На конкурс ЛЭ-5, четвёртый тур, МК-5
У трёх выдающихся поэтов, писателей, литературоведов, критиков, переводчиков начала прошлого века, Серебряного века русской поэзии, их фамилии начинались со второй буквы русского алфавита. Думаю это не случайно. Такие начала могли определить и сходства, да и различия в их жизни и творчестве. Творчестве уникальном, ни с кем не сравнимом. Их жизненные пути непрерывно пересекались, соединялись, расходились. Наиболее ярко это видно на примере тех любовных треугольников, которые им «посчастливилось» создать. И которые до сих пор будоражат воображение их читателей.
Об одном из таких треугольников я узнал сравнительно рано. В классе 8,9 Средней школы. Родители меня «затащили» на лекцию в Ленинградский Дом Учёных. На ней лектор, женщина средних лет, в очках, рассказывала о жизни Любови Дмитриевны Менделеевой, дочери великого русского учёного. Ожидал, что речь пойдёт об открытиях её отца, их взаимоотношениях. Но нет. Основной темой лекции, к моему удивлению, да и моих родителей тоже, стали любовные отношения Любови Дмитриевны с двумя представителями модернизма в русской поэзии, с Александром Блоком, и его близким другом, Андреем Белым. Оба они влюбились в девушку. Александр Блок сделал её героиней своих стихов о Прекрасной Даме. Женился на ней. Но буквально боготворя её, не мог даже представить себе физической близости с ней. Плотским утехам он придавался в соответствующих заведениях Петербурга.
Не так представлял себе любовь к Любе Андрей Белый. Люба несколько раз переезжала к нему, потом возвращалась. Блок несколько раз вызывал друга на дуэль. Потом они мирились. Любопытно то, что свои переживания по этому поводу они отразили в своих произведениях. Александр Блок в пьесе «Балаганчик». Андрей Белый в романе «Петербург». Не уверен, что именно так рассказывала лектор о данной ситуации в Доме Учёных, но в память это событие врезалось. В школе ведь тоже так бывало, что два мальчика влюблялись в одну девочку. Но не с такими же подробностями и последствиями. А они, кстати, были таковы. Любовь Дмитриевна окончательно вернулась к Блоку. И этот странный брак без близости продолжался до смерти поэта. Андрей Белый в глубоком горе уехал заграницу. И не задумываясь, второпях, женился на Асе Тургеневой. Брак был неудачен и вскоре распался.
Андрею Белому, вообще, везло на любовные треугольники. Ещё один возник раньше описанного выше. Только распался он трагически. Правда не для Андрея Белого. Он дружил с поэтессой Ниной Петровской. Она была женщиной энергичной, страстной. Роль подруги её не устраивала. Нина страстно влюбилась в своего друга. А он взял, да «переметнулся» к Любови Менделеевой-Блок. Нина была не такой женщиной, чтобы просто проглотить такую пилюлю. Зная о дружеских отношениях Белого с Валерием Брюсовым, она становится любовницей последнего, в надежде видеться с предметом её страсти. Каким-то образом, Брюсов не стал противиться ухищрениям Нины, наоборот стал ей помогать. Они стали заниматься оккультизмом, фанатом которого был Белый. Другими практиками, в том числе и с применением наркотиков, даже героина. Только вот добиться цели, соединить Нину и Белого они не смогли. А вот для них всё кончилось плачевно. Брюсов быстро «сгорел», покинул этот мир, обласканный большевистским руководством. А Нина позже отравилась газом.
Ну и хватит о грустном. Поговорим лучше о любимой мной истории. Все трое наших героя отдали ей своё время и недюжинный талант.
Впервые я узнал об этом, рассматривая родительскую библиотеку. Меня заинтересовали семь томов в бумажном переплёте под броским заголовком: «Материалы Чрезвычайной Следственной комиссии Временного правительства по расследованию преступлений царского правительства». А составителем их значился Александр Блок. Позже у букинистов купил и книжку самого Блока «Падение царского режима». Несомненно, это был не роман на историческую тему, а самое настоящее историческое исследование.
Гораздо большую дань истории отдал Валерий Брюсов. Два его романа стали классическими историческими романами. «Алтарь победы» о событиях в Риме IV века. И «Огненный ангел» о Германии XVI века. Писателя волновала тема разрушения старого мира в России. И он обратился к примерам мировой истории. Кстати, «Огненного ангела» он посвятил Нине Петровской. С неё он писал образ одной из героинь романа.
Но какие бы они были три»Б», если бы и Андрей Белый не последовал примеру друзей. Так родился роман «Петербург», а в последние годы жизни «Москва». «Петербург» затмил «Москву», хотя сам Белый был москвичом.
Ну и пару слов о моих предпочтениях в отношении наших героев. Сразу скажу их нет. Больше того в преддверии женского праздника, признаюсь, что мне лично больше нравится творчество Анны Ахматовой и Марины Цветаевой. Но тут такая штука. Александр Блок написал прекрасное стихотворение, посвящённое Ахматовой. Помните:
Красота страшна-Вам скажут
Вы накините лениво
Шаль испанскую на плечи,
Красный розан в волосах.
В этой связи не могу не определить следующий порядок предпочтений. Александр Блок. Андрей Белый. Валерий Брюсов.
Видео:«Юному поэту» В. Брюсов. Анализ стихотворенияСкачать
Творчество Брюсова В.Я.
план-конспект урока (литература, 11 класс) по теме
Конспект урока литературы в 11 классе по творчеству Брюсова В.Я.
Видео:Валерий Брюсов — Огненный Ангел | Любовный треугольник на бумаге и в жизни [В двух словах]Скачать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorchestvo_bryusova_v.ya_.doc | 59 КБ |
Подготовка к ЕГЭ за 4 месяца
Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.
попробовать бесплатно, онлайн, 40 минут
Видео:«Кинжал» В. Брюсов. Анализ стихотворенияСкачать
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 11-м классе «Творчество В.Я. Брюсова»
Цели урока : познакомить учащихся с творчеством поэта-символиста В.Я.Брюсова, показать значение творчества поэта для русской поэзии, путём анализа стихотворений поэта выявить особенности его поэтики; подготовить учащихся к выполнению части В8 в тестах ЕГЭ.
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами урок, посвящённый творчеству необычного человека, яркого поэта начала 20 века — В.Я.Брюсова.
Нам с вами предстоит на уроке познакомиться с творчеством поэта-символиста В.Я.Брюсова, определить место поэта в русской поэзии. Анализируя некоторые стихотворения, мы попробуем определить особенности его поэтики.
II. Опрос по пройденному материалу.
Давайте вспомним особенности творчества поэтики символистов.
— Что такое символизм?
— Что такое символ?
— Кто же стал основоположником русского символизма?
— В чём новаторство символистов?
III. Работа по теме урока.
Слово учителя : Да, Серебряный век поэзии отмечен созвездием феноменальных поэтических дарований: З.Гиппиус, В.Соловьёв, Д.Мережковский: Но В.Я.Брюсов — одна из наиболее ярких звёзд в созвездии символизма. Он был литературным критиком, переводчиком, историком, пушкинистом, занимался редакционно-издательской деятельностью, теорией стиха, исследованием культуры. Современники называли его «живой классик». И сегодня у нас с вами есть возможность познакомиться с фактами его жизни и особенностями его творчества.
Знакомство с биографией поэта:
Слово учителя: Я просила вас познакомиться с биографией поэта самостоятельно по материалам учебников, Интернета, дополнительной литературы. Расскажите, о каких интересных фактах биографии В.Брюсова вы узнали?
Слово учителя: В поэзию В.Я.Брюсов ворвался, намеренно шокируя публику. Ну, вот, к примеру, скандально известный моностих В.Я.Брюсова «О, закрой свои бледные ноги!»: Как вы думаете, чего этим стихотворением хотел добиться поэт? ( Это намеренный эпатаж публики, хотел озадачить, хотел прославиться, громко заявить о себе.)
Слово учителя : Да, а главное — заявить о праве поэта на свободу творчества. И эта свобода творчества стала определяющей у В.Я.Брюсова. Именно поэтому лирический герой стихотворений В.Я.Брюсова — это сильная личность, персонаж из истории или мифа, навеянный философией Ницше. Его герой, безусловно, своим мужественным началом близок самому поэту, мечтающему о прорыве за пределы возможного . Отсюда и его поэтические эксперименты. У нас с вами есть возможность не только слышать интересные сообщения о творчестве поэта, но и увидеть некоторые экспериментаторские приёмы.
Слово учителя Безусловно, только экспериментами В.Я.Брюсов не ограничивался. Его творчество развивалось, окрашивалось событиями истории и собственной жизни. И появление разных сборников стихотворений В.Я.Брюсова как нельзя лучше иллюстрируют разные периоды творчества поэта.
Так, к началу 1890-х г.г. наступила пора увлечения В.Я.Брюсова произведениями французских символистов: Бодлера, Верлена, Малларме. В.Я.Брюсов пишет несколько статей о французских поэтах и в период с 1894 по 1895г.г. он издаёт (под псевдонимом Валерий Маслов) три стихотворных сборника «Русские символисты», куда вошли многие из его собственных стихотворений. В третьем выпуске и было помещено то самое скандальное «О закрой свои бледные ноги» (у Брюсова именно так оформлено стихотворение: без запятой после междометия «О» и с точкой в конце стиха), обеспечившее поэту неприятие критики и гомерический хохот публики по отношению к сборникам и самому В.Я.Брюсову. С иронией отнёсся к его стихотворениям и Владимир Соловьёв, который даже пародировал стихи В.Я.Брюсова. Впрочем, позднее и сам В.Я.Брюсов отзовётся о своих этих первых сборниках:
Слово учителя: Но уже в 1895г. в свет выходит первый сборник стихотворений исключительно брюсовских стихотворений — » Chefs d , oeuvre» («Шедевры»).
— Как бы вы отнеслись к такому названию сборника молодого поэта? (Дал намеренно вызывающее название. Это самомнение, самоупоённость, самонадеянность, самовлюблённость.)
Слово учителя Да, и в предисловии к книге В.Я.Брюсов написал, что не ждёт понимания ни от критиков, ни от читателей. Эта книга, как он говорил, «завещана вечности и искусству». Но никто и не подозревал о сомнениях, мучивших поэта, о его порывах всё порвать или сжечь. Ведь внимательный, вдумчивый читатель увидел бы, что основная тема сборника — это стремление уйти от будничной действительности к новому миру. В дневнике поэта мы находим: «Юность моя — юность гения».
Несмотря на то, что сборник «Шедевры» это сборник «молодых» стихов, есть в нём стихотворения, заслуживающие внимания. В них поэт не только ищет новые формы, создаёт экзотические рифмы, но и необычные образы. Одним из таких стихотворений является написанное в 1895г. стихотворение «Творчество» ( читает ученик )
Давайте мы сейчас вместе попробуем проанализировать это стихотворение.
— Определите тему сти х отворения? (Поэт передаёт чувства, ощущения рождения нового произведения, шедевра. Это не создание, а угадывание.)
— Почему это стихотворение можно назвать символистским? ( Есть характерная лексика, образы-символы: сон, тени, тишина, ночь, тайны, луна.)
— Какие художественно-выразительные средства использует поэт в этом стихотворении? (Цветопись: фиолетовый, лазоревый (не лазурный)
Звукопись (аллитерация) : повторение сонорных л, р, м, н.)
— Зачем? (Это стихотворение благодаря этому приёму звучит как завораживающий поток звуков. Брюсов старается максимально использовать музыкальность в стихотворении, следуя поэтическим завещаниям французского символиста Поля Верлена: «Музыка прежде всего!»)
— В чём особенности композиции? (Строфы стихотворения оригинально связаны: последняя строка становится 2-й в следующей строфе. Это как бы сцепляет все строки стихотворения, создавая поток сознания и ощущений.)
— Как же создаётся образ творчества? (Постепенно, ведь действительность невозможно познать, она угадывается в переплетении теней и звуков).
— Какое состояние лирического героя передаёт Брюсов? (Это состояние муки, угадывания того, что потом будет облачено в поэтическую форму).
— Можно ли говорить о двоемирии, о переплетении мира реального и мира мечты? Давайте понаблюдаем за тем, как преображается реальный мир?
-Что стало с реальными стенами, месяцем, луной? (Опишите, найдите в тексте) (Поэт уже всё видит по-другому, и если в начале стихотворения говорится о тени «несозданных созданий», то в конце речь идёт о творениях воплотившихся, созданных, написанных, но тем не менее полных тайн.)
— Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?
Слово учителя У Брюсова очень много стихотворений посвящено теме творчества. И все они разные. Но объединяет их одна общая мысль: творчество должно быть свободно, оно продолжается, его невозможно постичь, оно хрупко, иллюзорно, воздушно, боится громких звуков и яркого света.
Брюсов развивается как поэт стремительно. В 1897г. появляется следующий стихотворный сборник В.Я.Брюсова «Me eum esse» («Это я»).
Здесь поэт незначительно прогрессирует сравнительно со сборником «Шедевры». В нём автор ещё видится нам холодным мечтателем, отстранённым от «внешнего мира». И наиболее известное стихотворение этого сборника
«Юному поэту» (читает ученик наизусть)
— Какова основная мысль стихотворения?
Слово учителя Область познания, цель искусства — грядущее, поэт самоценен, он заслуживает поклонения. Сам поэт художественному дару, искусству поклоняется как божеству. Именно в этом стихотворении ярко выражены претензии В.Я.Брюсова на роль теоретика нового направления: «я даю тебе три завета».
В 1900г. В.Я.Брюсов стал одним из инициаторов и руководителей издательства «Скорпион», объединившего сторонников нового искусства. Именно в «Скорпионе» был издан сборник стихотворений поэта под названием «Tertia Vigilia» («Третья стража»). ( В сторожевой службе римских войск ночью были 4 смены караула. Третья стража приходилась на самое глухое время ночи — 3 часа после полуночи.)
— Как вы думаете, почему сборник носит такое название? Каков подтекст?
Слово учителя На этот сборник Брюсов возлагал большие надежды: » Это мои лучшие вещи, может быть, лучшее, что я мог написать в стихах:»
Индивидуальное опережающее задание ученику познакомиться со сборником стихов «Третья стража» самостоятельно и попробовать охарактеризовать этот сборник.
Слово учителя: Многим ценителям творчества Брюсова больше других нравится именно этот сборник его стихов. Вот, например, стихотворение «К самому Себе «, написанное в 1900г. (Чтение наизусть стихотворения учителем).
— Как же относится к самому себе поэт в этом стихотворении?
Слово учителя Одним из наиболее примечательных стихотворений этого сборника является также стихотворение «Ассаргадон». О своём восприятии этого стихотворения расскажет учащийся (фамилия, имя) Восприятие и истолкование стихотворения — опережающее индивидуальное задание учащемуся
Слово учителя: Итак, после «Tertia Vigilia» Брюсов окончательно завоёвывает признание в петербургских литературных кругах, куда его ввёл К.Бальмонт. Не прошло и нескольких лет, как Брюсов, вдохновлённый успехом, издаёт в 1903г. следующий стихотворный сборник «Urbi et Orbi» («Граду и Миру»).Эта книга, как и прежняя состояла из нескольких циклов (на слайде презентации). Как пояснил позднее автор, название должно было показать, что он обращается не только к тесному «граду» своих единомышленников, но и ко всему «миру» русских читателей.
Уже в ранних своих сборниках Брюсов обращался к теме города, эта тема настолько притягательна, что он идёт к ней, прокладывая дорогу тем, кто идёт за ним: З.Гиппиус, Белому, Вяч. Иванову, Ф.Сологубу и, конечно, А.Блоку, который восхищался сборником «Граду и Миру». Вот что он пишет в своём письме Брюсову: «Каждый вечер я читаю «Urbi et Orbi» : Что же Вы ещё сделаете после этого. Это одна из драгоценнейших книг нашего времени. «, далее Блок говорит о том, что он никогда «не предполагал возможным» так писать стихи о городе и человеке. Город у Брюсова безмерно соблазнителен; прекрасен и ужасен. Он поприще трагедии одинокой души, переживающей своё одиночество в толпе. Брюсова вдохновляют уже не синтетические образы. Город стал для поэта явлением, соединяющим прошлое и настоящее. Но во многих его стихах этого сборника чувствуется неоднозначное отношение поэта к образу города. С одной стороны, он воспевает культурные и материальные ценности, «дух движения» города («Париж», «Мир», «Венеция»). С другой стороны город наводит ужас, человек теряется перед силой незримых чудовищ, уродливой действительностью — «Конь Блед», «Довольным», «Фабричная». Брюсов в одном из стихотворений так определил такое видение темы города: «борьба города с людьми». Интересно, что в этом сборнике Брюсов всё чаще и чаще обращается к гражданской теме. Классическим примером гражданской лирики и одним из наиболее известным в сборнике является стихотворение «Каменщик» (ученик читает наизусть).
-Какой путь выбирает для себя поэт? (Из всех жизненных путей он выбирает путь труда, дабы изведать тайны «жизни простой и мудрой».)
Слово учителя: Напомню только ещё раз, что этот сборник стихов был встречен русскими символистами как огромное событие. Критики убедились, что Брюсовым создан собственный стиль — звучный, чеканный, живописный.
Я к новому раю спешу, убегаю, мечта неизменно жива!
Я создал, и отдал, и понял я молот,
чтоб снова сначала ковать.
Я счастлив и силен, свободен и молод,
творю, чтобы кинуть опять!
(«По улицам узким:», 1901г.)
Слово учителя Как несомненная поэтическая удача был встречен и сборник стихов «Stephanos» («Венок») — 1906г. Сам Брюсов писал, что этот сборник завершил его поэзию и надел на неё воистину «венок». А, по мнению поэта-символиста Вячеслава Иванова, «каждое стихотворение в этом сборнике — новое открытие в царстве поэтических форм». Здесь Брюсов преднамеренно взвешивает все составные элементы, продумывает соразмерность частей, стремясь, по выражению поэта, «алгеброй гармонию проверить». И теперь книги Брюсова начинают выходить большими тиражами, теперь Брюсов получает право диктовать литературной жизни свои законы. Очень яркое стихотворение в этом сборнике — «Памятник», написанное в 1912г. (ученик читает наизусть)
Слово учителя Вы знаете, что тема памятника занимает большое место в творчестве русских поэтов. Вы можете вспомнить, как мы проводили сравнительный анализ стихотворений «Памятник» Державина и «Я памятник себе воздвиг:» Пушкина. Стихотворения всех трёх поэтов объединяет одна тема.
— Какая? (Каждый из поэтов подводит как бы итог своему творчеству, определяет, за что он будет «любезен народу».)
— Как Брюсов говорит о своих заслугах?
За многих думал я, за всех знал муки страсти,
Но станет ясно всем, что эта песнь — о них,
И у далёких грёз в непобедимой власти
Прославят гордо каждый стих.
Слово учителя У Брюсова лирический герой противопоставлен тем, кто не понял поэта — «толпе»: Мой памятник стоит, из строф созвучных сложен.// Кричите, буйствуйте, его вам не свалить! Теперь на пике славы Брюсов всё чаще говорит, что устал от декадентства. Он хочет обратиться к прочному и незыблемому — творчеству Пушкина, которое он всегда высоко ценил. Но это обращение не бескорыстно. Брюсов неустанно изучает стихотворную технику Пушкина, желая стать «новым Пушкиным». В итоге, вождь символистов становится одним из видных пушкинистов начала века. Он посвятил поэту и литературе о нём 82 статьи, не считая неоконченных статей и набросков. Постепенно символизм утрачивает ведущую роль, уступая место новым литературным течениям. Начинает колебаться и слава Брюсова как вождя символизма. Критики всё чаще говорят, что последние его стихи хуже прежних.
Революцию Брюсов принял лояльно, сотрудничал с большевиками, но годы Первой Мировой войны совпали для Брюсова с периодом тяжких переживаний, сомнений, поисков. Брюсов пытается выработать новую поэтическую манеру, соединить дорогую его сердцу античность и революционную действительность. В результате появляются странные и неудачные, даже непонятные строки:
Эй, Европа, ответь, не комете ли
Ты подобна в огнях наших сфер?
Не созвездье Геракла наметили
Мы, стяг выкинув — Эс-эс-эс-эр?
«СССР», 1923г.
Слово учителя: Как видим, тяжёлые испытания, выпавшие на долю страны и самого поэта не проходят бесследно. Красноречивы даже названия циклов из его последних поэтических сборников:»Душа истаивает:», «Стихи о голоде», «Это всё — кошмар!». Брюсов попытался создать «научную поэзию», он вводит в стихи темы и термины из области точных наук: «Мир электрона» (1922г.), «Мир N измерений» (1924). Некоторые из них порой превращаются в ребусы.
Дальше. Вопль толп; радио
с небоскрёба:
Дальше. Жизнь волн; Марс в союз;
враг с планет. —
И: : Вновь у башни троянской
(из гроба!)
Старцев спор, выдать Елену иль нет:
«Тетрадь», 1923г.
Заключительное слово учителя : Так Брюсов пишет теперь о том, что ничто на свете: ни технический прогресс, ни революция, ни космические кризисы — не в силах уничтожить любовь, которая властвует над миром.
Надо сказать, что сам Брюсов не испытывал удовлетворения от таких стихов, но неустанно продолжает верить в неслучайность своего существования. Он считает, что в его жизни всё: и личные и исторические катастрофы, неустанный труд, творческие неудачи и взлёты, даже увлечение наркотиками — имеет свой смыл.
Да, творческая судьба этого поэта сложна, интересна, ярка! Он, словно очевидец, воспевает сокрытое веками. Брюсовский поэтический мир — это мир страстей и переживаний, это мир свободный. И хочется вновь вернуться к словам, с которых мы начали знакомство с творчеством этого поэта: В.Я.Брюсов — одна из наиболее ярких звёзд в созвездии символизма.
IV. Выводы по уроку, подведение итогов.
V. Рефлексия. Ответ на вопрос: В поэзии Брюсова я открыл для себя, что:
Видео:Валерий Брюсов — Творчество: Стих (Аудио стихи слушать)Скачать
Визуальная поэзия. Материалы к спецкурсу по анализу поэтического текста
Разделы: Литература
У каждого человека есть свои любимые предметы, возможно, любимые из-за их внешней формы. Вот, например, любимая красивая ваза, дорогая, чем-то очень памятная чашка, настольная лампа и т.д. А что, если воспеть им дифирамбы? И не просто сочинить стихи, а написать их в форме этого предмета.
Эта стихотворная игрушка была известная еще в глубокой древности как пайгнии – “шутка”. Изобретение этой стихотворной формы приписывается греческому поэту Симмиасу (жившему еще до н.э.). Точная дата его рождения не установлена, хотя сохранились три стихотворения – в виде секиры (очевидно, дорогой ему), крыльев и яйца (тут уже, наверное, какая-то философская символика). Кстати, такие стихи, имевшие вид кубка, пальмы, башни, пирамид и других предметов, были в моде в разные эпохи. Чем наша эпоха хуже древних?
Визуальная поэзия – явление довольно многообразное, находящееся на стыке поэзии и живописи, графики, пластики, фотографии. Визуальный поэтический текст – это результат соединения двух видов деятельности – поэтической (словесной) и изобразительной (графической).
При одном только взгляде на текст, написанный на любом языке, мы легко отличим стихи от прозы. Графическое оформление текста на листе укажет нам, что перед нами стихотворный текст, даже если он написан на незнакомом нам языке. Уже из этого можно сделать вывод, что визуальный компонент – в самой природе поэзии. Вся поэзия визуальна. И если мы представляем какие-то тексты под этим специальным названием, то это говорит лишь о преимущественной роли визуальных компонентов в них, о том, что это стихи скорее для глаза, чем для голоса.
Впервые попробовали соединить поэзию и изобразительное искусство еще в древности александрийские поэты Симий, Досид и Феокрит. Фигурные стихи писали (изображали?) и в средние века, и в эпоху барокко. Расцвет визуальной поэзии приходится на рубеж IX–XX веков во Франции (Стефан Малларме, Гийом Аполлинер).
У русской визуальной поэзии – богатая история. Существует даже фольклорная песня-заклинание, изображенная графически в виде ромба:
Чародейская песня ведьм
А.
А.Б.
А.Б.Р.
А.Б.Р.А.
А.Б.Р.А.К.
А.Б.Р.А.К.А.
А.Б.Р.А.К.А.Д.
А.Б.Р.А.К.А.Д.А.
А.Б.Р.А.К.А.Д.А.Б.
А.Б.Р.А.К.А.Д.А.Б.Р.
А.Б.Р.А.К.А.Д.А.Б.Р.А.
А.Б.Р.А.К.А.Д.А.Б.Р.
А.Б.Р.А.К.А.Д.А.Б.
А.Б.Р.А.К.А.Д.А.
А.Б.Р.А.К.А.Д.
А.Б.Р.А.К.А.
А.Б.Р.А.К.
А.Б.Р.А
А.Б.Р.
А.Б.
А. (8,130)
Древнерусская литература 30–40-х годов XVII в. дала, например, такой образчик:
Первые визуальные стихи появляются в XVII веке. Симеон Полоцкий не столько писал свои поэтические стихи, сколько рисовал свои поэтические тексты. Наиболее известное стихотворение Симеона Полоцкого в форме сердца из цикла “Благоприветствования”:
Через столетие – еще один всплеск, поэтические опыты Г.Державина.
Зрю
Зарю
Лучами,
Как свещами,
Во мраке блестящу,
В восторг все души приводящу.
Но что? – от солнца ль в ней толь милое блистанье?
Нет! – Пирамида – дел благих воспоминанье.
Второе наступление видеопоэзии произошло в начале ХХ века. Особенно яркими примерами конкретной поэзии являются опыты Андрея Белого, Валерия Брюсова, Василия Каменского, Велимира Хлебникова, Семена Кирсанова.
Я
Еле
Качая
Веревки,
Въ синели
Не разразличая
Синихъ тоновъ
И милой головки,
Летаю въ просторе
Крылатый какъ птица
Межъ лиловыхъ кустовъ!
Но въ заманчивомъ взоре,
Знаю, блещетъ алея зарница!
И я счастливъ ею безъ словъ!
А.Ф. Бадаев в статье “Поэтическая графика как категория текста: постановка проблемы” (2) достаточно подробно рассматривает историю формирования и становления русской визуальной поэзии, отмечая, что в послереволюционный период (после 1917 года) наступил перерыв в создании визуальных текстов. Однако культура визуальной поэзии начала ХХ века предопределила возрождение такого направления в современной поэзии (А.Вознесенский, Г.Сапгир, Д.Авалини).
Андрей Вознесенский раньше других стал известен широкой публике как автор видеом — «штучных» трехмерных композиций, в создании которых участвует и слово. Один из самых знаменитых – огромные, в несколько метров высотой пасхальные яйца – глобусы, на месте бывшего СССР мы видим пустоту, «выколупленное» место, Индийский океан обозначен как «Идейный», на Африканском континенте красуется знак:
Два вопроса претендуют на роль основного в анализе поэтического произведения: о чем стихотворение? какое оно? Развитие видеопоэзии все более актуализирует второй вопрос. И, пытаясь заглянуть в будущее русской литературы, мы, скорее всего, станем интересоваться не тем, о чем будут писать поэты, а тем, каким предстанет феномен под названием поэзия.
Весьма затруднительно сегодня классифицировать визуальную поэзию: счет различных форм поэтических текстов идет на десятки, причем постоянно появляются новые. Поэты работают со шрифтом, расположением текста на странице, с “перевертышами” (стихи-палиндромы), с иными – помимо бумаги – материалами (А.Вознесенский).
Однако, положив в основу классификации прежде всего визуальный принцип, внешний вид, можно выявить три основные группы подобных произведений:
а) геометрические изображения (текст расположен в виде строго геометрической фигуры);
б) изображения под конкретные предметы (внешняя форма повторяет очертания какой-либо вещи);
в) абстрактные живописные изображения, определяемые автором в качестве стихотворений (их принадлежность к поэзии устанавливается, как правило, только благодаря таковой заданности в заглавии или расположению в контексте других стихотворений).
В некоторых случаях границы между текстами первой и второй группы кажутся весьма зыбкими. Является ли, к примеру, стихотворение в форме звезды Симеона Полоцкого изображением геометрической фигуры или изображением конкретного объекта – звезды?
Внешняя форма в конкретной поэзии в любом случае стилизация, но изображение звезды – все же геометрическая фигура, ведь именно такой формы было принято условно изображать звезду, и нельзя сказать, что очертания реальной звезды даже приблизительно выглядят подобным образом.
Внешней формой стихотворения конкретной поэзии становятся чаще всего силуэт (облик) предмета, наименование которого является основным мотивом, ключевым словом, выражение темы или наиболее важным образом всего произведения. Звезда, сердце, крест являются основными темами рассуждений в стихотворениях Симеона Полоцкого, изображенных в виде таких же фигур.
Стремление к совершенству визуальной формы стихотворения вряд ли имели у Симеона Полоцкого теоретические обоснования, которыми уже в начале XX века многие поэты разных стран поясняли свои фигурные произведения. Гийом Аполлинер, например, даже применил для таких текстов особый термин – каллиграмма (от греч. кallis – красивый и gramma – написание): “Калиграмма – всеобъемлющая художественность, преимущество которой состоит в том, что она создает визуальную лирику, которая до сих пор была почти неизвестна. Это искусство таит в себе огромные возможности, вершиной его может стать синтез музыки, живописи, литературы”.
Как видим, Аполлинеру важнее всего было достичь синтеза искусств, давней мечты многих поэтов и музыкантов. Но поэт тут же “проговаривается” и добавляет, что такое оформление текста необходимо, “чтобы читатель с первого взгляда воспринимал все стихотворение целиком, подобно тому, как дирижер одним взглядом охватывает нотные знаки партитуры”. Поэтический текст оказывается все же важнее, и Аполлинер пытается заставить визуальную форму работать на содержание. Лучше всего ему удалось это в стихотворении “Заколотая горлинка и фонтан”.
Это необыкновенно красивое стихотворение, печальное и мелодичное, как струи воды, и, приглядевшись к нему внимательно, мы можем выделить некоторые закономерности подобных текстов визуальной поэзии, относимых нами ко второй группе (изображения под конкретные предметы).
Прежде всего визуальная форма стихотворения является воплощением ключевого в образно-тематической композиции слова “фонтан”. Но как мы уже отмечали, любое подобное изображение условно, схематично. Это — либо силуэт, либо максимально упрощенная (лишь бы предмет узнавался) схема, вобравшая наиболее характерные черты объекта. Фонтан подвижен, он – “живой”, он струится и бьет, журчит и сверкает, он подвержен давлению воды и влиянию ветра. Невольный всплеск воды, вольность струи пробирается в стихотворение, первая строка (но насколько позволительно в произведениях конкретной поэзии пользоваться термином “строка” или “стих”?) выгибается, образуя гребень взметнувшейся струи. Все стальные струи – строки лишь слегка колеблются, сходясь то чуть ближе, то отстраняясь. Отклонения эти довольно неприметны.
В этом стихотворении появляется целый ряд фонтанов. Фонтан реальный, фонтан – визуальная форма текста, фонтан “молитв и слез” — воплощение скорби, фонтан – воспоминания – память – памятник. Фонтан становится символом. Но разве, только взглянув на стихотворение, именно взглянув, не прочитав и буквы, не было понятно, что фонтан в этом стихотворении нечто большее, чем просто фонтан? Такова заданность жанра – центральный образ опредмечивается формой. Понятие мгновенно сливается с предметом, и только потом, позже во времени и не так уж легко, проявляется слово. Графический текст и вербальный существуют сами по себе, в различных плоскостях. Не в этой ли вторичности восприятия слова ахиллесова пята конкретной поэзии? Конечно, в том случае, если это поэзия, а не новый вид искусства, выросший из поэзии и живописи.
А.Л.Жовтис отмечал: “Те или иные графические приемы могут играть положительную роль лишь до тех пор, пока они помогают интонировать текст, помогают восприятию содержания произведения, а не осложняют прочтение и проникновение в него. Когда же зрительный момент начинает преобладать, т.е. на передний план выступает изображение, а не интонация, не ритмический процесс, стих разрушается безотносительно к тому, организован он метрически или нет” (7, 120).
Слово – вечно изменяющееся, содержащее в себе миры смыслов, погибает, бесконечно суживается, помещенное в узкие рамки рисунка. Слово существует во времени, рисунок – в пространстве. Объединения пространства и времени в конкретной поэзии не происходит – сначала мы воспринимаем пространство, лишь потом время и, пытаясь вновь воспринять в единстве, снова пространство. Визуальное преобладает над вербальным, слово вторично и несущественно, ибо главное – внешний вид. Это нечитаемые произведения. И чем больше отходит художник от слова, чем больше появляется, пусть довольно эффектных, визуальных приемов, тем, дальше от поэзии, если, конечно, понимать под поэзией ритмическое словотворчество.
В.Каменский, чья “Железобетонная поэма” называется поэтическим произведением только благодаря авторской установке и уж никак не читаема, писал о конкретной поэзии: “Эта “лаборатория” необходима для мастерства, чтобы заставить слово служить истинной цели – возвеличивать содержание” (9, 223). Конечно, нельзя отказать в содержании поэме В.Каменского, но речь в таком случае будет идти совсем о другом роде восприятия, ибо перед нами произведение живописное, произведение изобразительного искусства, в котором использованы отдельные слова и буквы, а могли быть и не использованы.
И определение “поэзия” в данном случае весьма произвольно (говорим же мы, однако, восхищаясь, прекрасным ландшафтом: “Какая поэзия!”). Без авторских пояснений мы иногда можем и не догадаться, что перед нами стихотворение, а не картина. Как без авторской заданности были бы определены фотографические коллажи А.Вознесенского? Мы не встречаем в них характерных для поэзии признаков стихотворной речи, мы видим живописное выражение поэтического настроения. Вербальное в визуальной поэзии – вторично.
В визуальной поэзии авторы пытаются, ломая стиховые традиции, добиться совершенства произведения, выжать самую сущность слова или перешагнуть “за рамки” поэзии и создать нечто большее, чем вербальный текст. Визуальная поэзия – это прежде всего эксперимент с формой.
На наш взгляд, одно из самых совершенных произведений, относящихся к визуальной поэзии, — это стихотворение Андрея Вознесенского “Аксиома самоиска”:
Где горит, как над воротами
Перед выходом по списку, —
Жизни крест наоборотный.
«Волшебное» сочетание А. Вознесенский располагал в виде креста, уже традиционного символа на протяжении столетий. Текст читается по двум плоскостям, слева направо и справа налево, сверху вниз и снизу вверх. При этом не возникает никаких натяжек ни с орфографией, ни с пунктуацией, ни со звуковым строем.
«Крест» А. Вознесенского – одно из самых совершенных произведений визуальной поэзии, логичное завершение попыток многих поэтов обогатить слово наглядной изобразительностью.
В целом же, визуальная поэзия не столько работает на смысл, сколько напротив, делает его вторичным, текст расслаивается на два одновременно не воспринимаемых уровня: изобразительный и вербальный, и второй обычно проигрывает.
Использованная литература:
- Аполлинер Гийом. Избранная лирика. – М.: Книга, 1985.
- Бадаев А.Ф. Поэтическая графика как категория текста: постановка проблемы // Художественный текст: структура, семантика, прагматика. Екатеринбург, 1997.
- Вознесенский А. “Аксиома самоиска”. – М.,1990.
- Вознесенский А. Видеомы. Государственный музей изобразительных искусств им. А.Пушкина. – М., 1993.
- Державин Г.Р. Стихотворения.- Л., 1957.
- Дуганов Р.В. Велимир Хлебников: Природа творчества. – М.: Сов.писатель, 1990.
- Жовтис А.Л. Стихи, которые читаешь… // Литературная учеба, 1982, № 4. С.116 – 121.
- Казарин Ю.В. Филологический анализ поэтического текста: Учебник для вузов. – М., 2004.
- Каменский В. Танго с коровами. – М.,1991.
- Рисунки русских писателей XVII – начала XVIII века. – М., 1988.
📺 Видео
Валерий Брюсов Творчество Учи стихи легко Аудио Стихи Слушать ОнлайнСкачать
11 класс. Валерий Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии.Скачать
Буря с берега (стихотворение В. Брюсова)Скачать
Брюсов. «Творчество». Из курса «Русская литература XX века. Сезон 2»Скачать
Валерий Брюсов. Грядущие гунныСкачать
Анализ стихотворенияСкачать
ЧТО НАДО ГОВОРИТЬ ЕСЛИ НЕ СДЕЛАЛ ДОМАШКУ!Скачать
Брюсов В.Я. "Творчество"Скачать
О времени и о себе. Стихи Валерия Брюсова читает Армен Джигарханян (1986)Скачать
Валерий Брюсов Юному поэту Учить стихи легко Аудио Стихи Слушать ОнлайнСкачать
Библиотеки — Валерий Брюсов — читает Павел БесединСкачать
Лекция IV. «Товарищ Брюсов»Скачать
Сто лекций с Дмитрием Быковым. Валерий Брюсов Urbi et orbi, 1903Скачать
Про символизм на примере стихотворения Брюсова. #shorts #егэ #подготовкакегэ #егэлитератураСкачать
Брюсов В. Я. «Хвала человеку», стихотворениеСкачать
Упражнение для дикции. Читаем стихи. Валерий Брюсов.Скачать