.
ABCD – трапеция,
стороны трапеции пересекаются в точке M:
Рассмотрим треугольники ΔAMD и ΔBMC:
BAD = MBC, как соответственные при параллельных прямых BC и AD и секущей AB.
MCB = MDA, как соответственные при параллельных прямых BC и AD и секущей CD.
Тогда, по первому признаку подобия треугольников:
треугольники подобны Δ AMD Δ BMC.
= =
= ,
но AM = AB + BM = 3,9 + BM
8 • BM = 5 (3,9 + BM)
= ,
Видео:Геометрия 9 класс (Урок№29 - Параллельный перенос.)Скачать
Презентация на тему: Параллельный перенос и поворот
Движение Преобразование одной фигуры в другую, при котором сохраняется расстояние между точками
Виды движения Симметрия относительно точки Симметрия относительно прямой Поворот Параллельный перенос
Симметрия относительно точки Точки А и А1 называются симметричными относительно точки О (центр симметрии), если О – середина отрезка АА1. Точка О считается симметричной самой себе.
Симметрия относительно точки Построить точку А1, симметричную точке А относительно точки О
Симметрия относительно точки Построить отрезок А1В1, симметричный отрезку АВ относительно точки О
Практическое задание Постройте треугольник А1В1С1, симметричный треугольнику АВС относительно произвольной точки О вне этого треугольника. Проверка Постройте треугольник М1К1Е1, симметричный треугольнику МКЕ относительно произвольной точки О внутри этого треугольника. Проверка
О А В С А1 В1 С1
М К К1 Е Е1 М1 О
Симметрия относительно прямой
Симметрия относительно прямой Построить точку А1, симметричную точке А относительно прямой а
Симметрия относительно прямой
Практическое задание Постройте многоугольник, симметричный произвольному многоугольнику относительно произвольной прямой. Проверка Постройте многоугольник, симметричный произвольному многоугольнику относительно любой из его сторон Проверка
Поворот Поворотом плоскости около данной точки называется такое движение, при котором каждый луч, исходящий из этой точки, поворачивается на один и тот же угол в одном и том же направлении .
Построить точку, в которую переходит точка А при повороте около точки О на 60° по часовой стрелке Поворот
Поворот Построить отрезок, в который переходит отрезок АВ при повороте около точки О на 105° против часовой стрелки А В А1 В1
Практическое задание Постройте фигуру, в которую переходит произвольный треугольник при повороте его относительно произвольной точки О на 70° по часовой стрелке. Проверка Постройте фигуру, в которую переходит произвольный многоугольник при повороте его около любой вершины на 45° против часовой стрелки Проверка
70° по часовой стрелке
45° против часовой стрелки
Параллельный перенос Параллельным переносом называют преобразование, при котором точки смещаются в одном и том же направлении на одно и то же расстояние
Параллельный перенос Постройте точку С1, в которую переходит точка С при параллельном переносе, который переводит точку А в точку В
Параллельный перенос Постройте отрезок В1С1, в который переходит отрезок ВС при параллельном переносе, который переводит точку А в точку А1
Практическое задание Постройте фигуру, в которую переходит произвольный треугольник при параллельном переносе, который переводит точку А в точку А1 Проверка Постройте фигуру, в которую переходит произвольный многоугольник при параллельном переносе, который переводит точку А в точку С Проверка
📽️ Видео
параллельный перенос и поворотСкачать
ПоворотСкачать
Перенос треугольника по векторуСкачать
Поворот | Задачу на параллелограмм и треугольники решаем поворотом!Скачать
Видеоурок "Преобразование координат"Скачать
Определение преобразований | Геометрические преобразования и Конгруэнтность | ГеометрияСкачать
Параллельный перенос точки, отрезка, треугольника, четырехугольника. Геометрия 8 классСкачать
Поворот и параллельный перенос координатных осей. ЭллипсСкачать
Подобие треугольников. Признаки подобия треугольников (часть 1) | МатематикаСкачать
Поворот фигуры. Построить поворот фигур вокруг точки на угол по часовой или против часовой стрелкиСкачать
20 Перенос и поворотСкачать
А.5.11 Преобразования: параллельный перенос, поворот, гомотетия (+Д/З)Скачать