Методика треугольники т е егорова

Видео:Это точно тот же человек?🤩 Эндоскопическая подтяжка лба. Верхняя блефаропластика. Док ЕГОРОВА М.В.Скачать

Это точно тот же человек?🤩 Эндоскопическая подтяжка лба. Верхняя блефаропластика. Док ЕГОРОВА М.В.

Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе

Автор: г. Красноярск, педагог-психолог, МАДОУ №213 , Сюркаева Елена Николаевна

Цель: определить уровень психологической готовности ребёнка подготовительной группы к обучению в школе.

Оборудование: протокол исследования для фиксации результатов; образец узора из точек, образец письменных букв, чистый лист для рисования фигуры человека ( тест школьной зрелости Керна-Иерасика); образец картинки с изображением домика.(методика «Домик» И.В. Дубровина); два треугольника(методика « Треугольники» Т.Е.Егорова); разрезные картинки (5-6частей).(методика « Разрезные картинки» М.М. Семаго); серия из 5 картинок объединенных одним сюжетом.( методика «Последовательность событий»предложена А.Н. Бернштейном ); серия схематических рисунков, для выбора мотива обучения; тетрадный лист в клеточку с нанесенными на нем четырьмя точками.(«Графический диктант» Д.В.Эльконин).

Для определения уровня всех составляющих элементов психологической готовности используются различные комплексные методики. Надо отметить, что подобная диагностика может проводиться (в соответствии с ФГОС ДОО) только с согласия родителей или законных представителей ребёнка. Необходимо установить доброжелательную атмосферу, психолог находится на уровне ребенка. Начинается с беседы (Как тебя зовут, сколько лет, домашний адрес, как зовут родителей, кем родители работают).

1)Методика « 10слов» А. Р. Лурия

Цель:изучение крастковременной словестной слуховой памяти ребенка, а также активности внимания, утомляемости.

Материал: набор из 10 слов,простые разнообразные и не имеющие между собой никакой связи(Стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мёд, дом. )

Инструкция для детей. «Сейчас прочитаю тебе 10 слов, ты прослушаешь их, а потом повторишь сколько сможешь, в любом порядке». Слова зачитываются испытуемому четко, не спеша.(слова фиксируются в протоколе.) «Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их послушаешь и повторишь – и те, которые уже называл, и те которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке». .(слова фиксируются в протоколе.) затем опят повторяется 3-4 раза , но уже без инструкций. Эксперементатор просто говорит «Еще раз» Спустя час эксперементатор просит испытуемого вспомнить слова без предварительной установки.

На основе подсчета общего количества воспроизведенных слов после каждого предъявления может быть построен график: по горизонтали откладыва¬ется число повторений, по вертикали — число правильно воспроизведенных слов. По форме кривой можно делать выводы относительно особенностей запоминания. Так, у здоровых детей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, ослабленные дети воспроизводят меньшее количество, могут демонстрировать застревание на лишних словах. Большое количество «лишних» слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания. Кривая запоминания может указывать на ослабление внимания, на выраженную утомленность. Повышенная утомляемость регистрируется в том случае, если испытуемый сразу воспроизвел 8-9 слов, а затем, с каждым разом все меньше и меньше (кривая на графике не возрастает, а снижается). Кроме того, если испытуемый воспроизводит все меньше и меньше слов, это может свидетельствовать о забывчивости и рассеянности. Зигзагообразный характер кривой свидетельствует о неустойчивости внимания. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует об эмоциональной вялости ребенка, отсутствии у него заинтересованности. Число слов, удержанных и воспроизведенных час спустя, свидетельствует о долговременной памяти.

2.Методика «Треугольники»(Т.Е. Егорова)

Цель: исследование перцептивного развития восприятия, наглядно-образного мышления.

Материал: 2 треугольника равнобедренных треугольника (стороны — 10см., 10см., 14см.), карточки с образцами фигур на отдельных листах -12 шт., размер 1х1 (образцы см. в приложении 28).

Инструкция: Показать ребенку карточку № 1: «Сложи такую елочку из этих треугольников». №2 «Сложи такие часы из треугольников». №3 «Сложи такую фигуру» и т. д. Если ребенок самостоятельно затрудняется собрать фигуру, то показывают карточку №3 а. Если не может собрать №3 а, то пробует методом накладывания. Если не получается прикладыванием, то один треугольник кладет экспериментатор, а другой должен положить ребенок.

Результаты исследования: за каждое выполненное задание по карточкам 1,2,3,4,5,6,7 – 1 балл; если долго сидит и собирает сам – 0, 75 балл; если собирает по карточкам 3а,4а,5а,6а,7а – 0,5баллов;прикладыванием– 0, 25 бал.; собирает при помощи взрослого – 0, 125 баллов. Норма: 5 – 7 баллов

3. Методика 4ый лишний(вербальный уровень)

Цель: исследование способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки.

Инструкция и ход выполнения: испытуемому читают подряд 4 слова, из которых три можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Его нужно найти и исключить «.

Бланк для вербального варианта.

  1. 1. Стол, стул, кровать, пол, шкаф.
  2. 2. Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.
  3. 3. Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.
  4. 4. Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор.
  5. 5. Сладкий, горячий, кислый, горький, соленый.
  6. 6. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.
  7. 7. Самолет, телега, человек, корабль, велосипед.
  8. 8. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.
  9. 9. Сантиметр, метр, килограмм, километр, миллиметр.
  10. 10. Токарь, учитель, врач, книга, космонавт.

Ребенку предлагают выделить одно «неподходящее»понятие и объяснить по какому принципу он это сделал. Кроме того он должен подобрать ко всем остальным обобщающее слово. Анализ результатов: анализируется уровень обобщающих понятий: объединение по кокретно-ситуативному, внешнему, функциональному, понятийному,латентному признаку.

  1. *характер деятельности (целенаправленная, хаотичная)
  2. *характер ошибок при выполнении
  3. *характер рассуждений ребенка и уровень обобщающих операций
  4. *объем и характер необходимой помощи со стороны взрослого.

4.Методика разрезные картинки((5-6частей) Семаго М.М.)

Цель: выявление уровня сформированности наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, спецификиформирования пространственныхпредставлений.

Ход проведения: перед ребенком на столе кладется эталонное изображение и рядом в случайном порядке раскладывают детали разрезанного изображения и просят сложить из кусочков, находящихся перед ним, картинку. Вне зависимости от возраста целесообразно первой предъявлять картинку, разрезанную таким образом, чтобы ребенок мог сложить ее без затруднений. При этом проявляются стратегии деятельности каждого ребенка.

Анализируется не только успешность выполнения, но , в первую очередь, стратегия деятельности ребенка.

  • хаотическая, то есть не имеющая цели, манипулятивная деятельность ребенка (без учета результативности своих собственных попыток);
  • метод «проб и ошибок»? действия в наглядно-действенном плане, с учетом проведенных проб и полученных ошибок;
  • целенаправленное выполнение задания без предварительной программы или хотя бы зрительно-пространственной оценки;

    Дети старше 5.5-6лет обычно успешно выполняют задания

    5. Последовательность событий (А.Н. Бернштейном)

    Цель: изучение логического мышления путем сначала невербальныхдействий, а затем –составление рассказа.

    Материал: серия сюжетных картинок (в количестве5 картин),объединенных одним сюжетом.

    Инструкция: Перед ребенком кладутся произвольно картинки, связанные сюжетом. Ребенок должен понять сюжет, выстроить правильную последовательность событий и составить по картинке рассказ. «Посмотри, перед тобой лежат картинки( без пятой) связанные между собой. Разложи их пожалуйста по порядку, так чтобы было видно ,где начало, а где конец и придумай по ним рассказ.» После составления рассказа по 4м картинкам, ребенку предлагается завершить его: «ты придумал неплохой рассказ , и очень интересно узнать, чем же всё закончится. Придумай конец к своему рассказу» Ребенку предоставляется пятая картинка. « Скажи, подходит ли эта картинка к твоему рассказу?» Если ребенок отвечает утвердительно , то эксперементатор спрашивает: «Куда положить эту картинку?» . после того как картинка уложена , ребенка просят описать её содержание в связи с предыдущим рассказом. Если ребенок никак не связывает последнюю картинку с предыдущим рассказом, его просят описать ситуацию, изображенную на этой картинке.

    Анализируемые показатели: установление причинно-следственных и временных связей,полнота понимания смысла, особенности речевого развития, общая стратегия деятельности, объём необходимой помощи взрослого( организующая, направляющая,обучающая).

    6. Мотивация (М.Н. Гинзбург)

    Цель: выявление ведущего мотива обучения в школе

    Процедура проведения: ребенку предлагается небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качествеличностной позиции одного из персонажей. Инструкция:Сейчас я прочитаю тебе рассказ:

    Мальчики (девочки) разгова¬ривали о школе. Первый маль¬чик сказал: «Я хожу в школу по¬тому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил».

    Второй мальчик (девочка) ска¬зал: «Я хожу в школу потому, что мне нравится уроки делать. Да¬же если бы школы не было, я все равно бы учился».

    Третий мальчик сказал: «Я хо¬жу в школу потому, что там ве¬село и много ребят, с которыми можно поиграть».

    Четвертый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что хо¬чу быть большим. Когда я в шко¬ле, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким».

    Пятый мальчик (девочка) ска¬зал: «Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения ни¬какого дела не сделаешь, а выу¬чишься — и можешь стать кем захочешь».

    Шестой мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что получаю там пятерки».

    После прочтения рассказа психолог задаёт ребёнку вопросы:

    1. А как по-твоему, кто из них прав? Почему? (Выбор I)
    2. С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему? (Выбор 2)
    3. С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему? (Выбор 3)

    Дети последовательно осуществляют три выбора. Если содержание недостаточно прослеживается в ответе ребёнка, необходимо задать контрольный вопрос: «А что этот мальчик сказал?», чтобы быть уверенным в том, что ребёнок произвёл свой выбор, исходя именно из содержания рассказа, а не случайно указал на одну из шести картинок.

    Обработка результатов. Ответы (выбор определённой картинки) экспериментатор заносит в таблицу и затем оценивает.

    1. Внешний мотив — 0 баллов;
    2. учебный мотив – 5 баллов;
    3. позиционный мотив — 3 балла;
    4. социальный мотив – 4 балла;
    5. отметка — 2 балла;
    6. игровой мотив — 1 балл;

    Необходимо подсчитать, сколько баллов набрано отдельно, по каждому мотиву. Контрольный выбор увеличивает количество баллов соответствующего выбора. Доминирующая мотивация учения диагностируется по наибольшему количеству баллов. Вместе с тем, ребёнок может руководствоваться и другими мотивами.

    О несформированности мотивации учения свидетельствует отсутствие предпочтений, т.е. различные подходы во всех ситуациях.

    7. Графический диктант ( Д.Б.Эльконин)

    Цель: выявление умения внимательно слушать и точновыполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого. Предназначена для исследования ориентации в пространстве. С ее помощью выявляется умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого.

    1. Тетрадный лист в крупную клетку с нанесенными на нем друг под другом четырьмя точками
    2. Простой карандаш

    Инструкция: Сейчас мы с тобой будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня, я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону ты должен проводить линию. Проводится только та линия, которую я скажу. Следующую линию надо начинать там, где кончается предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги. (Вместе с детьми выяснить, где правая и где левая сторона, показать на образце как проводить линии вправо и влево.) Для усиления мотивации к качественной деятельности возможен игровой вариант: «Мы с вами машинисты и поведем свои паровозы по маршруту. Рельсы по маршруту проложены замысловатым узором. Важно провести паровозы строго по рельсам, чтобы не совершить аварию. Будьте внимательны к командам диспетчера».

    «Поставь(те) карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуем линию: одна клеточка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Дальше продолжай(те) сам(и).» (При диктовке делаются достаточно длительные паузы, чтобы дети успевали закончить предыдущую линию. На самостоятельное выполнение узора дается 1-1,5 минут. Во время выполнения узора взрослый помогает ребенку исправлять допущенные ошибки. В дальнейшем такой контроль снимается. Объяснить детям, что узор необязательно должен идти по всей ширине страницы.)

    «Поставьте карандаш на следующую точку. Приготовьтесь! Внимание! Одна клетка вверх, одна направо. Одна вверх, одна направо. Одна клетка вниз, одна направо. Одна вниз, одна направо. Одна вверх, одна направо. Одна вверх, одна направо. А теперь сами продолжайте рисовать тот же узор». (Через 1-1,5 минут самостоятельного рисования говорим: «Готовьтесь рисовать следующий узор. Поднимите карандаш, поставьте его на следующую точку».

    «Внимание! Три клетки вверх, одна вправо. Две вниз, одна вправо. Две вверх, одна вправо. Три клетки вниз, одна вправо. Две вверх, одна вправо. Две вниз, одна вправо. Три клетки вверх и продолжайте самостоятельно.» (Через 1-1,5 минут начинается диктовка последнего узора.)

    «Поставьте карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки вправо, одна вверх. Одна влево, две вверх. Три клетки вправо, две вниз. Одна влево, одна вниз. Три клетки вправо, одна вверх. Одна влево, две вверх. Продолжайте дальше самостоятельно.»

    Результаты выполнения тренировочного узора не оцениваются. В каждом из последующих узоров оценивается порознь выполнение диктанта и самостоятельное продолжение узора. Оценка производится по следующей шкале:

    4 балла – точное воспроизведение узора. (Неровности линии, «дрожащая» линия, «грязь» и т.п. не учитываются и не снижают оценки). 3 балла – воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии. 2 балла – воспроизведение с несколькими ошибками. 1 балл – воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с диктовавшимся узором. 0 баллов – отсутствие сходства даже в отдельных элементах.

    За самостоятельное продолжение узора оценки выставляются по этой же шкале. Таким образом, за каждый узор ребенок получает по две оценки: одну – за выполнение диктанта, другую – за продолжение узора. Обе они колеблются в пределах от 0 до 4. Итоговая оценка работы под диктовку выводится из трех соответствующих оценок за отдельные узоры путем суммирования максимальной из них с минимальной, оценка, занимающая промежуточное значение или совпадающая с максимальной или минимальной, не учитывается. Полученная оценка может колебаться от 0 до 8 баллов. Аналогично из трех оценок за продолжение узора выводится итоговая оценка. Затем обе оценки суммируются, давая суммарный балл (СБ), который может колебаться в пределах от 0 (если за работу под диктовку и за самостоятельную работу получено по 0 баллов) до 16 (если за оба вида работы получено по 8 баллов).

    В дальнейшем анализе используется только итоговый показатель, который интерпретируется следующим образом: Низкий — 0-3 балла Ниже среднего 4-6 баллов Средний — 7-10 баллов Выше среднего — 11-13 баллов Высокий — 14-16 баллов

    8. Методика «Домик» И.В. Дубровина

    Цель: Выявить у ребенка умение ориентироваться в работе на образец, умение точно скопировать его, уровень развития произвольной памяти, внимания, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.

    Инструкция: «Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. Нарисуй на этом листочке точно такую же картинку, какую ты видишь здесь (положить перед ребенком образец с домиком). Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как на образце. Если ты :что-то нарисуешь не так, то стирать резинкой или пальцем нельзя, а надо поверх неправильного (или рядом) нарисовать правильно. Тебе понятно задание?»

    Пока ребенок рисует, стоит отметить:

    1. ведущую руку;
    2. как работает с образцом;
    3. быстро или медленно проводит линии;
    4. отвлекаемость во время работы;
    5. сравнивает ли свой рисунок с образцом по окончании работы;
    6. исправляет ли сам ошибки.

    Анализ результатов(обработка эксперементального материала проводится путем подсчета баллов,начисляемых за ошибки, 1 балл за каждую ошибку.

    1. отсутствие какой-либо детали на рисунке;
    2. увеличение отдельных деталей более чем в 2 раза при сохранении общих размеров рисунка;
    3. неправильное изображение деталей в пространстве рисунка;
    4. отклонение прямых линий более чем на 30° от заданного направления;
    5. разрывы линий в тех местах, где они должны быть соединены;
    6. наложение линий одна на другую.

    Видео:Самодельная гребно-парусная шлюпка адвоката ЕгороваСкачать

    Самодельная гребно-парусная шлюпка адвоката Егорова

    Методика исследования объёма внимания.

    Диагностика внимания у младших школьников. Основные методики

    1. «Методика вычеркивания» (АВТОР Екатерина Додонова)

    Цель: узнать концентрированность внимания, его переключаемость и распределение.

    Времени на него отводится две с половиной минуты. В течение этого времени ребенок должен найти на листе определенные фигуры (только круги и квадраты, только овалы и т.д.) и зачеркнуть их – одну фигуру линией по горизонтали, а одну – линией по вертикали. Этот момент заранее оговаривается с ребенком. Вся работа делится на несколько этапов по команде «стоп» и «начинай». На листе обозначается момент остановки. Время работы в каждом промежутке – тридцать секунд, перерыв между интервалами не более пяти секунд.

    Результаты. Подсчет результатов происходит таким образом считаются:

    все предметы, которые ребенок пересмотрел за все время;

    количество предметов за один промежуток;

    число допущенных ошибок.

    Далее составляется формула, по которой вычисляется показатель продуктивности. От полного количества просмотренных предметов отнимаем 2,8 помноженное на количество допущенных ошибок и деленное на время в секундах. Таким образом, можно узнать общий показатель продуктивности внимания. Второй раз та же сама формула просчитывает показатель по каждому этапу. Если в первом случае время составляло 150 секунд, то теперь мы делим на тридцать и выбираем все переменные только из одного этапа. Это позволит составить график, который показывает распределение внимания на каждом этапе – когда была наивысшая концентрация, где она понижается и почему (устал, отвлекся и т.д.).

    Интерпретация подсчетов по первой формуле такова:

    если результат выше, чем 1,25 дается десять баллов (очень высокая продуктивность внимания),

    если результат от 1,00 до 1,25 – ребенок получает восемь или девять баллов (высокая продуктивность внимания),

    при результате от 0,75 до 1,00 ставится шесть или семь баллов,

    от 0,5 до 0,75 – четыре-пять баллов (достаточная продуктивность внимания),

    от 0,25 до 0,5 – два-три балла (низкая продуктивность внимания),

    до 0,25 – один балл (очень низкая продуктивность внимания).

    2. «Методика треугольников». (АВТОР Екатерина Додонова)

    Цель: выявить уровень переключения внимания;

    Психологи для диагностики уровня распределения внимания используют два теста с треугольниками. Первый тест достаточно простой – ребенку предлагается нарисовать треугольники и закрасить некоторые из них цветным карандашом. Лучше для начала дать ребенку задание нарисовать десять треугольников, а вот закрашенные треугольники должны быть в произвольном порядке (например, второй, пятый, девятый). Результаты этого теста представлены в трех градациях:

    высокий – если ребенок нарисовал все треугольники и закрасил нужные фигуры;

    средний – если нарисованы все треугольники, но закрашены в неправильном порядке;

    низкий – если ребенок не смог закрасить треугольники и ошибся в количестве нарисованных фигур.

    Второе задание состоит в том, что ребенок должен нарисовать приблизительно две строчки с треугольниками, стоящими основанием на строчках, а следующие две – вверх тормашками. Далее треугольники опять «становятся» на место. Для начала можно дать ребенку половинку тетрадного листа на выполнение. Команда, какие треугольники нужно рисовать, дается взрослым. Результаты задания интерпретируются таким образом:

    если ребенок вовремя переключился на перевернутые треугольники и так делал все разы, то это свидетельствует о высоком уровне переключения внимания;

    если ребенок при написании перевернутых треугольников исправился уже после первых трех неправильных фигур, то это говорит о высоком уровне переключения внимания;

    средний уровень диагностируется в том случае, если ребенок уже после написания всех треугольников заметил свои ошибки и исправил их;

    низкий уровень бывает в том случае, если у ребенка возникли трудности уже на первой строчке (заминается, раздумывает, начинает писать неправильно);

    очень низкий уровень у тех детей, которые не могут решиться начать писать даже первую строчку и сразу же делают ошибки.

    Методика исследования объёма внимания.

    Цель:Выявить объем внимания.

    Испытуемому на короткое время (1 сек.) предъявляют­ся по одной каждая из восьми карточек с изображением от двух до девяти точек (рис.19). Каждая карточка показыва­ется два раза. После этого испытуемый отмечает на аналогичном пустом бланке расположение точек. На воспроизведение карточки с 2-5 точками дается 10 секунд, 6-7 точками — 15 секунд, 8-9 точками — 20 секунд
    Методика треугольники т е егорова

    Обработка результатов

    Экспериментатор подсчитывает количество правильно отмеченных точек на каждом бланке и делает вывод об объеме внимания испытуемого.

    Существуют следующие нормативы:

    I — 3 точки на двух карточках,

    II — 4 точки на двух карточках,

    III— 6 точек на двух карточках,

    IV— 9 точек на двух карточках,

    V — 10 точек на двух карточках,

    VI — 11 точек на двух карточках,

    VII — 13 точек на двух карточках,

    VIII — 15 точек на двух карточках,

    X — 16 точек на двух карточках.

    Ранговые места I и Ш свидетельствуют о малом объеме внимания, III-VII — о среднем, VIII и IX — о большом.

    Видео:Кубический клин! Телега - домкрат адвоката Егорова.Скачать

    Кубический клин! Телега - домкрат адвоката Егорова.

    Диагностика готовности ребенка к школе

    Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

    «Актуальность создания школьных служб примирения/медиации в образовательных организациях»

    Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

    Министерство образования Нижегородской области

    Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

    «Дзержинский педагогический колледж»

    Студентка группы ПНК – 2Б

    Комплекс по изучению готовности ребенка к школе

    Преподаватель высшей категории,

    кандидат психологических наук

    Выявляет общий уровень психического развития, уровень развития мышления, умение слушать, выполнять задания по образцу, произвольность психической деятельности.

    «Дорисовывание фигур» (модифицированный вариант Е.П. Торренса)

    Методика направлена на определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы.

    Научная ценность метода заключается в установлении личного контакта с объектом исследования, возможности получить данные оперативно, уточнить их в виде собеседования.

    Диагностика уровня развития произвольного внимания и произвольной памяти

    Методика направлена на выявление количества условий, которые ребенок может удержать в процессе деятельности при восприятии задания на слух.

    Тест направлен на изучение распределения и переключения внимания.

    Тест направлен на определение образных представлений ребёнка об окружающем мире и диагностику уровня развития мышления.

    Тест «Пространственно-арифметический диктант»

    Тест позволяет диагностировать как сформированность навыков счета, так и некоторые психологические характеристики: умение ребенка ориентироваться в пространстве, умение действовать по правилам, понимать устную инструкцию и удерживать ее в памяти.

    Тест «Последовательные картинки»

    Тест позволяет определить способность к логическому мышлению, обобщению, умению понимать связь событий и строить последовательные умозаключения, определить уровень развития связанной речи.

    Методика используется для оценки логического мышления, может применяться как индивидуально, так и в группе.

    Позволяет предупредить неуспеваемость учащихся с общим недоразвитием речи.

    ФИО ребенка _____________________________________________________

    Дата обследования _________________________________________________

    Методика «Дорисовывания фигур» (модифицированный вариант Е.П. Торренса)

    Диагностика уровня развития произвольного внимания и произвольной памяти.

    Тест «Пространственно-арифметический диктант».

    Тест. Последовательные картинки.

    психофизиологическое исследование функциональной готовности ребенка к поступлению в школу, определение его степени «школьной зрелости».

    Методика может проводиться индивидуально или подгруппами по 10-15 человек. Детям дают по одному листу чистой нелинованной бумаги. В правом верхнем углу листа указывается имя, фамилия, возраст ребенка, дата иссле дования. Карандаш кладется так, чтобы ребенку было одинаково удобно взять его правой или левой рукой. Тест состоит из 3 заданий.

    Ребенку выдается карточка размером 7-8 см на 13-14 см. На карточке пишется рукописная фраза «Он ел суп». Высота заглавной буквы 1,5 см, остальных — 1 см. Карточка кладется чуть выше рабочего листа.

    5 баллов — Срисованную ребенком фразу можно прочитать. Буквы не более чем в 2 раза больше образца. Буквы образуют 3 слова. Строка от прямой линии не более, чем на 30 градусов.

    4 балла — Предложение можно прочитать. Буквы по величине близки к образцу. Их стройность необязательна.

    3 балла — Буквы должны быть разделены не менее чем на 2 группы. Можно прочитать хотя бы 4 буквы.

    2 балла — С образцом схожи хотя бы 2 буквы. Вся группа имеет видимость письма.

    1 балл — Каракули.

    Ребенку выдается бланк с изображением группы точек (см. приложение к методике № 1). Расстояние между ними по вертикали и горизонтали — 1 см. Диаметр точек 2 мм. Карточка с точками кладется так, чтобы острый угол пятиугольника был направлен вниз.

    «Здесь нарисованы точки. Попробуй сам нарисовать такие же, вот здесь».

    5 баллов дается за точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не кружки. Соблюдена симметрия фигур по горизонтали и вертикали. Может быть любое уменьшение фигуры, увеличение же возможно не более, чем наполовину.

    4 балла — возможно незначительное нарушение симметрии. Одна точка может выхолить за рамки столбца или строчки. Допустимо изображение круж ков вместо точек.

    3 балла — Группы точек грубо похожи на образец. Возможно нарушение симметрии всей фигуры. Сохраняется подобие пятиугольника. Возможно боль шее или меньшее количество точек, но не менее 7 и не более 20.

    2 балла — Точки располагаются группами . Их группы напоминают любые геометрические фигуры. Величина и количество точек не существенны. Недо пустимы другие изображения, например, линии.

    1 балл — Каракули.

    Здесь (каждому ребенку указывается, где) нарисуй какого- нибудь мужчину (дядю), так, как умеешь».

    Запрещается объяснять, помогать, делать замечания по поводу ошибок. На любой вопрос ребенка нужно отвечать: «Рисуй так, как ты умеешь». Разре шается ребенка подбодрить. На вопрос: «Можно ли нарисовать тетю?»— необ ходимо объяснить, что все рисуют дядю. Если же ребенок начал рисовать женскую фигуру, можно разрешить ее дорисовать, а затем попросить рядом нарисовать мужчину.

    5 баллов — У нарисованной фигуры должна быть голова, туловище, конечности, голова с туловищем должна соединяться шеей, она должна быть не больше, чем туловище. На голове волосы, либо шапка, шляпа, уши. На лице глаза, нос, рот. Верхние конечности заканчиваются рукой с пятью паль цами. Есть признаки мужской одежды.

    4 балла — Выполнение всех требований как при оценке в 10-9 баллов. Возможны 3 отсутствующие части: шея, волосы, один палец руки. Но не должна отсутствовать какая-либо часть лица.

    3 балла — У фигуры должна быть голова, туловище, конечности. Руки, ноги должны быть нарисованы 2-мя линиями. Отсутствуют шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках.

    2 балла — Примитивный рисунок человека-головы с конечностями — (до статочно лишь одной пары, конечности изображены одной линией).

    1 балл — Отсутствует ясное изображение туловища и конечностей — «го ловоног».

    Общий количественный результат тестирования получается суммированием баллов, полученных за выполнение каждого из трех заданий.

    12-15 баллов – готов к обучению в школе

    9-11 баллов – условно готов

    3-6 баллов – не готов

    (модифицированный вариант Е.П. Торренса)

    исследование развития воображения.

    Подготовка и проведение исследования :

    детям дается по 10 фигур (см. приложение к методике № 2) и предлагается, поразмыслив, дорисовать эти фигуры, так чтобы получилась картинка. Рисунки оцениваются по десятибалльной шкале.

    0-2 балла – ребенок ничего не придумал; нарисовал рядом что-то свое; неопределенные штрихи и линии.

    3-4 балла – нарисовал нечто простое, неоригинальное, лишенное деталей; фантазия не угадывается.

    5-7 баллов – изобразил отдельный объект, но с разнообразными дополнениями.

    8-9 баллов – нарисовал несколько объектов, объединенных сюжетом.

    10 баллов – создал единую композицию, включив в нее все предлагаемые элементы, превращенные в образы.

    8 — 10 баллов – готов к обучению в школе

    37 баллов – условно готов

    0-2 балла – не готов

    определение внутренней позиции дошкольника, оценка степени психосоциальной зрелости.

    Ты хочешь остаться еще на год в детском саду (дома)?

    Ты хочешь идти в школу?

    Какие занятия (в детском саду) тебе больше всего нравятся? Почему?

    Ты любишь, когда тебе читают книжки?

    Ты сам просишь, чтобы тебе почитали книжку?

    Почему ты хочешь идти в школу?

    Тебе нравится школьная форма и школьные принадлежности?

    Если тебе сейчас предложу поиграть в школу, то кем ты хочешь быть: учеником или учителем?

    Во время игры в школу, что у нас будет длиннее: урок или перемена?

    Учитываются все ответы, кроме 6-го и 7-го. Ответы должны быть примерно такие:

    Хочу идти в школу.

    Не хочу еще на год оставаться в детском саду (дома).

    Те занятия, на которых учили (буквы, цифры, и т.д.).

    Люблю, когда мне читают книжки.

    Сам прошу, чтобы мне почитали.

    Хочу быть учеником.

    Пусть урок будет длиннее.

    Такие ответы свидетельствуют о сформированности внутренней позиции дошкольника.

    7 баллов — готов к обучению в школе

    4- 6 баллов — условно готов

    1- 3 балла — не готов

    Давая заключение, следует помнить, что беседа – вспомогательная методика, однако она необходима для выявления общего кругозора ребенка и его личностной готовности.

    Диагностика уровня развития

    произвольного внимания и произвольной памяти.

    Цель : выявить количество условий, которые ребенок может удержать в процессе деятельности при восприятии задания на слух.

    Описание : задание выполняется на отдельных листах. Для работы у каждого ребенка должны быть графический карандаш и набор цветных карандашей. Ребенку предлагается нарисовать в ряд определенное количество треугольников, некоторые из них необходимо заштриховать цветом, указанным взрослым. Повторять задание категорически запрещается. Если ребенок не запомнил, пусть делает по-своему.

    Инструкция : «Сейчас мы поиграем. Будь внимателен. Я объясню задание только один раз. Нарисуй в ряд 10 треугольников. Заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники». Условия теста произносятся в медленном темпе, каждое условие выделяется голосом.

    баллов – задание выполнено правильно, учтены все условия: форма геометрической фигуры, их количество, выбран цвет карандаша, последовательность заштрихованных фигур.

    балла – допущена одна ошибка.

    балла – допущены две ошибки.

    балла – допущены три ошибки.

    балл – более трех ошибок.

    баллов – не справился с заданием.

    5 баллов — готов к обучению в школе

    3-4 балла — условно готов

    0-2 балла — не готов

    Цель: выявить сформированность произвольной регуляции деятельности, возможностей распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности.

    Выполнение: Время на выполнение данного теста жестко ограничивается 2 минутами.

    На доске рисуются четыре пустые фигуры (квадрат, треугольник, круг, ромб), которые в процессе подачи инструкции специалист заполняет соответствующими знаками, такими же, как в образце задания.

    Перед началом проведения специалист должен во всех бланках соответствующим образом поставить «метки» в фигуры – образцы данного задания.

    Инструкция: «Посмотрите внимательно. Здесь нарисованы фигуры (см. приложение к методике № 5). В каждой из них стоит свой значок. Сейчас вы будете ставить в пустые фигуры знаки. Это надо делать так: в каждом квадрате поставить точку (сопровождается показом и постановкой точки в середине квадрата на доске), в каждом треугольнике – вертикальную палочку (сопровождается показом на доске), в кружке вы будете рисовать горизонтальную палочку (сопровождается показом), а ромбик остается пустым. В нем вы ничего не рисуете. У вас на листе показано, что надо рисовать. Все фигуры нужно заполнять по очереди, начиная с самого первого ряда. Не спешите, будьте внимательны. А теперь возьмите простой карандаш и начинайте работать.»

    Основную часть инструкции можно повторить дважды. С этого момента отсчитывается время выполнения задания. Специалист фиксирует в листе наблюдений особенности выполнения задания.

    5 баллов – безошибочное заполнение геометрических фигур в соответствии с образцом за период до 2 минут. Допустимо единичный пропуск фигуры, одна случайная ошибка или наличие двух самостоятельных исправлений.

    4 балла – наличие двух пропусков фигур, исправления или одна- две ошибки в заполнении. Если задание выполняется без ошибок, но ребенок не успевает сделать его до конца в отведенное для этого время (остается незаполненной не более одной строчки фигур), оценка также 4 балла.

    3 балла – наличие не только двух пропусков фигур, но еще и плохая графика заполнения (выход за пределы фигуры, несимметричность фигуры и т.п.) В 3 балла также оценивается безошибочное (или с одной ошибкой) заполнение фигур в соответствии с образцом, но пропуск целой строки или части строки. А также 1-2 самостоятельных исправления.

    2 балла – выполнение, когда при 1-2-х ошибках в сочетании с плохой графикой заполнения и пропусками ребенок не успел выполнить все задания за отведенное время (остается незаполненной более чем половина последней строки).

    1 балл – выполнение, когда имеются не соответствующие образцам метки в фигурах; ребенок не способен удержать инструкцию (начинает заполнять вначале все кружочки, потом все квадраты и т.п. и после замечания педагога продолжает выполнять задание в том же стиле). При наличии более 2-х ошибок (не считая исправлений), даже если все задание выполнено, также дается 1 балл.

    0 баллов – невозможность выполнить задание в целом (н-р, ребенок начал делать, но не смог закончить даже одной строчки, или сделал несколько неправильных заполнений в разных углах и больше ничего не сделал, или допустил множество ошибок).

    4-5 баллов – готов к обучению в школе;

    2-3 балла – условно готов к обучению в школе;

    0 -1 балл – не готов к обучению в школе

    Стимульный материал представляет собой рисунок, содержащий массу явных «нелепостей», то есть вещей, которые в реальной жизни невозможны и смешны. «Нелепицы» предлагаются в качестве первого задания, поскольку в ходе обсуждения картинки ребенок, как правило, раскрепощается и успокаивается.

    Основным результатом данного теста является способность ребенка эмоционально откликаться на «нелепость» рисунка и умение объяснить смысловые ошибки изображения. Это отвечает возможностям здорового ребенка данного возраста.

    Инструкция: Картинка предлагается ребенку со словами: «Посмотри, какая у меня картинка» (см. приложение к методике № 6). Если ребенок рассматривает ее молча (или вообще никак не реагирует), педагог может спросить: «Ты рассмотрел картинку? Смешная картинка? Почему она смешная? Что здесь нарисовано неправильно? При этом каждый вопрос является помощью в выполнении задания и влияет на полученную оценку.

    2 балла – Готов к обучению в школе. Ребенок реагирует на картинку живо, непосредственно, без вмешательства взрослого. Она смешит его, вызывает улыбку. Он с легкостью указывает на все «нелепости».

    1 балл – Условно готов. Реакция ребенка менее спонтанная, но он самостоятельно или с большой помощью первого или второго вопроса – находит нелепые места.

    0 баллов – Не готов. Ребенок эмоционально никак не реагирует на картинку и только с помощью педагога находит несоответствие в ней. Свое отношение к происходящему он никак не выражает.

    Тест «Пространственно-арифметический диктант».

    Это задание позволяет диагностировать как сформированность навыков счета, так и некоторые психологические характеристики: умение ребенка ориентироваться в пространстве (право-лево, верх-низ), умение действовать по правилам, понимать устную инструкцию и удерживать ее в памяти.

    Таблица предъявляется ребенку со словами «Посмотри, здесь нарисована девочка».

    Далее ребенку задаются следующие вопросы:

    Если она из своей клеточки пойдет вправо на одну клеточку, то, где она окажется? Что она там найдет? Сколько?

    Дальше она из этой клеточки пойдет вверх тоже на одну клеточку. Где она окажется? Сколько у нее теперь стало морковок?

    Теперь она идет на одну клеточку влево. Где она теперь будет? Сколько теперь у нее морковок?

    Девочка идет еще на одну клеточку влево. Где она окажется теперь? Здесь зайчик попросил у нее 2 морковки. Сколько у нее осталось?

    Она идет еще на одну клеточку вниз. Где она окажется? Сколько у нее теперь морковок? Что-нибудь изменилось?

    Девочка идет вниз. Кого она встретила? Она отдает ей 2 морковки. Сколько у нее осталось?

    Если на первых вопросах педагог видит, что ребенок никак не реагирует на них и не может ответить, и при этом есть подозрения, что он просто не понял инструкцию или слишком зажат, то он может разрешить ребенку пальцем двигаться по таблице вслед за инструкцией. Сам педагог ничего не показывает.

    2 балла – Готов к обучению в школе. Ребенок правильно выполнил 5-6 действий из 6 возможных.

    1 балл – Условно готов. Ребенок правильно выполнил 3-4 действия из 6 возможных.

    0 баллов – Не готов. Ребенок правильно выполнил 1-2 действия из 6 возможных.

    В протоколе тестирования необходимо отмечать правильность выполнения ребенком, как арифметического действия, так и пространственной ориентировки.

    Для этого в клеточке, соответствующей каждому «шагу», надо отмечать знаком «+» или «-» в левой верхней части клеточки – правильность счета, в нижней правой части – правильность направления.

    Подробное ведение протокола необходимо для дальнейшего консультирования, которое может быть необходимо при недостаточно высоких набранных баллах.

    Тест. Последовательные картинки.

    Этот тест позволяет выявить уровень сфрмированности у ребенка причинно- следственных, пространственно-временных, логических связей, а также уровень развития монологической речи (умение построить связный последовательный рассказ).

    Общую карточку со стимульным материалом необходимо разрезать на части и, перемешав их, положить перед ребенком со словами: «У меня есть картинки (см. приложение № 8). Они все перепутаны. Попробуй разложить их по порядку перед собой на столе, а потом расскажи по ним какую-нибудь историю (составь рассказ)».

    2 балла – Готов к обучению в школе. Ребенок самостоятельно правильно и логично определяет последовательность картинок и составляет связный рассказ;

    1 балл – Условно готов. Ребенок ошибается в последовательности, но исправляет ее (сам или с помощью взрослого) или если рассказ отрывочен и вызывает у ребенка трудности;

    0 баллов – Не готов. Ребенок нарушает последовательность, не может понять ошибок или его рассказ сводится к описанию отдельных деталей картинок.

    Цель: Задание направлено на исследование мышления, а именно, позволяет увидеть степень сформированности у ребенка способности делать умозаключения по аналогии.

    Инструкция: «Я буду называть тебе три слова. Два из них подходят друг другу, являются парой. Тебе надо будет придумать слово, подходящее по смыслу к третьему слову, то есть найти ему пару».

    — ОКУНЬ – РЫБА, а РОМАШКА — …? (цветок)

    — МОРКОВЬ – ОГОРОД, а ГРИБЫ — … (лес)

    — ЧАСЫ – ВРЕМЯ, а ГРАДУСНИК — …? (температура)

    — ГЛАЗ – ЗРЕНИЕ, а УШИ — …? (слух)

    — ДОБРО – ЗЛО, а ДЕНЬ — …? (ночь)

    — УТЮГ- ГЛАДИТЬ, а ТЕЛЕФОН — …? (звонить)

    — ГОЛУБЬ-ПТИЦА, а ВАСИЛЕК — …? (цветок)

    — ОГУРЦЫ- ГРЯДКА, а ШИШКИ- …? (лес)

    — САМОЛЕТ- ПИЛОТ, а АВТОМАШИНА — …? (водитель, шофер)

    — РАДИО-СЛУХ, а ТЕЛЕВИДЕНИЕ- …? (зрение, смотреть)

    — ДЕНЬ-НОЧЬ, а БЕЛОЕ — …? (черное)

    — ЗАЯЦ-ЖИВОТНОЕ, а ЩУКА — …? (рыба)

    — ГРИБЫ- ЛЕС, а ПШЕНИЦА — …? (поле)

    — ШКОЛА – УЧИТЕЛЬ, а БОЛЬНИЦА — …? (врач)

    — ФОНАРЬ-СВЕТИТЬ, а КАРАНДАШ — …? (рисовать)

    — КНИГА – ЧИТАТЬ, а МУЗЫКА — …? (слушать, играть, сочинять)

    — ДЛИННОЕ- КОРОТКОЕ, а ЛЕТО — …? (зима)

    Курсивом приведены ожидаемые правильные ответы. Иногда дети отвечают неожиданно, остроумно и, верно, по смыслу, но не тем, словом, которое ожидается. Например, в паре

    «Градусник – температура» некоторые дети говорят не «температура», а «болезнь», и такой ответ является правильным по смыслу, хотя и не является точной копией того, что подразумевается. Такие ответы засчитываются, как верные и особо отмечаются в протоколе.

    2 балла — ребенок нашел правильное слово в 5-6 случаях из 6 возможных.

    1 балл — ребенок нашел правильное слово в 3-4 случаях из 6 возможных.

    0 баллов — ребенок нашел правильное слово в 1-2 случаях из 6 возможных.

    2 балла – готов к обучению в школе;

    1 балл – условно готов к обучению в школе;

    0 баллов – не готов к обучению в школе.

    В общем виде оценить особенности звукопроизношения и фонематического слуха (звукобуквенного анализа) у ребенка. Тест состоит из двух частей.

    «Сейчас я буду говорить тебе слова, а ты должен разделить их на части, хлопая в ладоши».

    Здесь надо продемонстрировать ребенку, как это делается: педагог произносит по слогам слово, например КРОКОДИЛ, сопровождая каждый слог хлопком в ладоши, а затем просит ребенка сделать то же самое с предложенными ему словами:

    Эти слова можно заменять на другие трехсложные.

    Назови первый и последний звуки в словах:

    Слова можно менять, имея в виду, что они подобраны таким образом: что в первом слове оба звука согласные, во втором: первый – согласный, последний – гласный, в третьем: первый – гласный, последний – согласный, в четвертом – оба звука гласные.

    2 балла — ребенок правильно произносит все звуки, правильно делит слова на части, правильно называет звуки (или ошибается, но исправляет ошибку самостоятельно).

    1 балл — ребенок 2-3 звука произносит с искажениями или ошибается при выполнении первой или второй части задания.

    0 баллов — ребенок многие звуки произносит неправильно или с заданиями справляется с трудом, сам ошибки не исправляет, ему постоянно требуется помощь взрослого.

    2 балла – готов к обучению в школе;

    1 балл – условно готов к обучению в школе;

    0 баллов – не готов к обучению в школе.

    🔥 Видео

    Хомутатель адвоката Егорова DIYСкачать

    Хомутатель адвоката Егорова   DIY

    На 10 лет моложе🤩 Фейслифтинг. Доктор ЕГОРОВА М.В.Скачать

    На 10 лет моложе🤩 Фейслифтинг. Доктор ЕГОРОВА М.В.

    Изба адвоката Егорова традиционная медведоустойчивая дверь на подпятникахСкачать

    Изба адвоката Егорова  традиционная медведоустойчивая дверь на подпятниках

    3 месяца после 😍 Эндоскопической подтяжки лба и круговой блефаропластики. Доктор ЕГОРОВА М.В.Скачать

    3 месяца после 😍 Эндоскопической подтяжки лба и круговой блефаропластики. Доктор ЕГОРОВА М.В.

    Треугольник Паскаля Python. Коэффициенты для Бинома НьютонаСкачать

    Треугольник Паскаля Python. Коэффициенты для Бинома Ньютона

    Волочкова после выступлений 🪩Скачать

    Волочкова после выступлений 🪩

    Жжжжбан Адвоката Егорова - бесконтактное пчеловодствоСкачать

    Жжжжбан Адвоката Егорова - бесконтактное пчеловодство

    И ты распилишь шестигранник. Хомутатель Evolution 6 версия.Скачать

    И ты распилишь шестигранник. Хомутатель  Evolution 6 версия.

    Режим интуитивных Озарений. Правополушарное Сознание - онлайн семинарСкачать

    Режим интуитивных Озарений. Правополушарное Сознание - онлайн семинар

    Инструмент, лесная мастерская и ремонт в избе адвоката Егорова / 3 серия 6 сезонСкачать

    Инструмент, лесная мастерская и ремонт в избе адвоката Егорова  / 3 серия 6 сезон

    Фейслифтинг. Подтяжка и липосакция шеи. Доктор ФИЛИППОВ А.И. БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИСкачать

    Фейслифтинг. Подтяжка и липосакция шеи. Доктор ФИЛИППОВ А.И.  БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ

    Задание: ЭпюрСкачать

    Задание: Эпюр

    Как точно похудеть? Методика "Неделя"Скачать

    Как точно похудеть? Методика "Неделя"

    Процесс реабилитации после фейслифтинга и круговой блефаропластики Доктор Лысенко И.А.Скачать

    Процесс реабилитации после фейслифтинга и круговой блефаропластики Доктор Лысенко И.А.

    КАК ЗАТОЧИТЬ ЦЕПЬ БЕНЗОПИЛЫ ПО НОВОМУСкачать

    КАК ЗАТОЧИТЬ ЦЕПЬ БЕНЗОПИЛЫ ПО НОВОМУ

    ЕГОР ЕГОРОВ | РАССТРОЙСТВА ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ ГЛАЗАМИ ПСИХОЛОГАСкачать

    ЕГОР ЕГОРОВ | РАССТРОЙСТВА ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ ГЛАЗАМИ ПСИХОЛОГА
  • Поделиться или сохранить к себе: