Метод введения понятия треугольник

Видео:Треугольники. 7 класс.Скачать

Треугольники. 7 класс.

Особенности формирования понятия треугольник в 7 классе
учебно-методический материал по геометрии на тему

Метод введения понятия треугольник

В материале раскрыта тема Особенности формирования понятия труегольник в 7 классе.

Видео:Геометрия 7 класс (Урок№9 - Треугольник.)Скачать

Геометрия 7 класс (Урок№9 - Треугольник.)

Скачать:

ВложениеРазмер
kursovaya.doc848 КБ
osobennosti_formirovaniya_ponyatiya_treugolnik_v_7_klasse.ppt1.12 МБ

Видео:Подобие треугольников. Признаки подобия треугольников (часть 1) | МатематикаСкачать

Подобие треугольников. Признаки подобия треугольников (часть 1) | Математика

Предварительный просмотр:

ГЛАВА 1. Основы методики изучения математических понятий.

1.1. Понятие в философии и психологии.

2.1. Психологические аспекты формирования понятия.

3.1. Математические понятия, их содержание и объемы, классификация понятий.

3.1.1. Определение математических понятий, первичные понятия, поясняющие описание

4.1. Способы определения понятий

4.1.1. Методические особенности к определению понятия

5.1. Введение понятий в школьном курсе математики

5.1.1. Основные этапы изучения понятий в школе

6.1. Педагогические основы обучения математики в 7 классах

6.1.1. Особенности познавательной деятельности

6.1.2. Некоторые педагогические особенности обучения математики в 7 классах

ГЛАВА 2. Введение понятия ТРЕУГОЛЬНИК.

2.1. Определение треугольник.

2.2. Государственный стандарт по курсу изучения темы треугольник

2.3. Анализ учебников геометрии Атанасяна Л.С., Погорелова А.В., Шарыгина И.Ф. по теме треугольники.

2.4. Формирование понятия треугольник по Атанасяну Л.С.

2.5. Ошибки, допускаемые учениками при формировании понятия треугольник.

2.7. Система упражнений по теме треугольник.

Понятие является одной из главных составляющих в содержании любого учебного предмета, в том числе – и математики.

С самого начала встреча с понятиями происходит у учащихся при изучении различных математических дисциплин. Так, начиная изучать геометрию, учащиеся сразу же встречаются с понятиями: точка, линия, угол, а далее – с целой системой понятий, связанных с видами геометрических объектов.

Задача учителя – обеспечить полноценное усвоение понятий. Однако в школьной практике данная задача решается не так успешно, как того требуют цели общеобразовательной школы.

Объект исследования : процесс формирования математического понятия в 7 классе.

Цель работы : разработать методические рекомендации для изучения понятия треугольник в 7 классе.

  1. Изучить математическую, методическую, педагогическую литературу по теме треугольник.
  2. Выявить основные способы определения понятия треугольник в учебниках 7 класса.
  3. Определить особенности формирования понятия треугольник в 7 классе.
  4. Разработать методические рекомендации формирования понятия треугольник.
  • изучение методической и психологической литературы по теме;
  • сравнение различных учебников по математике;
  • наблюдение.

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ

  1. Понятие в философии и психологии

Понятие – форма мышления о целостной совокупности существенных и несущественных свойств объекта.

Переход от чувственной ступени познания к логическому мышлению характеризуется прежде всего как переход от восприятий, представлений к отражению в форме понятий. По своему происхождению понятие является результатом длительного процесса развития познания, концентрированным выражением исторически достигнутого знания. Образование понятия — сложный диалектический процесс, который осуществляется с помощью таких методов, как сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, обобщение, эксперимент и др. Понятие — это необразное, выраженное в слове отражение действительности. Оно обретает своё реальное мыслительно-речевое бытие лишь в развёртывании определений, в суждениях, в составе определённой теории.

В понятии выделяется и фиксируется прежде всего общее, которое достигается за счёт отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса. Но оно не исключает единичное и особенное. На основе общего только и возможно выделение и познание особенного и единичного. Научное понятие является единством общего, особенного и единичного, то есть конкретно-всеобщим. При этом общее в понятии относится не просто к числу экземпляров данного класса, обладающих общими свойствами, не только к множеству однородных предметов и явлений, а к самой природе содержания понятия, выражающего нечто существенное в предмете.

В истории философии выявились две противоположные линии — материалистическая, считающая, что понятия объективны по своему содержанию, и идеалистическая, согласно которой понятие есть спонтанно возникающая мысленная сущность, абсолютно независимая от объективной реальности. Например, для объективного идеалиста Г. Гегеля понятия первичны, а предметы, природа суть лишь бледные копии их.

Под понятием И.Кант разумел любое общее представление, поскольку последнее фиксировано термином. Отсюда и его определение: «Понятие… есть общее представление или представление того, что обще многим объектам, следовательно — представление, имеющее возможность содержаться в различных объектах»

Понятие для Г.Гегеля — «прежде всего синоним действительного понимания существа дела, а не просто выражение любого общего, любой одинаковости объектов созерцания. В понятии раскрывается подлинная природа вещи, а не её сходство с другими вещами, и в нём должна поэтому находить свое выражение не только абстрактная общность (это лишь один момент понятия, роднящий его с представлением), а и особенность его объекта. Вот почему формой понятия оказывается диалектическое единство всеобщности и особенности, которое и раскрывается через разнообразные формы суждения и заключения, а в суждении выступает наружу. Неудивительно, что любое суждение ломает форму абстрактного тождества, представляет собою её самоочевиднейшее отрицание. Его форма — А есть В (то есть не‑A)».

Всеобщее понятие выражает не простую абстрактную общность, одинаковость единичных представителей данного класса, но «действительный закон возникновения, развития и исчезновения единичных вещей».

Психология позволяет подойти к изучению понятий эмпирически, исследуя существующие в сознании отношения между понятиями (семантические кластеры, группы, сети), в том числе с помощью математических методов (кластерного и факторного анализа); процессы формирования понятий, в том числе с помощью метода формирования искусственных понятий; возрастное развитие понятий и т. п.

Психологические исследования позволили установить, что понятия не являются неизменными по своей природе сущностями, не зависящими от возраста оперирующего ими субъекта. Овладение понятиями происходит постепенно, и понятия, которыми пользуется ребёнок, отличаются от понятий взрослого человека.

2.1. Психологические аспекты формирования понятий

Обратимся к психологической литературе и выясним основные положения концепции формирования научных понятий.

Становление понятий – это процесс формирования не только особого образца мира, но и определённой системы действий. Действия, операции и составляют психологический механизм понятий. Без них понятие не может быть ни усвоено, ни применено в дальнейшем к решению задач. В силу этого особенности сформированных понятий не могут быть поняты без обращения к действиям, продуктом которых они являются. И необходимо формировать следующие виды действий, используемых при изучении понятий [10]:

  • Действие распознавания используется, когда понятие усваивается для распознавания объектов, относящихся к данному классу. Данное действие может быть применено при формировании понятий с конъюнктивной и дизъюнктивной логической структурой.
  • Выведение следствий.
  • Сравнение.
  • Классификация.
  • Действия, связанные с установлением иерархических отношений внутри системы понятий, и другие.

Определение – ориентировочная основа для оценки предметов, с которыми взаимодействует обучаемый. Так, получая определение угла, ученик может теперь анализировать различные предметы с точки зрения наличия или отсутствия в них признаков угла. Такая реальная работа создаёт в голове ученика образ предметов данного класса. Таким образом, получение определения – это лишь первый шаг на пути усвоения понятия.

Второй шаг – включение определения понятия в те действия учащихся, которые они выполняют с соответствующими объектами и с помощью которых строят в своей голове понятие об этих объектах.

Третий шаг состоит в том, чтобы научить школьников ориентироваться на содержание определения при выполнении различных действий с объектами. Если это не обеспечено, то в одних случаях ученики будут опираться на свойства, которые они сами выделили в объектах, в других случаях дети могут использовать только часть указанных свойств; в-третьих – могут добавить к указанным определениям свои.

Условия, обеспечивающие управление процессом усвоения понятий

  1. Наличие адекватного действия: оно должно быть направлено на существенные свойства.
  2. Знание состава используемого действия. Например, действие распознавания включает: а) актуализацию системы необходимых и достаточных свойств понятия; б) проверку каждого из них в предлагаемых объектах; в) оценку полученных результатов.
  3. Представленность всех элементов действий во внешней, материальной форме.
  4. Поэтапное формирование введённого действия.
  5. Наличие пооперационного контроля при усвоении новых форм действия.

Итак, у ребёнка постепенно формируется определённый образ предметов данного класса. Понятие действительно нельзя дать в готовом виде, оно может быть построено только самим учеником путём выполнения определённой системы действий с предметами. Учитель помогает ученику сформировать этот образ с содержанием, опережающим существенные свойства предметов данного класса, и задаёт общественно выработанную точку зрения на предметы, с которыми работает ученик. Понятие — это продукт действий, выполняемых учеником с предметами данного класса.

3.1. Математические понятия, их содержание и объём, классификация понятий.

Математические понятия имеют свои особенности: они часто возникают из потребности науки и не имеют аналогов в реальном мире; они обладают большой степенью абстракции. В силу этого желательно показать учащимся возникновение изучаемого понятия (либо из потребности практики, либо из потребности науки).

Каждое понятие характеризуется объёмом и содержанием. Содержание – множество существенных признаков понятия. Объём – множество объектов, к которым применимо данное понятие. Рассмотрим связь между объёмом и содержанием понятия. Если содержание соответствует действительности и не включает противоречивых признаков, то объём – это не пустое множество, что важно показать учащимся при введении понятия. Содержание вполне определяет объём и наоборот. Значит, изменение одного влечёт изменение другого: если содержание увеличивается, то объём уменьшается.

Содержание понятия отождествляется с его определением, а объём раскрывается через классификацию. Классификация – деление множества на подмножества, которые удовлетворяют следующим требованиям:

  • должно проводится по одному признаку;
  • классы должны быть не пересекающимися;
  • объединение всех классов должно давать всё множество;
  • классификация должна быть непрерывной (классами должны быть ближайшие видовые понятия по отношению к понятию, которое подлежит классификации).

Выделяют следующие виды классификации:

  1. По видоизмененному признаку. Объекты, подлежащие классификации, могут обладать несколькими признаками, поэтому можно классифицировать по-разному.
  2. Дихотомический. Деление объёма понятия на два видовых понятия, одно из которых обладает данным признаком, а другое нет.

Выделим цели обучения классификации:

1) развитие логического мышления;

2) изучая видовые отличия, мы составляем более ясное представление о родовом понятии.

Оба вида классификации используются в школе. Как правило, сначала дихотомический, а затем по видоизменённому признаку .

3.1.2. Определение математических понятий, первичные понятия, поясняющие описание

Определить объект – выбрать из его существенных свойств такие и столько, чтобы каждое из них было необходимым, а все вместе достаточными для отличия этого объекта от других. Результат этого действия фиксируется в определении .

Определением считается такая формулировка, которая сводит новое понятие к уже известным понятиям этой же области. Такое сведение не может продолжаться бесконечно, поэтому наука имеет первичные понятия , которые определяются не явно, а косвенно (через аксиомы). Список первичных понятий неоднозначен, по сравнению с наукой, в школьном курсе первичных понятий намного больше. Основной приём для разъяснения, введения первичных понятий – составление родословных.

В школьном курсе не всегда целесообразно давать понятиям строгое определение. Иногда достаточно сформировать правильное представление. Это достигается с помощью поясняющих описаний – доступных для учащихся предложений, которые вызывают у них один наглядный образ, и помогают усвоить понятие. Здесь не ставится требование сведения нового понятия к ранее изученным. Усвоение должно быть доведено до такого уровня, чтобы в дальнейшем, не вспоминая описания, ученик мог узнать объект, относящийся к данному понятию .

4.1 Способы определения понятий :

По логической структуре определения делятся на конъюнктивные (существенные признаки соединяются союзом «и») и дизъюнктивные (существенные признаки соединяются союзом «или»).

Выделение существенных признаков, зафиксированных в определении, и зафиксированных связей между ними называется логико-математическим анализом определения .

Существует подразделение определений на дескриптивные и конструктивные.

Дескриптивные – описательные или косвенные определения, имеющие, как правило, вид: «объект называется…, если он обладает…». Из таких определений не следует факт существования данного объекта, поэтому все подобные понятия требуют доказательства существования. Среди них выделяют следующие способы определений понятий:

  • Через ближайший род и видовое отличие. (Ромбом называется параллелограмм, две смежные стороны которого равны. Родовым выступает понятие параллелограмма, из которого определяемое понятие выделяется посредством одного видового отличия).
  • Определения-соглашения – определения, в которых свойства понятий выражаются с помощью равенств или неравенств.
  • Аксиоматические определения. В самой науке математике используются часто, а в школьном курсе редко и для интуитивно ясных понятий. (Площадь фигуры – величина, численное значение которой удовлетворяет условиям: S(F) • 0; F 1 = F 2 ⇒ S(F 1 ) = S(F 2 ); F=F 1 ∪ F 2 , F 1 ∩ F 2 = ∅ ⇒ S(F) = S(F 1 ) + S(F 2 ); S(E) = 1.
  • Определения через абстракцию. Прибегают к такому определению понятия, когда другое трудно или невозможно осуществить (например, натуральное число).
  • Определение-отрицание – определение, в котором фиксируется не наличие свойства, а его отсутствие (например, параллельные прямые).

Конструктивные (или генетические) – это определения, в которых указывается способ получения нового объекта (например, сферой называется поверхность, полученная вращением полуокружности вокруг своего диаметра). Среди таких определений иногда выделяют рекурсивные – определения, указывающие некоторый базисный элемент какого-либо класса и правило, по которому можно получить новые объекты того же класса (например, определение прогрессии).

4.1.1 Методические требования к определению понятия

  • Требование научности.
  • Требование доступности.
  • Требование соизмеримости (объём определяемого понятия должен быть равен объёму определяющего понятия). Нарушение данного требования ведёт либо к очень широкому, либо к очень узкому определению.
  • Определение не должно содержать порочного круга.
  • Определения должны быть ясными, точными, не содержать метафорических выражений.
  • Требование минимальности.
  1. Отношения между понятиями.

Понятия, как и предметы или идеи, им соответствующие, находятся в определенных отношениях, взаимосвязях друг с другом.

Понятия называются сравнимыми, если содержания этих понятий имеют общие признаки. Так понятия телевидение и радио – понятия сравнимые, так как имеют общий признак – они являются средствами массовой информации. Компьютер и снегопад – далекие, несравнимые понятия.

Виды отношений между понятиями по объему удобно представить в виде графа, а взаимосвязи между его частями иллюстрировать с помощью кругов Эйлера.

Одной из наиболее характерных особенностей современной математики является ее высокая степень абстрагирования. Понятие объединяет множество объектов, обладающих определенными свойствами. Абстракция – мыслительная операция, абстрагирование – процесс.

Некоторая абстрактная теория выводит следствия из этих свойств, которые впоследствии можно будет применить к любому объекту этого множества. Абстрагирование достигается за счет выполнения логической операции обобщения. Благодаря обобщению мы переносим свойства одного объекта на свойство другого, с ним родственного.

Задание 1 . Рассмотреть связь между частными и общими понятиями согласно процессу абстрагирования .

1. Теорема Пифагора .

Решение. Установив, что в некотором прямоугольном треугольнике со сторонами длиной 3, 4 и 5, квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов, обобщаем этот вывод можно распространить на прямоугольные треугольники со сторонами, пропорциональными числам вида (3k) 2 + (4k) 2 =(5k) 2 (- “египетский” треугольник, а затем доказывается справедливость полученного вывода для произвольного прямоугольного треугольника, т.е. а 2 + b 2 = с 2 . Далее идет распространение общего на все остальные прямоугольные треугольники с конкретными длинами сторон.

5.1 Введение понятий в школьном курсе математики

При формировании понятий необходимо организовывать деятельность учащихся по усвоению двух основных логических приёмов: подведение под понятие и выведение следствий из факта принадлежности объекта понятию.

Действие подведения под понятие имеет следующую структуру:

  1. Выделение всех свойств, зафиксированных в определении.
  2. Установление логических связей между ними.
  3. Проверка наличия у объекта выделенных свойств и их связей.
  4. Получение вывода о принадлежности объекта объёму понятия.

Выведение следствий – это выделение существенных признаков объекта, принадлежащему данному понятию.

В методике выделяют три пути введения понятий :

  1. Конкретно-индуктивный:
  • Рассмотрение различных объектов как принадлежащих объёму понятия, так и не принадлежащих.
  • Выявление существенных признаков понятия на основе сравнения объектов.
  • Введение термина, формулировка определения.
  • Формирование умения подводить объект под понятие и выводить первичные следствия.
  1. Абстрактно-дедуктивный:
  • Введение определения учителем.
  • Рассмотрение особых и частных случаев.
  • Формирование умения подводить объект под понятие и выводить первичные следствия.

При введении понятия первым путём учащиеся лучше понимают мотивы введения, учатся строить определения и понимать важность каждого слова в нём. При введении понятия вторым путём экономится большое количество времени, что тоже не маловажно.

3) Комбинированный . Используется для более сложных понятий математического анализа. На основе небольшого числа конкретных примеров даётся определение понятия. Затем путём решения задач, в которых варьируются несущественные признаки, и путём сопоставления данного понятия с конкретными примерами продолжается формирование понятия.

5.1.1. Основные этапы изучения понятия в школе.

В литературе выделяют три основных этапа изучения понятий в школе:

  1. При введении понятия используется один из трёх вышеизложенных способов. Во время данного этапа нужно учесть следующее:
  • Прежде всего, необходимо обеспечить мотивацию введения данного понятия.
  • При построении системы задач на подведение под понятие обеспечить наиболее полный объём понятия.
  • Важно показать, что объём понятия – не пустое множество.
  • Раскрыть содержание понятия, работать над существенными признаками, выделяя несущественные.
  • Помимо знания определения, желательно, чтобы учащиеся имели зрительное представление о понятии.
  • Усвоение терминологии и символики.

Итогом данного этапа является формулировка определения, усвоение которого – содержание следующего этапа. Усвоить определение понятия означает овладеть действиями распознавания объектов, принадлежащих понятию, выведения следствий из принадлежности объекта понятию, конструирования объектов, относящихся к объёму понятия.

  1. На этапе усвоения определения продолжается работа над запоминанием определения. Достигаться это может с помощью следующих приёмов:
  • Выписывание определений в тетрадь.
  • Проговаривание, подчёркивание или какая-нибудь нумерация существенных свойств.
  • Использование контрпримеров для выполнения правил соизмеримости.
  • Подбор недостающих слов в определении, отыскание лишних слов.
  • Обучение приводить примеры и контрпримеры.
  • Обучение применения определения в простейших, но достаточно характерных ситуациях, так как многократное повторение определения вне решения задач неэффективно.
  • Указать на возможность различных определений, доказать их эквивалентность, но для запоминания выбрать лишь одно.
  • Учить конструировать определение, использовать для этого составление родословных, разъясняя логическую структуру; знакомить с правилами построения определения.
  • Сходные пары понятий давать в сравнении и сопоставлении.

Таким образом, каждое существенное свойство понятия, используемое в определении, на данном этапе делается специальным объектом изучения.

3. Следующий этап – закрепление . Понятие можно считать сформированным, если учащиеся сразу узнают его в задаче без всякого перебирания признаков, то есть процесс подведения под понятие свёрнут. Достичь этого можно следующими путями:

  • Применение определения в более сложных ситуациях.
  • Включение нового понятия в логические связи, отношения с другими понятиями (например, сопоставление родословных, классификаций).
  • Желательно показать, что определение даётся не ради его самого, а для того, чтобы оно «работало» при решении задач и построении новой теории.

6.1 . Педагогические особенности обучения математике в 7 классе.

6.1.1. Особенности познавательной деятельности

Восприятие. Школьник 7 класса обладает достаточным уровнем развития восприятия. У него высокий уровень остроты зрения, слуха, ориентировки на форму и цвет предмета. Процесс обучения предъявляет новые требования к восприятию школьника. В процессе восприятия учебной информации необходимы произвольность и осмысленность деятельности учащихся. Сначала ребёнка привлекает сам предмет и в первую очередь его внешние яркие признаки. Но дети уже в состоянии сосредоточиться и тщательно рассмотреть все характеристики предмета, выделить в нём главное, существенное. Эта особенность проявляется в процессе учебной деятельности. Они могут анализировать группы фигур, упорядочивать предметы по различным признакам, проводить классификацию фигур по одному или двум свойствам этих фигур.

У школьников этого возраста появляется наблюдение как специальная деятельность, развивается наблюдательность как черта характера.

Процесс формирования понятия – постепенный процесс, на первых стадиях которого важную роль играет чувственное восприятие объекта.

Память. Школьник 7 класса способен управлять своим произвольным запоминанием. Способность к запоминанию (заучиванию) медленно, но постепенно возрастает.

В этом возрасте память перестраивается, переходя от доминирования механического запоминания к смысловому. При этом перестраивается сама смысловая память. Она приобретает опосредованный характер, обязательно включается мышление. Поэтому необходимо учащихся учить правильно рассуждать, чтобы процесс запоминания базировался на понимании предлагаемого материала.

Заодно с формой меняется и содержание запоминания. Становится более доступным запоминание абстрактного материала.

Внимание. Процесс овладения знаниями, умениями, навыками требует постоянного и эффективного самоконтроля учащихся, что возможно только при сформированности достаточно высокого уровня произвольного внимания.

Школьник 7 класса вполне может управлять своим вниманием. Он хорошо концентрирует внимание в значимой для него деятельности. Поэтому нужно поддерживать интерес школьника к изучению математики. При этом целесообразно опираться на вспомогательные средства (предметы, картинки, таблицы).

В школе на уроках внимание нуждается в поддержке со стороны учителя.

Воображение. В процессе учебной деятельности учащийся получает много описательных сведений. Это требует от него постоянного воссоздания образов, без которых невозможно понять и усвоить учебный материал, т.е. воссоздающее воображение учащихся 7 класса с самого начала обучения включено в целенаправленную деятельность, способствующую его психическому развитию.

При развитии у ребёнка способности управлять своей умственной деятельностью воображение становится всё более управляемым процессом.

У школьников 7 классов воображение может превратиться в самостоятельную внутреннюю деятельность. Они могут проигрывать в уме мыслительные задачи с математическими знаками, оперировать значениями и смыслами языка, соединяя две высшие психические функции: воображение и мышление.

Все указанные выше особенности создают почву для развития процесса творческого воображения, в котором большую роль играют специальные знания учащихся. Эти знания составляют основу для развития творческого воображения и в последующие возрастные периоды жизни школьника.

Мышление. Всё большее значение начинает приобретать теоретическое мышление, способность устанавливать максимальное количество смысловых связей в окружающем мире. Школьник психологически погружён в реальности предметного мира, образно-знаковых систем. Изучаемый в школе материал становится для него условием для построения и проверки своих гипотез.

В 7 классе у школьника вырабатывается формальное мышление. Школьник этого возраста уже может рассуждать, не связывая себя с конкретной ситуацией.

Учёные изучали вопрос об умственных возможностях школьников 7 классе. В результате исследований выявилось, что умственные возможности ребёнка шире, чем предполагалось ранее, и при создании соответствующих условий, т.е. при специальной методической организации обучения, учащийся 7 классов может усвоить абстрактный математический материал.

Как видно из вышеизложенного, психические процессы характеризуются возрастными особенностями, знание и учёт которых необходимы для организации успешного обучения и умственного развития учащихся.

6.1.2. Некоторые педагогические особенности обучения математике в 7 классе.

Ведущей идеей современной концепции школьного образования является идея гуманизации, ставящая в центр процесса обучения ученика с его интересами и возможностями, требующая учёта особенностей его личности. Главными направлениями математического образования является усиление общекультурного звучания и повышение его значимости для формирования личности подрастающего человека. Основные идеи, положенные в основу курса математики 7 класса – это общекультурная ориентация содержания, интеллектуальное развитие учащихся средствами математики на материале, отвечающем интересам и возможностям детей 12-13 лет[7].

Курс математики 7 классов – важное звено математического образования и развития школьников. На этом этапе заканчивается в основном обучение счёту на множестве рациональных чисел, формируется понятие переменной и даются первые знания о приёмах решения линейных уравнений, продолжается обучение решению текстовых задач, совершенствуются и обогащаются умения геометрических построений и измерений. Серьёзное внимание уделяется формированию умения рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов. Курс математики 7 классе представляет собой органическую часть всей школьной математики. Поэтому основным требованием к его построению является структурирование содержания на единой идейной основе, которая, с одной стороны, является продолжением и развитием идей, реализованных при обучении математики в начальной школе, и, с другой стороны, служит последующему изучению математики в старших классах. Продолжается развитие всех содержательно-методических линий курса начальной математики: числовой, алгебраической, функциональной, геометрической, логической, анализ данных. Они реализованы на числовом, алгебраическом, геометрическом материале. В последнее время существенно пересмотрено изучение геометрии. Целью изучения геометрии в 7 классах является познание окружающего мира языком и средствами математики. С помощью построений и измерений учащиеся выявляют различные геометрические закономерности, которые формулируют как предложение, гипотезу. Доказательный аспект геометрии рассматривается в проблемном плане – учащимся прививается мысль, что экспериментальным путём можно открыть многие геометрические факты, но эти факты становятся математическими истинами только тогда, когда они установлены средствами, принятыми в математике.

Таким образом, геометрический материал в этом курсе может быть охарактеризован, как наглядно-деятельностная геометрия. Обучение организуется как процесс интеллектуально-практической деятельности, направленной на развитие пространственных представлений, изобразительных умений, расширение геометрического кругозора, в ходе которого важнейшие свойства геометрических фигур получаются посредством опыта и здравого смысла. [7].Достаточно новой в курсе 7 классов является содержательная линия « Анализ данных », которая объединяет в себе три направления: элементы математической статистики, комбинаторику, теорию вероятностей. Введение этого материала продиктовано самой жизнью. Его изучение направлено на формирование у школьников как общей вероятностной интуиции, так и конкретных способов оценки данных. Основная задача в этом звене – формирование соответствующего словаря, обучение простейшим приёмам сбора, представления и анализа информации, обучение решению комбинаторных задач перебором возможных вариантов, создание элементарных представлений о частоте и вероятности случайных событий [7].

ГЛАВА 2. Формирование понятия треугольник в 7 классе.

Треугольник является важнейшей фигурой планиметрии, и потому в первую очередь изучают свойства этой фигуры. С ним связаны многие методы, используемые при решении различных геометрических задач. Любой многоугольник может быть разделён на треугольники, а изучение свойств этого многоугольника, сводится к изучению составляющих его треугольников. В каком-то смысле изучаемая в школьном курсе геометрия — это геометрия треугольника. Поэтому очень важно представлять себе методику изложения этой темы в различных учебных пособиях для правильного построения курса и избежания методических ошибок.

Существуют два подхода к определению треугольника:

1 подход. Понятие треугольника вводится конструктивно: как фигура, состоящая из трёх точек и трёх отрезков соединяющих эти точки.

2 подход. Понятие треугольника даётся как частный случай многоугольника, но в этом понятии говорится не только о фигуре образованной замкнутой линией.

2.2. Государственный образовательный стандарт по курсу изучения темы треугольники [5] .

Дисциплина обучения понятия треугольник основывается на Государственный образовательный стандарт.

Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

Основная цель — ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; ввести новый класс задач — на построение с по мощью циркуля и линейки.

Признаки равенства треугольников являются основным рабочим аппаратом всего курса геометрии. Доказательство большей части теорем курса и также решение многих задач проводится по следующей схеме: поиск равных треугольников — обоснование их равенства с помощью какого-то признака — следствия, вытекающие из равенства треугольников. Применение признаков равенства треугольников при решении задач дает возможность постепенно накапливать опыт проведения доказательных рассуждений. На начальном этапе изучения и применения при знаков равенства треугольников целесообразно использовать за дачи с готовыми чертежами.

Соотношения между сторонами и углами треугольника (16 час.)

Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.

Основная цель — рассмотреть новые интересные и важные свойства треугольников.

В данной теме доказывается одна из важнейших теорем геометрии — теорема о сумме углов треугольника. Она позволяет дать классификацию треугольников по углам (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный), а также установить некоторые свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников.

Понятие расстояния между параллельными прямыми вводится на основе доказанной предварительно теоремы о том, что все точки каждой из двух параллельных прямых равноудалены от другой прямой. Это понятие играет важную роль, в частности используется в задачах на построение.

При решении задач на Построение в 7 классе следует ограничиться только выполнением и описанием построения искомой фигуры. В отдельных случаях можно провести устно анализ и доказательство, а элементы исследования должны присутствовать лишь тогда, когда это оговорено условием задачи.

2.3. Анализ учебников Атанасяна Л.С, Погорелова А.В., Шарыгина И.Ф., по теме треугольники.

Для нашей дальнейшего анализа проанализируем три школьных учебника по геометрии:

  1. Геометрия 7 — 9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений / Атанасяна Л.С., Бутузов В.Ф.,Кадомцева С.Б и др.- М., Просвещение, 2003.
  2. Геометрия 7 — 9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений / Шарыгина И.Ф., -М.,2002.
  3. Геометрия 7-11 классы.ср.шк. / Погорелов А.В.,-М., Просвещение, 1990.

В современной школе наибольшее распространение получили учебники следующих авторов: Погорелов А.В., Атанасян Л.С., Погорелов А.Б., Шарыгин И.Ф., и др. Учебники А.В. Погорелова и Л.С. Атанасяна и др., предназначены для общеобразовательной школы. Авторам приходится изучаемый материал излагать в краткой форме, учитывая, что он должен быть доступен для учеников с разным уровнем восприятия информации и подготовленности по предмету. В методической литературе имеются и положительные и отрицательные отзывы о них; одни считают, что некоторые учебники непригодны для современной школы, другие же, наоборот, восхищаются тем или иным подходом автора к изложению школьного курса геометрии. Одних привлекает строгий аксиоматический подход, других большие возможности для организации мыслительной деятельности учащихся. Предлагаются разные способы управления познавательными действиями учащихся при работе с книгой.

Проанализировав три учебника по геометрии Погорелова А.В., Атанасяна Л.С. и Шарыгина И.Ф., выявили следующее:

  • Теоретический материал учебника «Геометрия, 7-9» изложен доступно и интересно, с учетом психологических особенностей школьников.
  • Книга разбита на 14 глав (13 глав планиметрии и 1 главой начала стереометрии), имеет 2 приложения и снабжена более чем 1000 разнообразных задач разного уровня сложности.
  • В учебнике много оригинальных приемов изложения, которые используются авторами не ради желания блеснуть своим особым подходом, а ради стремления сделать учебник доступным учащимся и одновременно строгим.
  • Большой выбор задач.
  • Система задач позволяет развит интерес учащихся к математике с учетом их математической подготовки. Большое внимание уделяется тщательной формулировке задач, нередко приводится несколько решений одной и той же задачи.
  • При изложении теоретического материала соблюдается систематичность и последовательность изложения. У учащихся формируется понятие красоты и изящества математических рассуждений.
  • Практическая направленность в изучаемом материале.
  • Красочное оформление учебников поможет школьникам лучше изучит геометрический материал.
  • Особенностью учебника является лаконичное изложение материала. Содержание курса построено дедуктивно.
  • В изложении материала просматривается логическая цепочка указывающая на соответствие материала возрастным особенностям.
  • Теория в учебниках дается на высоком научном уровне.
  • Контрольные вопросы к каждому параграфу помогает лучше понять его основу.
  • По каждому разделу представлен необходимый набор задач.
  • Важные задачи решаются в тексте учебника, автор обращает особое внимание на логику рассуждений и обоснованные решения.
  • Подробное описание позволяет изготавливать модели геометрических фигур и решать с их помощью задачи из реальной жизни.
  • Новое издание учебников красочно иллюстрировано. Это позволит учащимся образнее представить мир геометрии.
  • Учебник реализует авторскую, наглядно-эмпирическую концепцию построения школьного курса геометрии. Это выражается прежде всего в отказе от аксиоматического подхода. Вместо аксиом вводятся основные свойства плоскости, уменьшая роль формально-логических рассуждений.
  • Совместное изучение плоской и пространственной геометрии.
  • Большое внимание уделено методам решения геометрических задач.
  • Планиметрические задачи рассматриваются не только на плоскости, но и на пространственных объектах.
  • Система задач дифференцирована по уровням сложности, в теоретической части разделы, отмеченные *, предназначены для углубленной подготовки.
  • Увеличено количество задач, направленные на отработку теоретического материала.
  • Включен итоговый тест, позволяющий оценить знания учащихся по всему курсу.

Сравним этапы формирования понятия треугольник в учебниках Погорелова А.В., Атанасяна Л.С. и Шарыгина И.Ф. (таблица 2):

Сравнительная таблица введения понятия треугольник в 7 классе

Видео:🔥 ФОКУС с треугольником #shortsСкачать

🔥 ФОКУС с треугольником #shorts

Конспект урока по геометрии на тему: » Определение подобных треугольников»

Метод введения понятия треугольник

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по геометрии на тему: » Определение подобных треугольников»»

Геометрия 8 класс. Программная тема «Подобные треугольники». Тема данного урока «Определение подобных треугольников». Это первый пункт программной темы. Тип урока «Изучение нового материала». Тема вводится при использовании учебника Атанасяна Л.С. М. Просвещение, 20-е изд. – 2010 г. и др.

Образовательная цель: формирование понятия подобные треугольники.

Ввести понятие подобные треугольники.

Сформулировать определение пропорциональных отрезков.

Отрабатывать навыки решения задач с использованием подобия треугольников.

Развивающая цель: развитие памяти, логического мышления, математической речи.

Развивать память учащихся при повторении пройденного материала.

Развивать логическое мышление при решении математических задач.

Развивать познавательный интерес при решении задач.

Воспитательная цель: Воспитание нравственных качеств личности учащихся.

Воспитывать чувства уважительного отношения к ответам одноклассников.

Способствовать самостоятельному принятию решений в ходе урока.

Требовать соблюдения чистоты и порядка в классе, аккуратности ведения записей, поддержания дисциплины в классе.

ЗУН, необходимые на уроке:

знания определение пропорции, основное свойство пропорции.

умения пользоваться ранее полученными знаниями при изучении темы «Подобные треугольники».

ЗУН, формируемые на уроке:

знание определения подобных треугольников,

навыки выполнения упражнений по данной теме.

Средства обучения, использованные на уроке:

Метод введения понятия «Подобные треугольники» — конкретно-индуктивный;

Синтез и анализ при решении задач;

Объяснительно – иллюстративный метод при изучении темы «Определение подобных треугольников».

Пути активизации учебной деятельности:

Создание эмоциональной атмосферы на уроке.

Организационный момент (1-2 мин)

Повторение (8-10 мин)

Объяснение нового материала (10-12 мин)

Первичное закрепление (10-12 мин)

Постановка домашнего задания (1-2 мин)

Подведение итогов урока (3-4 мин)

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Кто сегодня отсутствует на уроке?

Приветствуют учителя. Называют отсутствующих.

Прежде чем мы начнем изучение новой темы давайте немного повторим.

Итак, на слайде представлена запись. Как называются данные числа?

Всё верно, это дроби.

Так же, данные дроби можно и по-другому назвать – отношение. Т.е. 1 относится к 2, 5 относится к 7 и т.д.

Прочтите запись Метод введения понятия треугольник.

Как называется данное равенство двух отношений?

А теперь сформулируйте мне основное свойство пропорции.

Молодцы! Всё верно.

Отвечают: Произведение крайних членов пропорции равно произведению ее средних членов

Объяснение нового материала

Итак, у вас на партах лежит карточка, на ней изображены отрезки AB, CD и MN, PK. Измерьте, пожалуйста, длины данных отрезков и запишите отношение AB:CD и MN:PK.

Что вы можете сказать об этих отношениях?

Верно, они равны. А из этого следует, что данные отрезки пропорциональны.

Запишите, пожалуйста, тему нашего урока «Пропорциональные отрезки. Определение подобных треугольников».

Отношением отрезков AB и VN называется отношение их длин.

Рассмотрим два отрезка AB и VN, где отрезок АВ в 2 раза больше второго отрезка:

Метод введения понятия треугольник

Отношение отрезков AB и VN равно 2:1:

Можно также сказать, что отношение отрезков VN и AB равно 1:2:

Задание. Построить два отрезка у которых отношение равно 3:2

В этом примере отрезок AR равен трём единицам, а VZ равен двум единицам.

Скажите, а какой длины можно выбрать отрезки, чтобы их отношение было равно 3:2?

Метод введения понятия треугольник

Отношение отрезков AR и VZ равно 3:2:

AR:VZ=3:2 или VZ:AR=2:3

Теперь запишите определение в тетрадь

Определение. Если Метод введения понятия треугольник, то эти отрезки — пропорциональные.

Сравниваем данные ранее отрезки, они не пропорциональны, т.к. AB:VN≠AR:VZ

Вывод. Чтобы записать отношение отрезков, необходимо два отрезка. Чтобы найти пропорциональные отрезки, необходимо две пары отрезков.

Далее обратите внимание на треугольники, которые лежат у вас на столе. Что вы можете сказать о них?

Да, верно, они разных размеров.

А теперь попробуйте с помощью наложения сравнить углы данных треугольников. Угол А с углом А1, угол В с углом В1, угол С с углом С1.

Как вы заметили, эти углы соответственно равны.

Запишите определение. Два треугольника называются подобными, если их углы соответственно равны и стороны одного треугольника пропорциональны сходственным сторонам другого.

Даны треугольники ABC и DEF.

Если известно, что AB:DE=BC:EF=AC:DF=k и ∢A=∢D;∢B=∢E;∢C=∢F,

то можно сделать вывод, что ΔABC∼ΔDEF.

Метод введения понятия треугольник

При записи подобия треугольников важно соблюдать порядок букв. Равным углам соответствуют определённые буквы, т.е. в этом случае стороны AB и DE, BC и EF,AC и DF называются сходственными

Определение. Число k, которое равно отношению сходственных сторон подобных треугольников, называется коэффициентом подобия.

Видео:Что такое Треугольник Карпмана?Скачать

Что такое Треугольник Карпмана?

Методические рекомендации по изучению темы «Треугольники» в условиях системно-деятельностного подхода

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Методические рекомендации по изучению темы «Треугольники» в условиях системно-деятельностного подхода.

Курс введения понятия «треугольник», построение данного курса и метод его преподавания должны идти в развитии геометрического мышления от простого к сложному, от конкретного к отвлеченному.

В учебной работе необходимо задействовать все виды памяти: зрительную, слуховую. Нужно больше использовать наглядность при введении понятия, а также при дальнейшем изучения темы треугольник. Необходимо формировать у учеников не автоматическое заучивание определений, свойств и признаков треугольник, а необходимо вводить «живое описание» с учениками исходя из своих наблюдений. Но при этом нужно требовать ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, и правильного произношения определений, свойств и признаков по данной теме.

Также обязательно, при изучении темы треугольник, требовать у учеников использование линеек.

В ходе изучения темы треугольник нужно как можно больше акцент нужно делать произвольному треугольнику.

Формирование непосредственного интереса к содержанию этой темы должно быть обусловлено интересными заданиями, связанными с практической деятельностью. С учетом особенностей развития детей указанного возраста геометрические понятия и факты необходимо вводить на основе имеющегося у них жизненного опыта, новых наблюдений, экспериментов, конструирования и моделирования. Поэтому изучаемый материал желательно наполнить многочисленными рисунками и чертежами. Чертежи и рисунки – эффективное средство формирования у учащихся умений подмечать закономерности на основе наблюдений, вычислений, сопоставлений. Они способствуют в большей степени лучшему усвоению свойств и понятий, развивают мышление, помогают в запоминании наиболее трудного для восприятия материала, упрощают решение задач, приводят к открытию какого-то факта. То есть ученики на конкретном примере могут сами увидеть те свойства, которыми обладает данный изучаемый объект, вычленить из предложенного готового чертежа самое главное, что заключает максимум информации.

При закреплении данной темы следует максимально разнообразить систему задаваемых задач, это может быть и построение треугольника, или исследование треугольника, в ходе которого выявляются основные компоненты треугольника, или распознавание вида треугольника.

Чтобы научить школьников самостоятельно и творчески учиться, нужно включить их в специально организованную самостоятельную деятельность, сделать их «хозяевами» этой деятельности.

Во-первых, необходима мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Здесь актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»); устанавливаются тематические рамки («могу»); а также создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Во-вторых, важными являются актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

В-третьих, нужна четко поставленная проблема. Необходимо соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные задания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

В-четвертых, построение проекта выхода из затруднения и реализация этого проекта – тоже очень важный момент. Построенный проект соответственно реализуется на основе плана; организовывается решение исходного задания, данного для пробного действия. В итоге фиксируется преодоление затруднения.

В-пятых, необходимо закрепление с проговариванием во внешней речи и организация усвоения детьми нового способа действий при решении данного класса задач.

В-шестых, нужно провести самостоятельную работу с самопроверкой п эталону, а затем включить в систему знаний. Это необходимо для выявления границ применимости нового знания и повторения учебного содержания, которое необходимо для обеспечения содержательной непрерывности.

В-седьмых, как итог урока должна быть рефлексия учебной деятельности, чтобы зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; оценить собственную деятельность на уроке; зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности.

В своей практике необходимо реализовать системно-деятельностный подход по 2 направлениям:

— проведение целостных творческих уроков разных типов, на которых учащиеся в ходе самостоятельной работы над выполнением заданий сами добывают знания, учатся осознавать их, запоминать и применять;

— создание на уроках педагогических ситуаций для познавательной деятельности учащихся, обеспечивающих более полное «включение» учащихся в самостоятельное выполнение разнообразных кратковременных творческих заданий.

Структура урока с позиций системно — деятельностного подхода:

учитель создает проблемную ситуацию;

ученик принимает проблемную ситуацию;

ученик самостоятельно или вместе с учителем выявляют проблему;

учитель управляет поисковой деятельностью;

ученик осуществляет самостоятельный поиск;

учитель и ученик обсуждают результаты.

Как можно реализовать системно-деятельностный подход на уроках геометрии. Примеры при изучении темы «Соотношение между сторонами и углами треугольника» (7 класс)

Цель: Определить сумму углов треугольника (открытие нового материала – начальный этап).

Начертите произвольный треугольник АВС, измерьте с помощью транспортира его углы и найдите их сумму. Сверьте результаты с результатом ученика, выполняющего эту работу на доске, с соседом по парте. Сделайте вывод о сумме углов треугольника.

Предлагается подготовительная работа, в результате учащимся становится понятным проведение прямой a, параллельной прямой АС для доказательства теоремы.

Учащиеся способны сделать вывод: если A, B, С – углы треугольника АВС = А + B + C = 180°.

Учащиеся готовы сформулировать и доказать теорему о сумме углов треугольника.

По готовым моделям различных видов треугольников.

Возьмите треугольник, обозначьте углы цифрами 1, 2, 3.

Оторвите углы у треугольника и сложите их, совмещая лучи двух углов.

Найдите сумму «оторванных» углов.

Какой угол получили?

Чему равна величина этого угла?

Сделайте вывод о сумме углов вашего треугольника.

Можно ли быть уверенным, что в любом треугольнике сумма углов равна 180°?

Начертите треугольник АВС, отметьте его углы цифрами 1, 2, 3. Постройте на сторонах угла 2 с помощью транспортира углы: 4 (АBМ), равный углу 3 и 5 (АBN) – равный углу 1. Ответьте на вопросы:

Какой угол они составили?

Чему равна градусная мера этого угла?

Чему равна сумма углов треугольника?

Установите расположения прямой АС и луча ВМ, прямой АС и луча BN.

Установите взаимное расположение прямой a и лучей ВМ и BN.

Установите взаимное расположение прямых АС и a.

Проанализируйте результаты работы.

Зачет по теме: «Прямоугольные треугольники. Их свойства. Признаки равенства прямоугольных треугольников»

Треугольник, у которого есть прямой угол, называется … .

В прямоугольном треугольнике … больше катета.

Если катет прямоугольного треугольника …, то угол … равен 300 .

Признак равенства прямоугольных треугольников по двум катетам гласит: … .

Если гипотенуза и острый угол одного прямоугольного треугольника … . Это утверждение называют … .

Практическая работа по построению

Постройте треугольники по двум сторонам и углу между ними с помощью масштабной линейки и транспортира.

а) АВ=4,3см, АС=2,3см, ÐА=230;

б) ВС=9см, ВА=6,2см, ÐВ=1220;

в) СА=3см, ВС=4см, ÐС=900.

г) постройте треугольники по двум сторонам (отрезкам) и углу между ними с помощью циркуля и линейки без делений.

Учащимся можно дать задание, составить план построения, затем вместе обсудить его. После построения доказываем, что построенный треугольник – искомый. Обязательно обсуждаем вопрос, всегда ли можно построить треугольник по двум сторонам и углу между ними? Можно ли построить треугольник, если угол не между сторонами? Сколько элементов достаточно для построения треугольника? Аналогично остальные задачи на построение

Организованная таким образом работа дает ожидаемые результаты.

Основой обучения должна стать не воспроизводящая деятельность, а творческая, то есть большую часть знаний школьники должны усваивать не со слов учителя, а в процессе самостоятельного поиска информации и способов решения задач.

Для включения ученика в активную познавательную коллективную деятельность необходимо:

связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся;

планировать урок с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов;

привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся;

оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой.

Краткое описание документа:

Методические рекомендации включают в себя пункты, необходимые при изучении темы «Треугольники» в условия системно-деятельностного подхода.
Содержит примеры при изучении темы «Соотношение между сторонами и углами треугольника» (7 класс), куда входят: три практических работы, лабораторная работа и зачёт.
Имеет необходимые аспекты включения ученика в активную познавательную коллективную деятельность.

📹 Видео

Лекция 1. Точка на прямой. Метод прямоугольного треугольникаСкачать

Лекция 1. Точка на прямой. Метод прямоугольного треугольника

7 класс Атанасян. Вся геометрия за 100 минут. Треугольник, окружность, задачи на построениеСкачать

7 класс Атанасян. Вся геометрия за 100 минут. Треугольник, окружность, задачи на построение

Признаки равенства треугольников | теорема пифагора | Математика | TutorOnlineСкачать

Признаки равенства треугольников | теорема пифагора | Математика | TutorOnline

Всё про углы в окружности. Геометрия | МатематикаСкачать

Всё про углы в окружности. Геометрия  | Математика

Математика это не ИсламСкачать

Математика это не Ислам

Как ПОНЯТЬ ГЕОМЕТРИЮ за 5 минут — Подобие ТреугольниковСкачать

Как ПОНЯТЬ ГЕОМЕТРИЮ за 5 минут — Подобие Треугольников

Профильный ЕГЭ 2024. Задача 1. Прямоугольный треугольник. 10 классСкачать

Профильный ЕГЭ 2024. Задача 1. Прямоугольный треугольник. 10 класс

Признаки равенства треугольников. 7 класс.Скачать

Признаки равенства треугольников. 7 класс.

Вектор. Сложение и вычитание. 9 класс | МатематикаСкачать

Вектор. Сложение и вычитание. 9 класс | Математика

[Т.А.] Треугольник Фреге. Введение в семиотику.Скачать

[Т.А.] Треугольник Фреге. Введение в семиотику.

Треугольники. Практическая часть - решение задачи. 7 класс.Скачать

Треугольники. Практическая часть - решение задачи. 7 класс.

Первый признак равенства треугольников. 7 класс.Скачать

Первый признак равенства треугольников. 7 класс.

ВСЕ ВИДЫ ТРЕУГОЛЬНИКОВ😉 #егэ #огэ #математика #профильныйегэ #shorts #геометрия #образованиеСкачать

ВСЕ ВИДЫ ТРЕУГОЛЬНИКОВ😉 #егэ #огэ #математика #профильныйегэ #shorts #геометрия #образование

Решали пол-урока, а оказалось очень простоСкачать

Решали пол-урока, а оказалось очень просто

Математика без Ху!ни. Вычисление определителя методом треугольников.Скачать

Математика без Ху!ни. Вычисление определителя методом треугольников.
Поделиться или сохранить к себе: