Деление отрезков углов окружностей на равные части

§ 11. Графические построения при выполнении чертежей

При создании чертежей приходится выполнять различные графические построения: делить на равные части отрезки и окружности, строить углы, сопряжения и др. Поэтому, прежде чем приступить к выполнению чертежа, надо определить, какие построения требуется применить в данном случае.

Простейшие графические построения осуществляются с помощью чертежных инструментов -линейки, рейсшины, угольников, циркуля, лекал и пр. В математике такие построения называют геометрическими. Примерами подобных построений могут служить задачи на проведение параллельных и взаимно перпендикулярных прямых, деление отрезков, углов и окружностей на равные части и пр. Широкие возможности для графических построений открылись с появлением компьютеров.

Одни и те же графические построения могут быть выполнены различными приемами и с помощью различных инструментов. Рассмотрим некоторые из них.

11.1. Деление отрезков и построение углов. Чтобы разделить отрезок АВ на несколько равных частей, из его конца, например из точки А, проводят под любым углом к нему произвольной длины прямую (рис. 55, а) . Из точки А по ней откладывают циркулем или линейкой столько равных частей, на сколько нужно разделить отрезок, например четыре. Соединяют точку 4 с точкой В прямой и проводят параллельные ей другие прямые через точки 3, 2, 1. Полученные точки 1 2 , 30 делят отрезок АВ на четыре равные части.

Деление отрезков углов окружностей на равные части

Разделить отрезок на две равные части можно с помощью циркуля и линейки (рис. 55, б). Для этой цели из точек А и Б радиусом больше половины отрезка проводят дуги до их взаимного пересечения в точках С и С1. Соединив эти точки прямой, получим в пересечении ее с отрезком АВ точку D, которая является серединой заданного отрезка.

Построение различных углов, например в 45°, 60°, лучше выполнять с помощью угольников. Но строить углы, как и делить их на равные части, можно и с помощью других инструментов. Такие графические построения рассматриваются в геометрии.

  1. Вспомните последовательно графические построения, которые нужно произвести, чтобы разделить отрезок на несколько равных частей.
  2. Рассмотрите изображения, показывающие последовательность построения углов разной величины. Какие углы можно построить с помощью угольников?

Задание 7. В рабочей тетради разделите отрезок, равный 60 мм, в от-ношении 2:1. Какой длины оказались отрезки?

Задание 8. С помощью угольников постройте углы в 45°, 60°, 30°, 90°, 120°, 150°.

11.2. Деление окружности на равные части. Некоторые детали имеют равномерно расположенные окружности или другие элементы, для построения которых нужно делить заданную окружность на равные части.

Для того чтобы разделить окружность на три равные части, нужно принять за центр точку пересечения окружности с одним из диаметров и провести из нее дугу, радиус которой R равен радиусу изображенной окружности (рис. 56, а). Полученные точки 1 и 3 вместе с точкой 2 разделяют заданную окружность на три равные части. Соединив точки 1, 2 и 3 прямыми, получим вписанный треугольник (рис. 56, б).

Деление отрезков углов окружностей на равные части

Два взаимно перпендикулярных диаметра делят окружность на четыре равные части. Соединив точки 1, 2, 3 и 4 прямыми (рис. 57), получим вписанный четырехугольник.

Деление отрезков углов окружностей на равные части

На шесть равных частей окружность делят так. Приняв за центры дуг точки пересечения одного из диаметров с окружностью — А и В, проводят две дуги радиусом R, равным радиусу изображенной окружности (рис. 58, а). Эти дуги пересекают окружность в четырех точках 1, 2, 3 и 4. Вместе с точками А и Б они делят окружность на шесть равных частей (рис. 58, б). Ту же задачу можно решить при помощи угольника с углами 30° и 60° и линейки (рис. 58, в).

Деление отрезков углов окружностей на равные части

На рисунке 59, а показано деление окружности на восемь равных частей. Для этой цели дуги 1-3, 3-5 и др. делят пополам точками 2, 4 и т. д. или делят на две равные части отрезки 1-3, 3-5 и т. д. Можно поступить так: провести через центр окружности две пары взаимно перпендикулярных диаметров (рис. 59, б).

Деление отрезков углов окружностей на равные части

На пять равных частей окружность можно разделить с помощью циркуля и линейки (рис. 60, а). Если разделить радиус ОА окружности пополам (точка К), провести из точки К дугу радиусом КС до пересечения ее с диаметром окружности (точка М), то отрезок СМ и будет стороной вписанного пятиугольника. Последовательно откладывая полученный отрезок на окружности, можно получить точки, которые разделят окруж-ность на пять равных частей.

Эту графическую задачу можно решить и так: пятой части окружности соответствует угол в 72° (360°: 5 = 72°); такой угол можно построить с помощью транспортира (рис. 60, б).

Деление отрезков углов окружностей на равные части

Рис. 60

  1. Как разделить окружность на три, четыре, шесть и восемь равных частей?
  2. С помощью каких инструментов и как можно разделить окружность на пять равных частей?

Задание 9. В рабочей тетради разделите окружность Ø40 мм на три части. Впишите в нее правильный треугольник. Измерьте его сторону и нанесите размер на чертеж.

Задание 10. Перечертите изображения деталей (рис. 61, а и б), применяя правила деления окружности на равные части. Размеры можно не проставлять.

Деление отрезков углов окружностей на равные части

11.3. Построение сопряжений линий. Контуры многих деталей (рис. 62) имеют плавные переходы одной линии в другую — кривой в прямую, одной кривой в другую и др. Такие плавные переходы называют сопряжениями. Точки, в которых одна линия переходит в другую, называют точками сопряжений (точки А и Б на рис. 63). Центры, из которых проводят дуги для построения сопряжений, называют центрами сопряжений. Радиус дуги, с помощью которой осуществляют построение сопряжения, называют радиусом сопряжения.

Деление отрезков углов окружностей на равные части

Деление отрезков углов окружностей на равные части

Рассмотрим некоторые примеры. Для построения сопряжения двух прямых линий, пересекающихся под любым углом (рис. 64), необходимо выполнить следующие построения.

Деление отрезков углов окружностей на равные части

Рис. 64

  1. Найти центр сопряжения — точку О. Она лежит на расстоянии радиуса сопряжения (R) от заданных прямых и является точкой пересечения двух прямых, проведенных параллельно заданным прямым.
    В точке пересечения этих прямых и находится центр сопряжения О. Величина радиуса R задается в условии задачи.
  2. Найти точки сопряжения. Для этого проводят перпендикуляры из центра сопряжения О к заданным прямым. Полученные точки А и Б являются точками сопряжений.
  3. Провести дугу заданного радиуса между точками сопряжений А и Б, поставив опорную ножку циркуля в точку О.

Таким образом, для построения сопряжения надо найти центр сопряжения, точки сопряжений, знать радиус сопряжения.

При построении сопряжений следует иметь в виду, что переход от прямой к окружности будет плавным в том случае, если прямая касается окружности (см. рис. 63, а). Точка сопряжения А лежит на радиусе, перпендикулярном данной прямой.

Переход от одной окружности к другой будет плавным, если окружности касаются друг друга. Точка сопряжения Б находится на прямой, соединяющей их центры (рис. 63, б).

Сопряжение окружности и прямой, при заданном радиусе сопряжения R1, выполняют следующим образом (рис. 65).

Деление отрезков углов окружностей на равные части

Рис. 65

  1. Из центра окружности — точки О — проводят дугу вспомогательной окружности радиусом R + R.
  2. Проводят на расстоянии R от заданной прямой параллельную ей прямую до пересечения с дугой радиуса R + R1 в точке О1. Точка О1 будет центром сопряжения.
  3. Соединяют прямой точки О и O1, т. е. центры окружности и сопрягающей дуги, получают точку сопряжения А. Определяют вторую точку сопряжения В, проведя из точки О1 перпендикуляр к прямой.
  4. Из центра сопряжения О1 дугой радиуса R1 соединяют точки сопряжения А и Б и получают плавный переход от окружности к прямой.

Выполняя чертеж, следует определять последовательность геометрических построений. Такой процесс называют анализом графического состава изображений.

  1. Что понимают под сопряжением линий?
  2. Назовите графические построения, которые необходимо выполнить для построения сопряжений двух прямых, прямой с окружностью.

Графическая работа № 2. Чертеж детали

По наглядному изображению (рис. 66, а и б) постройте чертеж одной из деталей с применением сопряжений. Проставьте размеры.

Видео:Деление окружности на равные части. Урок 6. (Часть 1. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОСТРОЕНИЯ)Скачать

Деление окружности на равные части. Урок 6. (Часть 1. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОСТРОЕНИЯ)

Презентация «Деление отрезка, угла и окружности на равные части.»
презентация к уроку по технологии (7 класс)

Данную работу можно применять на уроках Техноогии в разделе «Основы графической грамотности». Так же на уроках черчения.

Видео:Деление отрезка на равные части, перпендикуляр к прямой.Урок 4.(Часть 1. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОСТРОЕНИЯ)Скачать

Деление отрезка на равные части, перпендикуляр к прямой.Урок 4.(Часть 1. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОСТРОЕНИЯ)

Скачать:

ВложениеРазмер
delenie_otrezka_ugla_i_okruzhnosti_na_ravnye.pptx131.85 КБ

Предварительный просмотр:

Видео:Инженерная графика. Деление отрезков, углов, окружностей на равные частиСкачать

Инженерная графика. Деление отрезков, углов, окружностей на равные части

Подписи к слайдам:

Деление отрезка, угла и окружности на равные части. Федорова Светлана Владимировна Учитель ГБОУ СОШ №127

Разделить заданный отрезок АВ пополам. И з концов отрезка АВ, как из центров, проведем дуги окружностей радиусом R, размер которого должен быть несколько больше, чем половина отрезка АВ (рис. 1) . Эти дуги пересекутся в точках M и N, найдем точку С, в которой пересекаются прямые АВ и MN. Точка С разделит отрезок АВ на две равные части. Примечание . Все необходимые построения должны и могут выполняться только с помощью циркуля и линейки (без делений). Рис.1 Деление отрезка пополам

Деление отрезка на n равных частей Разделить заданный отрезок на n равных частей. Из конца отрезка – точки А проведем вспомогательный луч под произвольным углом α .(рис.2 а) На этом луче отложим 4 равных отрезка произвольной длины (рис.2б). Конец последнего, четвертого, отрезка (точку 4) соединим с точкой В. Далее из всех предыдущих точек 1…3 проведем отрезки, параллельные отрезку В4 до пересечения с отрезком АВ в точках1′, 2′, 3′. Полученные таким образом точки разделили отрезок на равные четыре отрезка. рис. 2а рис.2б рис.2в

Деление угла пополам Разделить заданный угол ВАС пополам. Из вершины угла А произвольным радиусом проводим дугу до пересечения со сторонами угла в точках В и С (рис.3 а). Затем из точек В и С проводим две дуги радиусом, большим половины расстояния ВС, до их пересечения в точке D (рис.3 б). Соединив точки А и D прямой, получаем биссектрису угла, которая делит заданный угол пополам (рис.3 в) рис.3а рис 3б рис.3в

Деление окружности на три равные части Из конца диаметра, например, точки А (рис.4) проводят дугу радиусом R, равным радиусу заданной окружности. Получают первое и второе деление – точки 1 и 2. Третье деление точка 3, находится на противоположном конце того же диаметра. Соединив точки 1,2,3 хордами, получают правильный вписанный треугольник. рис.4

Деление окружности на шесть равных частей Из концов какого-либо диаметра, например АВ (рис.5), описывают дуги радиусом R окружности. Точки А, 1,3,В,4,2 делят окружность на шесть равных частей. Соединив их хордами, получают правильный вписанный шестиугольник. Примечание. Вспомогательные дуги проводить полностью не следует, достаточно сделать засечки на окружности. рис.5

Задания. Начертите произвольный отрезок и разделите его на 2 равные части. Начертите произвольный отрезок и разделите его на 6 равных частей. Начертите произвольный угол и разделите его на 2 равные части . Начертите окружность R=20 мм и разделите е ё на 3 равные части . Начертите окружность R=2 5мм и разделите её на 6 равных частей.

Видео:ДЕЛЕНИЕ ОТРЕЗКА НА РАВНЫЕ ЧАСТИСкачать

ДЕЛЕНИЕ ОТРЕЗКА НА РАВНЫЕ ЧАСТИ

Геометрическое построение в черчении

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (961 кБ)

Тема урока: Деление отрезка, угла, дуги на равные части (1час)

Методы:

Оборудование:

Презентация Power Point «Геометрическое построение», проектор, компьютер, чертежные инструменты и приспособления, графические карты и карточки задания (индивидуальные)

Тип урока:

Структура урока

Ход урока

Орг. момент.

Знакомство уч-ся с темой и планом проведения урока.

Проверить техническое оснащение учащихся (наличие чертежных инструментов)

Повторение

Повторение провести в форме фронтального опроса по материалу, изученного на уроках геометрии:

  1. Что называется лучом? Углом? Прямой?
  2. Какие углы по величине существуют?
  3. Как они отличаются друг от друга? Дать краткую характеристику каждому.
  4. Что такое отрезок?
  5. Что такое перпендикуляр?
  6. Как проводится перпендикуляр на определенной линии?

Новый материал

Для выполнения графических работ вместе с учителем необходимо иметь все чертежные инструменты и приспособления. Теоретический материал можно выполнять следующими способами:

  1. вместе с учителем (Учитель на школьной доске, ученики — в рабочих тетрадях)
  2. с использованием м/м презентации «Геометрическое построение»

Геометрическое построение — графический способ решения геометрических задач на плоскости при помощи чертежных инструментов

Оно включает
в себя:

1. Построение параллельных прямых с помощью линейки и угольника

2. Построение перпендикулярных прямых с помощью угольника и линейки (показать трудовые приемы)

3. Деление отрезка на равные части

Деление отрезков углов окружностей на равные части

Деление отрезков углов окружностей на равные части

4. Построение углов при помощи угольников

(Приложение 1 или обложка учебника)

Деление отрезков углов окружностей на равные части

5. Деление угла при помощи транспортира

Деление отрезков углов окружностей на равные части

6. Деление прямого угла на равные части

Деление отрезков углов окружностей на равные части

7. Нахождение центра дуги и определение величины радиуса

Деление отрезков углов окружностей на равные части

Практическая работа

В рабочей тетради вместе с учителем используя чертежные инструменты и приспособления выполнить следующую графическую работу:

  1. Разделить на две части острый угол.
  2. разделить на три части тупой угол.

Заключительная часть Подведение итога.

  1. Указать на типичные ошибки и найти способы их устранения.
  2. Оценить работу учащихся на уроке.

Домашнее задание

  1. Читать §15 п.1.
  2. Выполнить графическую работу по индивидуальным карточкам (согласно своего варианта).

Тема урока: Деление окружностей на равные части. Орнамент

Цель:
  1. Формирование знаний, графических умений и навыков у школьников;
  2. Развитие интеллектуальных данных в процессе изучения темы и освоения приемов построения чертежа;
  3. Развитие познавательного интереса школьников, их мышления, пространственных представлений, творческих способностей;
  4. Воспитание аккуратности и точности выполнения действий при выполнении графических работ
  1. Орг. момент – 1-2 мин.
  2. Повторение – 5 мин.
  3. Новый материал – 25 мин.
  4. Практическая работа – 10 мин.
  5. Заключительная часть урока – 4 – 3 мин.
  1. Деление отрезка на равные части;
  2. Деление угла и дуги на равные части;
  3. Деление окружностей на равные части;
  4. Создание орнамента с использованием техники деление окружностей на n-равных частей

Методы:

Оборудование:

Презентация Power Point «Геометрическое построение», проектор, компьютер, чертежные инструменты и приспособления, тесты

Структура урока

Ход урока

Орг. момент.

Знакомство уч – ся с темой и планом проведения урока.

Проверить техническое оснащение учащихся (наличие чертежных инструментов).

Повторение

Повторение провести в форме тестирования по изученному материалу на прошлом уроке.

Новый материал

Для выполнения графических работ вместе с учителем необходимо иметь все чертежные инструменты и приспособления. Теоретический материал можно выполнять следующими способами:

  1. вместе с учителем (Учитель на школьной доске, ученики — в рабочих тетрадях)
  2. с использованием м/м презентации «Геометрическое построение»

Геометрическое построение — графический способ решения геометрических задач на плоскости при помощи чертежных инструментов

Оно включает
в себя:

1. Деление окружностей на 4 и 8 равных частей

Деление отрезков углов окружностей на равные части

2. Деление окружностей при помощи угольников

(слайды 10, 12, 13, 15)

Деление отрезков углов окружностей на равные части

Деление отрезков углов окружностей на равные части

3. Деление окружностей
на 3 и 6 равных частей

Деление отрезков углов окружностей на равные части

4. Деление окружностей на 5 и 10 равных частей

Деление отрезков углов окружностей на равные части

5. Создание орнамента

Деление отрезков углов окружностей на равные части

Деление отрезков углов окружностей на равные части

Практическая работа

В рабочей тетради с помощью учителя. используя чертежные инструменты и приспособления выполнить следующую графическую работу:

  1. Разделить окружность на 10 частей.
  2. Разделить окружность на 12 частей (можно выполнять по вариантам).

Заключительная часть Подведение итога.

  1. Отметить лучших учащихся по результатам труда на уроке .

Домашнее задание

  1. Читать §15 п.1,2.
  2. Вычертить на формате А4 орнамент (сложный) в основе которого применяются правила деление окружностей на 3, 4, 5, 6 частей.

Литература:

  1. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С., Черчение: учебник для образовательных учреждений/ -4 изд., -М.; Аст; Астрель, 2009
  2. В.В., Черчение: учебник для образовательных учреждений/ под ред. Степаковой В.В. -3 изд., перераб и доп. _ М.; Просвещение, 2005.
  3. Гордиенко Н.А., Степакова В.В., Черчение : учебник для образовательных учреждений/ -М.; ООО «издательство Аст», 2004
  4. Интернет – ресурсы: изображения для презентаций «Деление окружностей при помощи угольников»

🔥 Видео

Деление угла на три части, трисекция линейкой невсисомСкачать

Деление угла на три части, трисекция линейкой невсисом

ДЕЛЕНИЕ ОТРЕЗКА НА РАВНЫЕ ЧАСТИ 396 Атанасян 8 классСкачать

ДЕЛЕНИЕ ОТРЕЗКА НА РАВНЫЕ ЧАСТИ 396 Атанасян 8 класс

Деление окружностей на равные частиСкачать

Деление окружностей на равные части

Деление угла на равные части. Урок 5. (Часть 1. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОСТРОЕНИЯ)Скачать

Деление угла на равные части. Урок 5. (Часть 1. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОСТРОЕНИЯ)

Деление отрезка циркулем на три части. How to divide a given segment into three parts by a compass.Скачать

Деление отрезка циркулем на три части. How to divide a given segment into three parts by a compass.

Деление окружности на равные части с помощью циркуляСкачать

Деление окружности на равные части с помощью циркуля

Деление окружности на 3 частиСкачать

Деление окружности на 3 части

Деление отрезка на равные части. Теорема Фалеса. ЧерчениеСкачать

Деление отрезка на равные части.  Теорема Фалеса. Черчение

Как разделить угол на равные части с помощью циркуляСкачать

Как разделить угол на равные части с помощью циркуля

Деление окружности на пять равных частей. Урок 7. (Часть 1. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОСТРОЕНИЯ)Скачать

Деление окружности на пять равных частей. Урок 7. (Часть 1. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОСТРОЕНИЯ)

Деление окружности на 3; 6; 12 равных частейСкачать

Деление окружности на 3; 6; 12 равных частей

Теорма Фалеса или задача о деление отрезка на равные частиСкачать

Теорма Фалеса или задача о деление отрезка на равные части

Деление окружности на 4 частиСкачать

Деление окружности на 4 части

Деление отрезка на 2,4,8 равных частей с помощью циркуля и линейкиСкачать

Деление отрезка на 2,4,8 равных частей с помощью циркуля и линейки

Деление окружности на 12 равных частейСкачать

Деление окружности на 12 равных частей

Деление окружности на равные частиСкачать

Деление окружности на равные части
Поделиться или сохранить к себе:
Цель:
  1. Формирование знаний, графических умений и навыков у школьников;
  2. Развитие интеллектуальных данных в процессе изучения темы и освоения приемов построения чертежа, с применением правил деления окружностей на равные части;
  3. Развитие познавательного интереса школьников, их мышления, пространственных представлений, творческих способностей;
  4. Воспитание аккуратности и точности выполнения действий при выполнении графических работ
  1. Орг. момент – 1-2 мин.
  2. Повторение — 5 мин.
  3. Новый материал – 25 мин.
  4. Практическая работа – 10 мин.
  5. Заключительная часть урока – 4 – 3 мин.
  1. Деление отрезка на равные части;
  2. Деление угла и дуги на равные части;
  3. Деление окружностей на равные части;
  4. Создание орнамента с использованием техники деление окружностей на n-равных частей