Индекс пропорциональности между ростом и окружности грудной клетки

Оценка уровня физического развития с помощью антропометрических индексов

Физическое развитие — закономерный биологический процесс станов­ления и изменения морфологических и функциональных свойств организма в продолжение индивидуальной жизни, совершенствующийся под влиянием физического воспитания. Развитие организма осуществляется во все периоды его жизни — с момента зачатия и до ухода из жизни. Это развитие называется индивидуальным, или развитием в онтогенезе. При этом различают два пе­риода: внутриутробный (от момента зачатия до рождения человека) и внеутробньй (после рождения). Каждый родившийся человек наследует от родите­лей врожденные, генетически обусловленные черты и особенности, которые во многом определяют индивидуальное развитие в процессе его дальнейшей жизни. Рост человека продолжается приблизительно до 20 лет.

Акселерация — раннее морфологическое развитие организма у детей и подростков. Оно связано не только с ускорением роста и развития орга­низма вообще, но и с более ранним наступлением периода половой зрело­сти, ускоренным развитием сенсорных, двигательных координации и пси­хических функций.

4 возрастных этапа:

— 16-21 год — юношеский возраст — связан с периодом созревания, ко­гда все органы, их системы и аппараты достигают морфофункциональной зрелости.

— 22 — 60 лет — зрелый возраст — характеризуется незначительными из­менениями строения тела, а функциональные возможности этого доста­точно продолжительного периода жизни во многом определяются особен­ностями образа жизни, питания, двигательной активности.

— 61-74 года — пожилой возраст

— 75 и более — старческий возраст: им свойственны физиологические процессы перестройки — снижение активных возможностей организма и его систем (иммунной, нервной, кровеносной и др.).

В основе жизнедеятельности организма лежит процесс автоматиче­ского поддержания жизненно важных факторов на необходимом уровне, всякое отклонение от которого ведет к немедленной мобилизации меха­низмов, восстанавливающих этот уровень (гемостаз).

Гомеостаз — совокупность реакций, обеспечивающих поддержание или восстановление относительно динамического постоянства внутренней среды и некоторых физиологических функций организма человека (крово­обращения, обмена веществ, терморегуляция и др.).Астенический, гиперстеническии и нормостенический тип телосложения

В нашей стране в медицинской практике применяется классификация М.В. Черноруцкого, выделяющего три типа конституции, астенический, гиперстенический и нормостенический: астенический тип характеризуется преимущественным ростом тела в длину, стройностью тела и слабостью общего развития. У астеников преобладают продольные размеры над по­перечными, размеры конечностей — над размерами туловища (оно относи­тельно короткое), размеры грудной клетки — над размерами живота.

Гиперстенический тип характеризуется массивностью, хорошей упи­танностью, относительно длинным туловищем и короткими конечностями. Отмечается относительное преобладание поперечных размеров над про­дольными, размеров живота над размерами грудной клетки. Характерными признаками нормостенического типа являются пропорциональные размеры костно-мышечной системы.

Осанка — привычная поза непринужденно стоящего чeловeкa. Нару­шение осанки наблюдается при слабом физическом развитии (особенно в период роста и развития организма), при заболеваниях и травмах костно-мышечной системы, при переутомлении. При правильной осанке у хорошо физически развитого человека голова и туловище находятся на одной вер­тикали, грудная клетка приподнята, нижние конечности выпрямлены в та­зобедренных и коленных суставах. При неправильной осанке голова слегка наклонена вперед, спина сутула, грудь плоская или впалая, живот выпячен. Односторонняя, однонаправленная тренировка, особенно в детском воз­расте, когда еще продолжается формирование и рост организма, может не­благоприятно отразиться на осанке. Для нормальной спины характерны ес­тественные изгибы позвоночника. Резко выраженный изгиб — искривление позвоночника назад — называется кифоз, вперед — лордоз, в бок — сколиоз.

Антропометрические стандарты (среднее квадратическое отклонение, корреляция, индексы)

По антропометрическим данным можно сделать оценку уровня физи­ческого развития с помощью антропометрических индексов.

Ростовой индекс определяет соотношение роста в сантиметрах и массы в килограммах. Чтобы определить нормальную массу взрослого че­ловека, нужно из цифры, обозначающей рост в сантиметрах, вычесть 100 -при 165 -175 см и 110 при более высоком росте.

Весо-ростовой показатель вычисляется делением массы тела (в граммах) на его длину (в сантиметрах). Хорошая оценка для женщин -360-405 г/см, для мужчин — 380-415 г/см.

Жизненный индекс определяется делением цифры, обозначающей жизненную емкость легких, на массу тела (в граммах). Показатель ниже 65-60; мл/кг у мужчин и 55-60 у женщин свидетельствует о недостаточной жизненной емкости легких либо об избыточной массе.

Индекс пропорциональности между ростом и окружностью грудной клетки вычисляется так; окружность грудной клетки (в сантиметрах) в паузе умножается на 100 и делится на величину роста (в сантиметрах), в норме этот индекс равен 50-55%.

Пропорциональность между ростом и шириной плеч определяется отношением ширины плеч к росту (в сантиметрах) и выражается в процен­тах: для мужчин — 22%, для женщин — 21%.

Индекс пропорциональности развития грудной клетки — это разность между окружностью грудной клетки (в паузе) и половиной длины тела. Если разница равна 5-8 см для мужчин и 3-4 см для женщин или превыша­ет указанные цифры, это указывает на хорошее развитие грудной клетки. Если она ниже указанных значений или имеет отрицательное значение, то грудная клетка развита слабо.

Показатель крепости телосложения отражает разницу между дли­ной тела и суммой массы тела и окружностью грудной клетки на выдохе. Например, при росте 181 см и массе 80 кг окружности грудной клетки 90 см этот показатель будет: 181 -(80+90)= 11. У взрослых разность меньше 10 можно оценивать как крепкое телосложение, от 10 до 20 — как хорошее, от 21 до 25 — как среднее, от 26 до 35 — как слабое и более 46 — как очень слабое. Однако показатель крепости телосложения, который зависит от ок­ружности грудной клетки и массы тела, может ввести в заблуждение, если большие значения массы тела и окружности грудной клетки отражают не развитие мускулатуры, а являются результатом ожирения.

Коэффициент пропорциональности (КП), в процентах, определяет­ся по формуле:

Kn =( Ll — L 2)/ L 2*100

где L 1 — длина тела в положении стоя;

L 2 — длина тела в положении сидя. Нормальным считается, если КП -86-92%.

Результаты оценок показателей физического развития по стандартам можно изобразить графически — такое изображение называется антропо­метрическим профилем. Это метод используется во врачебно-физкультурных диспансерах, а также в работе со сборными командами и спортсмена­ми высокого класса. Средние данные разрабатываются на основе массово­го репрезентативного обследования. Для получения антропометрического профиля оцениваются отклонения индивидуальных показателей спортсме­на от средних данных данной группы, возраста, пола.

Наряду с антропометрическим профилем в практике врачебного кон­троля применяются номограммы — графики геометрических величин, ис­пользуемые при расчетах уровня физического развития и физической ра­ботоспособности. Оценка функциональной подготовленности осуществля­ется также с помощью физиологических проб. К ним относятся: контроль за частотой сердечных сокращений (ЧСС); для оценки состояния дыхательной и сердечно­сосудистой систем и способности внутренней среды организма насыщать­ся кислородом применяют пробу Штанге и пробу Генчи.

Видео:Пропорция. Основное свойство пропорции. 6 класс.Скачать

Пропорция. Основное свойство пропорции. 6 класс.

Медицинские интернет-конференции

Видео:Оценка развития ребенка по центильным таблицамСкачать

Оценка развития ребенка по центильным таблицам

Языки

Видео:Цикловой индекс группыСкачать

Цикловой индекс группы

ВОЗРАСТНАЯ ОРГАНОМЕТРИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ И ТУЛОВИЩА ПРИ РАЗНЫХ ТИПАХ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ

Баландина И.А., Сапегина Ф.З., Еремченко Н.В., Пимкина О.В.

Видео:Прямая пропорциональность и ее график. Практическая часть. 6 класс.Скачать

Прямая пропорциональность и ее график. Практическая часть. 6 класс.

Резюме

Представлены результаты исследования размеров грудной клетки и туловища у людей зрелого возраста при разных типах телосложения. Выявлены четкие гендерные различия росто-весового показателя, связанные с анатомо-физиологическими особенностями строения мужского и женского организмов. Анатомо-метрические параметры грудной клетки обладают вариабельностью и зависят от типа телосложения человека.
The results of research of chest and torso to mature people with different types of constitution are presented in the article. The clear sexual differences of growth-weight index are dealt with anatomo-physiological peculiarities of male and female. Anatomometrical parameters of thorax are variable and depend on constitution.

Видео:Педиатрия №2 "Физическое и психомоторное развитие детей"Скачать

Педиатрия №2 "Физическое и психомоторное развитие детей"

Ключевые слова

Видео:Линейная функция, квадратичная функция и обратно-пропорциональная функция | Математика | TutorOnlineСкачать

Линейная функция, квадратичная функция и обратно-пропорциональная функция | Математика | TutorOnline

Введение

В настоящее время в литературе имеются данные об анатомическом и гистологическом строении органов грудной полости. (В.Х. Василенко, 1978; Н. С. Горбунов с соавт., 2004; Л. М. Железнов с соавт., 2008; Морошек А. А., 2008; J. E. Pandolfino, 2000; K. Takubo,2005). Но отсутствуют комплексные работы, посвященные изучению топографо-анатомических характеристик органов при разных типах телосложения. В современных условиях изучение различных аспектов типовой анатомии представляется актуальным: широкое внедрение в клиническую практику компьютерной и магнитно-резонансной томографии открывает новые возможности для прижизненной визуализации органов. В то же время, при использовании диагностических методов не всегда возможна правильная трактовка полученных данных из-за недостатка исследований по типовой анатомии и отсутствия нормативных стандартов для пациентов с различными типами телосложения; а также, при планировании оперативных вмешательств на органах следует учитывать особенности их синтопического и скелетотопического расположения при различных типах конституции, нюансы проекции тех или иных анатомических образований органов на кожные покровы и с учетом этих возможностей индивидуализировать хирургические доступы. Вместе с тем, комплексное изучение с данной позиции топографической анатомии органов открывает новые перспективы развития учения об индивидуальной анатомической изменчивости, созданного академиком В.Н. Шевкуненко (1935, 1951) и развитое его учениками и последователями (Ф.И. Валькер, 1946; А.Н. Максименков, 1949; Е.М. Маргорин, 1967; С.С. Михайлов, 1987). Указанные выше соображения и определили выбор темы настоящего исследования.

Целью нашего исследования явилось определение параметров грудной клетки и туловища при разных типах телосложения.

Видео:Cтатистические индексы и их классификацияСкачать

Cтатистические индексы и их классификация

Материал и методы

Проведен анализ антропометрических исследований, выполненных у 164 трупов людей зрелого возраста обоего пола.

Видео:Как выглядит 70 кг сухой мышечной массы в футболке и без неё.Скачать

Как выглядит 70 кг сухой мышечной массы в футболке и без неё.

Результаты

Форма и размеры грудной клетки были подвержены значительным индивидуальным колебаниям.
У 20 трупов мужчин первого периода зрелого возраста (12,2%) индекс пропорциональности составляет 47-51. У 10 объектов исследования (6,1%) этот показатель составляет 42-46; у 5 (3%) – 52-56; у 2 трупов мужчин первого периода зрелого возраста (1,2%) индекс пропорциональности равен 37-41; у 1 трупа мужчины этот показатель равен 65.
Во втором периоде зрелого возраста индекс пропорциональности у 28 трупов мужчин (17,1%) составляет 47-51; у 10 (6,1%) – 42-46, у 7 (4,3%) – 52-56, у 3 (1,8%) – 57-61, у 1 трупа мужчины (0,6%) он равен 38 и еще у 1 (0,6%) – 66.
Таким образом, у мужчин как первого, так и второго периодов зрелого возраста в нашем исследовании преобладает индекс пропорциональности, равный 47-51 (20 и 28 случаев), что несколько ниже нормативного показателя индекса пропорциональности (50-55). Примерно с одинаковой частотой встречается еще более низкий показатель индекса пропорциональности, составляющий от 42 до 46 (по 10 наблюдений в первом и во втором периодах зрелого возраста). Таким образом, в выборке объектов исследования мужского пола регистрируется, преимущественно, низкий показатель индекса пропорциональности, что свидетельствует об их относительной широкогрудости.
У трупов лиц женского пола в обоих возрастных периодах превалирует показатель индекса пропорциональности 52-56, который зарегистрирован в 13 случаях (7,9%) в первом периоде зрелого возраста и в 16 случаях (9,8%) – во втором периоде. Относительная широкогрудость (индекс пропорциональности 47-51) отмечен у 6 трупов женщин в первом периоде зрелого возраста (3,7%) и у 13 (7,9%) – во втором периоде. Относительная узкогрудость (индекс пропорциональности 57-68) выявлен нами у 12 трупов женщин первого периода зрелого возраста (7,3%) и у 11 (6,9%) – второго периода.

В таблице 2 проведен анализ соотношения объектов исследования по показателю угла Шарпи. По данным таблицы можно заключить, что у 54 трупов людей зрелого возраста (32,9% от общего числа исследованных трупов) угол Шарпи (угол схождения нижних ребер грудной клетки) составляет 90-92 гр., у 51 трупа (31,1%) регистрируется угол Шарпи, более 92 гр., у такого же числа объектов исследования – менее 88 гр.. У 8 объектов исследования (4,9%) угол Шарпи составляет 88-90 гр.
У 14 трупов мужчин первого периода зрелого возраста (8,5% от общего числа исследованных трупов) нами выявлена величина угла 90-92гр., у 1 мужчины (0,6%) был обнаружен угол 89 гр., угол более 92гр. мы зарегистрировали у 12 объектов исследования (7,3%), почти столь же часто – угол менее 88 гр. (11 мужчин – 6,7%).
У 25 трупов мужчин второго периода зрелого возраста (15,2%) определяется угол Шарпи более 92гр., в полтора раза реже зарегистрирован угол, равный 90-92 гр. (15 мужчин – 9,1%), еще реже угол Шарпи составляет менее 88 гр. (10 мужчин – 6,1%).
У 21 трупа женщин первого периода зрелого возраста (12,8% от общего числа объектов исследования) угол Шарпи составляет менее 88 гр.. Втрое реже регистрируется угол, равный 90-92 гр. (7 трупов – 4,3%), у 2 женщин (1,2%) угол Шарпи равен 88-90 гр., у 4 человек (2,4%) угол более 92 гр.
Во втором периоде зрелого возраста у 18 женщин (11,0%) регистрируется угол Шарпи, равный 90-92 гр. , у 5 (3,0%) женщин угол равен 88-90 гр. У 9 женщин (5,5%) угол Шарпи составляет менее 88 гр., у 10 (6,1%) – более 92 гр.
По результатам статистического анализа средних показателей угла Шарпи и графического представления данных можно сделать вывод о том, что у мужчин первого периода зрелого возрастав нашем исследовании преобладает цилиндрическая форма грудной клетки, а во втором периоде зрелого возраста преобладает коническая форма. Для женщин первого периода характерна уплощенная форма грудной клетки, а для женщин второго периода – цилиндрическая форма грудной клетки.

В таблице 3 приведены данные о средних величинах размеров грудной клетки трупов людей в зависимости от половой и возрастной принадлежности.
Отмечаются практически равные средние показатели в обеих возрастных группах, независимо от пола. При исследовании трупов мужчин в первом и втором возрастных периодах нами выявлен индекс ширины грудной клетки, равный 136±12 и 136±13 соответственно. У женщин в первом периоде зрелого возраста индекс ширины грудной клетки составляет 133±13, во втором периоде – 136±13.

Видео:Методы иссследования и оценки физического развития детей и подростковСкачать

Методы иссследования и оценки физического развития детей и подростков

Обсуждение

Таким образом, в нашем исследовании у трупов мужчин первого периода зрелого возраста преобладает мезоморфный тип телосложения; выявлена примерно одинаковая частота встречаемости долихо- и брахиморфного типов телосложения с незначительным преобладанием последнего. Среди мужчин второго периода зрелого возраста преобладает брахиморфный тип телосложения, достоверно реже выявляется мезо- и долихоморфный тип телосложения.
У трупов женщин первого периода зрелого возраста превалирует долихоморфный тип телосложения, в 2,5 раза реже регистрируется мезоморфный, еще реже – брахиморфный тип телосложения. Во втором периоде зрелого возраста среди лиц женского пола преобладают объекты исследования мезоморфного типа телосложения, тогда как долихо- и брахиморфные типы встречаются достоверно реже и примерно с одинаковой частотой.
Выявлены четкие гендерные различия росто-весового показателя, связанные с анатомо-физиологическими особенностями строения мужского и женского организмов и состоящие в достоверном превышении росто-весового показателя у мужчин в сравнении с женщинами независимо от возрастной группы умерших. Кроме того, установлена тенденция к увеличению росто-весового показателя по мере перехода в более старшую возрастную группу, как у мужчин, так и у женщин.
Показатели стерно-вертебрального размера грудной клетки у мужчин и женщин зрелого возраста имеют следующие тенденции: в первом периоде зрелого возраста показатели значительно выше у мужчин в сравнении с женщинами, тогда как ко второму периоду зрелого возраста эти значения выравниваются и не имеют половых различий.
Величина поперечного размера грудной клетки более низкая у женщин в сравнении с мужчинами в первом периоде зрелого возраста, имеется выравнивание этого показателя у мужчин и женщин во втором периоде зрелого возраста.

Видео:Как Растут Мышцы После Тренировки (Научно Обоснованно)Скачать

Как Растут Мышцы После Тренировки (Научно Обоснованно)

Заключение

Таким образом, анатомо-метрические параметры грудной клетки обладают вариабельностью и зависят от типа телосложения человека.

Видео:Пропедевтика детских болезней 1.Введение.Физическое развитие детейСкачать

Пропедевтика детских болезней 1.Введение.Физическое развитие детей

Литература

1. Автандилов, Г. Г. Медицинская морфометрия / Г. Г. Автандилов. – М.: Медицина, 1990. – 384 с.
2. Железнов, Л. М. Топографическая анатомия органов грудной полости человека в раннем плодном периоде / Л. М. Железнов, Э. Н. Галиева, Д. Н. Лященко, И. М. Яхина // Морфология, 2008. – №5. – С. 39 — 42.
3. Максименков А. Н. Хирургическая анатомия груди /А.Н. Максименков. – МЕДГИЗ,: Ленинградское отделение, 1955. – 527 с.
4. Никитюк, Д.Б. Клинико-антропологические параллели: новые подходы /Д.Б Никитюк, Д.В. Мирошкин, Н.С., Букавнева//Морфологические ведомсти.– 2007. – № 1–2. – С. 259 — 262.
5. Николаев, В.Г. Антропологическое обследование в клинической практике / В. Г. Николаев, Н. Н. Николаева, Л.В. Синдеева, Л.В. Николаева. – Красноярск, 2007. – 173с.
6. Сапин, М.Р. Антропологические подходы в анатомии человека / М.Р. Сапин, Б.А. Никитюк // Морфология. – 1992. –№5. – С.7-18.
7. Шевкуненко, В.Н. Типовая анатомия человека /В.Н. Шевкуненко, А.М. Геселевич. – ОГИЗ,: Ленинградское отделение, 1935. – 232 с.

Видео:ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНДЕКСОВ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПРОБ | ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕСкачать

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНДЕКСОВ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПРОБ | ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Таблицы

Таблица 1

Индекс пропорциональности между ростом и окружностью грудной клетки трупов людей зрелого возраста (n=164)

Возрастной период

Пол

Индекс пропорциональности между ростом

и окружностью грудной клетки (ИП=Р×100/ОГК )

Общее кол-во

37-41

42-46

47-51

52-56

57-61

62-68

1

Первый период зрелого возраста

Видео:ИНДЕКСЫ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ | ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕСкачать

ИНДЕКСЫ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ | ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Развитие детей

Условные обозначения развития вторичных половых признаков у девочек:

1. Развитие молочных желез (Ma — mammae): Мао — детский сосок Mai (стадия I) — околососковый кружок выдается над уровнем кожи

Ма2 (стадия II) — околососковый кружок больших размеров, вместе с соском образует конус, железа несколько выдается над уровнем кожи

Маз (стадия III) — железа приподнята, сосок и околососковый кружок сохраняют форму конуса

Ма4 (стадия IV) — сосок поднимается над околососковым кружком, железа принимает такие же формы и размеры, как у взрослой женщины.

2. Появление волос на лобке (Р — pubis):

Ро — отсутствие волос

PI — единичные короткие волосы

Р2 — волосы на центральной части лобка более густые, длинные

Рз — волосы длинные, густые, вьющиеся на всем треугольнике лобка

Р4 — волосы, расположенные на всей области лобка, переходят на бедра, густые, вьющиеся, с характерной горизонтальной границей.

3. Развитие волос в подмышечной впадине (А — axillaris):

АО — отсутствие волос

AI — единичные волосы

А2 — волосы более густые на центральном участке впадины

Аз — волосы густые, длинные по всей подмышечной области.

Условные обозначения развития вторичных половых признаков у мальчиков:

1. Развитие волос на лобке: Ро — отсутствие волос Pi — отдельные прямые волоски Р2 — более густые курчавые волосы, верхняя граница

горизонтальная Рз — густое оволосение на лобке и начинающееся в направлении к пупку

Р4 — густое оволосение по направлению к пупку и на внутренней поверхности бедер.

2. Развитие волос в подмышечной впадине: АО — отсутствие волос AI — отдельные прямые волоски А2 — волосы курчавые, но редкие Аз — густое оволосение, волосы курчавые, пигментация передней подмышечной складки.

Масса головного мозга новорожденного составляет 1$ массы тела, к году она достигает уже Vu, к пяти годам — V4. У взрослого человека масса мозга равна 1/40 массы тела. Таким образом, на 1 кг массы новорожденного приходится 109 г вещества мозга, взрослого — 20—25 г.

Формирование головного мозга не заканчивается к моменту рождения. Большие полушария мозга имеют возрастную особенность: извилины и крупные борозды малой высоты и глубины. Мелких борозд мало, их число увеличивается уже в первые месяцы жизни. Размеры лобной доли относительно меньше, чем у взрослого человека, а затылочной — наоборот, больше. Мозжечок развит слабо, полушария его малых размеров и толщины, борозды поверхностные. Боковые желудочки велики, растянуты.

Серое вещество плохо дифференцирование от белого, практически отсутствует миелиновая оболочка. Более законченными в своем развитии к моменту рождения ребенка являются ядра гипоталамуса, продолговатый и спинной мозг. Поскольку кора головного мозга, пирамидные пути, полосатое тело к рождению ребенка развиты недостаточно и в функциональном отношении незрелы, деятельность всех жизнеобеспе-чивающих органов у новорожденного регулируется подкорковыми центрами. Несмотря на относительную незрелость, нервная система вполне обеспечивает новорожденного безусловными врожденными рефлексами, которые, с одной стороны, служат для обеспечения питания, контакта с окружающей средой, защиты, а с другой — являются основой для формирования в дальнейшем более сложных форм деятельности.

С первых дней жизни у ребенка функционируют все органы чувств. Отличительной особенностью новорожденного является недифференцированный характер всех его реакций, склонных к генерализации. Раздражение того или иного рецептора вызывает не локальную, а разлитую реакцию.

С возрастом масса головного мозга у ребенка увеличивается: к 9 мес удваивается, к 3 годам утраивается, а затем к 6—7 годам скорость нарастания массы мозга замедляется.

Процесс дифференциации нервных клеток сводится к значительному росту аксонов, их миелинизации, росту и увеличению разветвленности дендритов, образованию непосредственных контактов между отростками нервных клеток (так называемых межнейронных синапсов). Развитие нервной системы происходит тем быстрее, чем младше ребенок. Особенно энергично оно протекает в течение первых 3 мес жизни. Дифферен-цировка нервных клеток заканчивается к 3 годам, а к 8 годам кора головного мозга по строению почти не отличается от коры взрослого человека. Миелинизация завершается к 5 годам.

У детей мозг кровоснабжается лучше, чем у взрослых, что объясняется богатством капиллярной сети. Обильное кровоснабжение мозга обеспечивает повышенную потребность в кислороде быстро растущей нервной ткани. Отток крови от головного мозга у детей первого года жизни замедлен, так как диплоические вены образуются лишь после закрытия родничков. Этим объясняется склонность детей первого года жизни к нейротоксикозу при инфекционных заболеваниях вследствие аккумулирования токсичных веществ и продуктов нарушенного метаболизма. Этому же способствует повышенная проницаемость гематоэнцефаличе-ского барьера.

С момента рождения доношенный ребенок имеет ряд врожденных, или безусловных, рефлексов. К ним относятся сосание, глотание, мигание, кашель, чиханье, акты мочеиспускания, дефекации и некоторые другие. Они осуществляют приспособление организма к окружающей среде и до конца первого года жизни подвергаются существенной эволюции.

Врожденные реакции в форме безусловных рефлексов вполне обеспечивают существование ребенка лишь в первые дни жизни. В дальнейшем основными в жизнедеятельности ребенка являются приобретенные рефлексы, обеспечивающие необходимый уровень взаимодействия организма с внешней средой.

В конце 1-го и в начале 2-го месяца жизни у ребенка образуется ряд простых, элементарных условных рефлексов. В конце 3-го месяца жизни у него можно выработать уже сложные, дифференцированные рефлексы, указывающие на развитие анализаторной функции коры головного мозга.

Развитие высшей нервной деятельности, т. е. приобретение условных рефлексов, на первом году жизни идет быстрыми темпами. Ребенок значительно легче, чем взрослый, образует условные связи с окружающей средой, и они у ребенка более устойчивы. Сравнительно быстро дети приобретают привычки, навыки поведения, которые в последующем остаются на всю жизнь.

Огромную роль в поведении ребенка играет речь. Формирование речи обусловлено становлением функции сенсорной системы и функциональным созреванием головного мозга.

Важно помнить, что развитие речи является также продуктом и результатом общения ребенка со взрослым, результатом воспитательной активности.

Развитие и воспитание ребенка складываются из определенного распорядка жизни (режим), из привития ему необходимых навыков, создания условий, которые обеспечили бы правильное развитие его движений, речи, способствовали бы правильному физическому развитию, бодрому, жизнерадостному настроению.

В табл.4 представлены показатели нервно-психического развития детей первого года жизни по месяцам с изложением режимных процессов и рекомендаций по воспитанию.

Рекомендации по режиму и физическому воспитанию ребенка первого года жизни с учетом его нервно-психического развития

Индекс пропорциональности между ростом и окружности грудной клетки
Физиологическая незрелость нервной системы, эво-люционно-возрастные особенности растущего и развивающегося мозга являются причиной частых затруднений при врачебной оценке нарушений психомоторного развития детей грудного возраста. Для распознавания отклонений в психомоторном развитии необходимы тщательное неврологическое обследование и глубокий анализ неврологического статуса на осмотре новорожденного неврологом. В то же время раннее выявление нарушений и особенно негрубых, «малых форм» патологии на первом году жизни важно для своевременного патогенетического лечения. В этом плане большой интерес представляет методика количественной оценки уровня возрастного развития новорожденных и детей грудного возраста, предложенная Л. Т. Журбой и Е. М. Мастюковой.

Для облегчения ранней диагностики отклонений в развитии авторами разработаны скринирующие количественные оценочные таблицы, применение которых в работе с новорожденными и детьми грудного возраста (комнаты здорового ребенка детских поликлиник и др.) окажет большую помощь врачу-педиатру.

На втором году жизни продолжается интенсивное психомоторное и физическое развитие ребенка. Условные рефлексы в этом возрасте начинают формироваться быстрее. Дети подвижны, в их поведении преобладают яркие положительные эмоции, они произносят много звуков и слов, часто улыбаются и громко смеются, проявляя повышенный интерес к окружающему. В первом полугодии 2-го года жизни совершенствуется ходьба, улучшаются координация движений и понимание речи, значительно увеличивается словарный запас. Во втором полугодии игра приобретает сюжетный характер, дети стремятся к играм друг с другом, начинают выполнять требования взрослых, обучаются элементарным правилам поведения.

В течение 3-го года жизни моторные навыки детей претерпевают дальнейшее совершенствование. Расширяется ориентировка в окружающем, усложняются речь, игровая деятельность (табл. 5).

В возрасте 4—7 лет дети приобретают относительную самостоятельность. Они получают впечатления не только от непосредственного воздействия окружающего мира, но и от прослушивания или чтения книг, рассказов взрослых. На занятиях дети усваивают сведения о природе и общественной жизни. Начинают конструировать, рисовать, лепить, петь, приобретают простейшие трудовые навыки. В тесной связи с этим находится формирование моральных качеств, элементарных эстетических восприятий, норм общественного поведения. Развивается мышление, сначала конкретно-реалистическое, а в начале школьного возраста и абстрактное. Развитие более высоких ступеней мышления завершается к 13—15 годам.

Журба Л. Т., Мастюкова Е. М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. — М.: Медицина, 1981.

Физическое и нервно-психическое развитие детей старше года (М±т)

💡 Видео

Физическое развитие детей и методы его оценки. Часть 2Скачать

Физическое развитие детей и методы его оценки. Часть 2

Физическое развитие детей Понятие об акселерацииСкачать

Физическое развитие детей  Понятие об акселерации

Идеальное Телосложение. Измерение и Расчеты. (ПРОЙДИ ЭТОТ ТЕСТ)Скачать

Идеальное Телосложение. Измерение и Расчеты. (ПРОЙДИ ЭТОТ ТЕСТ)

Методы исследования и оценки физического развития детей и подростковСкачать

Методы исследования и оценки физического развития детей и подростков

Физиология. ЭКГ-2. 12 отведение (6 грудных, 3 стандартных, 3 однополюсных). #26Скачать

Физиология. ЭКГ-2. 12 отведение (6 грудных, 3 стандартных, 3 однополюсных). #26

Исследование и оценка физического развитияСкачать

Исследование и оценка физического развития

Урок 3. Произведение векторов и загадочный угол между векторами. Высшая математика | TutorOnlineСкачать

Урок 3. Произведение векторов и загадочный угол между векторами. Высшая математика | TutorOnline
Поделиться или сохранить к себе: