Маневренный планшет треугольник скоростей

Использование радиолокатора для расхождения

Обработка радиолокационной информации (РЛИ) включает определенную последовательность действий:

  • наблюдение и обнаружение целей;
  • глазомерную оценку опасности радиолокацион­ной ситуации сближения и отбор целей для радиоло­кационной прокладки;
  • радиолокационную прокладку – определение элементов движения цели и параметров ситуации сближения;
  • расчет маневра расхождения;
  • контроль за изменением радиолокационной си­туации во время маневра до полного расхождения су­дов.

Наблюдение и обнаружение целей.

Использование РЛС наиболее эффективно, если радиолокационное наблю­дение ведется постоянно. В открытом море постоянное наблюдение следует вести на шкалах среднего масштаба 8-16 миль с периодическим просмотром обстановки на шкалах как более мелкого, так и более крупного масштабов.

Радиолокационная прокладка на маневренном планшете.

Относительная прокладка – выполняется на маневренном планшете путем построения векторного треугольника скоростей. С использованием относи­тельной прокладки легко можно определить элементы движения цели и параметры ситуации сближения. По­этому она является основным методом, используемым на практике.

Главное, что интересует судоводителя при обна­ружении объекта на экране радиолокатора – насколько опасна наблюдаемая цель. Степень опасности оценивается по двум критериям:

  1. Дкр – дистанция кратчайшего сближения — минимальное расстояние, на которое цель может приблизиться к нашему судну, если никто не будет изменять элементы своего движения (курс и скорость);
  2. tкр – интервал времени до точки кратчайшего сближения — интервал времени от момента получения последней точки цели, на основании которой стро­ится линия относительного движения ЛОД, до момента приближения цели на кратчайшее расстояние к нашему судну.

Чем меньше Дкр , тем более опасной является приближающаяся цель. Но нельзя оценивать степень опасности только по дистанции кратчайшего сближения.

Не менее важными факторами являются скорость сближения и запас време­ни, которым располагает судоводитель, чтобы предпринять маневр и разойтись на безопасном расстоянии. Так, ситуация обгона, как правило, менее опасна чем рас­хождение на встречных курсах, даже если Дкр в первом случае меньше, чем во вто­ром.

В районах интенсивного судоходства ручная прокладка на маневренном планшете отвлекает от наблюдения и может выполняться только при усилении хо­довой навигационной вахты.

Видео:Маневренный планшет полная версияСкачать

Маневренный планшет полная версия

Построение треугольника скоростей

Суть относительной прокладки заключается в том, что за центр системы ко­ординат мы принимаем наше судно, которое помещаем в центр планшета, а цели наносим на планшет в соответствующие точки по пеленгу и дистанции, измерен­ных при помощи РЛС.

Пошаговые действия для оценки ситуации (рис. 1):

  1. В центр планшета наносится вектор скорости нашего судна, равный 6-минут­ному отрезку (например, скорость нашего судна 15 узлов, откладываем по курсу 1, 5 мили).
  2. Делаются замеры пеленга и дистанции встречного судна.
  3. В таблицу записываются данные измерения и на планшет наносится первая точка – А1.
  4. В полученную точку параллельно переносится и «втыкается» вектор скоро­сти нашего судна.
  5. Через 3 минуты повторяются пункты 2-3, наносится вторая точка А2. При­ближенно оценивается ситуация сближения.
  6. Еще через 3 минуты повторяются пункты 2-3, наносится третья точка Аз.
  7. Соединив точки А1 – А2 – А3, получаем линию относительного движения – ЛОД.
  8. Из начала нашего вектора скорости строим вектор Vв , который является век­тором истинной скорости и курса встречного судна.
  9. Перпендикуляр, проведенный из центра планшета к ЛОД, определяет Дкр (в нашем случае Дкр = 1,7 мили). Величину Ср находим, откладывая по ЛОД от­резки, равные V0 до Дкр (здесь, примерно, укладывается 1,5V0 , т. е. tкр = 1,5 x 6 мин = 9 мин).
  10. Принимается решение по выбору маневра расхождения.

Маневренный планшет треугольник скоростейРис. 1 Построение треугольника скоростей

Видео:РЛС л.р.4.2 МАНЕВРЕННЫЙ ПЛАНШЕТ, решение задачи на расхождение с одним судном, изменением скоростиСкачать

РЛС л.р.4.2 МАНЕВРЕННЫЙ ПЛАНШЕТ, решение задачи на расхождение с одним судном, изменением скорости

Маневр расхождения курсом

  1. Необходимо на ЛОД нанести упреждающую точку «У» положения цели в мо­мент начала нашего маневра. Обычно это 6-минутный интервал (расстояние А1 – Аз).
  2. Из точки «У» проводим касательную к окружности, величина которой соответ­ствует заданной дистанции расхождения (здесь 3 мили).
  3. Полученную прямую ожидаемой линии относительного движения ОЛОД пере­носим параллельно самой себе в точку А3.
  4. Вектор нашего судна Vн при помощи циркуля разворачиваем до тех пор, пока он не пересечется с ОЛОД.
  5. Полученный вектор Vн2 переносим в центр планшета и определяем новый курс нашего судна, который необходим для расхождения с целью на расстоянии в 3 мили.

Маневренный планшет треугольник скоростейРис. 2 Расчет маневра расхождения курсом

Маневр расхождения скоростью:

  1. Необходимо на ЛОД нанести упреждающую точку «У» – положение цели в мо­мент начала нашего маневра.
  2. Из точки «У» проводим касательную к окружности, величина которой соответ­ствует заданной дистанции расхождения (здесь 3 мили).
  3. Полученную прямую ожидаемой линии относительного движения ОЛОД пере­носим параллельно самой себе в точку А3.
  4. ОЛОД «отсекает» часть вектора нашего судна. Отрезок от начала вектора до точки пересечения с ОЛОД откладываем на векторе в центре планшета. Это и есть новая скорость нашего судна, необходимая для расхождения на заданной дистанции.
  5. Снижение скорости необходимо начинать заранее – до наступления момента «У», с тем, чтобы в этот момент судно уже имело новую скорость.

Маневренный планшет треугольник скоростейРис. 3 Расчет маневра расхождения скоростью

Маневр расхождения скоростью применим для судов водоизмещением до 20 000 тонн. В любом случае, при выполнении маневра расхождения необходимо учитывать маневренные характеристики судна.

При выборе маневра расхождения с опасной целью, когда на экране наблю­даются эхо-сигналы других судов, необходимо учитывать те из них, ситуация сближения с которыми может ухудшиться в результате выбранного маневра. Такие опасные суда определяются глазомерно по направлению разворота ЛОД при пред­полагаемом маневре. Особенность радиолокационной прокладки в этом случае за­ключается в необходимости одновременного ее ведения для всех потенциально опасных судов. Как правило, на планшет наносится полный анализ ситуации до момента окончания маневра и возвращения к исходным параметрам движения ва­шего судна.

Видео:МАНЕВРЕННЫЙ ПЛАНШЕТСкачать

МАНЕВРЕННЫЙ ПЛАНШЕТ

Глазомерная оценка радиолокационной ситуации

Глазомерная оценка является обязательным этапом обработки РЛИ и позволяет при большом количестве це­лей отобрать для прокладки опасные и потенциально опасные цели. Глазомерная оценка производится по следу послесвечения, который остается на экране РЛС за эхо­сигналом цели и представляет собой предыдущую траек­торию относительного сближения судов. Мысленным продолжением следа послесвечения за эхо-сигналом цели получается линия относительного движения (ЛОД), по которой определяют ди­станцию кратчайшего сближения Дкр .

Глазомерную оценку опасности столкновения можно использовать только тогда, когда судоводитель понимает принцип построения треугольника скоро­стей, т. е. имеет достаточный навык работы на маневренном планшете.

При глазомерной оценке радиолокационной ситуации для выделения потен­циально опасных целей, которые становятся опасными при маневре собственного судна и цели, чрезвычайно важно четко представлять направление разворота ЛОД, которое происходит в результате этих маневров.

Все возможные схемы перемещения эхо-сигналов охватывают следующие четыре начальные ситуации (рис. 4).

Маневренный планшет треугольник скоростейРис. 4 Экран радиолокатора в режиме относительного движения:
судно 1 пересекает курс по носу в опасной близости; 2 – следует курсом и скоростью нашего судна (сателлит); 3 – пересекает курс по корме; 4 – обгоняющее судно

Видео:РЛС л.р.3.2 Расхождение одним судном изменением скорости ARPA, Relative motion, маневренный планшетСкачать

РЛС л.р.3.2  Расхождение одним судном изменением скорости ARPA, Relative motion, маневренный планшет

Использование САРП при расхождении

Средства автоматической радиолокационной прокладки (САРП) – это ра­диолокационные информационно-вычислительные комплексы, обеспечивающие автоматизацию обработки радиолокационной информации и информации от гиро­компаса и лага.

При работе с САРП судоводитель освобождается от операции ручного съема радиолокационных пеленгов и дистанций целей и их графической прокладки на радиолокационном планшете. Указанные операции выполняются в автоматическом режиме на экране индикатора. Это позволяет судоводителю уделять основное вни­мание вопросам наблюдения, оценки ситуации сближения, выбора и выполнения маневра для безопасного расхождения и контроля его эффективности.

В то же время грамотное и полное использование возможностей САРП осно­вано на четком представлении о принципе работы, а, следовательно, функциональ­ных возможностях и ограничениях САРП, а также погрешностях выдаваемой ин­формации в различных ситуациях расхождения и внешних условиях плавания. В противном случае риск столкновения при использовании САРП для расхождения становится существенно выше, чем при ручной радиолокационной прокладке.

Основные функции САРП

САРП выполняют все функции РЛС по отображению на экране радиолока­ционной обстановки. Дополнительные, по сравнению с РЛС, функциональные воз­можности САРП обеспечивают выполнение следующих процедур:

  • автоматическое обнаружение эхо-сигналов надводных целей;
  • ручной или автоматический захват целей на сопровождение;
  • одновременное автоматическое сопровождение не менее 20-ти целей;
  • непрерывное автоматическое определение элементов движения (курса и скоро­сти) и элементов сближения (дистанции и времени кратчайшего сближения) для всех сопровождаемых целей;
  • проигрывание маневра расхождения со всеми находящимися на автосопровож­дении целями;
  • обнаружение маневра цели;
  • звуковая и световая предупредительная сигнализация о появлении новой и опасной цели; потеря цели, в том числе опасной; начало маневра цели; сближе­ние с целью на установленное предельное расстояние; неисправное функцио­нирование САРП и т. д.

Основные ограничения САРП

Поскольку САРП обеспечивает автоматическую обработку сигналов РЛС, то все ограничения радиолокатора входят как составная часть в ограничения САРП и их необходимо учитывать при расхождении.

Маневренный планшет треугольник скоростейТраулер Argos Vigo

Алгоритмы обработки информации, реализованные в САРП, накладывают дополнительные ограничения:

  • не обеспечивает гарантированного обнаружения и захвата на автосопровожде­ние всех целей, в том числе и опасных;
  • при неустойчивом эхо-сигнале (малые суда, сопровождение в условиях помех) может произойти сброс цели и информация по ней выдаваться не будет. При близком расхождении двух целей возможна потеря одной цели. В этом случае другая цель будет иметь два вектора, один из которых будет ложным;
  • сигналы РЛС, гирокомпаса и лага поступают в САРП с погрешностями. При бортовой качке судна, наличии помех, маневрировании и рыскании собственно­го судна погрешности датчиков увеличиваются. Поэтому при вычислении эле­ментов движения цели и параметров ситуации сближения используется «сгла­живание», что приводит к задержке выдачи достоверных данных до трех минут с момента взятия цели на сопровождение.

Погрешности вычисленных элементов движения цели и параметров ситуа­ции могут достигать в:

  • истинном курсе цели – ±5 – 7°;
  • истинной скорости цели – ±1,2 уз;
  • дистанции кратчайшего сближения – ±0,7 мили;
  • времени кратчайшего сближения – ±1 мин.

Маневр цели обнаруживается со значительным запозданием, а данные, вы­даваемые САРП по маневрирующей цели, будут ненадежны в течение 3-4 мин. после его окончания. При маневрировании собственного судна выдаваемая САРП информация по всем сопровождаемым целям будет ненадежна не менее 1 мин. после окончания маневра.

Использование САРП при расхождении судов

Полная оценка ситуации возможна только с помощью анализа как первич­ной (необработанные эхо-сигналы целей), так и вторичной (векторы и цифровые данные) информации.

Анализ первичной информации для выбора целей для захвата производится глазомерной оценкой следов послесвечения целей так же, как и при ручной радио­локационной прокладке. В первую очередь, для автоматического сопровождения выбираются опасные и потенциально опасные цели.

Маневренный планшет треугольник скоростейТраулер Punta Alijbe

По вторичной информации оценивается степень опасности ситуации. При радиолокационном наблюдении с применением САРП судоводитель использует следующие данные для оценки степени опасности ситуации сближения:

  • расположение вектора ОД относительно собственного судна;
  • значения Dкр и tкр ;
  • курсовой угол, ракурс (в режиме истинного движения) и дистанция до цели;
  • характер изменения пеленга на цель.

Дополнительную полезную информацию для оценки ситуации и выбора ма­невра может дать прогнозирование развития ситуации путем изменения длины век­торов цели. При оценке степени опасности ситуации необходимо также учитывать положения Правила 7 МППСС-72.

Выбор маневра для безопасного расхождения надлежит осуществлять забла­говременно и решительно в строгом соответствии с МППСС-72, сообразуясь с конкретными обстоятельствами ситуации сближения и условиями плавания и со­гласно рекомендациям хорошей морской практики. Следует помнить, что даже ре­шительный маневр сможет быть обнаружен другим судном при использовании САПР только через 3-4 минуты после его начала.

После выбора маневра расхождения проводится его проигрывание (имита­ция) в заданное судоводителем время начала маневра (время упреждения). При имитации маневра во всех САРП ситуация рассчитывается только для целей, нахо­дящихся на автосопровождении, и предполагается, что все они сохраняют неизменными свой курс и скорость.

При выполнении маневра необходимо внимательно следить за векторами встречных судов, включая индикацию их прошлых положений, с целью как можно более раннего обнаружения их возможного маневра. Необходимо также тщательно контролировать эффективность маневра и в случае необходимости своевременно принимать дополнительные меры обеспечения безопасности. Непрерывный и тща­тельный контроль за взаимным перемещением судов необходимо осуществлять до момента возвращения на прежний курс.

Видео:Маневренный планшет расхождение с 3 целями сдача ГОССкачать

Маневренный планшет расхождение с 3 целями сдача ГОС

Стандартные символы и сокращения, применяемые в САРП

Символы и сокращения САРП
ОбъектСимволОбъектСимвол
Собственное судноЦели САРП
Судно оператора (собственное
судно)
Маневренный планшет треугольник скоростейЦель САРПМаневренный планшет треугольник скоростей
Контур нашего судна в масштабе
карты
Маневренный планшет треугольник скоростейСАРП-цель с вектором скоростиМаневренный планшет треугольник скоростей
Место антенны нашего суднаМаневренный планшет треугольник скоростейЦель в промежутке “захвата”Маневренный планшет треугольник скоростей
Курсовая линия нашего суднаМаневренный планшет треугольник скоростейОпасная САРП-цель (красный цвет)Маневренный планшет треугольник скоростей
Траверзная линия нашего суднаМаневренный планшет треугольник скоростейПотерянная САРП-цельМаневренный планшет треугольник скоростей
Вектор скорости нашего суднаМаневренный планшет треугольник скоростейСАРП-цель в охранной зонеМаневренный планшет треугольник скоростей
Стабилизация относительно водыМаневренный планшет треугольник скоростейВыбранная цельМаневренный планшет треугольник скоростей
Стабилизация относительно грунтаМаневренный планшет треугольник скоростейПрошлый путь
САРП-цели
Маневренный планшет треугольник скоростей
Прогноз путиМаневренный планшет треугольник скоростей
Прошлый путь по главному
источнику
Маневренный планшет треугольник скоростей
Прошлый путь по вторичному источникуМаневренный планшет треугольник скоростей
Сокращения САРП
ТерминыСокращенияТерминыСокращения
Acquire — выбрать (захватить) на сопровождениеACQAcquisition Zone — зона захвата целей на сопровождениеAZ
Aft Crossing Range – дистанция пересечения линии пути по кормеACRAft Crossing Time — дистанция пересечения линии пути по кормеACT
Automatic Identification System — автоматическая идентификационная системаAISAutomatic Radar Plotting Aid — средства автоматической
радиолокационной прокладки
ARPA
Automatic Tracking Aid — средства автосопровожденияATABearing — пеленгBRG
Bow Crossing Range — дистанция пересечения линии пути по носуBCRBow Crossing Time — дистанция пересечения линии пути по кормеBCT
Course То Steer — курс для следованияCTSCourse Over The Ground — курс относительно грунтаCOG
Display Brilliance — яркость отображенияBRILLCourse Up — ориентация по курсуC UP
Distance at Closest Point Of Approach — дистанция кратчайшего сближенияDCPADistance — расстояниеDIST
Echo Reference Speed — относительная скорость по данным РЛСREF SOGElectronic Bearing Line — электронный визирEBL
Electroonic Navigational Chart — электронная навигационная картаENCElectronic Plotting Aid — электронные средства прокладкиEPA
Ground Stabilized — стабилизировано по грунтуGND STABGuard Zone – охранная зонаGZ
Heading Line — линия курсаHLHead Up — ориентация по курсуH UP
Lost Target – потеря целиLOST TGTManoeuvre Time — время маневраMVR TIME
North Up – ориентация по кордуN UPOwn Ship – собственное судноOS
Parallel Index Line – параллельные индексные линииPIPast Positions – последняя позицияPAST POSN
Predicted Point Of Collision — предсказанная точка столкновенияPPCPredicted Area Of Danger – предсказанная зона опасностиPAD
Radar – РЛСRDRRadar Plotting – радиолокационная прокладкаRP
Range Rings — неподвижные крути дальностиRRRelative Course – относительный курсR CSE
Relative Motion — относительное движениеRMRelative Motion (Relative Trails) — стабилизация изображения по СО и следы относительного движенияRM (R)
Relative Motion (True Trails) – стабилизация
изображения по СО и следы истинного движения
RM (T)Relative Vector – относительный векторR VECT
Speed Over The Ground – скорость относительно грунтаSOGSpeed Through The Water – скорость относительно водыSTW
Target – цельTGTTime То Closest Point Of Approach – время до точки кратчайшего сближенияTCPA
Trails – следыTrial Manoeuvre – проигрываниеTRIAL
True Bearing – истинный пеленгT BRGTrue Course – истинный курсT CSE
True Motion – истинное движениеTMTrue Speed – истинная скоростьT SPD
True Vector — истинный векторT VECTVariable Range Marker — подвижный маркер дальностиVRM
Vector – векторVECTVector Time — время вектораVECT TIME

Видео:Расхождения с двумя целями (упрощенный способ)Скачать

Расхождения с двумя целями (упрощенный способ)

Использование АИС для расхождения

Автоматическая идентификационная система (АИС) обеспечивает автоматиче­ский обмен навигационной и иной информа­цией, связанной с безопасностью морепла­вания, между судовыми и другими станция­ми АИС по специальному каналу радиосвя­зи. Для передачи и приема информации в АИС используется транспондер УКВ диапа­зона, обеспечивающий дальность действия 25—30 миль в зависимости от высоты антенн.

Одной из причин появления АИС яви­лись имеющиеся ограничения РЛС и САРП для решения задачи предупреждения столк­новений судов. Главное назначение АИС – опознавание. Нельзя использовать эту систему в качестве основного источника информации при решении задач по предотвращению опасного сближения с другими судами.

Маневренный планшет треугольник скоростейТраулер Hermanos Perez Tercero

Достоинства АИС, устраняющие некоторые из таких ограничений при решении задач по предупреждению столкновений судов, сводятся к следующему:

  1. Дальнее обнаружение независимо от размеров цели.
  2. Нет теневых секторов от своих конструкций и других судов.
  3. Не влияют видимость, дождь и т. д.
  4. Обнаружение за препятствиями.
  5. Неограниченная разрешающая способность.
  6. Мгновенная выдача информации о цели.
  7. Высокая точность (CPA от 50 м и точнее).
  8. Известен ракурс цели и ее габариты.
  9. Быстрое обнаружение маневра цели.
  10. Возможность связи по УКВ (идентификация цели).

Наряду с очевидными достоинствами, АИС обладает и существенными не­достатками. К ним относятся следующие:

  1. эффективное использование АИС возможно только при оснащении всех судов, включая малотоннажные, конвенционной аппаратурой АИС и конвенционной аппаратурой отображения информации от АИС и РЛС, позволяющей решать за­дачи предупреждения столкновений судов;
  2. АИС никогда не заменит РЛС, поскольку ее информация относится только к объектам, на которых установлены транспондеры, в то время как радиолокатор позволяет наблюдать любые объекты, отражающие радиоволны (знаки навига­ционного ограждения, суда, береговую черту и др.);
  3. внедрению на судах подлежит только то оборудование АИС, параметры которо­го жестко регламентированы на международной основе. В этом случае будет обеспечена совместимость оборудования, установленного на разных судах, и высокая эффективность его использования;
  4. судоводители должны принимать во внимание тот фактор, что на встречных су­дах АИС может выйти из строя или быть выключенной.

Данные любой выбранной активированной цели представляются в буквенно­цифровом виде в зоне диалога вне рабочей зоны индикатора.

Для каждой выбранной активированной цели представляются данные:

  • источник информации;
  • идентификатор судна (номер IMO или название или позывные);
  • координаты и их качество;
  • рассчитанная дальность DIST;
  • рассчитанный пеленг BRG;
  • дистанция кратчайшего сближения CPA;
  • время до кратчайшего сближения TCPA;
  • путь относительно грунта COG;
  • скорость относительно грунта SOG;
  • навигационный статус.

Если принятая от АИС информация является неполной, она указывается в соответствующем поле как «отсутствующая».

Возможно добавление следующих данных:

  • курс судна HDG;
  • угловая скорость поворота.

Обязанности вахтенного помощника по обслуживанию судовой станции АИС Судовое оборудование АИС должно, как правило, всегда находиться в рабо­чем состоянии при нахождении судна на ходу или на якоре, за исключением случа­ев, когда по соображениям безопасности (угроза пиратства или вооруженного гра­бежа) выключается по приказу капитана с записью в судовом журнале. По исчезновению опасности судовая станция АИС должна быть включена как можно быст­рее.

Порядок использование АИС судами, находящимися у причалов порта, опре­деляется инструкциями судовладельца и местными правилами. Если по роду пере­возимых грузов, в частности, на танкерах при проведении грузовых операций тре­буется снижение мощности или выключение VHF радиостанций – снизить мощ­ность АИС или отключить передачу информации.

Маневренный планшет треугольник скоростейТраулер Alida

Подготовка оборудования АИС к работе после включения занимает не более 2 минут, в течение которых выполняется автоматический контроль работоспособ­ности, периодически повторяющийся в процессе работы. Если обнаруживается не­исправность, включается сигнализация, а в некоторых случаях прекращается пере­дача информации.

При подготовке судна к отходу вахтенный помощник должен:

  • проверить согласование курса HDG в АИС с гирокомпасом;
  • ввести максимальную осадку, код опасного груза (или код типа судна и типа опасного груза), порт назначения и ожидаемое время прибытия, количество людей на борту, план перехода (по указанию капитана);
  • проверить динамическую информацию о своем судне, изменить нави­гационный статус судна;

При входе судна в район, где установлены частотные каналы АИС, отличаю­щиеся от международных, следует убедиться, что произошло автоматическое пере­ключение каналов по сигналам береговых станций. В некоторых районах, где такие станции отсутствуют, требуется выполнить ручное переключение каналов.

Основные компоненты информации, передаваемой по каналам АИС, приве­дены в табл. 1.

Таблица 1. Основные компоненты АИС
Вид и содержание информацииОсобенности информации
ИНМПСПрисвоенный судну идентификационный номер Морской подвижной службы. Вводится при установке
аппаратуры
Название и позывной сигнал суднаВводится при установке аппаратуры. Может меняться только при пе­ререгистрации судна
Номер Международной морской ор­ганизацииВводится при установке аппаратуры. Изменению не подлежит
Тип суднаВводится при установке аппаратуры. Изменению не подлежит
Длина и ширина суднаВводится совместно с положением антенны
Положение антенны датчика место­положения суднаМожет меняться при наличии нескольких приемных антенн
Тип датчика местоположения суднаВводится при установке аппаратуры в зависимости от сопрягаемого навигационного оборудования
Высота над уровнем киляДополнительная информация о высоте мачт или других конструкций
Динамическая информация
Координаты суднаАвтоматически считываются с датчика местоположения, подключен­ного к аппаратуре АИС
Признак точности координатХарактеризует точность определения координат — хуже 10 м или лучше 10 м (при использовании дифференциального режима СНС)
Время определения координатВремя по шкале UTC. Автоматически считывается с датчика местопо­ложения, подключенного к аппаратуре АИС
Путевой угол, путевая скорость (от­носительно грунта)Автоматически считывается с приемоиндикатора СНС, подключенно­го к аппаратуре АИС
КурсАвтоматически считывается с судового курсоуказателя (гирокомпаса), подключенного к аппаратуре АИС
Навигационный статус суднаВводится вручную с выбором из списка. Изменения рекомендуется делать одновременно
с включением огней или с
подъемом знаков, предписанных МППСС-72 (например: “судно не управляется”, “на якоре” и т. д.)
Угловая скоростьСкорость поворота (изменения курса).
Автоматически вводится с соответствующего датчика, если он имеется на судне
Рейсовые данные
ОсадкаВводится вручную и изменяется при необходимости
Опасный грузПри наличии опасного груза вводится вручную перед началом рейса
Пункт назначения, ожидаемое время прибытияВводится вручную перед началом рейса, изменяется при необходимо­сти
План переходаОпределяется координатами путевых точек. Вводится вручную перед началом рейса, изменяется при
необходимости
Количество людей на бортуДополнительная информация.
Передается по инициативе судна или запросу береговой станции

На современных судах установлена аппаратура, где на экране одновременно «четыре в одном»: РЛС, САРП, электронная карта, АИС.

При совместном отображении информации АИС, РЛС, САРП символы целей АИС и радиолокационного сопровождения должны четко различаться друг от дру­га (цветом, формой или размерами), и первые не должны ухудшать наблюдение эхосигналов вторых.

Символы АИС, РЛС, САРП и электронных карт
Пассивное состояние АИС-целиМаневренный планшет треугольник скоростейЛиния курса активированной целиМаневренный планшет треугольник скоростей
Активированная цельМаневренный планшет треугольник скоростейИндикатор поворотаМаневренный планшет треугольник скоростей
Контур АИС-пели в масштабе
карты
Маневренный планшет треугольник скоростейВектор скорости активированной
цели
Маневренный планшет треугольник скоростей
Место антенны АИС-целиМаневренный планшет треугольник скоростейСтабилизация: вода/грунтТребуется указывать в пользовательском интерфейсе
Опасная цель (красный цвет)Маневренный планшет треугольник скоростейПрогноз траектории поворотаМаневренный планшет треугольник скоростей
Потерянная АИС-цельМаневренный планшет треугольник скоростейАИС-цель, курса или ГТУ или V нетМаневренный планшет треугольник скоростей
Выбранная АИС-цельМаневренный планшет треугольник скоростейПрошлый путь АИС-целиМаневренный планшет треугольник скоростей

Видео:Расхождение с одним судном по маневренному планшетуСкачать

Расхождение с одним судном по маневренному планшету

Действия экипажа до и после столкновения судов

Вахтенный помощник, убедившись, что развивается такая ситуация, что столкновение с другим судном неизбежно, должен:

  • объявить общесудовую тревогу;
  • по внутрисудовой трансляции предупредить экипаж о той части корпуса судна, в которую вероятнее всего придется удар другого судна;
  • попытаться совершить маневр своего судна так, чтобы повреждения от столкновения были минимальными. При этом необходимо помнить, что во время перехода работы главного двигателя с переднего хода на задний судно перестает слушаться руля. Поэтому рекомендуется вначале задать переклад­кой руля движение судну в нужную сторону, а затем отрабатывать задним ходом.

Рекомендуемый порядок действий после столкновения:

  • при столкновении необходимо подать сигнал общесудовой тревоги;
  • немедленно вызвать капитана на мостик;
  • установить машинный телеграф на «СТОП», сообщить вахтенному механику о произошедшем. Если суда сцеплены вместе, то капитан не должен давать ход до тех пор, пока не будет полностью оценена ситуация;
  • все суда, находящиеся в данном районе, должны быть оповещены о столкно­вении (УКВ – канал 16);
  • все члены экипажа и пассажиры согласно расписания по тревогам должны прибыть в места сбора, где произвести перекличку и доложить на мостик. Это позволит выявить отсутствующих членов экипажа и пассажиров с тем, чтобы немедленно приступить к необходимым розыскным мероприятиям;
  • в темное время суток включить палубное освещение;
  • произвести полную герметизацию судна, задраить все водонепроницаемые и противопожарные двери. Выключить общесудовую вентиляцию. Старший помощник и второй механик должны произвести оценку повреждений и до­ложить капитану;
  • при отсутствии непосредственной опасности для своего судна, команда должна оказать посильную помощь другому судну;
  • немедленно сообщить о произошедшем на ближайший спасательно­координационный центр.
  • после столкновения произвести замеры в льялах и танках;
  • необходимо проверить, пробит ли корпус судна и, если да, то выяснить – ни­же или выше ватерлинии;
  • принять во внимания возможность затопления обоих судов при их расцепле­нии, особенно если судно понесло тяжёлые повреждения ниже ватерлинии;
  • следует оценить манёвренность судов после их разъединения;
  • в исключительных случаях следует рассмотреть возможность сброса груза за борт для сохранения плавучести и остойчивости.

Следующие действия необходимо фиксировать в судовом журнале:

  • регистратор данных двигателя и журнал МО должны быть сохранены;
  • следует отметить курс, которым должно было двигаться судно;
  • следует зафиксировать время столкновения;
  • следует зафиксировать координаты судна, время на мостике и в машинном отделении, а так же любую разницу в показаниях, если она есть;
  • следует зафиксировать курс и скорость во время столкновения;
  • следует зафиксировать угол, под которым столкнулись суда;
  • следует зафиксировать все звуковые сигналы, произведённые одним судном и услышанные другим.
  • зафиксировать информацию о судне, с которым произошло столкновение;
  • получить объяснительные в письменном виде вахтенного помощника и дру­гих свидетелей столкновения.

Общие положения

В случае столкновения двух судов, обязанность каждого из капитанов сде­лать всё возможное, при этом не подвергая опасности своё судно, команду и пас­сажиров, чтобы:

  • оказать помощь капитану, команде и пассажирам другого судна в пределах возможного, и оградить их от опасности, вызванной столкновением, и оста­ваться рядом с другим судном до тех пор, пока не будет установлено, что никакая дополнительная помощь не требуется;
  • поделиться с капитаном другого судна информацией о названии своего суд­на, порте регистрации и прочей информацией, необходимой для записи в су­довом журнале.

Угроза загрязнения

Если инцидент может привести к загрязнению или угрозе загрязнения, то необходимо принять дополнительные меры в соответствии с предписаниями Shipboard Oil Pollution Emergency Plan (SOPEP) или Vessel’s Response Plan (VRP), причём последний действует только в исключительной экономической зоне США.

Видео:РЛС л.р. 4.1, МАНЕВРЕННЫЙ ПЛАНШЕТ, Решения задачи, расхождение с одним судном, поворот вправоСкачать

РЛС л.р. 4.1, МАНЕВРЕННЫЙ ПЛАНШЕТ, Решения задачи, расхождение с одним судном, поворот вправо

Выбор и обоснование маневра для расхождения в заданной дистанции

ПРОКЛАДКА НА МАНЕВРЕННОМ ПЛАНШЕТЕ

1. Истинная прокладка.

2. Относительная прокладка.

3. Маневренный планшет.

4. Выбор и обоснование маневра для расхождения в заданной дистанции.

5. Учет инерции судна.

1. Способ относительного промежуточного курса.

2. Способ условной упрежденной точки.

3. Способ введения поправки в Dзад.

Учет инерции при маневре скоростью:

1. Способ построения кривой ОЛОД.

2. Способ введения поправки в Dзад.

3. Способ условной упрежденной точки (рис. 7).

4. Способ средней скорости.

Истинная прокладка

Такая прокладка может быть выполнена непосредственно на крупномасштабной путевой навигационной карте или листе бумаги. Сущность способа состоит в следующем.

Обнаружив на экране индикатора эхо-сигнал другого судна, определяют его пеленг П1 и расстояние D1, пускают секундомер, замечают судовое время Т1, курс своего судна Кн и отсчет лага ОЛ1. По пеленгу и расстоянию наносят местоположение эхо-сигнала А1 относительно своего местоположения, предварительно выбрав желаемый масштаб (рис. 1).

Через определенный промежуток времени (для расчетов удобен интервал в 3 или 6 мин) наблюдения повторяют (П2, D2, Т2, ОЛ2) и наносят местоположения своего судна 02 и наблюдаемого судна А2. Проведя через точки А2, и А2, прямую линию, получим линию истинного перемещения цели Кц.

Маневренный планшет треугольник скоростей

По расстоянию между точками А 1и А2 и по времени Т1 и Т2 можно определить скорость цели Vц и рассчитать, когда и на каком расстоянии она пересечет линию курса нашего судна Тпер и Dпер.

Для определения расстояния кратчайшего сближения Dкр и времени до него tкр из точки А2 откладывают в сторону, противоположную своему курсу, плавание судна за время между первым и вторым наблюдениями А2F=O1O2. Отрезок O1С, проведенный перпендикулярно к линии, проходящей через точки A1, и F, будет расстоянием кратчайшего сближения. Местоположение судов в момент кратчайшего сближения (точки O1 и A4) можно найти параллельным перемещением отрезка O1С в положение O4A4. Время сближения на кратчайшее расстояние

Маневренный планшет треугольник скоростей

Для определения обстоятельств встречи и элементов движения другого судна достаточно двух наблюдений. Однако, чтобы исключить промахи в наблюдениях и убедиться в неизменности элементов движения другого судна в период наблюдений, рекомендуется увеличивать число наблюдений. Нахождение трех последовательно нанесенных через одинаковый интервал времени местоположений цели (A1, А2, А3) на одной прямой и равенство расстояний А1А22А3 свидетельствуют как об отсутствии промахов в наблюдениях, так и о неизменности элементов движения цели в период от T1 до Т3.

К достоинствам способа истинной прокладки следует отнести его наглядность. Недостатком является относительная трудоемкость графических построений, необходимых для определения основных обстоятельств встречи: дистанции кратчайшего сближения и времени до него.

Относительная прокладка

Эта прокладка получила широкое распространение, так как этим способом быстро и легко решаются главные вопросы: на каком кратчайшем расстоянии разойдутся суда и через какое время. При относительной прокладке определяют обстоятельства встречи и элементы движения цели в подвижной системе координат, начало которой принимают в месте нахождения судна-наблюдателя. Это соответствует действительной картине, которую наблюдает судоводитель на экране индикатора относительного движения.

Из точки О, принимаемой за место своего судна, прокладывают наблюденные пеленги П1 и П2 и по ним расстояния D1 и D2 (рис. 2), Через полученные точки А1, и А2 проводят ЛОД. Длина перпендикуляра ОС, опущенного из точки О на линию относительного движения, представляет собой в выбранном масштабе дистанцию кратчайшего сближения Dкр. Время сближения на кратчайшее расстояние

Маневренный планшет треугольник скоростей

Маневренный планшет треугольник скоростей

При относительной прокладке также быстро определяется и расстояние, на котором цель пересечет курс нашего судна. Для этого достаточно измерить расстояние ОП. (Если ЛОД проходит у нас по носу, определяют точку пересечения целью нашего курса, а если ЛОД проходит у нас по корме — точку перес

ечения нашим судном курса цели, для чего из центра планшета проводят линию, параллельную Маневренный планшет треугольник скоростейдо пересечения с ЛОД). Время пересечения Тпер определится путем прибавления к показаниям судовых часов на момент нахождения местоположения эхо-сигнала в точке А2 промежутка времени tпер:

Маневренный планшет треугольник скоростей

Необходимо напомнить, что в первую очередь судоводитель должен определить основные обстоятельства встречи, т. е. Dкр и tкр, а затем уже определять элементы движения цели.

Истинное перемещение цели является суммой двух перемещений — относительного Маневренный планшет треугольник скоростейи судна-наблюдателя Маневренный планшет треугольник скоростейили Маневренный планшет треугольник скоростей

Учитывая коммутативность суммы векторов Маневренный планшет треугольник скоростей, можно находить Маневренный планшет треугольник скоростейдвумя способами.

Построение векторного треугольника (см. рис. 2), показанное сплошными линиями, называется прямым. При нем начала векторов скоростей (линий путей), проложенных в сторону движения судов, находятся в одной точке.

Применяется иногда также обратное построение, при котором векторы, откладываемые в сторону движения судов, сходятся своими концами в общую точку (показаны пунктиром).

В дальнейшем мы будем в основном пользоваться прямым построением, так как оно более удобно при решении задач расхождения.

Длина вектора движения судна-наблюдателя должна быть равна в выбранном масштабе плаванию своего судна за время между наблюдениями, принятыми для построения векторного треугольника. Длина полученного вектора движения цели соответствует плаванию цели за время между наблюдениями.

3. Маневренный планшет

Маневренный планшет представляет собой сетку полярных координат. Для ускорения расчетов, связанных с плаванием судна за время между наблюдениями, на маневренном планшете помещена логарифмическая шкала. Она построена следующим образом: на прямой от начальной точки в некотором масштабе отложены отрезки, равные десятичным логарифмам чисел от 0,1 до 60 и оцифрованные в значениях этих чисел. Поскольку в пределах 60 единиц действия с минутами аналогичны действиям с числами в десятичной системе, любому отсчету на шкале можно присвоить наименование «Время», «Дистанция» или «Скорость» и по известным значениям двух из них найти третье, решая пропорцию

Маневренный планшет треугольник скоростей

При этом, поскольку шкала логарифмическая, отрезки шкалы между значениями числителя из знаменателя в левой и правой частях пропорции равны между собой:

Маневренный планшет треугольник скоростей

При пользовании логарифмической шкалой следует помнить, что «верхняя» ножка циркуля(устанавливаемая на большие отсчеты) всегда показывает время, а «нижняя»(устанавливаемая на меньшие отсчеты) — скорость и дистанцию.

Из наблюдений установлено относительное перемещение отметки — 2,2 мили за 8 мин. Найти относительную скорость.

Ставим нижнюю ножку циркуля на деление 2,2, а верхнюю — на деление шкалы «8»;

не меняя раствора циркуля, перемещаем верхнюю ножку циркуля на деление шкалы «60». Нижняя ножка циркуля покажет относительную скорость Vo=16.5 уз.

Пример 2

t=17 мин, V=15 уз. Найти расстояние S.

Ставим верхнюю ножку циркуля на деление «60», нижнюю — на «15»;

не меняя раствора циркуля, перемещаем верхнюю ножку циркуля на деление шкалы «17». Нижняя ножка циркуля покажет расстояние S=4.3 мили.

При V=17 уз судно прошло S=8,7 мили. Определить время, за которое судно проходит это расстояние.

Ставим верхнюю ножку циркуля на деление «60», а нижнюю — на деление шкалы «17»;

не меняя раствора циркуля, ставим нижнюю ножку циркуля на деление шкалы «8,7». Верхняя ножка циркуля покажет время t=31 мин.

Выбор и обоснование маневра для расхождения в заданной дистанции

Видео:Маневренный планшет полная версия САРП РЛССкачать

Маневренный планшет полная версия САРП РЛС

Использование радиолокатора для расхождения

Обработка радиолокационной информации включает определенную последовательность действий:

• наблюдение и обнаружение целей;
• глазомерную оценку опасности радиолокационной ситуации сближения и отбор целей для радиолокационной прокладки;
• радиолокационную прокладку — определение элементов движения цели и параметров ситуации сближения;
• расчет маневра расхождения;
• контроль за изменением радиолокационной ситуацией во время маневра до полного расхождения судов.

Наблюдение и обнаружение целей. Использование РЛС наиболее эффективно, если радиолокационное наблюдение ведется постоянно. В открытом море постоянное наблюдение следует вести на шкалах среднего масштаба 8—16 миль с периодическим осмотром обстановки на шкалах как более мелкого, так и более крупного масштабов. В стесненных водах постоянное наблюдение обычно ведется на шкалах крупного масштаба с периодическим обзором обстановки на мелкомасштабных шкалах.

Глазомерная оценка радиолокационной ситуации. Глазомерная оценка является обязательным этапом обработки радиолокационной информации и позволяет при большом количестве целей отобрать для прокладки опасные и потенциально опасные цели. Глазомерная оценка производится по следу послесвечения, который остается на экране РЛС за эхо-сигналом цели и представляет собой предыдущую траекторию относительного сближения судов. Мысленным продолжением следа послесвечения за эхо-сигналом цели получается линия относительного сближения (ЛОД), по которой определяют дистанцию кратчайшего сближения Дкр.

Глазомерную оценку опасности столкновения можно использовать только тогда, когда судоводитель понимает принцип построения треугольника скоростей, т.е. имеет достаточный навык работы на маневренном планшете.

При глазомерной оценке радиолокационной ситуации для выделения потенциально опасных целей, которые становятся опасными при маневре собственного судна и цели, чрезвычайно важно четко представлять направление разворота ЛОД, которое происходит в результате этих маневров.

Все возможные схемы перемещения эхо-сигналов охватывают следующие три начальные ситуации.

1. Эхо-сигнал перемещается параллельно курсовой черте нашего судна — это может быть встречное судно, обгоняемое судно, обгоняющее судно или неподвижная цель:
• при изменении скорости одного или обоих судов параллельность перемещения эхо-сигнала сохраняется;
• при изменении курса нашего судна ЛОД разворачивается в сторону, противоположную стороне разворота;
• разворот ЛОД (следа послесвечения), если наше судно не маневрировало, указывает на изменение курса цели в сторону разворота;
• эхо-сигнал неподвижной цели всегда перемещается параллельно линии курса нашего судна.

2. Эхо-сигнал перемещается не параллельно курсовой черте:
— через начало развертки — существует опасность столкновения;
— через курсовую линию нашего судна — цель пересекает нашкурс;
— по линии, проходящей по корме нашего судна, — наше судно пересечет или уже пересекло курс цели:
• при изменении направления или скорости перемещения эхосигнала, если наше судно не маневрировало, глазомерно нельзя сделать однозначного вывода о виде маневра цели. Вид маневра можно установить только с помощью радиолокационной прокладки;
• разворот нашего судна в сторону эхо-сигнала цели приводит к развороту ЛОД от кормы к носу нашего судна;
• уменьшение скорости нашего судна приводит к развороту ЛОД от кормы к носу нашего судна;
• увеличение скорости нашего судна приводит к развороту ЛОД от носа к корме нашего судна;
• отворот нашего судна от эхо-сигнала не позволяет глазомерно оценить эффективность этого маневра (уменьшается относительная скорость сближения, увеличивается tкр и в результате может произойти резкое изменение направления ЛОД, определяемое только при радиолокационной прокладке).

3. Эхо-сигнал не перемещается — судно-сателлит:
• появление следа послесвечения параллельно курсовой черте —изменение скорости одного или обоих судов;
• изменение курсов одного или обоих судов вызывает появление следа послесвечения, не параллельного курсовой черте.

Радиолокационная прокладка. Относительная прокладка — выполняется на маневренном планшете путем построения векторного треугольника скоростей. С использованием относительной прокладки легко можно определить элементы движения цели и параметры ситуации сближения. Поэтому она является основным методом, используемым на практике.

Главное, что интересует судоводителя при обнаружении объекта на экране радиолокатора – насколько опасна наблюдаемая цель.

Степень опасности оценивается по двум критериям:
1. Дкр – дистанция кратчайшего сближения – минимальное расстояние, на которое цель может приблизиться к нашему судну, если
никто не будет изменять элементы своего движения (курс и скорость);
2. tкр – интервал времени до точки кратчайшего сближения – интервал времени от момента получения последней точки цели, на основании которой строится линия относительного движения ЛОД, до момента приближения цели на кратчайшее расстояние к нашему судну.

Чем меньше Дкр, тем более опасной является приближающаяся цель. Но нельзя оценивать степень опасности только по дистанции
кратчайшего сближения. Не менее важными факторами являются скорость сближения и запас времени, которым располагает судоводитель, чтобы предпринять маневр и разойтись на безопасном расстоянии. Так ситуация обгона, как правило, менее опасна чем расхождение на встречных (пересекающихся) курсах, даже если Дкр в первом случае меньше, чем во втором.

Построение треугольника скоростей

Суть относительной прокладки заключается в том, что за центр системы координат мы принимаем наше судно, которое помещаем в центр планшета, а цели наносим на планшет в соответствующие точки по пеленгу и дистанции, измеренных при помощи РЛС.

Пошаговые действия для оценки ситуации:

1. в центр планшета наносится вектор скорости нашего судна, равный 6-ти минутному отрезку (например, скорость нашего судна 15 узлов, откладываем по курсу 1, 5 мили);
2. делаются замеры пеленга и дистанции встречного судна;
3. в таблицу записываются данные измерения и на планшет наносится первая точка – А1;
4. в полученную точку параллельно переносится и “втыкается” вектор скорости нашего судна;
5. через 3 минуты повторяются пункты 2-3, наносится вторая точка А2. Приближенно оценивается ситуация сближения;
6. еще через 3 минуты повторяются пункты 2-3, наносится третья точка А3;
7. соединив точки А1 – А2 – А3, получаем линию относительного движения – ЛОД;
8. из начала нашего вектора скорости строим вектор Vв, который является вектором истинной скорости и курса встречного судна;
9. перпендикуляр, проведенный из центра планшета к ЛОД определяет Дкр (в нашем случае Дкр = 1,7 мили). Величину tкр находим, откладывая по ЛОД отрезки, равные V0 до Дкр (здесь, примерно, укладывается 1,5 V0, т.е. tкр = 1,5 х 6 мин = 9 мин);
10.принимается решение по выбору маневра расхождения.

Маневренный планшет треугольник скоростей Построение треугольника скоростей

Маневр расхождения курсом

1. Необходимо на ЛОД нанести упреждающую точку У положения цели в момент начала нашего маневра. Обычно это 3-х минутный интервал (расстояние А1 – А2).
2. Из этой точки У проводим касательную к окружности, величина которой соответствует заданной дистанции расхождения (здесь 3 мили).
3. Полученную прямую ожидаемой линии относительного движения ОЛОД переносим параллельно самой себе в точку А3.
4. Вектор нашего судна Vн при помощи циркуля разворачиваем до тех пор, пока он не пересечется с ОЛОД.
5. Полученный вектор Vн2 переносим в центр планшета и определяем новый курс нашего судна, который необходим для расхождения с целью на расстоянии в 3 мили.

Маневренный планшет треугольник скоростей Расчет маневра курсом

Маневр расхождения скоростью

1. Необходимо на ЛОД нанести упреждающую точку У – положение цели в момент начала нашего маневра. Обычно это 3-х минутный интервал (расстояние А1 – А2).
2. Из точки У проводим касательную к окружности, величина которой соответствует заданной дистанции расхождения (здесь 3 мили).
3. Полученную прямую ожидаемой линии относительного движения ОЛОД переносим параллельно самой себе в точку А3.
4. ОЛОД «отсекает» часть вектора нашего судна. Отрезок от начала вектора до точки пересечения с ОЛОД откладываем на векторе в
центре планшета. Это и есть новая скорость нашего судна, необходимая для расхождения на заданной дистанции.
5. Снижение скорости необходимо начинать заранее – до наступления момента У, с тем, чтобы в этот момент судно уже имело новую скорость.

Маневренный планшет треугольник скоростей Маневр расхождения скоростью

Маневр расхождения скоростью применим для судов водоизмещением до 20000 тонн. В любом случае, при выполнении маневра расхождения необходимо учитывать маневренные характеристики судна.

При выборе маневра расхождения с опасной целью, когда на экране наблюдаются эхо-сигналы других судов, необходимо учитывать те из них, ситуация сближения с которыми может ухудшиться в результате выбранного маневра. Такие опасные суда определяются глазомерно по направлению разворота ЛОД при предполагаемом маневре. Особенность радиолокационной прокладки в этом случае заключается в необходимости одновременного ее ведения для всех потенциально опасных судов. Как правило, на планшет наносится полный анализ ситуации до момента окончания маневра и возвращения к исходным параметрам движения вашего судна.

🌟 Видео

Часть 2. Построение треугольника скоростей Определение элементов движения целиСкачать

Часть 2. Построение треугольника скоростей  Определение элементов движения  цели

Учимся решать задачи на ситуационном и маневренный планшете, закономерности относительного движенияСкачать

Учимся решать задачи на ситуационном и маневренный планшете, закономерности относительного движения

Маневренный планшет | ИнструкцияСкачать

Маневренный планшет | Инструкция

РЛС, л.р.1, Маневренный планшет, расхождение, Relative motion, radar ARPA, COLREGs, обязанности ВПКМСкачать

РЛС, л.р.1, Маневренный планшет, расхождение, Relative motion, radar ARPA, COLREGs, обязанности ВПКМ

РЛС л.р. 5.1, ARPA, расхождение двумя судами изменением курса, Relative motion, маневренный планшетСкачать

РЛС л.р. 5.1, ARPA, расхождение двумя судами изменением курса, Relative motion, маневренный планшет

РАДИОЛОКАЦИОННАЯ ПРОКЛАДКА - МАНЕВРЕННЫЙ ПЛАНШЕТ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)Скачать

РАДИОЛОКАЦИОННАЯ ПРОКЛАДКА - МАНЕВРЕННЫЙ ПЛАНШЕТ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)

Учимся решать задачу, с изменением скорости на маневренном планшете, расхождение с одним судномСкачать

Учимся решать задачу, с изменением скорости на маневренном планшете, расхождение с одним судном

Расходимся по планшету Сдаем ГОССкачать

Расходимся по планшету  Сдаем ГОС

Маневренный планшет - 4 цели сдача ГОС САРП РЛССкачать

Маневренный планшет - 4 цели сдача ГОС САРП РЛС
Поделиться или сохранить к себе: