Обыкновенная история гончаров любовные треугольники

Александр и Юлия

Анализ романа И.А. Гончарова «Обыкновенная история»

Александру встреча с Тафаевой дает уникальный шанс на практике подтвердить все, что написано о любви в любимых обоими романтических книгах. «Они живут нераздельно в одной мысли, в одном чувстве: у них одно духовное око, один слух, один ум, одна душа. » Реальность вносит коррективы в прекрасные, на первый взгляд, слова. «Жизнь друг для друга» на деле оказывается проявлением эгоизма, разновидностью домашнего деспотизма: «Он тиранил бедную женщину из любви, как другие не тиранят из ненависти Оскорбления, колкости, черные подозрения и упреки сыпались градом. Она тут же должна была оправдываться и откупаться разными пожертвованиями, безусловной покорностью: не говорить с тем, не сидеть там, не подходить туда ».

Заметим, что и возвышенная, романтическая Юлия обнаруживает не слишком благородные подозрения в отношении Лизаветы Александровны: «Она воображала ее так себе теткой: пожилой, нехорошей, а тут, прошу покорнейше, женщина лет двадцати шести, семи, и красавица!» Обратим внимание, как искусно писатель вплетает в свою авторскую речь слова (скорее, внутренний монолог) самой героини. Надо полагать, Юлия произносит это (или думает так) в первый момент знакомства. Сначала следует недоуменное перечисление «свойств» «настоящей» тетки, которая просто обязана быть некрасивой; затем взрыв непосредственных переживаний, с желанием точнее определить возраст потенциальной соперницы, с далеким от романтики восклицанием «прошу покорнейше». Контрастом дается в следующей фразе авторская скупая констатация дальнейшего развития событий: «Она сделала Александру сцену и стала реже пускать его к дяде». Таков приземленный итог любовных волнений Юлии.

«Вот о какой любви мечтал он: сильной, не знающей ничего вне своей сферы». Эта зацикленность на чувстве явилась, как мы знаем, главной причиной крушения их с Наденькой любви. Юлия, несмотря на оскорбления, «продолжала систематически упиваться блаженством». Причем настолько, что выразила недоумение, зачем влюбленному вообще нужно ходить на службу:

– Да нельзя ли не ходить совсем? будто уж там без вас…

– Как же? Отечество… долг… – говорил Александр.

– Вот прекрасно! А вы скажите, что вы любите и любимы. Неужели начальник ваш никогда не любил? Если у него есть сердце, он поймет.

На романтических свиданиях возлюбленная начинает злить Александра бесконечными вопросами:

– Вот пристала! Почем я знаю?– думал он, но молчал.

«Скучно! – подумал он, – слово найдено! Да! это мучительная, убийственная скука!»

Сделав такой вывод, Александр, однако, не решается на честный и открытый разрыв. С известным нам эгоизмом, он «напал на любовь», обвинил во всем Юлию. Чтобы отвязаться от надоевшей женщины, пришлось прибегать к помощи ловкого в житейских делах дядюшки, которому он поначалу и говорить не хотел о столь возвышенной любви: «..Ради бога, лучше помогите мне теперь выйти из ужасного положения. Вы так умны, так рассудительны.. Умоляю, помогите. » При этом эгоистичному романтику одинаково обидно слышать, что «она ненавидит, презирает…», но еще горше, если оставленная женщина – «рада, довольна. ни тоски, ни слез». Изумленный дядюшка восклицает: «Вот люди. вот сердце…» Итогом столь возвышенной двухлетней привязанности становится восклицание: «Стыдно жить на свете!» Такова, как показывает Гончаров, диалектика жизни: кто считает себя выше других, может ниже всех пасть… И если образ «Наденьки-изменницы» то и дело тревожит его воображение, историю любви к Юлии он пытается быстрее забыть.

«Как я мелок, ничтожен. я жалок, нищ духом!» – делает он печальный, но справедливый вывод из своих отношений с Юлией. Разочарованный в дружбе, любви Александр уходит в мелкий обывательский мирок отставного чиновника Костякова. Приземленное существование, где единственным несчастьем может быть сорвавшаяся с крючка щука, дает разочарованному романтику возможность не думать, не размышлять, не вспоминать. Любовь, которая доставила ему столько страданий, на этот раз спасает героя от этой нравственной спячки: «Ему оставалось уж немного до состояния совершенной одеревенелости.. Но вот что случилось…»

Читайте также другие статьи по теме «Анализ романа И.А. Гончарова «Обыкновенная история»:

Видео:Краткое содержание - Обыкновенная историяСкачать

Краткое содержание - Обыкновенная история

Анализ романа «Обыкновенная история» (И. А. Гончаров)

Середина и конец девятнадцатого века стали периодом рассвета русской прозы. Именно тогда творили величайшие русские писатели, чьи произведения обогатили не только отечественную, но и всю мировую литературу.

Одним из таких колоссов был Иван Гончаров. И хоть его творческое наследие гораздо скромнее наследия Толстого, Достоевского или Чехова, этого писателя ни в коем случае нельзя недооценивать. Одним из самых известных произведений Гончарова, прославивших его на всю Россию, стал роман «Обыкновенная история», разбор которого предлагает Вам Многомудрый Литрекон.

Видео:«Обыкновенная история» 🧐 Гончаров. Краткое содержание АНИМАЦИЯСкачать

«Обыкновенная история» 🧐 Гончаров. Краткое содержание АНИМАЦИЯ

История создания

История написания романа «Обыкновенная история» вмещает в себя интересные факты:

  1. «Обыкновенная история» стала первой книгой в так называемой трилогии «Три О», в которую вошли «Обломов» и «Обрыв». Она также стала литературным дебютом писателя и предвестницей новой школы в отечественной литературе. Именно после успеха произведения Гончарова Белинский предрек возникновение «натуральной школы», звездой которой стал Н.В. Гоголь.
  2. Работа над романом началась в 1844 году и заняла сравнительно мало времени по меркам самого Гончарова, всего два года. Однако даже так писатель проявил невероятную скрупулёзность, постоянно редактируя роман даже накануне издания (он был опубликован в «Современнике»).
  3. Изначально автор передал произведение знаменитому поэту Н.М. Языкову. Но тот, прочитав пару страниц, не был впечатлен произведением и забросил его на долгое время, так и не передав в печать. Потом он отдал ее поэту и редактору Н.А. Некрасову, а тот уже понял, что перед ним совершенно новаторская, редкая по красоте вещь. Столь же восторженно роман «Обыкновенная история» встретил В.Г. Белинский.

Видео:Обыкновенная история. Московский театр "Современник" (1970)Скачать

Обыкновенная история. Московский театр "Современник" (1970)

Направление и жанр

«Обыкновенная история» являет собой яркий пример реалистического направления в литературе. Автор стремится достоверно отобразить окружающую действительность в своём произведении. Персонажи и диалоги прописаны максимально реалистично, а атмосфера дополняется многочисленными деталями. Читатель может поверить в то, что описанные в романе события могли произойти на самом деле. Так знаменитый критик Белинский описал свое отношение к героям «Обыкновенной истории»:

«Нет, не переведутся никогда такие характеры…С течением времени они будут изменяться, но сущность их всегда будет та же самая…»

Жанровую принадлежность «Обыкновенной истории» можно определить, как роман. Повествование охватывает длительный промежуток времени, в сюжете задействовано большое количество персонажей, а объем романа более, чем солидный.

Видео:Иван Гончаров «Обыкновенная история» (полная аудиокнига, 1/2)Скачать

Иван Гончаров «Обыкновенная история» (полная аудиокнига, 1/2)

Смысл названия

В своих произведениях Гончаров стремился отобразить тенденции, которые господствовали в русском обществе на момент создания романа. Название романа «Обыкновенная история» подчёркивает повсеместность и типичность описанных событий, чтобы подчеркнуть их опасность и значимость.

Кроме того, автор взывает к памяти читателя: разве он не помнит, каким был в юности, какие мечты утратил с течением времени? История Александра — это вечная история о том, как романтичная молодость уступает место практической зрелости, где нужно не только писать стихи возлюбленной, но и обеспечивать ее.

Видео:Аудиокнига «ОБЫКНОВЕННАЯ ИСТОРИЯ» - И. Гончаров слушать онлайнСкачать

Аудиокнига «ОБЫКНОВЕННАЯ ИСТОРИЯ» - И. Гончаров слушать онлайн

Суть: о чём роман?

Молодой дворянин – Александр Адуев, почти всю жизнь проживший в провинции, отправляется в Петербург к своему дяде Петру Адуеву, чтобы поступить на государственную службу. Так герой говорит родственникам, но на самом деле он хочет пробиться в литературную среду и стать великим поэтом. Между молодым романтиком Александром и старым циником Петром сразу же возникают разногласия, ведь дядя не планирует содержать племянника, пока он витает в облаках.

Столичная жизнь сильно разочаровывает Александра. Он испытывает отвращение к своей работе, переживает неудачу в писательской карьере, и даже на любовном фронте Адуев-младший терпит поражение.

Александр покидает Петербург и возвращается домой. Однако, проведя в своём имении совсем немного времени, он понимает, что провинциальная жизнь уже совсем не привлекает его, а потому Адуев решает вернуться в столицу.

Спустя много лет перед нами предстаёт новый Александр Адуев – циничный карьерист, которого не волнует ничего, кроме денег и повышения. Старый Адуев восхищается своим племянником, который поднялся выше, чем сам Пётр мог мечтать. Однако теперь старик понял, что упустил в своей жизни в погоне за деньгами. Его жена при смерти, и теперь им остались жалкие крохи времени, оставшиеся после «карьеры».

Видео:Обыкновенная история | Иван Гончаров #краткоесодержаниеСкачать

Обыкновенная история | Иван Гончаров #краткоесодержание

Главные герои и их характеристика

Система образов в романе «Обыкновенная история» воплощена Многомудрым Литреконом в таблице:

главные герои романа «обыкновенная история»характеристика
александр адуевмолодой дворянин. симпатичный и чувствительный молодой человек, выросший в глухой провинции, окружённый заботой и достатком. мама воспитала его в тепличных условиях, а сам саша вырос робким, мечтательным и нежным мальчиком. в начале романа он мечтал о любви, государственной службе на благо страны и народа и карьере писателя, однако потерпел поражение во всех своих начинаниях. будучи неспособным отказаться от столичной жизни, александр поддаётся растлевающему влиянию большого города и к концу романа становится одним из тех, кого всегда осуждал – циником и карьеристом.
пётр адуевдядя александра. в начале романа предстаёт перед нами циничным, деловым и бездуховным человеком. он умен, проницателен и расчетлив. свою семью он обеспечивает хорошо, но в жизни всего добился сам и шел к повышениям с нуля. такая жизнь сделала его черствым скептиком — рациональным и далеким от семьи. он пророчит наивному александру провал во всех его начинаниях, однако даже помогает племяннику, отправляя его книгу знакомому писателю от своего имени. к концу романа, однако, несколько преображается и отказывается от карьеры, чтобы помочь своей больной жене – елизавете. однако от своих взглядов не отрекается, восхищаясь свои племянником, ставшим его более успешной копией.
надежда любецкаявосемнадцатилетняя дворянка: кокетливая, смешливая, капризная. ее настроение меняется ежечасно. ничем не примечательная девушка, в которую, однако, без памяти влюбляется неразборчивый александр. после длительных ухаживаний главный герой намеревается сделать ей предложение. но ветреная надежда влюбляется в графа новинского, и отношения с адуевым заканчиваются.
анна адуевамать александра. добрая и заботливая женщина, окружившая сына любовью, воспитавшая в нём искреннего и отзывчивого человека. очень возвышенная и поэтичная, мягкая и нежная женщина, привыкшая к мечтаниям и праздности.
елизавета адуевамолодая жена петра адуева. ласковая и умная женщина, живущая несчастным браком с циничным и холодным мужем. испытывает симпатию к доброте и наивности александра и тяжело переживает его духовное падение.

Тематика романа «Обыкновенная история» многогранна и интересна даже для сегодняшнего читателя, привыкшего к литературному изобилию:

  1. Становление личности – основная тема романа. Гончаров показал тот путь, который прошёл человек от мечтательного юноши до расчётливого карьериста. Становление личности, по мнению Гончарова, может быть не только со знаком «плюс», но и со знаком «минус». Под влиянием неудач Александр изменил самому себе.
  2. Любовь – на протяжении всего произведения юный Адуев неоднократно влюбляется. Однако все его любовные начинания обречены на провал. Потому что, по мнению Гончарова, в столичном обществе Российской империи, погрязшем в цинизме и инфантилизме, нет места по-настоящему глубоким чувствам. Иронично, однако, то, что настоящую любовь в романе демонстрирует именно циничный Пётр Адуев.
  3. Семья – в столичном обществе, изображённом в романе, нет места настоящей семье. Елизавета несчастна в браке, а Александр в итоге женится по расчёту. С другой стороны, живущая в провинции мама Адуева по-настоящему ценит семью и любит своего сына. Город в очередной раз противопоставляется деревне и терпит поражение в системе ценностей Гончарова.
  4. Отцы и дети – бесконечные споры юного Александра и видавшего виды Петра символизируют собой столкновение двух поколений, попытку буйной молодости сломать уклад, сформированный старшими. Однако в итоге «отцы» одерживают победу, и «дети» вынуждены идти по их стопам.
  5. Творчество – попытки Александра стать писателям терпят поражение не только из-за его неопытности, но и от отсутствия воли, чтобы пытаться снова и снова. По мнению писателя, искусство – это долгий и кропотливый труд, к которому нельзя подходить легкомысленно.
  6. Воспитание – детство оказывает огромное влияние на жизнь человека. Именно то воспитание, которое дала Александру мать, сделало его романтиком и идеалистом, который в итоге не смог сопротивляться растлевающему влиянию общества.

Видео:📕Иван Гончаров - ОБЫКНОВЕННАЯ ИСТОРИЯ и ОБЛОМОВСкачать

📕Иван Гончаров - ОБЫКНОВЕННАЯ ИСТОРИЯ и ОБЛОМОВ

Проблемы

Проблематика романа «Обыкновенная история» не менее интересна. Если Вы хотите ее дополнить, то попросите Многомудрого Литрекона в комментариях.

  • Карьеризм – Гончаров испытывает нескрываемое отвращение к карьеристам, лишённым совести и принципов, ограниченных лишь поиском собственной выгоды. В то же время писатель понимает, что зачастую именно такой подход к жизни помогает человеку выжить и добиться успеха. Но какова цена такого успеха? Об этом заставляет задуматься произведение.
  • Равнодушие – общество, изображённое Гончаровым, абсолютно безразлично к страданиям людей. Все его члены стремятся лишь к собственному благополучию, а желания других не играют никакой роли. Так живет столица, погрязшая в суете. Это пропагандирует и дядя, который не поддерживает, а высмеивает племянника.
  • Мещанство – в лице Петра, а потом и Александра Адуевых Гончаров представляет нам целую касту людей – мещан. В его понимании это мелочные и жалкие люди, с головой ушедшие в быт и работу и позабывшие о каком-либо духовном развитии. Они бесцельно проживают свою жизнь среди тысяч таких же мещан.
  • Юношеский максимализм – писатель симпатизирует юному Александру, его идеализму и горячности, но в то же время показывает, что эти качества не приносят ничего, кроме боли и разочарования. Автор призывает читателей соблюдать баланс между душевностью и здоровым цинизмом.
  • Городская и деревенская жизнь – Гончаров жёстко противопоставляет город и деревню. Город – обитель порока, в которой нет места по-настоящему хорошему человеку, однако в то же время город крайне притягателен и мало кто способен отказаться от городской суеты. Деревня же в его глазах представлена как идеальная утопия, в которой нет места волнению и страданиям, однако мало какой человек, жаждущий жизни, останется в этом застывшем раю. Писатель вырисовывает две крайности и предлагает читателям самим сделать выбор.

Видео:Обыкновенная история. Серия 1. Московский театр "Современник" (1970)Скачать

Обыкновенная история. Серия 1. Московский театр "Современник" (1970)

Смысл

Гончаров изобразил дворянское общество Российской империи, насквозь пропитанное цинизмом и мелочностью. Он показал, как оно на корню губит всё доброе и светлое в человеке, извращая его душу и превращая его в часть серой массы. Главная мысль романа «Обыкновенная история» заключается в необходимости сопротивляться растлевающему влиянию города и сохранять себя для близких людей, которые в тебе нуждаются.

Писатель демонстрирует нам две крайности в лице Петра и Александра. Он одинаково отрицает обе, призывая нас жить в реальном мире, здраво смотреть на вещи, но в то же время оставаться людьми, способными мечтать и мыслить. Такова основная идея романа «Обыкновенная история».

Видео:Литература 10 класс (Урок№6 - Трилогия И.А. Гончарова о судьбах России «Обыкновенная история»)Скачать

Литература 10 класс (Урок№6 - Трилогия И.А. Гончарова о судьбах России «Обыкновенная история»)

Критика

Роман Гончарова был восторженно встречен читающей публикой.

Виссарион Белинский очень хвалил роман за хорошо прописанные женские образы. Однако Белинскому особенно пришёлся по душе образ Петра Аудева, которого он считал лучшим персонажем романа.

Другой известный критик – Дружинин, поставил «Обыкновенную историю» на один уровень с «Евгением Онегиным», за его точное изображение дворянского общества и красивые пейзажи.

Также критики высоко оценили художественное своеобразие романа «Обыкновенная история»:

«Дарование г-на Гончарова — дарование самобытное: он идет своим путем, не подражая никому, ни даже Гоголю, а это не безделица в наше время…» (критик под псевдонимом «В. М.», «Ведомости Санкт-петербургской городской полиции», 8 марта 1847 г., №54)

Однако некоторые рецензенты заметили догматизм автора и его чрезмерное стремление навязать основную мысль:

«…Роман хорош. В молодом авторе есть наблюдательность, много ума; идея кажется нам немного запоздалою, книжною, но проведена ловко. Впрочем, особенное желание автора сохранить свою идею и растолковать ее как можно подробнее придало роману какой-то особенный догматизм и сухость, даже растянуло его. Этого недостатка не выкупает и легкий, почти летучий слог г-на Гончарова. Автор верит действительности, изображает людей как они есть. Петербургские женщины вышли очень удачны…» (анонимный автор под псевдонимом «Н. Н.», «Санкт-Петербургские ведомости», 13 апреля 1847, № 81)

Особенности творчества Гончарова заключаются в его наблюдательности и умении точно передать атмосферу общества и эпохи:

…От наблюдательности г-на Гончарова не ускользает ни одно малейшее движение Евсея, Аграфены, дворника, его жены, ямщика, лодочников. Эти черты наблюдательности тем больше вас поражают, что рядом с ними в то же время главное действие продолжается само собою, идет своим путем; они только перебегают по сцене действия как легкие, неуловимые огоньки, или, лучше, как разнородные, разнохарактерные голоса в толпе. Это разнообразит картины романа и делает эффект их на читателя разностороннее…» (неизвестный автор, рецензия в журнале «Отечественные записки», 1848 г, №3)

Видео:Обыкновенная история. Краткий пересказСкачать

Обыкновенная история. Краткий пересказ

Юлия Тафаева в романе «Обыкновенная история» Гончарова: описание в цитатах

Обыкновенная история гончаров любовные треугольники
Портрет леди
в фиолетовом.
Пал Синьеи-Мерше

Юлия Тафаева является второстепенной героиней романа «Обыкновенная история» Гончарова.

В этой статье представлена цитатная характеристика Юлии Тафаевой в романе «Обыкновенная история»: описание внешности и характера персонажа в цитатах.

Смотрите:
— Краткое содержание романа

Юлия Тафаева в романе «Обыкновенная история» Гончарова: описание в цитатах

Юлия Тафаева впервые упоминается в части 2 главе II романа. Ее знакомство с главным героем происходит в части 2 главе III романа.

Полное имя героини — Юлия Павловна Тафаева:

«В гостиной Юлии Павловны собралось человек двенадцать или пятнадцать гостей.»

«Юлии Павловне было двадцать три, двадцать четыре года.»

«Она очень недурна собой.» (Петр Иванович о Юлии)

«. это не мешало ей быть вместе очень хорошенькой, умной и грациозной женщиной.»

«Черты лица нежные, тонкие, взгляд кроткий и всегда задумчивый, частию грустный – без причины или, если хотите, по причине нерв.»

«И вот она осьмнадцати лет, но уже с постоянно задумчивым взором, с интересной бледностью, с воздушной талией, с маленькой ножкой. » (о внешности Юлии в 18 лет)

«Наружность? она еще зауряд хорошенькая. » (муж о 18-летней Юлии)

«Недавно воротилась сюда из‑за границы молодая вдова, Юлия Павловна Тафаева.»

«Ее заметил Тафаев, человек со всеми атрибутами жениха, то есть с почтенным чином, с хорошим состоянием, с крестом на шее, словом, с карьерой и фортуной.»

«Мне только сорок пять лет, ей осьмнадцать: с нашим состоянием и не двое прожили бы хорошо.»

«Как он далек был от тех героев, которых создало ей воображение и поэты!» (о муже Юлии)

«Пять лет провела она в этом скучном сне, как она называла замужество без любви. «

«Она, кажется… сколько я мог заметить… Такая чувствительная… должно быть, слабонервная… она, я думаю, тоже не прочь от симпатии… от излияний…»

«Петр Иваныч угадал: она в самом деле была слабонервна. «

«Только она была робка, мечтательна, чувствительна, как бо́льшая часть нервных женщин.»

«Нет! она очень умная женщина… прекрасно воспитана… любит музыку… – говорил Александр невнятно. «

«Итальянец и другой француз довершили ее воспитание, дав ее голосу и движениям стройные размеры, то есть выучили танцевать, петь, играть или, лучше, поиграть до замужества на фортепиано, но музыке не выучили.»

«На мир и жизнь она глядела не совсем благосклонно, задумывалась над вопросом о своем существовании и находила, что она лишняя здесь. Но, боже сохрани, если кто, даже случайно, проговаривался при ней о могиле, о смерти – она бледнела. От ее взгляда ускользала светлая сторона жизни.»

«В саду, в роще она выбирала для прогулки темную, густую аллею и равнодушно глядела на смеющийся пейзаж.»

«В театре смотрела всегда драму, комедию редко, водевиль никогда. «

«. зажимала уши от доходивших до нее случайно звуков веселой песни, никогда не улыбалась шутке.»

«. что веселило ее – не развеселило бы другого. Все нервы!»

«. беда была в том, что сердце у ней было развито донельзя, обработано романами и приготовлено не то что для первой, но для той романической любви, которая существует в некоторых романах, а не в природе, и которая оттого всегда бывает несчастлива, что невозможна на деле.»

«Между тем ум Юлии не находил в чтении одних романов здоровой пищи и отставал от сердца.»

«Она не могла никак представить себе тихой, простой любви без бурных проявлений, без неумеренной нежности. Она бы тотчас разлюбила человека, если б он не пал к ее ногам, при удобном случае, если б не клялся ей всеми силами души, если б осмелился не сжечь и испепелить ее в своих объятиях, или дерзнул бы, кроме любви, заняться другим делом, а не пил бы только чашу жизни по капле в ее слезах и поцелуях.»

Александр Адуев, главный герой романа, начинает ухаживать за Юлией по просьбе своего дяди Петра Ивановича. Тот надеется таким образом отвлечь от Тафаевой своего компаньона, господина Суркова:

«Ведь ты знаешь, – начал Петр Иваныч, подвигая к Александру свои кресла, – моего компаниона Суркова?»

«А вот в чем дело: влюби‑ка в себя Тафаеву.»

«. да ты мне взбеси только Суркова: уж я знаю его, как свои пять пальцев. Он, как увидит, что ему не везет, не станет тратить деньги даром, а мне это только и нужно… Слушай, Александр, это очень важно для меня. » (Петр Иванович о Суркове и Тафаевой)

«Как вы угадали меня! – сказала Тафаева Александру при прощанье. – Из мужчин никто, даже муж, не могли понять хорошенько моего характера.»

«А дело в том, что чуть ли Александр и сам не был таков. То‑то было раздолье ему!»

«Давно ли, три месяца назад тому, он так гордо, решительно отрекся от любви, написал даже эпитафию в стихах этому беспокойному чувству, читанную дядей, наконец явно презирал женщин – и вдруг опять у ног женщины! Опять доказательство ребяческой опрометчивости.»

«Сурков убедился, что ему нечего взять, и ретировался. «

«Юлия любила Александра еще сильнее, нежели он ее. Она даже не сознавала всей силы своей любви и не размышляла о ней.»

«А Юлия! это уже не капризная девочка, не понимающая ни его, ни самой себя, ни любви. Это – женщина в полном развитии, слабая телом, но с энергией духа – для любви: она – вся любовь! Других условий для счастья и жизни она не признает.»

«Любить – будто безделица? это также дар; а Юлия – гений в этом. Вот о какой любви мечтал он: о сознательной, разумной, но вместе сильной, не знающей ничего вне своей сферы.»

«Как благородно, непритворно, совсем без жеманства отдалась Юлия своему чувству! Она как будто ждала человека, понимающего глубоко любовь, – и человек явился.»

«Какая отрада, какое блаженство, – думал Александр, едучи к ней от дяди, – знать, что есть в мире существо, которое, где бы ни было, что бы ни делало, помнит о нас, сближает все мысли, занятия, поступки, – все к одной точке и одному понятию – о любимом существе! Это как будто наш двойник.»

«Двойник отказывается от собственных ощущений, если они не могут быть разделены или приняты другим. Он любит то, что любит другой, и ненавидит, что тот ненавидит. Они живут нераздельно в одной мысли, в одном чувстве: у них одно духовное око, один слух, один ум, одна душа…» (Александр о Юлии как своем двойнике)

«Летом прогулки вдвоем за городом: если толпу привлекали куда‑нибудь музыка, фейерверк, вдали между деревьями мелькали они, гуляя под руку. Зимой Александр приезжал к обеду, и после они сидели рядом у камина до ночи.»

«Промелькнуло лето, протащилась и скучная осень. Наступила другая зима. Свидания Адуева с Юлией были так же часты.»

«Однако ж прошла зима, настало лето, а любовь не кончалась. Юлия привязывалась к нему все сильнее. Ни измены, ни удара судьбы не было: случилось совсем другое. Взор его просветлел. Он свыкся с мыслию о возможности постоянной привязанности. «Только эта любовь уж не так пылка… – думал он однажды, глядя на Юлию, – но зато прочна, может быть вечна!»

«Она назовет меня громко, не краснея и не бледнея, своим… и так на всю жизнь! и гордиться этим вечно…» (Александра о любви к Юлии)

«Но что значили ее ревность и деспотизм в сравнении с деспотизмом Александра? Он уж убедился в ее привязанности, видел, что измена и охлаждение не в ее натуре, и – ревновал: но как ревновал! Это не была ревность от избытка любви: плачущая, стонущая, вопиющая от мучительной боли в сердце, трепещущая от страха потерять счастье, – но равнодушная, холодная, злая. Он тиранил бедную женщину из любви, как другие не тиранят из ненависти.»

«Но Юлия сносила все. Она запиралась от гостей, никуда не выезжала и сидела с глазу на глаз с Александром.»

«. он добрался наконец до слова: супружество. Юлия вздрогнула, потом заплакала.»

«Потом воротились домой и начали толковать о будущем порядке в доме, о распределении комнат и прочее.

«И Александр подумал, что почти два года уже он влачит праздную, глупую жизнь, – и вот два года вон из итога годов жизни, – а все любовь!»

«Скучно! – подумал он, – слово найдено! Да! это мучительная, убийственная скука! вот уж с месяц этот червь вполз ко мне в сердце и точит его…»

«. дошел до заключения, что он охладел, не любит Юлию. А за что? Бог знает! Она любит его с каждым днем сильнее и сильнее; не оттого ли? Боже мой! какое противоречие! Все условия счастья тут. Ничто не препятствует им, даже и другое чувство не отвлекает, а он охладел!»

«Что вы наделали, дядюшка! – заговорил Александр, меняясь в лице, – я… я не люблю ее больше. я не хочу жениться. Я холоден к ней, как лед. скорей в воду… чем…»

«И что это за любовь! – думал он, – какая‑то сонная, без энергии. Эта женщина поддалась чувству без борьбы, без усилий, без препятствий, как жертва: слабая, бесхарактерная женщина!»

«. не будь меня, она полюбила бы точно так же Суркова, и уже начала любить: да! как она ни защищайся – я видел! приди кто‑нибудь побойчее и поискуснее меня, она отдалась бы тому…»

««Как она нехороша!» – думал Александр, глядя на нее с гримасой.»

«Я отмщу вам, – говорила она, – вы думаете, что так легко можно шутить судьбой женщины? Вкрались в сердце лестью, притворством, овладели мной совершенно, а потом кинули, когда я уж не в силах выбросить вас из памяти… нет! я вас не оставлю: я буду вас всюду преследовать. Вы никуда не уйдете от меня: поедете в деревню – и я за вами, за границу – и я туда же, всегда и везде. Я не легко расстанусь с своим счастьем. Мне все равно, какова ни будет жизнь моя… мне больше нечего терять; но я отравлю и вашу: я отмщу, отмщу. «

«Ну, хорошо! не любите меня, – с живостию продолжала она, – но исполните ваше обещание: женитесь на мне, будьте только со мной… вы будете свободны: делайте, что хотите, даже любите, кого хотите, лишь бы я иногда, изредка видела вас… О, ради бога, сжальтесь, сжальтесь. «

«– Не беспокойся: Тафаева больше не станет тревожить тебя… . я успокоил ее – этого и довольно; сказал, что ты любить не можешь, что не стоит о тебе и хлопотать…

– Она теперь даже рада, что ты оставил ее.»

Такова цитатная характеристика Юлии Тафаевой в романе «Обыкновенная история» Гончарова: описание внешности и характера в цитатах.

📺 Видео

Обыкновенная история, Часть 1. Аудиокнига. Иван ГончаровСкачать

Обыкновенная история, Часть 1. Аудиокнига. Иван Гончаров

Обыкновенная история (1970 г.)Скачать

Обыкновенная история (1970 г.)

И. А. Гончаров. "Обыкновенная история" - Лекция Н. В. ПращерукСкачать

И. А. Гончаров. "Обыкновенная история" - Лекция Н. В. Пращерук

Обыкновенная история. Иван Гончаров. Радиоспектакль 1966год.Скачать

Обыкновенная история.  Иван Гончаров.  Радиоспектакль 1966год.

Иван Гончаров «Обыкновенная история» (полная аудиокнига, 2/2)Скачать

Иван Гончаров «Обыкновенная история» (полная аудиокнига, 2/2)

Обыкновенная история, Часть 2. Аудиокнига. Иван ГончаровСкачать

Обыкновенная история, Часть 2. Аудиокнига. Иван Гончаров

Иван Гончаров «Обыкновенная история»Скачать

Иван Гончаров «Обыкновенная история»

Аудиокнига «ОБЫКНОВЕННАЯ ИСТОРИЯ» - И. Гончаров слушать онлайн - часть 2Скачать

Аудиокнига «ОБЫКНОВЕННАЯ ИСТОРИЯ» - И. Гончаров слушать онлайн - часть 2

Трилогия И.А. Гончарова о судьбах России «Обыкновенная история» - «Обломов» - «Обрыв»Скачать

Трилогия И.А. Гончарова о судьбах России «Обыкновенная история» - «Обломов» - «Обрыв»

Иван Гончаров. Обыкновенная история. Спектакль Московского театра "Современник"Скачать

Иван Гончаров. Обыкновенная история. Спектакль Московского театра "Современник"
Поделиться или сохранить к себе: