Как строить треугольник скоростей компрессора

Треугольники скоростей осевых компрессоров

В соответствии с основным уравнением турбомашин (уравнением Леонарда Эйлера) работа, переданная лопатками рабочего колеса единице протекающей массы, определяется выражением

Как строить треугольник скоростей компрессора

или для осевых машин с движением по цилиндрическим поверхностям тока, когда Как строить треугольник скоростей компрессора, как

Как строить треугольник скоростей компрессора.

Таким образом, энергообмен в рабочем колесе определяется кинематикой потока, а именно величиной окружной скорости решетки и изменением окружной составляющей абсолютной скорости потока от входа в колесо до выхода из него. Поэтому ясное представление о форме движения в рабочем колесе чрезвычайно важно для понимания основных особенностей работы турбомашин, в частности компрессоров.

Форма течения в области рабочего колеса определяется скоростями абсолютного движения (обозначаемыми в дальнейшем с), построенными в неподвижной системе координат (системе, связанной с корпусом машины), переносного движения (u) — движения лопаток рабочего колеса и относительного движения (w), то есть движения среды относительно движущихся с окружной скоростью лопаток рабочего колеса. Скорость относительного движения — это скорость среды в системе координат, связанной с вращающимися лопатками рабочего колеса.

Основной связью, определяющей соотношения между абсолютными, переносными и относительными скоростями, является условие сложения векторов Как строить треугольник скоростей компрессора, утверждающее, что вектор абсолютной скорости является суммой векторов скоростей переносной и относительной. Графическое изображение условия называется треугольником скоростей, который может быть построен как для входа в рабочее колесо, то есть для течения перед рабочим колесом, так и для выхода из рабочего колеса.

Совмещенные треугольники скоростей для входа и выхода называются иногда планами скоростей, они характеризуют кинематику потока в рабочем колесе, в конечном счете определяющую и величину переданной работы.

В современной практике проектирования и расчета турбомашин в основном используются два метода совмещения треугольников при построении планов скоростей. В компрессоро- и турбостроении план скоростей обычно строится при совмещении началам векторов абсолютных и относительных скоростей для треугольников входа и выхода (рис. 1).

Как строить треугольник скоростей компрессора Как строить треугольник скоростей компрессораКак строить треугольник скоростей компрессора

Рис.1. Треугольники скоростей при совмещении начала их векторов

В вентиляторостроении при анализе режимов работы осевых ступеней с течением по цилиндрическим поверхностям тока (когда Как строить треугольник скоростей компрессора) планы скоростей строят совмещением векторов окружных скоростей (рис.2).

Очевидно, оба момента построения планов скоростей допустимы и поэтому необходимо всегда уметь перейти от одной формы плана скоростей к другой.

Вполне естественно, что треугольники скоростей, т.е. план скоростей, отражающих картину течения, определяются как неподвижными, так и подвижными лопатками и, прежде всего, их геометрической формой.

Как строить треугольник скоростей компрессора

Рис. 2 Треугольники скоростей при совмещении векторов окружных скоростей

Действительно, проследим, за потоком от входа в ступень осевого компрессора до выхода из него. Предположим, что перед решеткой входного направляющего аппарата среда движется в осевом направлении, то есть вдоль оси машины. Решетка направляющего аппарата в этом случае разместится поперек движущегося потока. Если мы будем рассматривать течение на какой-либо цилиндрической поверхности, соосной с осью ступени, то, развернув такую поверхность на плоскость, получим картину, изображенную на рис. 3.

Как строить треугольник скоростей компрессораКак строить треугольник скоростей компрессора

Рис. 3 Схема входа потока в направляющий аппарат

Рис.4. Схема обеспечения заданного

направления потока на выходе из решетки пластин

Так как направление векторов с0 определяется особенностями течения где-то впереди рассматриваемой ступени и является заданным, то конструктор, проектируя ступень и стремясь уменьшить потери при обтекании лопаток, очевидно, должен придать входным элементам лопаток неподвижной решетки направление, примерно соответствующее вектору абсолютной скорости с0, набегающего на лопатки потока.

Входной направляющий аппарат (ВНА) ставится для придания вполне определенного направления потоку перед рабочим колесом, выбираемого при проектировании наиболее выгодной для заданных условий ступени. Если направление скорости перед рабочим колесом задано вектором с1,то очевидно, что это направление должны придать потоку лопатки входного направляющего аппарата. Вполне естественно, что в первом приближении направление потока на выходе из решетки определится направлением выходных кромок лопаток, что становится совершенно очевидным при предельном переходе к решетке из бесконечно тонких пластин, очень близко расположенных друг к другу (рис. 4).

В реальных решетках действительное направление скорости отличается от направления выходных кромок лопаток втем большей степени, чем больше расстояние между лопатками. На направление скорости выхода влияют и другие геометрические характеристики решетки, а также режимы обтекания (числа М и Re, углы набегания потока на лопатки и т.д.).

Как строить треугольник скоростей компрессора

Рис. 5. Треугольники на входе и выходе рабочего колеса осевого компрессора

Если перед рабочим колесом течение определяется вектором с1 (скоростью выхода среды из входного направляющего аппарата), то на перемещающиеся лопатки рабочего колеса поток набегает со скоростью Как строить треугольник скоростей компрессораи, следовательно, треугольник скоростей перед лопатками рабочего колеса имеет вид, изображенный на рис. 5а.

Профилируя лопатки рабочего колеса, конструктор, стремясь уменьшить потери при набегании потока на лопатки, придает их входным кромкам направление, совпадающее с направлением набегающего потока, то есть с направлением скорости w1.

Выбрав кривизну лопаток (то есть форму и направление выходных кромок), конструктор определяет и направление относительной скорости на выходе из рабочего колеса, а следовательно, и форму треугольника скоростей на выходе из рабочего колеса (рис. 5б). Совмещение треугольников скоростей рабочего колеса даёт совмещенный план скоростей при неравенстве расходных составляющих скоростей с1z Как строить треугольник скоростей компрессорас2zперед и за рабочим колесом. При равенстве расходных составляющих скоростей с1z = с2z построение треугольников скоростей упрощается (рис.7).

Видео:Как рисовать треугольники скоростей на экзамене. Паровые турбиныСкачать

Как рисовать треугольники скоростей на экзамене. Паровые турбины

Содержание (стр. 9 )

Как строить треугольник скоростей компрессораИз за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Как строить треугольник скоростей компрессора

3.12.3. Треугольники или планы скоростей ступени осевого компрессора.

Если рассечь ступень осевого компрессора цилиндрической поверхностью радиуса Как строить треугольник скоростей компрессора, разрезать по образующей эту поверхность и развернуть её на плоскость, то получим изображение профилей лопаток рабочего колеса и направляющего аппарата (рис.3.17).

Как строить треугольник скоростей компрессора

Рис.3.17. Изображение профилей лопаток рабочего колеса и

направляющего аппарата ступени осевого компрессора и треугольники

(планы) скоростей на входе и выходе из рабочего колеса

Для того чтобы объяснить такое расположение профилей лопаток РК и НА, рассмотрим течение воздуха в рабочем колесе и в направляющем аппарате.

Воздух, проходя через лопатки РК, участвует в двух движениях. Первое из них называют относительным и обозначают Как строить треугольник скоростей компрессора(со скоростью относительно поверхности лопаток) и Как строить треугольник скоростей компрессора(углом направления относительной скорости).

Соответственно, Как строить треугольник скоростей компрессора— относительная скорость и угол направления этой скорости на входе в рабочее колесо (скорость и угол на входе в межлопаточный канал рабочих лопаток), Как строить треугольник скоростей компрессора— относительная скорость и угол направления этой скорости на выходе из межлопаточных каналов рабочего колеса.

Второе направление называют переносным или окружным. Оно характеризуется переносной (окружной) скоростью Как строить треугольник скоростей компрессоравращения межлопаточных каналов рабочего колеса относительно его оси вращения.

Как строить треугольник скоростей компрессораВекторную сумму Как строить треугольник скоростей компрессораназывают треугольниками или планами скоростей ступени (или на входе и выходе из рабочего колеса). Объединение треугольников скоростей в один полюс позволяет получить их сравнительное положение (рис.3.18).

Как строить треугольник скоростей компрессора

Рис.3.18. Треугольники скоростей ступени осевого компрессора

В теории лопаточных машин треугольники имеют большое значение, так как с их помощью осуществляется решение следующих задач:

1. Производится ориентирование профилей лопаток РК и НА. Входная кромка рабочих лопаток ориентируется на угол Как строить треугольник скоростей компрессора, выходная кромка – на угол Как строить треугольник скоростей компрессора.

Входная кромка направляющих лопаток ориентируется на угол Как строить треугольник скоростей компрессора, выходная кромка – на угол Как строить треугольник скоростей компрессора.

2. По величине числа Маха Как строить треугольник скоростей компрессораили Как строить треугольник скоростей компрессорапроизводится оценка режима течения потока в межлопаточных каналах рабочей и направляющей решетках и тип ступени (дозвуковая, трансзвуковая, сверхзвуковая).

3. Если смотреть навстречу вектору Как строить треугольник скоростей компрессора(абсолютная скорость на входе в РК), то направление окружной скорости Как строить треугольник скоростей компрессорапоказывает на «левое» вращение ротора двигателя (против часовой стрелки) или на «правое» вращение ротора (по часовой стрелке). Тем самым данные треугольники скоростей по

направлению вращения должны быть однотипными для всех ступеней компрессора или турбины.

4. В соответствии с теоремой Л. Эйлера о моменте количества движения находится работа на окружности, передаваемая от рабочих лопаток потоку воздуха в ступени: Как строить треугольник скоростей компрессорагде Как строить треугольник скоростей компрессора— «закрутка» потока в рабочем колесе.

Если принять Как строить треугольник скоростей компрессора(эффективная работа на валу рабочего колеса), то можно с помощью планов скоростей оценить напорность (степень повышения давления воздуха Как строить треугольник скоростей компрессора) ступени на данном радиусе, так как:

Как строить треугольник скоростей компрессорагде Как строить треугольник скоростей компрессораадиабатический КПД ступени.

5. Производится оценка нагруженности рабочего колеса по величине степени реактивности. Под степенью реактивности ступени понимается отношение адиабатной работы сжатия в РК Как строить треугольник скоростей компрессорако всей адиабатной работе ступени Как строить треугольник скоростей компрессора: Как строить треугольник скоростей компрессора

где Как строить треугольник скоростей компрессора— проекция скорости Как строить треугольник скоростей компрессорана окружное направление.

6. Находится угол поворота потока в РК и НА:

Как строить треугольник скоростей компрессора

7. Определяется потребная густота рабочих лопаток (отношение хорды профиля Как строить треугольник скоростей компрессорак шагу Как строить треугольник скоростей компрессора): Как строить треугольник скоростей компрессора

8. Находится угол установки профилей рабочих лопаток (угол направления среднегеометрической относительной скорости Как строить треугольник скоростей компрессора— медиана между скоростями Как строить треугольник скоростей компрессораи Как строить треугольник скоростей компрессора): Как строить треугольник скоростей компрессора

или направляющих лопаток (угол направления среднегеометрической абсолютной скорости Как строить треугольник скоростей компрессора— медиана между скоростями Как строить треугольник скоростей компрессораи Как строить треугольник скоростей компрессора):

Как строить треугольник скоростей компрессора

Построение треугольников скоростей осуществляется на 3 – 5 сечениях по высоте рабочих лопаток в соответствии с принятым законом профилирования. Для ступеней компрессора используют следующие законы профилирования лопаток:

а) постоянной циркуляции (для «коротких» лопаток, имеющих относительный диаметр втулки Как строить треугольник скоростей компрессора)

Как строить треугольник скоростей компрессора

б) постоянной реактивности (для «длинных» лопаток, имеющих Как строить треугольник скоростей компрессора)

Как строить треугольник скоростей компрессора

В этих формулах индекс «ср» соответствует значению параметра на среднем диаметре (или на среднем радиусе) проточной части ступени. Как строить треугольник скоростей компрессорапроекции абсолютных скоростей на осевое направление.

3.12.4. Изображение рабочего процесса ступени осевого компрессора

в Как строить треугольник скоростей компрессораи Как строить треугольник скоростей компрессоракоординатах.

Для иллюстрации рабочего процесса ступени компрессора используют его изображение в Как строить треугольник скоростей компрессораи Как строить треугольник скоростей компрессоракоординатах (рис.3.19 ).

На пересечениях с изобарами Как строить треугольник скоростей компрессораи Как строить треугольник скоростей компрессорас кривой адиабаты получаем точки «2ад» и «3ад». В диаграмме Как строить треугольник скоростей компрессорауравнение адиабатного процесса представляется вертикальной линией (изменение энтропии равно нулю).

Для построения точек, соответствующих на диаграммах Как строить треугольник скоростей компрессораи Как строить треугольник скоростей компрессора

параметрам заторможенного потока, принимаем адиабатный процесс

торможения в каждом сечении проточной части ступени.

Как строить треугольник скоростей компрессора

Рис.3.19. Изображение рабочего процесса ступени компрессора в Как строить треугольник скоростей компрессора

и Как строить треугольник скоростей компрессоракоординатах

Поскольку рабочее тело – поток воздуха в ступени компрессора представляет собой открытую термодинамическую систему, то в Как строить треугольник скоростей компрессорадиаграмме площади фигур под кривыми процессов в РК и НА относительно оси давлений характеризуют соответствующие работы сжатия; в Как строить треугольник скоростей компрессора— диаграмме площади под кривыми тех же процессов относительно оси энтропий указывают на количество теплоты, передаваемое рабочему телу от внешней среды (при обтекании лопаток воздухом возникает трение, на преодоление которого тратится механическая работа, численно равная теплоте, подводимой к воздуху из-за трения).

Например, площадь Как строить треугольник скоростей компрессорана рис.3.19 соответствует адиабатной работе сжатия в РК и определяется формулой:

Как строить треугольник скоростей компрессорагде Как строить треугольник скоростей компрессорастепень повышения давления воздуха в рабочем колесе.

Аналогично, площадь Как строить треугольник скоростей компрессорана рис.3.19 соответствует адиабатной работе сжатия в НА и определяется формулой:

Как строить треугольник скоростей компрессорагде Как строить треугольник скоростей компрессорастепень повышения давления воздуха в направляющем аппарате.

Аналогично, площадь Как строить треугольник скоростей компрессора, равная сумме площадей Как строить треугольник скоростей компрессораи Как строить треугольник скоростей компрессора, представляет собой адиабатную работу всей ступени и находится по формуле:

Как строить треугольник скоростей компрессорагде Как строить треугольник скоростей компрессорастепень повышения давления воздуха в ступени.

Площадь под кривой действительного (политропного) процесса сжатия в Как строить треугольник скоростей компрессорадиаграмме относительно оси давлений Как строить треугольник скоростей компрессорасоответствует политропной работе сжатия в РК и рассчитывается по формуле:

Как строить треугольник скоростей компрессора

где Как строить треугольник скоростей компрессорапоказатель политропы сжатия Как строить треугольник скоростей компрессора.

Аналогично, площадь Как строить треугольник скоростей компрессорасоответствует политропной работе сжатия в ступени и находится по формуле:

Как строить треугольник скоростей компрессора

Разность политропной и адиабатной работ называют «термическим» сопротивлением в Как строить треугольник скоростей компрессорадиаграмме: Как строить треугольник скоростей компрессора,

а отношение адиабатной и политропной работ называют политропическим КПД ступени: Как строить треугольник скоростей компрессора

В Как строить треугольник скоростей компрессорадиаграмме площадь под кривой действительного процесса сжатия представляет собой количество теплоты, подведенное к воздуху в ступени из-за трения и находится по формуле:

Как строить треугольник скоростей компрессора

Для оценки эффективности ступеней осевого компрессора используется Как строить треугольник скоростей компрессора. Для первых ступеней многоступенчатого компрессора Как строить треугольник скоростей компрессора=0.88…0.9, для средних Как строить треугольник скоростей компрессора=0.91…0.915, для последних ступеней Как строить треугольник скоростей компрессора=0.89…0.9. Такое изменение КПД по ступеням компрессора объясняется тем, что в первых ступенях температура воздуха низкая и возможны сверхзвуковые скорости обтекания лопаток и возникают при торможении этих потоков волновые потери (в скачках уплотнения), а в последних ступенях из-за сравнительно малой высоты лопаток возрастает отрицательная роль радиального зазора (через который происходит перетекание воздуха от выхода к входу в ступень).

3.12.5. Течение воздуха в межлопаточных каналах РК и НА.

Рассмотрим обтекание профиля лопатки рабочего колеса и направляющего аппарата (рис.3.20). Для этого построим среднегеометрическую скорость Как строить треугольник скоростей компрессораи угол её направления Как строить треугольник скоростей компрессора.

Профиль имеет две поверхности с разной кривизной. Выпуклая поверхность профиля называется «спинкой», а вогнутая – «корыто» профиля.

При обтекании спинки профиля скорость оказывается больше, чем при обтекании корыта, а давление на спинке меньше, чем на корыте профиля. Из-за разности давлений на спинке и корыте неподвижного профиля (НА) возникает аэродинамическая сила Как строить треугольник скоростей компрессора, составляющая которой Как строить треугольник скоростей компрессораназывается

Как строить треугольник скоростей компрессора

Рис.3.20. План сил, возникающих при обтекании профиля РК и НА

подъёмной силой и перпендикулярна среднегеометрической скорости Как строить треугольник скоростей компрессора, а составляющая Как строить треугольник скоростей компрессорасилой лобового сопротивления и параллельной скорости Как строить треугольник скоростей компрессора. Если же профиль подвижный (РК), то он действует на поток с силой Как строить треугольник скоростей компрессора, а её составляющие Как строить треугольник скоростей компрессораокружная сила и Как строить треугольник скоростей компрессораосевая сила.

Под действием силы Как строить треугольник скоростей компрессорапрофиль вращается, крутящий момент равен Как строить треугольник скоростей компрессора, а под действием силы Как строить треугольник скоростей компрессорапоток воздуха перемещается из области пониженного давления в область повышенного давления.

Из аэромеханики известно, что подъемная сила Ру и сила лобового сопротивления Рх находятся по формулам:

Как строить треугольник скоростей компрессора

где Как строить треугольник скоростей компрессора— хорда профиля; су, сх – коэффициенты подъемной силы и силы лобового сопротивления; Как строить треугольник скоростей компрессора— плотность воздуха.

Для определения составляющих Как строить треугольник скоростей компрессораи Как строить треугольник скоростей компрессораиспользуем теорему Эйлера о количестве движения для входа и выхода контрольной поверхности,

проведенной вокруг профиля на расстоянии шага решетки:

Как строить треугольник скоростей компрессора

Используя план сил, можно определить:

Как строить треугольник скоростей компрессора

Если крутящий момент Как строить треугольник скоростей компрессораумножить на угловую скорость вращения колеса Как строить треугольник скоростей компрессора, то получим мощность, развиваемую профилем на данном радиусе Как строить треугольник скоростей компрессора. Поделив эту мощность на расход воздуха в межлопаточном канале т, получим работу на окружности колеса Как строить треугольник скоростей компрессора.

Таким образом, изменение геометрии профиля (например, уменьшение хорды вследствие износа или забоин на входной или выходной кромках) может привести к уменьшению окружной работы (снижению напорности ступени компрессора) и производительности ступени (снижению расхода воздуха).

3.12.6. Основные параметры ступени компрессора.

а) геометрические (рис.3.21)

1. Наружный Как строить треугольник скоростей компрессора, внутренний Как строить треугольник скоростей компрессора, средний Как строить треугольник скоростей компрессорадиаметры и высота рабочей лопатки Как строить треугольник скоростей компрессора

2. Относительный диаметр втулки Как строить треугольник скоростей компрессора. В первых ступенях компрессора Как строить треугольник скоростей компрессора, в последних ступенях Как строить треугольник скоростей компрессора

3. Удлинение лопаток Как строить треугольник скоростей компрессорав первых ступенях 3.5…4.5, в последних 1.5…2.5.

4. Величина радиального зазора между рабочими лопатками и корпусом Как строить треугольник скоростей компрессора.

5. Величина осевого зазора между рабочим колесом и направляющим аппаратом Как строить треугольник скоростей компрессора. В некоторых случаях для снижения уровня

шума принимают увеличенный осевой зазор Как строить треугольник скоростей компрессора

Как строить треугольник скоростей компрессора

Рис.3.21. Основные геометрические параметры ступени осевого

Как строить треугольник скоростей компрессоранаружный диаметр; Как строить треугольник скоростей компрессоравнутренний диаметр; Как строить треугольник скоростей компрессорасредний

диаметр; Как строить треугольник скоростей компрессоравысота рабочей лопатки; Как строить треугольник скоростей компрессоравысота направляющей

лопатки; Как строить треугольник скоростей компрессораширина рабочей лопатки; Как строить треугольник скоростей компрессораширина

направляющей лопатки; Как строить треугольник скоростей компрессораосевой зазор; Как строить треугольник скоростей компрессорарадиальный зазор

1. Степень повышения давления воздуха в первых ступенях Как строить треугольник скоростей компрессора=1.2…1.25, в средних ступенях Как строить треугольник скоростей компрессора=1.35…1.45, в последних ступенях Как строить треугольник скоростей компрессора=1.25…1.35.

2. Осевая составляющая абсолютной скорости Как строить треугольник скоростей компрессора. В первых ступенях Как строить треугольник скоростей компрессора=160…220 м/с, в последних ступенях Как строить треугольник скоростей компрессора=100…120 м/с.

3. Окружная скорость вращения на периферии лопаток ик=300…500 м/с.

1. Коэффициент расхода Как строить треугольник скоростей компрессора. От величины этого параметра зависит угол направления относительной скорости Как строить треугольник скоростей компрессорана входе в рабочее колесо.

2. Коэффициент нагрузки Как строить треугольник скоростей компрессора

3. Степень реактивности Как строить треугольник скоростей компрессора

4. Коэффициент затраченного напора Как строить треугольник скоростей компрессора

5. Коэффициент адиабатического напора Как строить треугольник скоростей компрессора

3.13. Схема и принцип действия камеры сгорания авиационного ГТД.

3.13.1. Основные типы камер сгорания и их технико-экономические показатели.

Камерой сгорания ГТД называют устройство, в котором в результа­те сгорания топлива осуществляется повышение температуры поступающе­го в него воздуха. Различают основные камеры сгорания (расположенные перед турбиной) и форсажные камеры сгорания (расположенные перед ре­активным соплом ГТД).

Основные камеры сгорания авиационных ГТД выполняются трех типов; трубчатые, трубчато-кольцевые и кольцевые (рис.3.22).

Основными преимуществами трубчатых (или индивидуальных) камер сгорания (на двигателе их устанавливается 7-11 штук) являются:

— относительная легкость экспериментальной доводки при конструировании; малые размеры; простота замены при повреждении.

Недостатками трубчатых камер сгорания, приведшими к их постепенному вытеснению, являются:

— необходимость для обеспечения жесткости иметь силовые элементы, соединяющие корпуса компрессора и турбины между собой;

— значительное неравномерное поле температур газа перед турбиной в окружном направлении.

Преимуществами кольцевых камер сгорания являются:

— компактность; малая масса; меньшие гидравлические потери; возможность получения лучшей окружной неравномерности поля температур; лучшие характеристики запуска (пламя быстро распространяется по всему объему); лучшие условия для обеспечения устойчивости процесса горения.

К недостаткам кольцевых камер сгорания относят:

— трудность осмотра и замены в эксплуатации; сложность производства и ремонта; малая жесткость жаровой трубы (имеется возможность коробления).

Преимущества и недостатки трубчато-кольцевых камер сгорания занимают промежуточное положение между трубчатыми и кольцевыми камерами сгорания.

Для оценки рабочего процесса в камерах сгорания ГТД применяют следующие показатели:

Как строить треугольник скоростей компрессора

Рис.3.22. Схема трубчатой (индивидуальной) (а), трубчато-кольцевой (б)

и кольцевой (в) камеры сгорания авиационного газотурбинного двигателя:

I — наружная оболочка камеры сгорания; 2 — жаровая труба; 3 — внутренняя

оболочка камеры сгорания

1. Коэффициент полноты сгорания топлива Как строить треугольник скоростей компрессора, определяемый
отношением количества теплоты Как строить треугольник скоростей компрессора, подведенного к потоку воздуха, к располагаемой энергии топлива Как строить треугольник скоростей компрессора: Как строить треугольник скоростей компрессора.

Величина Как строить треугольник скоростей компрессорарассчитывается из уравнения энергии для камеры сгорания

Как строить треугольник скоростей компрессорагде Как строить треугольник скоростей компрессораусловная теплоёмкость процесса подвода тепла в потоку воздуха в камере сгорания.

Располагаемая энергия топлива Как строить треугольник скоростей компрессоранаходится по формуле:

Как строить треугольник скоростей компрессорагде Как строить треугольник скоростей компрессораотношение расхода топлива Как строить треугольник скоростей компрессора(кг/с) к расходу воздуха в камере сгорания Как строить треугольник скоростей компрессора; Как строить треугольник скоростей компрессоратеплотворная способность топлива. Для авиационного керосина марки ТС-1 Как строить треугольник скоростей компрессора, для природного

газа, состоящего в основном из метана Как строить треугольник скоростей компрессора(95…98 %) Как строить треугольник скоростей компрессора, для газообразного водорода Как строить треугольник скоростей компрессора

2. Коэффициент восстановления полного давления Как строить треугольник скоростей компрессора, определяемый отношением давления заторможенного потока газа на выходе из камеры Как строить треугольник скоростей компрессора,

к полному давлению воздуха за компрессором Как строить треугольник скоростей компрессора: Как строить треугольник скоростей компрессора
3. Теплонапряженность камеры сгорания Как строить треугольник скоростей компрессора, определяемая от­ношением количества теплоты, выделившейся в течение одного часа в одном кубическом метре объема камеры V кс, к давлению воздуха на входе в неё Как строить треугольник скоростей компрессора: Как строить треугольник скоростей компрессора

4. Максимальная неравномерность поля температур газа Как строить треугольник скоростей компрессора,
определяемая отношением разности наибольшей температуры газа

Как строить треугольник скоростей компрессораи средней температуры Как строить треугольник скоростей компрессора, к разности Как строить треугольник скоростей компрессораи темпе­ратуры воздуха за компрессором Как строить треугольник скоростей компрессора: Как строить треугольник скоростей компрессора

5. Контрольный параметр выбросов (эмиссии) загрязняющих веществ Как строить треугольник скоростей компрессора, представляющий собой отношение массы загрязняющего вещества Как строить треугольник скоростей компрессора­ (окиси углерода СО, несгоревших углеводородов НС, окислов азота Как строить треугольник скоростей компрессораи др. в граммах) к взлетной тяге двигателя Как строить треугольник скоростей компрессорав ньютонах.

Величина Как строить треугольник скоростей компрессораопределяет назначение камеры сгорания. Чем больше Как строить треугольник скоростей компрессора, тем лучше используется энергия сгорания топлива Как строить треугольник скоростей компрессорадля повышения температуры воздуха, поступающего в камеру.

Величина Как строить треугольник скоростей компрессорахарактеризует гидравлическое совершенство каме­ры сгорания. Уровень Как строить треугольник скоростей компрессоразависит от состояния поверхности, обтека­емой потоком воздуха, а также от температуры газа Как строить треугольник скоростей компрессора. Чем больше Как строить треугольник скоростей компрессора, тем меньше Как строить треугольник скоростей компрессора. Для кольцевых камер сгорания Как строить треугольник скоростей компрессоранесколь­ко больше, чем для индивидуальных.

Величина Как строить треугольник скоростей компрессорапредставляет собой оценку компактности и массы камеры сгорания. Чем больше Как строить треугольник скоростей компрессора, тем меньше масса камеры.

Уровень Как строить треугольник скоростей компрессораоказывает значительное влияние на ресурс работы турбины. Чем меньше Как строить треугольник скоростей компрессора, тем больше ресурс турбины.

Величина контрольного параметра эмиссии Как строить треугольник скоростей компрессорапредставля­ет собой степень вредного влияния авиационного ГТД на окружающую среду. Чем меньше Как строить треугольник скоростей компрессора, тем лучше среда обитания человека.

3.13.2. Организация рабочего процесса в основной камере сгорания ГТД.

Проблема устойчивого факела горения топлива в потоке воздуха при достаточно высоких скоростях течения была с успехом разрешена благодаря изобретению советского инженера , который ещё в 1924 году предложил использовать в конструкции камер сгорания принцип разделения потоков воздуха. Принципиальная схема такой камеры сгорания показана на рис.3.23.

Как строить треугольник скоростей компрессора

Рис.3.23. Принципиальная схема камеры сгорания и изменение

температуры и скорости потока по её тракту:

I — наружная оболочка камеры; 2 — жаровая труба; 3 — фронто­вое

устройство (завихритель); 4 — трубопровод к топливной форсунке;

5 — внутренняя оболочка камеры; 6 — пламя;

Как строить треугольник скоростей компрессорадиаметр трубы; I, 2, 3, 4, 5 — зоны торможения, подготовки топливо-

воздушной смеси, горения, смешения и ускорения потока газа;

Как строить треугольник скоростей компрессорапервичный расход воздуха; Как строить треугольник скоростей компрессорарасход вторичного воздуха;

Как строить треугольник скоростей компрессорарасход воздуха на входе в камеру

Организацию рабочего процесса в данной камере сгорания можно приближенно разбить на пять зон.

В первой зоне осуществляется торможение воздушного потока, поступающего из компрессора со скоростью 100. 120 м/с, до скорости 60. 80 м/с. Форма канала в этой зоне представляет собой кольцевой диффузор, угол раскрытия которого составляет не более 8. 10°. В конце данной зоны воздушный поток делится на две части.

Первая часть — первичный воздух Как строить треугольник скоростей компрессора(примерно 5% от общего расхода Как строить треугольник скоростей компрессора) поступает во фронтовое устройство (завихритель) жаровой трубы.

Вторая часть — вторичный воздух Как строить треугольник скоростей компрессора(85. 95 %) поступает в пространство между жаровой трубой и наружным и внутренним корпусами.

Видео:Построение Планов скоростей компрессораСкачать

Построение Планов скоростей компрессора

Теория газотурбинных двигателей

Как строить треугольник скоростей компрессора

Книга может оказаться полезной при изучении принципа работы, конструкции и эксплуатации газотурбинных авиационных двигателей.

Оглавление

  • Входные устройства
  • Компрессор

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория газотурбинных двигателей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Теория ступени компрессора ГТД

Компрессор газотурбинного двигателя служит для повышения давления воздуха перед подачей его в камеру сгорания.

Применение компрессора в ГТД позволяет получить нужный расход воздуха, обеспечить желаемое значение КПД, получить высокую тягу (мощность) при небольших габаритных размерах и массе двигателя.

Компрессор ГТД должен удовлетворять следующим требованиям:

а) сжатие воздуха должно происходить при возможно большем КПД;

б) обеспечивается устойчивая работа двигателя во всем диапазоне эксплуатационных режимов;

в) подвод воздуха в камеру сгорания производится без пульсаций давления, расхода и скорости потока;

г) обеспечение наименьшего веса и габаритов двигателя;

д) обеспечивается высокую надежность авиадвигателя.

Основными типами компрессоров авиационных ГТД являются многоступенчатые осевые [1] или осецентробежные компрессоры.

Процесс сжатия воздуха в многоступенчатом компрессоре ГТД состоит из ряда последовательно протекающих процессов сжатия воздуха в отдельных его ступенях.

В современных газотурбинных двигателях наиболее часто используются осевые компрессоры, как наиболее полно отвечающие предъявляемым требованиям. В осевых компрессорах авиадвигателя по сравнению с другими типами компрессоров возможны высокие значения степени повышения давления воздуха и большие расходы воздуха при высоких КПД и сравнительно малых габаритных размерах и массе.

Осевой компрессор ГТД имеет несколько рядов лопаток, насаженных на один общий вращающийся барабан или на ряд соединенных между собой дисков, которые образуют ротор компрессора.

Один ряд лопаток ротора называется рабочим колесом.

Другой основной частью компрессора является статор, состоящий из нескольких рядов лопаток (направляющих аппаратов), закрепленных в корпусе. Назначением лопаток статора является:

а) направление проходящего через них воздушного потока под необходимым углом на рабочие лопатки расположенного за ними рабочего колеса;

б) спрямление потока, закрученного лопатками впереди находящегося рабочего колеса, с одновременным преобразованием части кинетической энергии закрученного потока в работу по повышению давления воздуха.

Сочетание одного рабочего колеса и одного стоящего за ним направляющего аппарата называется ступенью компрессора.

Перед первым рабочим колесом компрессора может быть установлен входной направляющий аппарат.

При вращении рабочего колеса за счет внешней энергии повышается скорость потока, при этом на входе рабочего колеса создается разрежение, обеспечивающее непрерывное поступление воздуха. Внешняя энергия, сообщенная лопатками рабочего колеса воздуху, движущемуся по расширяющимся (диффузорным) каналам, затрачивается на повышение давления воздуха, а также на увеличение его скорости.

Преобразование кинетической энергии воздушного потока, приобретенной в рабочем колесе, сопровождающееся повышением давления воздуха, происходит в направляющем аппарате, который, кроме того, обеспечивает потоку требуемое направление для входа в рабочее колесо следующей ступени компрессора.

Разрез лопаток ступени компрессора цилиндрической поверхностью образует решетку профилей рабочего колеса.

На входе в рабочее колесо скорость воздуха может быть направлена не параллельно оси колеса, а под некоторым углом к ней вследствие неполного спрямления потока направляющим аппаратом предыдущей ступени компрессора или установки перед рабочим колесом входного направляющего аппарата. Вращению рабочего колеса соответствует перемещение решетки с окружной скоростью «u». Для определения скорости воздуха относительно рабочих лопаток «w» применим правило сложения векторов скоростей, согласно которому абсолютная скорость равна относительной и переносной. Переносной скоростью будет окружная скорость лопаток, следовательно, c = w + u.

Треугольник, составленный из векторов «c», «u» и «w», является треугольником скоростей на входе в рабочее колесо.

Лопатки рабочего колеса должны быть установлены таким образом, чтобы передние кромки их были направлены по направлению вектора «w» или под небольшим углом к нему. Кривизна профилей лопаток выбирается с таким расчетом, чтобы угол выхода потока из колеса был больше угла входа потока.

Направление потока за решеткой при безотрывном ее обтекании определяется в углом установки задней кромки лопатки.

Разворот потока воздуха в рабочем колесе компрессора приводит к возникновению на каждой лопатке аэродинамической силы «P» направленной от вогнутой к выпуклой поверхности профиля. Можно разложить силу «P» на две составляющие. Составляющую, направленную параллельно вектору окружной скорости, назовем окружной, а составляющую, направленную параллельно оси компрессора — осевой составляющей. Окружная составляющая направлена против движения лопаток колеса и противодействует их вращению. Для поддержания частоты вращения ротора к валу компрессора должен быть приложен крутящий момент. Работа, затрачиваемая на вращение колеса идет на увеличение энергии потока, прошедшего через колесо. Это проявляется в том, что обычно скорость потока за колесом оказывается больше скорости потока перед колесом, несмотря на одновременное увеличение давления.

Абсолютная скорость «с» на выходе из рабочего колеса определится построением треугольника скоростей. Вследствие поворота потока в колесе вектор абсолютной скорости на выходе из рабочего колеса оказывается отклоненным от вектора абсолютной скорости на входе в сторону вращения колеса.

Лопатки направляющего аппарата отклоняют поток в обратную сторону. Форма лопаток подбирается так, чтобы направление вектора абсолютной скорости за ступенью соответствовало направлению вектора абсолютной скорости на входе в рабочее колесо. При этом, увеличивается поперечное сечение струи, проходящей через канал между соседними лопатками. В результате скорость потока в направляющем аппарате падает, а давление увеличивается.

Независимо от скорости набегающего на лопатки воздуха и формы проточной части, течение потока через ступень может рассматриваться как течение через систему диффузорных каналов с уменьшением относительной скорости потока в рабочем колесе, уменьшением абсолютной скорости потока в направляющем аппарате и увеличением давления в обоих случаях.

Основными элементами центробежной компрессорной ступени являются рабочее колесо и диффузор, а характерными сечениями воздушного тракта — сечение перед рабочим колесом, сечение за рабочим колесом и сечение на выходе из диффузора. За диффузором могут быть установлены выходной канал или выходные патрубки, обеспечивающие поворот выходящего из диффузора потока в нужную сторону.

Рабочее колесо центробежного компрессора обычно представляет собой диск, на торцевой поверхности которого расположены рабочие лопатки.

В центробежной ступени можно получить значительно большее повышение давления воздуха, чем в осевой ступени, благодаря центробежным силам направленным по движению воздушного потока в рабочем колесе. Но в то же время (в отличие от осевой ступени) ее диаметр намного превышает диаметр рабочего колеса осевого компрессора.

Недостатки центробежной ступени могут быть в значительной степени смягчены в диагональной ступени. По своим параметрам она занимает промежуточное положение между осевой и центробежной ступенью компрессора. Сжатие воздуха в ее рабочем колесе происходит как вследствие уменьшения относительной скорости воздуха в межлопаточных каналах, так и в результате работы центробежных сил, совершаемой при перемещении воздушного потока в колесе от центра к периферии. Меньшее отклонение основного направления течения воздуха от осевого позволяет уменьшить диаметральные габаритные размеры ступени.

Степенью повышения давления ступени компрессора называется отношение давления за ступенью к давлению на входе в рабочее колесо.

В осевых ступенях степень повышения давления обычно невелика и равняется 1,2…1,35. В центробежных ступенях степень повышения давления может достигать 4—6 и более.

С целью увеличения общей степени повышения давления применяют многоступенчатые компрессоры, в каждой ступени которых осуществляется повышение давления воздуха.

Адиабатический КПД ступени компрессора представляет собой отношение адиабатической работы повышения давления воздуха в ступени к затраченной работе Адиабатический КПД ступени осевого компрессора обычно равен 0,83—0,87, что свидетельствует об их высоком аэродинамическом совершенстве. Центробежные ступени имеют несколько меньшее значение адиабатического КПД — 0,75—0,80.

Расход воздуха через компрессор пропорционален плотности воздуха, скорости потока и площади проходного сечения.

Окружная скорость воздушного потока является важнейшим конструктивным параметром ступени компрессора двигателя, она ограничивается прочностью лопаток и диска рабочего колеса и газодинамическими соображениями.

По уровню скорости набегающего на лопатки воздуха осевые ступени разделяются на дозвуковые, сверхзвуковые и трансзвуковые (околозвуковые), в которых окружная или осевая скорости изменяются по радиусу изменяются по радиусу от сверхзвуковой до дозвуковой.

В реальных ступенях компрессора между лопатками рабочего колеса и внутренней поверхностью статора всегда имеется конструктивный зазор [3]. При этом зазор на работающем двигателе отличается от монтажного зазора вследствие деформаций деталей ротора и статора под действием газовых сил и теплового расширения. Обычно у прогретого двигателя рабочие зазоры оказываются меньше монтажных.

Перетекание (утечка) воздуха через радиальные зазоры приводит к понижению давления на вогнутой стороне лопатки и к повышению давления на спинке, т. е. к уменьшению разности давлений на поверхностях профиля. Уменьшение перепада давлений приводит к снижению окружного усилия и, следовательно, к снижению работы, передаваемой воздуху в ступени.

На работу ступени оказывают влияние и осевые зазоры между ее неподвижными и вращающимися венцами. Осевые зазоры между лопатками рабочего колеса и направляющего аппарата составляют примерно 15—20% хорды лопаток и также снижают эффективность работы ступени.

Основные параметры многоступенчатого компрессора

В теории газотурбинных двигателей обычно используются следующие параметры многоступенчатого компрессора:

а) степень повышения давления (отношение полного давления воздуха за компрессором к полному давлению перед компрессором);

б) секундный расход воздуха через компрессор;

в) частота вращения pотоpа компрессора;

г) адиабатический КПД компрессора.

Степень повышения давления в компрессоре ГТД равна произведению степеней повышения давления его отдельных ступеней.

В компрессорах современных авиадвигателей степень повышения давления компрессора доходит до 30 и более. Такие высокие степени повышения давления применяют для улучшения экономичности двигателя.

Дело в том, что в газотурбинных двигателях 70% тепла, введенного с топливом в двигатель, теряется с уходящими газами. Эти потери обусловлены вторым законом термодинамики (в двигатель засасывается холодный воздух, а выходит горячий).

При увеличении степени повышения давления в компрессоре соответственно увеличивается и степень понижения давления на тракте расширения газа в двигателе (во сколько раз воздух сжимается — во столько же раз газы расширяются). А чем больше степень понижения давления, тем ниже (при заданной температуре газа перед турбиной) температура уходящих газов и, следовательно, тем меньше потери тепла с уходящими газами.

Иначе говоря, с увеличением степени повышения давления воздуха степень полезного использования введенного в двигатель тепла увеличивается.

Ступени компрессора работают в разных условиях: они имеют разные окружные и осевые скорости, их лопатки обтекаются потоком с разными скоростями и т. д. Поэтому адиабатические работы сжатия воздуха в различных ступенях одного и того же компрессора могут существенно отличаться друг от друга.

В первых и в меньшей степени в последних ступенях работа заметно снижена по сравнению с работой приходящейся на каждую из средних ступеней.

🎦 Видео

Турбинная ступень. Треугольники скоростейСкачать

Турбинная ступень. Треугольники скоростей

Турбомашины. Основы теории.Скачать

Турбомашины. Основы теории.

Маневренный планшет полная версияСкачать

Маневренный планшет полная версия

Построение плана скоростей. ТММСкачать

Построение плана скоростей. ТММ

Лекция 3 Основы рабочего процесса ВРД. Часть 1 Работа ступени осевого компрессораСкачать

Лекция 3 Основы рабочего процесса ВРД. Часть 1 Работа ступени осевого компрессора

Рабочий процесс в осевой ступени турбиныСкачать

Рабочий процесс в осевой ступени турбины

Содержание отчета по практике №3 и построение планов скоростей по результатам CFD расчетаСкачать

Содержание отчета по практике №3 и построение планов скоростей по результатам CFD расчета

Воздушная навигация.Навигационный треугольник скоростей-элементы и взаимозависимость.Скачать

Воздушная навигация.Навигационный треугольник скоростей-элементы и взаимозависимость.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ. Вид Грубейшего Нарушения ТРЕБОВАНИЙ ТБ при работе на СТАНКАХ.Скачать

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ. Вид Грубейшего Нарушения ТРЕБОВАНИЙ ТБ при  работе на СТАНКАХ.

Вводная часть лекции по определению основных параметров навигационного треугольника скоростей.Скачать

Вводная часть лекции по определению основных параметров навигационного треугольника скоростей.

Часть 2. Построение треугольника скоростей Определение элементов движения целиСкачать

Часть 2. Построение треугольника скоростей  Определение элементов движения  цели

Курс ""Турбомашины". Планы скоростей и принципы работы с нимиСкачать

Курс ""Турбомашины".  Планы скоростей и принципы работы с ними

Курс ""Турбомашины". Раздел 7.4 Изменение параметров по высоте компрессора (лектор Батурин О.В.)Скачать

Курс ""Турбомашины". Раздел 7.4 Изменение параметров по высоте  компрессора (лектор Батурин О.В.)

Построение планов скоростей турбиныСкачать

Построение планов скоростей турбины

Движение жидкости в рабочем колесеСкачать

Движение жидкости в рабочем колесе

Курс ""Турбомашины". Раздел 5.1.1. Характеристика компрессора лекция №1 (лектор Батурин О.В.)Скачать

Курс ""Турбомашины".  Раздел 5.1.1. Характеристика компрессора лекция №1 (лектор Батурин О.В.)

Курс ""Турбомашины" Глава 3.2 Рабочий процесс центробежного компрессора. ч. 1 (лектор Батурин О.В.)Скачать

Курс ""Турбомашины" Глава 3.2  Рабочий процесс центробежного компрессора. ч. 1 (лектор Батурин О.В.)

Курс ""Турбомашины". Безразмерные планы скоростейСкачать

Курс ""Турбомашины".  Безразмерные планы скоростей
Поделиться или сохранить к себе: