Класс: 8
Цели:
Оборудование урока: портрет Пифагора, проектор с экраном, веревка с 12 узлами, компьютеры.
I. Организационный момент, где учитель сообщает тему урока и его цели.
II. Проверка домашнего задания
А) Один ученик доказывает теорему Пифагора у доски.
Б) Ответы на вопросы:
1. Сформулируйте теорему Пифагора.
2. Какой треугольник называется прямоугольным?
3. Как называются стороны прямоугольного треугольника?
4. Заслушивание доклада учащегося “Теорема Пифагора”
5. Заслушивание доказательства теоремы Пифагора.
В) Решение задач по готовым чертежам.
Г) Составление алгоритма решения задачи.
1. Нахождение прямоугольного треугольника.
2. Запись теоремы Пифагора к конкретной задаче.
3. Составление и решение уравнения.
Д) Вывешивается таблица алгоритма.
1. Найти с.
2. с 2 = а 2 + в 2
3. с 2 = 8 2 + 6 2
III. Изучение нового материала.
А) Историческая справка.
Землемеры Древнего Египта для построения прямого угла использовали бечевку, разделенную узлами на 12 равных частей, покажите, как они это делали. (К доске вызываются 3 желающих продемонстрировать построение прямоугольного треугольника). Напоминаю, что в углах должны быть узлы. Ребята, выполнив с помощью веревки построение, очень довольны, что побывали в роли древних египтян. Рассказывают, что и сейчас при закладывании фундаментов новых домов очень часто строители используют именно этот способ построения прямых углов будущих домов.
Б) Постройте на компьютере треугольник АВС
Дано: а=4 см; в=3 см; С=90 °
Решение: с 2 =а 2 +в 2
с1=5; с2=-5 постороннее решение, длина гипотенузы – положительное число.
В) Ответ проверьте измерениями.
Г) Как вы думаете, какое название носит этот прямоугольный треугольник?
Правильно, Египетский треугольник, так и тема нашего урока. Ребята, запишите в тетрадях тему урока «Египетский треугольник».
IV. Развитие умений и навыков.
А) Найдите сторону ромба, если его диагонали 8 см и 6см.
На экране с помощью проектора дается чертеж.
Дано: АВСД – ромб
Решение: устно составим алгоритм решения задачи.
1. АВО – прямоугольник LО=90 °
2. АВ 2 =АО 2 +ВО 2 (АО = )
А как было проще решить, не выполняя вычислений, кто догадается?
Ответ: я вижу, что в прямоугольном треугольнике катеты равны 3 и 4, значит он Египетский, а поэтому гипотенуза равна 5, т.е. АВ=5.
Учитель: Вот ребята, оказывается не всегда нужно выполнять вычисления, а можно, зная определение Египетского треугольника, сразу дать ответ.
V. Работа в группах на 5–6 минут (класс разбит на несколько групп по 4 человека) каждая группа получает задание – карточку.
Стороны ромба равны по 13 см, а большая диагональ его равна 24 см. Вычислите другую диагональ.
В равнобокой трапеции основания равны 10 см и 40 см. Боковая сторона равна 25 см. Вычислите высоту трапеции.
В равнобедренной трапеции основания равны 7 см и 25 см, высота равна 12 см. Вычислите диагональ АС и периметр трапеции.
В прямоугольной трапеции основания равны 11 см и 20 см. Большая боковая сторона ее равна 41 см. Найдите периметр трапеции.
В прямоугольной трапеции АВ АД и АВ=ВС, диагональ АССД и АС=СД. Найдите АД если АВ=5см.
Быстрая проверка: на экране через проектор проецируется чертеж к 1 карточке и ребята рассказывают свое решение.
АО=
25 АЕ=FД=
ВЕ=
Ответ: 62.
Из АВЕ
Ответ: 112.
АВС, LВ=, АВ=ВС=5
АСД, LС=, АС=СД
Ответ: 10.
VI. Задание на дом п.64, №17,18.
VII. Подведение итога урока, выставление оценок.
А) Возможно ли было решить задачи данного типа без знания теоремы Пифагора?
Б) О чем надо помнить, применяя теорему Пифагора?
В) Вспомните алгоритм решения задач данного типа.
Г) Достигли ли мы цели урока?
Д) Что вам понравилось на этом уроке?
Учитель благодарит всех за работу на уроке.
Литература:
- А.В. Погорелов. Учебник. Геометрия 7-11.
- Г.И. Глейзер, История математики в школе.
- В.К. Смышляев, О математике и математиках.
- Урок по геометрии в 8 классе по теме «Египетский треугольник»
- Египетский треугольник 6 8 10
- Задача на смекалку
- 1. Практическая работа
- 2. Устная работа
- 3. Практическая работа
- Пифагорова тройка — это упорядоченный набор из трех натуральных чисел (x, y, z), которые удовлетворяют квадратному уравнению:
- Пифагоровы числа — это числа x, y, z, которые образуют Пифагорову тройку.
- В примитивной тройке (x, y, z) числа x и y разной четности, причем, четное число должно делиться на 4, и или x или y должно делиться на 3. А число z – всегда – нечётное.
- Любая примитивная тройка представляется в виде:
- Другими словами, катеты (x, y) и гипотенузу (z) пифагорова треугольника можно выразить следующими формулами:
- Во всяком пифагоровом треугольнике хотя бы один из катетов делится на 3 и хотя бы один из катетов делится на 4 (это может быть один и тот же катет).
- Ответ
- 🎦 Видео
Видео:Решали пол-урока, а оказалось очень простоСкачать
Урок по геометрии в 8 классе по теме «Египетский треугольник»
Урок по геометрии в 8 классе по теме «Египетский треугольник»
Оборудование урока: портрет Пифагора, веревка с 12 узлами, проектор с экраном,
I Организационный момент, где учитель сообщает тему урока и его цели.
google_protectAndRun(«render_ads. js::google_render_ad», google_handleError, google_render_ad); Цели:
- формирование умений применять теорему Пифагора в стандартных и нестандартных ситуациях, развитие у учащихся умений математического моделирования, и анализирования практических задач, закрепление навыков вычислительных действий с числами, составление и использование алгоритма решения задач, развитие интереса и уважения к изучаемому предмету.
А) Один ученик доказывает теорему Пифагора у доски.
Б) Ответы на вопросы:
1. Сформулируйте теорему Пифагора.
2. Какой треугольник называется прямоугольным?
3. Как называются стороны прямоугольного треугольника?
В) Решение задач по готовым чертежам.
Г) Составление алгоритма решения задачи.
1. Нахождение прямоугольного треугольника.
2. Запись теоремы Пифагора к конкретной задаче.
3. Составление и решение уравнения.
5. Запись ответа.
Д) Вывешивается таблица алгоритма.
1. Найти с.
III. Изучение нового материала. (слайд №1)
Учитель: Математическая история начинается в Древней Греции (VI в. до н. э.) (слайд №2)
(Диалог по ролям) – читают два ученика, подготовленные заранее
Пифагор.
Фалес из Милета, ты не был на родине два года. В какой прекрасной стране ты был? Что же восхитило тебя, Фалес?
Фалес. О я был в Египте! Меня восхитили ГАРПЕДОНАПТЫ.
Пифагор. Это такие звери?
Фалес. Нет. Это люди. Землемеры – геометры (по-гречески).
Пифагор. Чем они восхитили тебя?
Фалес. Знаниями, Пифагор. Они так много умеют: измерять и находить площади и объёмы; делить отрезок на две равные части циркулем; находить площадь круга. У них есть треугольник со сторонами 3, 4 и 5 локтей. Стороны его – гипотенуза и катеты.
История утверждает, что зарождение геометрии в этой стране обязано климатическим условиям, необходимостью ежегодно заново делить земли.
Учитель: Чтобы попасть из Греции в Египет, надо переплыть Средиземное море.( слайд №3) В гавани Милета стоял корабль, готовый к отплытию. Пифагор подошел к капитану и спросил: «Вы плывете в Египет?» Тот сказал: «Да». Тогда, ничего не говоря больше, Пифагор взошел на корабль и молча сел в том месте, где меньше всего мог мешать матросам. Капитан несколько удивился такому его поведению, но не задал никаких вопросов.
Судно вышло в море, и в течение всего плавания, которое было на редкость удачным, Пифагор не сдвинулся с места и не принимал никакой пищи. Все были просто потрясены, а капитан решил, что этот юноша заколдован и приносит счастье в плаваниях. Когда же корабль причалил к берегу, матросы высадили Пифагора, ослабевшего и шатавшегося от голода, и даже сделали на берегу небольшой жертвенник с фруктами и другой едой, посвятив его чудесному юноше. Как только корабль ушел в море, Пифагор подкрепил свои силы и двинулся к близлежащему селению, сохраняя абсолютное спокойствие. Так Пифагор попал в Египет. (слайд №4)
Однажды, гуляя по берегу Нила, главной реки в Египте, Пифагор увидел, как два землемера растягивают на земле большую веревку с узлами. — Что вы делаете? — спросил Пифагор. — Не видишь, что ли? Волна смыла колышки, разделяющие два участка земли. И теперь, чтобы восстановить границу, нужно построить прямой угол. Для этого мы используем треугольник со сторонами три, четыре и пять локтей. — Знаменитый египетский треугольник? — воскликнул Пифагор. — Ты разбираешься в геометрии? — Немного. — Тогда возьми этот узел и помоги нам натянуть веревку. (слайд №5)
Учитель: Давайте и мы побываем в роли гарпедонавтов(слайд №6)
(К доске вызываются 3 желающих продемонстрировать построение прямоугольного треугольника с помощью веревки с 12 узлами).
Учитель: Итак, Пифагор познакомился с гарпедонавтами — «натягивателями веревки», как их здесь называли. Эти люди хранили много секретов геометрии — науки о фигурах. У них были древние папирусы с рецептами построений и расчетов. Там можно было найти ответ почти что на любой вопрос, кроме одного: в чем тайна египетского треугольника? (слайды №7, 8)
Эту тайну разгадал Пифагор (слайд №9) Особенностью треугольника, известной ещё со времён античности, является то, что при таком отношении сторон теорема Пифагора даёт целые квадраты как катетов, так и гипотенузы, то есть 9:16:25.
Попробуем и мы решить теорему египтян
Решение задачи в тетради по теореме Пифагора
(Ученик вызывается к доске для записи решения)
З2 + 42 = 52 или 9 + 16 = 25.
Учитель: Благодаря Пифагору решение такой задачи для большинства не представит трудности. Но неужели и древние египтяне, чтобы определить длину третьей стороны прямоугольного треугольника по известным длинам двух других тоже сначала возводили числа в квадрат, а затем делали обратную операцию: извлекали корень? Может быть, у них был иной, более простой способ дли решения таких задач и свои, особые стандарты, которыми они руководствовались при расчетах?
Решив египетский треугольник алгебраическим способом, нужно еще решить задачу о египетском треугольнике геометрическим способом. Любой треугольник можно построить геометрическим способом, если известна длина всех трех сторон и длина двух сторон и угол между ними, если задано соотношение сторон треугольника. Последнее у нас действительно задано как 3 : 4 : 5
Работа на доске и в тетрадях вместе с учителем (слайд №11)
Для доказательства теоремы о египетском треугольнике необходимо использовать отрезок прямой известной длины А-А1. Он будет служить масштабом, единицей измерения, и позволит определить длину всех сторон треугольника. Три отрезка А-А1 равны по длине наименьшей из сторон треугольника ВС, у которой соотношение равно 3. А четыре отрезка А-А1 равны по длине второй стороне, у которой соотношение выражается числом 4. И, наконец, длина третьей стороны равна пяти отрезкам А-А1.
Проведем отрезок ВС, являющийся наименьшей стороной треугольника. Затем из точки В радиусом, равным отрезку с соотношением 5, проводим циркулем дугу окружности, а из точки С — дугу окружности радиусом, равным длине отрезка с соотношением 4. Если теперь точку пересечения дуг соединить линиями с точками В и С, то получим прямоугольный треугольнике соотношением сторон 3 : 4 : 5. Что и требовалось доказать.
Это интересно! (слайд №12)
Задача индийского математика XII века Бхаскары:
«На берегу реки рос тополь одинокий.
Вдруг ветра порыв го ствол обломал
Бедный тополь упал. И угол прямой
С течением реки его ствол составлял.
Запомни теперь, что в том месте река
В четыре лишь фута была широка.
Верхушка склонилась у края реки.
Осталось три фута всего от ствола,
Прошу тебя, скоро теперь мне скажи: у тополя как велика высота?»
IV. Развитие умений и навыков.
А) Найдите сторону ромба, если его диагонали 8 см и 6см.
На экране с помощью проектора дается чертеж. (слайд №13)
Дано: АВСД – ромб
Решение: устно составим алгоритм решения задачи.
1.Δ АОВ – прямоугольный, ےO=90°
2. АВ2 = АО2 + ВО2 (АО = 1/2 АС, ВО = 1/2 ВД )
А как было проще решить, не выполняя вычислений, кто догадается?
Ответ: я вижу, что в прямоугольном треугольнике катеты равны 3 и 4, значит он Египетский, а поэтому гипотенуза равна 5, т. е. АВ=5.
Учитель: Вот ребята, оказывается не всегда нужно выполнять вычисления, а можно, зная определение Египетского треугольника, сразу дать ответ.
V. Практическая работа с элементами исследования (слайд № 14)