Дипломатия пинг-понга, осуществляемая Китаем и США в 1970-х годах – это, безусловно, прорыв в американо-китайских отношениях. Благодаря этой замечательной игре и предприимчивости Премьера Госсовета КНР Чжоу Эньлая и Госсекретаря США Генри Киссинджера в отношениях Пекина и Вашингтона удалось растопить лёд недоверия. Вместе с тем, это также способствовало изменению геополитической ситуации в «большом стратегическом треугольнике» США-СССР-КНР: упрочило положение КНР и США и ослабило позиции СССР, который к концу 1970х оказался в международной изоляции.
Причины американо-китайского сближения
Безуспешная война во Вьетнаме и то обстоятельство, что многие государства (в том числе и некоторые союзники США) осудили американское вторжение во Вьетнам, завели американское руководство во внешнеполитический тупик. Кроме того, массовые демонстрации против войны во Вьетнаме в самих Соединённых Штатов угрожали внутренней стабильности государства. В 1971 году начался новый экономический кризис, сильно ударивший по американской экономике. Поэтому США были заинтересованы в разрядке международной напряжённости и в сближении со своими политическими противниками. Для этого складывалась весьма благоприятная ситуация, так как в советско-китайском коммунистическом блоке произошёл раскол, апогеем которого стал конфликт на советско-китайской границе в 1969 году. Эта ситуация была только на руку американскому руководству, которое получило шанс поднять свой международный авторитет и ослабить Советский Союз.
У Китая тоже было много нерешённых проблем. Начавшаяся в 1966 году Великая Культурная Революция ввергла страну в пучину хаоса и нестабильности. В стране зверствовали отряды хунвэйбинов («красногвардейцев» (кит.)) – выходцев из низших слоёв общества, которых Мао использовал для устранения оппозиции и распространения своего культа личности по всему Китаю (то есть выполняли те же функции, что и опричники при Иване Грозном), фактически прекратилось развитие науки и культуры. Экономика страны была отброшена далеко назад, ущерб составлял около 500 миллиардов юаней. Кроме того, Китай находился в почти полной изоляции от остального мира, проводил активную антисоветскую политику, претендовал на роль лидера в коммунистическом блоке и обвинял правительство СССР в ревизионизме (то есть в том, что в Советском Союзе отошли от первоначального учения Маркса-Энгельса-Ленина). Свою лепту в ухудшение советско-китайских отношений внесло и вторжение советских войск в Чехословакию в 1968 году. Также Китай серьёзно опасался советского вторжения с севера, особенно после 1969 года, когда на советско-китайской границе вспыхнул ряд вооруженных конфликтов между советскими и китайскими пограничниками.
Поэтому в нормализации американо-китайских отношений были заинтересованы обе стороны, и основой для сближения послужила их общая конфронтация с СССР.
В 1969 году между представителями КНР и США состоялся секретный обмен мнений после конфликтов на советско-китайской границе. 5 сентября заместитель Госсекретаря США Эллиот Ричардсон заявил, что в случае возникновения масштабного вооружённого конфликта между Китаем и СССР Соединённые Штаты не останутся безучастными. Это заявление было сделано на основании доклада ЦРУ, согласно которому на момент пограничных столкновений возле советско-китайской границы находилось 40 советских дивизий, а с китайской стороны значительного сосредоточения войск не наблюдалось.[1]
А 6 апреля из Пекина поступило сенсационное предложение: американская сборная по настольному теннису, находившаяся на чемпионате в Японии, приглашалась в Китай за счёт КНР. 11-17 апреля члены американской сборной провели несколько матчей с китайскими коллегами, побывали в Летнем Дворце и на Великой Китайской стене, смогли увидеть жизнь Китая изнутри. Это был первый официальный визит американцев в КНР с момента её образования в 1949 году.
Вот как описывают свой визит в Китай фотограф Франк Фесибек и начальник филиала журнала «Life» Джон Шар, которые побывали там вместе с американской сборной по настольному теннису:
«Мы увидели сплоченное и аккуратное общество. В общем, они переживают бедность в некоторой степени, зато там абсолютно нет печали и голода. Люди выглядят здоровыми, у них круглые лица, розовые щеки и белые зубы. Они выглядят очень счастливыми».[2] 14 апреля 1971 года США отменили торговое эмбарго против Китая.
А в 1972 году в США приехали китайские спортсмены, которые уже тогда считались одними из лидеров в настольном теннисе. Они также провели ряд показательных встреч с американскими спортсменами и смогли поближе познакомиться с Америкой.
Визиты в Китай Генри Киссинджера
Дипломатия пинг-понга создала благоприятный политический фон, который сделал возможным визиты Генри Киссинджера (тогда ещё советника по национальной безопасности) в Китай в июле и октябре 1971 года. Во время своего первого визита он подчеркнул, что «США более не являются врагом Китая, не будут более изолировать Китай, поддержат предложение о восстановлении членства КНР в ООН, но выступят против изгнания из ООН представителей Чан Кайши».[3] Кроме того в беседе с Чжоу Эньлаем Генри Киссинджер обозначил вопросы повестки дня, которые планировалось обсудить во время визита в Китай президента Никсона (ситуация в Индокитае, Тайваньская проблема, отношение к третьим странам (Японии и СССР), контроль над вооружениями и т.д.). Самой болезненной темой обсуждения была Тайваньская проблема, в которой США пошли на уступки КНР, согласившись вывезти две трети вооружённых сил США с Тайваня после Вьетнамской войны.[4] В знак теплого отношения к Китаю Генри Киссинджер передал Китаю снимок советских военных объектов, сделанный американским спутником.
Между визитами Генри Киссинджера произошло ещё одно важное историческое событие – США, как он и обещал, поддержали кандидатуру КНР в состав ООН, а вскоре делегация Народного Китая заняла место Тайваня в числе постоянных членов в Совете безопасности ООН, несмотря на противодействие США. Изоляция КНР завершилась.
Во время второго визита Генри Киссинджера в октябре 1971 года стороны обсудили будущее Тайваня, японскую оборонительную политику, войну во Вьетнаме, конфликт из-за Бангладеша и детали предстоящего визита президента Р. Никсона в Китай. Кроме того, Генри Киссинджер и Чжоу Эньлай обсудили черновики Шанхайского коммюнике, которое ещё предстояло подписать.
Визит в Китай Ричарда Никсона и подписание Шанхайского коммюнике
И вот, 21 февраля 1972 года состоялся намеченный визит Ричарда Никсона в Китай, который по праву называется историческим, и которому все так долго готовились (перед визитом Р. Никсона для расчистки снега на дорогах было мобилизовано 200 тысяч китайцев, что было расценено американским журналом Time, как проявление тёплого отношения, ценного для США[5]).
28 февраля, в конце визита Никсона в Китай был опубликован текст Шанхайского коммюнике КНР и США, которое так долго обсуждалось обеими сторонами. Там заявлялось, что:
1) прогресс в направлении нормализации отношений между КНР и США служит интересам всех стран;
2) обе стороны желают уменьшить опасность возникновения международного военного конфликта;
3) ни одна из сторон не претендует на гегемонию в Азиатско-Тихоокеанском регионе, и каждая из них будет противостоять усилиям любой другой страны или группы стран установить подобную гегемонию.
Главное что объединяло США и Китай – желание ослабить влияние Советского Союза в Азии и в мире. Именно поэтому одна из статей Шанхайского коммюнике говорит о недопущении гегемонии какого-либо государства в Азии. Самой сложной темой переговоров стал Тайвань, однако ради того, чтобы заручиться поддержкой Китая в борьбе против СССР, США пошли на уступки Китаю, фактически аннулировав своими заявлениями американо-тайваньский договор о совместной обороне 1954 года. США признали, что Тайвань – часть Китая, но настаивали на мирном разрешении данной проблемы.[6]
Таким образом, началась эпоха нормализации отношений между Китаем и США. В 1973 году между председателем Китая и президентом США была установлена телефонная линия. Начиная с 1971 года, стороны постоянно обменивались разведданными о дислокации советских войск. В связи с Уотергейтским скандалом и уходом Никсона с поста президента нормализация отношений между США и КНР несколько замедлилась. Однако 1 января 1979 между КНР и США установились дипломатические отношения. Китай и США часто обменивались визитами официальных лиц. Стороны начали активное сотрудничество в военной, экономической, культурной, научной сфере, и т. д.
По мнению авторов сайта America.gov «это был главный поворотный момент в мировой истории, и он в итоге внес свой вклад в разрушение Советского Союза и в завершение холодной войны».[7] Однако по моему личному мнению этот момент конечно поворотный, но американцы явно переоценили его вклад в развал СССР, так как вскоре КНР поменяла свой внешнеполитический курс и создала концепцию «трёх миров», где значимость США и СССР для Китая уравнивалась. А генеральный секретарь ЦК КПК Ху Яобан заявил на ХII съезде Компартии Китая, что «Китай отнюдь не опирается ни на какую великую державу или группу государств и никоим образом не подчиняется давлению каких-либо крупных государств». Таким образом, внешняя политика КНР стала более прагматичной и отказалась от противостояния Советскому Союзу. Более того, в 1989 году после подавления демонстрации студентов на площади Тяньаньмэнь американо-китайские отношения дали трещину, которую не удалось залатать до сих пор, а советско-китайские отношения в том же году нормализовались (это произошло после вывода советских войск из Афганистана). Но моё мнение может быть ошибочным, поэтому если вы заметите ошибку в моих рассуждениях, пожалуйста, исправьте её. Буду вам очень за это признателен J
3) С. А. Евсеев «Стратегический треугольник»: геополитические противоречия США — КНР — СССР в Восточной Азии в конце 1960-х — конце 1970-х гг. // Известия Уральского государственного университета// http://proceedings.usu.ru/?base=mag/0053(01_14-2007)&xsln=showArticle.xslt&id=a22&doc=../content.jsp
4) Давыдов А. С. Идеология и прагматизм в китайской политике США (диссертация)// Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций// http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/178615.html#contents
5) Америка отмечает// RusTT//http://www.rustt.ru/asp/article/634 – карикатура «Кульминация дипломатии пинг-понга»
6) Архивные фото: дипломатия пинг-понга// CCTV // http://russian.cctv.com/20091112/102856_1.shtml — фотографии
7) Вениамин Мотылёв «Политика президента Ричарда Никсона: взлёт и падение. Часть вторая.»// The West East// http://www.westeast.us/27/article/5817.html
8) И. М. Попов, С. Я. Лавренов «Советский Союз в локальных войнах и конфликтах». Часть первая. Глава 12 «Советско-китайский раскол»//Военная история и футурология// http://milresource.ru/Cold-War-Chapter-12.html
9) А. В. Дегтярев. Роль Совета Национальной Безопасности в дипломатической подготовке визита Р. М. Никсона в КНР в феврале 1972 года// http://sun.tsu.ru/mminfo/000063105/311/image/311-072.pdf
10) Пограничный конфликт в районе озера Жаланашколь. 1969 год// Тайны веков// http://agesmystery.ru/node/126
12) Курс на разрядку международной напряженности и его срыв// Украинская карта// http://www.ukrmap.kiev.ua/index.php?id=1328&lang=ru
15) Клитин А. А. Внешняя политика США в Восточной Азии (курсовая работа)
Видео:Холодная война: Взаимоотношения СССР-КитайСкачать
«Китайская карта» Киссинджера
Конфликт СССР и Китая на Даманском в марте 1969 года послужил началом дрейфа КНР к США. Уже в начале 1970-х Китай — союзник Америки против их общего врага, Советского Союза. Большую роль в разыгрывании «китайской карты» сыграл Киссинджер. Все договорённости о совместном, США и Китая, сдерживании СССР действенны и сегодня: в отношении правопреемника Советского Союза — России.
2 и 15 марта 1969 года на острове Даманском, что на реке Уссури, произошли боевые столкновения между Китаем и СССР (58 убитых советских солдат и от 700 до 1000 — китайских). Блог Толкователя уже писал, что этот конфликт чуть не поставил две страны на грань ядерной войны. Интересно, что победу на Даманском китайцы приписывают себе. Уже осенью 1969 года остров был отдан КНР, и скоро они его соединили с берегом (просто засыпав 47-метровую протоку). Подбитый советский танк Т-62 был отправлен в Военный музей Пекина, и посмотреть на него как на символ победы водят китайских детей.
Результатом этого и другой череды военных столкновений на советско-китайской границе в 1969 году стало оформление союза между Китаем и США против их общего врага — СССР. Как происходило формирование этого союза в начале 1970-х, рассказывается в книге историков Лавренова и Попова «Советский Союз в локальных войнах и конфликтах» (ACT; Астрель, 2003).
Раскол советского монолита
Для США сближение с коммунистическим Китаем обеспечивало окончательный раскол советско-китайского «монолита», устранение опасности совместных, скоординированных действий двух социалистических государств на мировой арене, и прежде всего против Вашингтона.
В КНР сближение с США рассматривалось как форма борьбы с СССР. Не случайно антисоветская составляющая шагов Вашингтона и Пекина превалировала над всеми иными.
(Киссинджер и Чжоу Эньлай)
Решение о сближении с Вашингтоном было утверждено на пленуме ЦК КПК в октябре 1968 года. Через месяц Китай предложил США возобновление переговоров в Варшаве и заключение соглашения о пяти принципах мирного сосуществования. Вашингтон в 1969–1971 годах предпринял целую серию ответных жестов в политической, военной и экономической областях. Начался зондаж по поводу контактов на высшем политическом уровне, и вскоре Пекин передал президенту США Р. Никсону приглашение посетить Китай.
В апреле 1971 года Китай официально пригласил высокопоставленного американского посланника посетить КНР. В качестве такого посланника китайцы просили прислать помощника президента по национальной безопасности Г.Киссинджера, госсекретаря У.Роджерса или «даже самого президента США лично. Никсон в мае направил свое решение в Пекин: сперва в КНР прибудет с секретной миссией Киссинджер, а затем туда прибудет он сам.
2 июня 1971 года Пекин направил свой ответ в Вашингтон: китайцы заявляли о своей готовности принять обоих американских посланцев, а Никсону обещали организовать встречу с самим Мао Цзэдуном. Получив эту новость, Никсон так приободрился, что открыл «очень старую бутылку бренди «Корвуазьер» и вместе с Киссинджером поднял тост «за поколения, которые придут нам на смену и которые будут иметь возможность жить в мире благодаря тому, что мы сделали».
Китайскому партийному активу в документах ЦК Китайской компартии доводился главный вывод: «Наша борьба против двух гегемонов — это лозунг. По существу, мы выступаем главным образом против того самого реального врага, каким является социал-империализм советских ревизионистов, мы нападаем главным образом на этот социал-империализм. В данном вопросе у нас полная ясность, и США также прекрасно понимают ситуацию. из двух гегемонов мира, в конечном счете, один — Советский Союз — является самым прямым, самым опасным и самым реальным в настоящее время».
Официальное начало развитию американо-китайского диалога положила секретная поездка в Пекин помощника президента США по вопросам национальной безопасности Киссинджера. В июле 1971 года, находясь с официальным визитом в Пакистане, он неожиданно под предлогом болезни «исчез» из поля зрения журналистов. По предварительной договоренности с китайскими лидерами Киссинджер тайно посетил Пекин, где встретился с премьером Госсовета КНР Чжоу Эньлаем.
(Киссинджер и Дэн Сяопин)
Это был прорыв в американо-китайских отношениях, «замороженных» после победы народной революции в Китае. Во время переговоров Киссинджер заявил, что «США более не являются врагом Китая, не будут более изолировать Китай, поддержат предложение о восстановлении членства КНР в ООН, но выступают против изгнания из ООН представителей Чан Кайши».
Кто придумал термин «гегемонизм»
В своих мемуарах Киссинджер неоднократно отмечал, что американо-китайское сотрудничество с самого начала мыслилось в Вашингтоне, а равно и в Пекине, как направленное против СССР. Взаимодействие между США и КНР, подчеркивал Киссинджер, «отражало геополитическую реальность, проистекавшую из беспокойства в связи с увеличением советской мощи», и должно было побудить Советский Союз к «сдержанности и сотрудничеству». Именно Киссинджеру принадлежит авторство термина «гегемонизм», который вскоре вошел в политический язык Пекина для обозначения Советского Союза.
Во время своего визита Киссинджер намекнул китайским лидерам на возможность развития некоторых форм сотрудничества двух стран в сфере безопасности и представил им разведывательную информацию о советском военном развертывании на Дальнем Востоке, а также пообещал проинформировать их обо всех договоренностях США с СССР, которые так или иначе затрагивают интересы Китая.
Вслед за секретным визитом Киссинджера в Пекин отношения между двумя странами активизировались и стали наполняться реальным содержанием.
28 июля 1971 года американское правительство объявило о временном прекращении полетов разведывательных самолетов SR-71 и беспилотных летательных аппаратов ВВС США в воздушном пространстве КНР с разведывательными целями. В октябре 1971 года Киссинджер во время своего второго рабочего визита в КНР в знак особо доверительных отношений с Пекином передал китайской стороне фотоснимок советских военных объектов, сделанный из космоса.
В это же самое время на XXVI сессии Генеральной Ассамблеи ООН КНР была восстановлена — или скорее принята — в Организацию Объединенных Наций. Длительная американская блокада этого решения ООН закончилась, Тайвань лишился места в этой организации, а КНР получила фактически статус великой державы. Это была великая победа китайской дипломатии, которая, однако, стала возможной только благодаря изменившейся позиции Вашингтона.
(Никсон и Брежнев)
В феврале 1972 года с официальным визитом в Пекин прибыл президент США Никсон. Общность позиций двух стран проявилась прежде всего в явно антисоветской направленности совместного коммюнике, что было закодировано термином «борьбы против гегемонизма». Китайские источники прямо отмечают, что это положение «в действительности провозгласило борьбу против советского гегемонизма стратегической основой китайско-американских отношений».
Игра США с Москвой
Разыграв «китайскую карту», Вашингтон приступил к «игре» с Москвой по крупному. Первый ход в этой «игре» был сделан американцами, и был он как две капли воды похож на начало «китайской партии».
В апреле 1972 года, всего через два месяца после официального визита Никсона в Пекин, в Москву тайно приехал Генри Киссинджер. О пребывании Киссинджера в СССР до самого его отъезда в США не знал даже американский посол в Москве Дж.Бим.
Состоявшиеся переговоры Брежнева с Киссинджером были продуктивны: уже 22 мая 1972 года в Москву впервые в истории США с официальным визитом прибыл президент США Ричард Никсон. В прямой постановке на тех переговорах скорее всего проблемы советско-китайских отношений не обсуждались.
В мае 1973 года в Москву для подготовки ответного визита советского лидера в США вновь прибыл Киссинджер. На этот раз встреча американского посланника с Брежневым происходила в Завидово. Именно там, в один из дней после успешной охоты на кабанов, в неформальной обстановке охотничьего домика состоялся доверительный обмен мнениями между Брежневым и Киссинджером по китайской проблеме.
В.Суходрев, личный переводчик Брежнева, описывает в своих мемуарах тот разговор и связанные с ним проблемы:
«Дело в том, что проблема развивающихся отношений между США и Китаем была для советского руководства крайне важной и острой. Существовали большие опасения, что США могут, как тогда говорили, разыграть «китайскую карту», то есть шантажировать СССР перспективой установления особых отношений с Китаем в ущерб нашим интересам. Отношения СССР и КНР тогда были обострены до крайности.
(Киссинджер на охоте с Брежневым)
Брежнев прямо спросил Киссинджера:
— Как объяснить политику сближения с Китаем, которую проводит президент США? Как совместить её с заявлениями Никсона о желании развивать и укреплять дружественные отношения с СССР?
Киссинджер внимательно выслушал генсека и стал пространно объяснять, что политика США в отношении КНР никоим образом не направлена против интересов СССР, отношениям с которым США придают приоритетное значение. Что же касается упомянутого заявления президента Никсона в Шанхае, то, мол, сделано оно было на банкете, без подготовленного текста, экспромтом, да еще после хорошей дозы китайской рисовой водки маотай.
Брежнев, казалось, был удовлетворен ответом Киссинджера, и дальнейшая беседа уже не носила политического характера».
И все же, несмотря на удовлетворение Брежнева ответом Киссинджера по поводу американской политики в отношении Китая, опасения у Москвы остались. Эти опасения были не беспочвенны.
«Мудрая обезьяна» — Америка
В 1975 году Киссинджер, уже будучи госсекретарем США, откровенно высказался о целях американо-китайского сближения: «Соединенные Штаты и Китайская Народная Республика вновь сблизились после двух десятилетий по прагматическим соображениям. Обеими нашими странами руководил взаимный интерес, без иллюзий, в стремлении открыть новое начало. Мы и КНР заинтересованы в том, чтобы мир был свободен от доминирования посредством военной силы и угроз, того, что наше совместное коммюнике охарактеризовало в качестве «гегемонии». Мы заявили, что наши страны не будут стремиться к гегемонии и каждая из них будет противостоять попыткам других добиваться гегемонии».
С этого времени борьба против «гегемонизма», под которой в Пекине однозначно понимали Советский Союз, стала превалирующей тенденцией внешней политики Китая. В официальных китайских источниках отмечалось: «Советский социал-империализм является империалистической державой, следующей по пятам США и являющейся потому более агрессивной и авантюристической. Из двух сверхдержав СССР — самый свирепый, наиболее безрассудный, наиболее предательский и наиболее опасный источник мировой войны».
(Киссинджер и Путин)
Обстановка была уникальна для Вашингтона. Кризис в советско-китайских взаимоотношениях позволил ему занять место «мудрой обезьяны», наблюдающей с высокой горы за схваткой двух «тигров». Сам Киссинджер, касаясь политики США в отношении Москвы и Пекина, в своём докладе президенту Никсону по итогам визита в КНР в феврале 1973 года, перефразируя известную американскую пословицу, отмечал: «Нам нужно иметь наш «маотай» и пить нашу водку». Суть такой политики заключалась во взвешенном подходе по отношению к двум другим сторонам «треугольника». Киссинджер, как главный архитектор внешней политики США, с самого начала считал, что «геополитическим интересам Америки отвечает обеспечение независимости и территориальной целостности Китая перед лицом советской угрозы.
«Китайская карта» в конечном счете помогла Вашингтону выиграть «холодную войну» и устранить главную угрозу своим интересам, политике и ценностям со стороны некогда мощной сверхдержавы — СССР.
И что самое важное — все договорённости о совместном, США и Китая, сдерживании СССР действенны и сегодня: в отношении правопреемника Советского Союза — России.
Приглашаем вас на лекцию «Telegram для блоггинга и бизнеса». На ней вы познакомитесь с основными принципами запуска контентных проектов в Telegram, трендами, форматами, стратегиями развития и монетизации каналов, а также возможностями для продвижения вашего бизнеса.
Наши лекторы: создатель одного из крупнейших русскоязычных авторских каналов «Интересные статьи» (@bestarticles, более 24 000 подпис чиков) Михаил Кафанов, журналисты и основатели Telegram-канала «Красный Сион» (@redzion) Павел Пряников и Алексей Аликин.
Лекция пройдёт 14 марта в центре Москвы (5 минут пешком от станции метро Добрынинская) с 19.30 до 21.30.
Ещё в Блоге Толкователя о Китае:
Последователь мир-системного анализа Валлерстайна, китайско-американский экономист Ли Минци полагает, что Первый мир не выдержит подъёма Китая в качестве второй сверхдержавы. Тогда надо отбрасывать Китай на периферию системы, либо переходить в пост-капитализм, который будет новым изданием социализма или феодализма.
Китай приступил к масштабной аренде земель России. В связи с этим россияне всё чаще говорят о «китайской угрозе». Однако в США что консерваторы, что либералы иначе оценивают перспективы Китая: это «бумажный тигр» с незавидной судьбой – его ждёт развал или поражение в борьбе с Америкой, если он решится ей бросить вызов.
Если вам понравилась эта и другие статьи в Блоге Толкователя, то вы можете помочь нашему проекту, перечислив небольшой благодарственный платёж на:
Яндекс-кошелёк — 410011161317866
Киви – 9166313201
Карта Сбербанка — 5469 3800 8261 5112
Видео:Новый Мировой Порядок | Противостояние США, Китая и РоссииСкачать
Корейская проблема в треугольнике США — Китай — Россия
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Эксперт Российского национального комитета Азиатско-тихоокеанского совета по сотрудничеству в безопасности (АТССБ/CSCAP)
27 июля 2021 г. отмечается очередная печальная годовщина — 68 лет прекращения боевых действий в Корее. Напомним, что формально война так и не была окончена, подписано лишь Соглашение о перемирии. Подписи поставили представители Китая («добровольцев»), КНДР и США (от имени «войск ООН»), тогда как Республика Корея подписывать документ отказалась.
С самого начала в этой горячей точке столкнулись интересы наиболее влиятельных после окончания Второй мировой войны держав — США, СССР, и незадолго до того возникшей, но уже обретшей свою правосубъектность Китайской Народной Республики. Корейская война стала одним из первых шокирующих драматических эпизодов развернувшейся «холодной войны». А США впервые выступили прямой стороной конфликта с «коммунистическим миром».
Динамическое равновесие в «треугольнике» на протяжении всего последующего периода холодной войны и стало гарантией самого существования двух корейских государств и относительной стабильности на полуострове. Сегодня Корейский полуостров остается одной из потенциальных зон конфликта, причем в отличие от других региональных конфликтов здесь налицо геополитическое измерение.
В США в последние годы независимо от смены администраций, особенно после фактического приобретения КНДР ядерного статуса, позиция по корейской проблеме определяется как часть стратегии на китайском направлении. Ранее Вашингтон пытался привлечь Пекин к давлению на КНДР, а когда это предсказуемо не получилось, стал использовать корейскую карту против Китая. Пока стратегия Байдена больше похожа на «стратегическое терпение 2.0», так как Вашингтон значимых уступок предложить не готов, а КНДР на заходы американцев не откликается.
Для Китая корейское направление остается одним из приоритетных в военно-политической сфере. Китай озабочен ракетно-ядерными амбициями Пхеньяна и проблемой распространения ядерного оружия. Его появление в КНДР ставит под удар позиции самого Китая в мировом ядерном рейтинге и подрывает его глобальные позиции, служит предлогом для наращивания военного кулака США вблизи его границ. В этом позиции Китая и России близки. Однако КНР выступает и против попыток изолировать и подорвать КНДР. Китайские дипломатические концепции предлагают мирное дипломатическое урегулирование корейской проблемы по двум трекам — ядерное разоружение и обеспечение гарантий безопасности КНДР. Китай не против диалога с США по этой теме, но вряд ли питает большие надежды на то, что ему удастся убедить Вашингтон встать на позиции реализма и заставить принять «стратегическое решение» — признать КНДР и учесть ее озабоченности, закрыв глаза на несовместимую с американской идеологией парадигму режима.
В США фактически утеряли надежду на денуклеаризацию КНДР, то есть отказ от ядерного оружия. Следующим шагом может стать контроль за вооружениями, недопущение разрастания ракетно-ядерного потенциала КНДР.
Вероятный ответ — возможная инициатива организации переговорного процесса по ограничению и сокращению стратегических вооружений на Корейском полуострове. Такие идеи уже бродят в Вашингтоне. Россия в этих условия могла бы взять на себя роль организатора такого переговорного процесса между КНДР и США с участием также Москвы и Пекина. Это открывает поле взаимодействия с США, так как наши две страны — единственные, которые имеют опыт подобного дипломатического процесса (СНВ). Очевидно, должен быть заинтересован в этом и Китай. Так, процесс можно было бы возобновить в рамках каркаса шестисторонних переговоров (замороженных в 2006 году) при том понимании, что вся шестёрка целиком (с участием Южной Кореи и Японии) занималась бы проблемами создания режима региональной безопасности.
Видео:Треугольник СССР-США-Китай. «Неудобная правда» Самита АлиеваСкачать
Наследие «холодной войны»
27 июля 2021 г. отмечается очередная печальная годовщина — 68 лет прекращения боевых действий в Корее. Напомним, что формально война так и не была окончена, подписано лишь Соглашение о перемирии. Подписи поставили представители Китая («добровольцев»), КНДР и США (от имени «войск ООН»), тогда как Республика Корея подписывать документ отказалась.
С самого начала в этой горячей точке столкнулись интересы наиболее влиятельных после окончания Второй мировой войны держав — США, СССР, и незадолго до того возникшей, но уже обретшей свою правосубъектность Китайской Народной Республики. Корейская война стала одним из первых шокирующих драматических эпизодов развернувшейся «холодной войны». А США впервые выступили прямой стороной конфликта с «коммунистическим миром». СССР остался за кулисами — правда, советские летчики непосредственно сражались с американцами. Но на грани поражения КНДР в войну вынужден был самым непосредственным образом вмешаться Китай, пославший почти миллионный корпус «добровольцев», которые и решили исход конфликта. СССР такому вовлечению Китая в «общее дело» был рад — есть предположения, что это именно по хитрому замыслу Сталина, который хотел исключить возможность американо-китайского сближения, Китай стал ударной силой «социалистической системы» в этой войне. Так внутринациональный по сути конфликт приобрел геополитическое измерение. Следствием этой трагедии явился не только раскол единой страны на два враждебных государства под патронажем противоборствующих сверхдержав, но и долгосрочная напряженность в Северо-Восточной Азии, закрепившая конфронтационный баланс сил.
Динамическое равновесие в «треугольнике» на протяжении всего последующего периода холодной войны и стало гарантией самого существования двух корейских государств и относительной стабильности на полуострове. Нарушение этого баланса сил в результате распада СССР подтолкнуло КНДР, напуганную утерей главного союзника, к созданию собственного ядерного «стратегического уравнителя». И все же, несмотря на возросшую способность КНДР самостоятельно обеспечивать свою безопасность, общая диспозиция в геополитическом треугольнике и сегодня изменилась мало, хотя, конечно, соотношение сил претерпело значительные изменения в результате роста мощи Китая на фоне ослабления роли России в связи с распадом СССР.
Сегодня Корейский полуостров остается одной из потенциальных зон конфликта, причем в отличие от других региональных конфликтов здесь налицо геополитическое измерение.
В случае нестабильности в КНДР (скажем, из-за экономического или политического кризиса, волнений, инициированной извне «цветной революции») в конфликт сразу же окажутся непосредственно втянуты США, группировка войск которых расквартирована в Южной Корее. Вашингтон в рамках новой стратегии в регионе, названным им «Индо-Тихоокеанским», формирует по сути антикитайской блок на основе «алмаза демократий» — QUAD, куда активно тянут и Южную Корею
Кризис в КНДР привел бы не к «смене режима», а исчезновению КНДР как государства — Северная Корея немедленно будет поглощена Югом. В таком случае геополитические последствия выдвижение военного потенциала США к китайским границам трудно переоценить.
Конечно, Китай, на границе которого происходил бы конфликт, не сможет остаться в стороне. Утрата КНДР суверенитета нанесла бы чувствительный удар по продвигаемым КНР и Россией концепциям многополярного, основанного на уважении суверенитета и международном праве «Вестфальского» мира. Для Китая это к тому же стало бы неприятным свидетельством ограниченности его возможностей, «потерей лица» в международном масштабе.
Вероятно, нельзя исключить и сценарий, когда в случае кризиса Китай возьмет Северную Корею (или ее часть) под свое «покровительство». Это вызвало бы крайне болезненную реакцию США и в целом Запада, многих азиатских стран — привело бы к смене глобального политического уравнения, в котором Китаю была бы назначена роль главного «злодея».
В Восточной Азии в обоих случаях возник бы долговременный очаг военно-политической конфронтации и ситуация гонки вооружений.
Неудивительно, что всеми вовлеченными великими державами корейский вопрос ныне воспринимается в контексте более широкой геополитической мозаики. При этом значение этого фрагмента мозаики все более возрастает, благодаря усиливающейся биполярной конфронтации США и КНР. Россия здесь выступает скорее в качестве «группы поддержки», и пока не стремится чрезмерно расходовать своей внешнеполитический ресурс на этом направлении с учетом собственной оценки перспектив развития ситуации.
Видео:Америка предрекает войну с Китаем в 2025-ом годуСкачать
Позиции великих держав
В США в последние годы независимо от смены администраций, особенно после фактического приобретения КНДР ядерного статуса, позиция по корейской проблеме определяется как часть стратегии на китайском направлении. Ранее Вашингтон пытался привлечь Пекин к давлению на КНДР, а когда это предсказуемо не получилось, стал использовать корейскую карту против Китая.
Такие «метания», в частности, были характерны для администрации Д. Трампа. Будучи в плену завышенных представлений о степени влияния Пекина на Пхеньян, Трамп поначалу пытался добиться от Китая участия в его кампании «максимального давления», зачастую не выбирая средств воздействия на Китай. Позднее, как известно, он перешел к саммитовой дипломатии и добился прекращения КНДР ядерных испытаний, запусков межконтинентальных баллистических ракет и других нажимных провокационных действий. Такая политика встречала понимание и поддержку со стороны Китая и России. Однако правящий истеблишмент США (deep state) такую политику сорвал.
Администрация Байдена более трезво оценивает ситуацию. По словам споуксмена Президента Дж. Псаки, линия Белого дома, разработанная в результате продолжавшейся несколько месяцев работы по «обзору» политики в Корее, предусматривает «выверенный («калиброванный») практический подход, который открыт для дипломатии с Северной Кореей», и направлен на «достижение «практического прогресса», который повышает безопасность Соединенных Штатов и их союзников». Сделаны символические жесты в виде подтверждения США приверженности Сингапурской декларации и Пханмунджомской декларации Севера и Юга, назначения спецпредставителя по корейской проблеме. В Вашингтоне утверждают, что такая политика реалистична и является равноудаленной как от попытки заключения «большой сделки» Трампа, так и «стратегического терпения» (игнорирования и сдерживания ) президента Обамы.
На деле, однако, пока стратегия Байдена больше похожа на «стратегическое терпение 2.0», так как Вашингтон значимых уступок предложить не готов, а КНДР на заходы американцев не откликается. По оценкам влиятельных южнокорейских политологов, разрекламированная линия не произвела особого впечатления на Пхеньян — он требует прекращения «политики враждебности», которая угрожает самому существованию страны.
Что касается Китая, неплохая команда специалистов по корейской проблеме в администрации Байдена понимает, что Китай ни в коем случае не «сдаст» КНДР, поскольку она остается «буфером» между его северо-востоком и азиатской группировкой войск США, и утрата даже столь одиозного клиента стала бы неприемлемым геополитическим ущербом для Пекина. Поэтому диалог с Пекином по корейской теме представляет для Вашингтона интерес, и попытки его форсировать уже осуществляются. Однако расчет на то, что такой диалог принесёт американцам нужные им результаты, иллюзорны. Китай сейчас откровенно сопротивляется попыткам США оказывать давление на КНДР и не желает усердствовать в соблюдении санкций против Пхеньяна.
Для Китая корейское направление остается одним из приоритетных в военно-политической сфере. Китай озабочен ракетно-ядерными амбициями Пхеньяна и проблемой распространения ядерного оружия. Его появление в КНДР ставит под удар позиции самого Китая в мировом ядерном рейтинге и подрывает его глобальные позиции, служит предлогом для наращивания военного кулака США вблизи его границ. В этом позиции Китая и России близки.
Однако КНР выступает и против попыток изолировать и подорвать КНДР. Несмотря на разновекторность социально-политического развития, Китай не может откровенно отвергнуть или критиковать политический режим в КНДР и идеологию чучхе с «опорой на собственные силы». После охлаждения в отношениях в начале эры Си Цзиньпина и Ким Чен Ына, диалог на высшем уровне с 2018 г. возобновился и играет важную роль в координации позиций двух стран. У Китая — определенная сдерживающая роль, так как к советам Пекина в Пхеньяне прислушиваются. Там понимают, что КНР в неменьшей степени заинтересована в сохранении стабильности северокорейского государства и будет активно противодействовать внешним попыткам его подрыва. Китай также негласно оказывает заметную экономическую помощь КНДР, закрывает глаза на нелегальные экспортно-импортные операции Пхеньяна через его территорию и даже направленные на извлечение выгоды финансовые и кибероперации, часто незаконные.
Китайские дипломатические концепции предлагают мирное дипломатическое урегулирование корейской проблемы по двум трекам — ядерное разоружение и обеспечение гарантий безопасности КНДР. Министр иностранных дел Китая Ван И недавно подчеркнул необходимость «диалога и мирного урегулирования» и «поэтапных и синхронизированных действий» для решения проблемы денуклеаризации, заявив при этом, что США «необходимо пересмотреть свои непрекращающиеся военные угрозы и давление на КНДР на протяжении десятилетий». «Учитывая меры, которые КНДР приняла в направлении денуклеаризации и смягчения ситуации, США должны проявить свою искренность и дать ответ» — сказал он.
Китай не против диалога с США по этой теме, но вряд ли питает большие надежды на то, что ему удастся убедить Вашингтон встать на позиции реализма и заставить принять «стратегическое решение» — признать КНДР и учесть ее озабоченности, закрыв глаза на несовместимую с американской идеологией парадигму режима.
Видео:США, Китай и Россия. Куда смотрит треугольник?Скачать
Конфронтационная стабильность и приоритеты России
После провала американо-северокорейского саммита в Ханое в феврале 2019 г. ситуация в корейском урегулировании оказалась в тупике, но уже не воспринимается, как критическая, и перестала вызывать острую международную озабоченность, вновь перейдя в категорию хронических неизлечимых проблем мировой политики. Такая ситуация, несмотря на риторику, в целом, в разной степени устраивает великие державы.
Напомним, что лидер КНДР Ким Чен Ын после первой встречи с Трампом в Сингапуре в июне 2020 г. считал, что сможет добиться исторического прорыва в получении признания со стороны США, отдавая, впрочем, себе отчет в том, что смена власти в США может свести этот успех на нет. Автор считает правомерными догадки о том, что Ким надеялся договориться американцами о примирении по «вьетнамской модели». Это предполагало бы сближение КНДР с США при получении гарантий «отказа от враждебной политики» в обмен на дистанцирование от КНР. Естественно, что исторически и политически обусловленная зависимость от Пекина тяготит северокорейских руководителей. На мой взгляд, хрустальная мечта северокорейцев — найти баланс между Пекином и Вашингтоном, чтобы быть нужным в качестве «плацдарма» обоим и на этой основе «сосать двух маток», извлекать политические и экономические дивиденды от обоих противников. Подобно тому, как КНДР успешно применяла такую модель в период советско-китайского противостояния. Понятно, что Китай внимательно отслеживает такого рода замыслы.
В отличие от Вьетнама, однако, помешала ядерная проблема. По не связанным с корейской и даже региональной ситуацией причинам США, во избежание подрыва свих доминирующих позиций в глобальном балансе ядерного устрашения, необходимо исключить появление новых ядерных «игроков», тем более таких одиозных, как КНДР. Такую позицию разделяет и Китай, и Россия.
В Ханое Ким предложил поэтапный подход — для начала закрыть ключевой ядерный комплекс в Нёнбене и попросил смягчения санкций, однако консервативный американский истеблишмент во главе с Дж. Болтоном сорвал сделку. После этого Ким разочаровался в дипломатии, прекратил контакты с американцами. Его повестка в отношении США — прекращение совместных учений войск США и РК, неразмещение стратегического оружия на Корейском полуострове, подписание декларации о прекращении войны и создание мирного режима на Корейском полуострове, нормализации отношений, а для начала — смягчения санкций для обеспечения «права на развитие. Понимая, что Вашингтон к этому не готов, Пхеньян решил отказаться от контактов, ожидая, пока американский правящий класс «созреет».
Очевидно, реализация такого замысла способствовала бы повышению для США значимости КНДР — то есть, восприятию ее как угрозы. С учетом того, что военный путь решения не приемлем из-за ядерного потенциала КНДР, США, мол, придется найти формулу сосуществования. Такие планы, однако, встретили бы резкий протест Китая. Соблазн возвратиться к военным провокациям велик, но пока что Кима устраивает нынешнее положение. Это отвечает и интересам и Китая, и России.
В США фактически утеряли надежду на денуклеаризацию КНДР, то есть отказ от ядерного оружия. Следующим шагом может стать контроль за вооружениями, недопущение разрастания ракетно-ядерного потенциала КНДР.
Вероятный ответ — возможная инициатива организации переговорного процесса по ограничению и сокращению стратегических вооружений на Корейском полуострове. Такие идеи уже бродят в Вашингтоне. Россия в этих условия могла бы взять на себя роль организатора такого переговорного процесса между КНДР и США с участием также Москвы и Пекина. Это открывает поле взаимодействия с США, так как наши две страны — единственные, которые имеют опыт подобного дипломатического процесса (СНВ). Очевидно, должен быть заинтересован в этом и Китай. Так, процесс можно было бы возобновить в рамках каркаса шестисторонних переговоров (замороженных в 2006 году) при том понимании, что вся шестёрка целиком (с участием Южной Кореи и Японии) занималась бы проблемами создания режима региональной безопасности.
🎬 Видео
Экономическое чудо Китая за 13 минут.Скачать
Как Китай напал СССР на острове Даманский между Китаем и СССР , Даманский конфликт 1969 год причиныСкачать
Многополярный мир - доктрина, определившая внешнюю политику РоссииСкачать
Россия и Китай готовятся к господству в Евразии [CR]Скачать
ВЫЖИВАЮ ЗА США СУПЕР ОРУЖИЕ "ТРАДИЦИОННЫЙ"! АТАКУЮТ СО ВСЕХ СТОРОН В GENERALS CONTRA XСкачать
Тайны Китайской Стены Документальный фильм National Geographic 2020 FULL HDСкачать
Кто сильнее: США или Китай?💪🏻Скачать
Как Байден победит Китай в его собственной игре [CR]Скачать
Кто и зачем совершил самый масштабный теракт в истории человечества 9/11?Скачать
США – Китай – РФ. Разногласия в геополитических интересах странСкачать
Китай в начале 1950-х годов. Документальный фильм Алексея Денисова | History LabСкачать
Сантос поздравил Трампа с победой, иммиграционный адвокат-мошенник, новые правила жилищной лотереиСкачать
Тайвань. Как начался конфликт США и Китая. ЭксклюзивСкачать
Лекция Александра Габуева — «Америка, Китай, Россия в XXI веке: есть ли треугольник?»Скачать
Почему Россия хочет вернуть себе территории СССР [CR]Скачать