Американка (свободная пирамида) — разновидность игры на русском бильярде.
Шары в исходной позиции игры американка: 15 белых шаров в пирамиде, которая установлена в форме треугольника, расположены так, что передний шар пирамиды стоит на задней отметке, а основание пирамиды параллельно короткому борту стола. В любом месте в пределах дома (но не на линии дома, так как она сама к дому не относится) может находиться биток.
Когда пирамида будет разбита битком, в качестве битка может служить любой шар. Если в лузу попадает прицельный шар или биток (но обязательно после касания с прицельным шаром), то такое попадание засчитывается. Тот игрок, который забьёт в лузу шар, может сделать очередной удар. На игрока, выбившего со стола шар, но не попавшего битком ни по одному прицельному шару или неправильно произведшего отыгрыш, налагаются штрафы.
Главное в правилах отыгрыша игры в бильярд американка в том, что если не сыгран ни один из шаров, то после соударения прицельного шара и битка один из них обязательно должен коснуться двух бортов (или, оттолкнувшись от одного борта, довести другой шар до второго борта) или, коснувшись одного борта, пересечь затем центральную линию стола (или другой шар перекатить через неё), или пересечь эту линию, а потом коснуться борта (или другой шар довести до борта).
Если нарушены правила соперник нарушителя может после неправильно забитых и выскочивших шаров или снятия со стола на полку штрафного шара произвести сам следующий удар, или уступить удар тому, кто нарушил правила игры.
Победителем является тот игрок, который первым забил 8 шаров. В полном варианте официальных правил игры в американку для соревнований регламентируются более подробные детали (когда считается пирамида разбитой правильно, каким образом нужно наносить удары и т.п.). Здесь рассмотрены основные положения правил игры.
Правила игры достаточно просты, поэтому игра американка показана в сценах известных российских фильмов.
Вы любите комфортную и удобную обувь? Тогда Вам обязательно понравятся кроссовки Nike Air Max Skyline — air-rocks.ru. Доставка по Москве и всей России.
Видео:Галилео. Физика бильярда 🎱 Physics of BilliardsСкачать
Правила игры в «Американку»
Первым забить 8 шаров.
Каждый из 16-ти шаров является битком либо прицельным шаром.
- Положение шаров до начала игры
Прицельных 15 шаров располагаются один к другому плотно в виде треугольной пирамиды, а передний шар находится на крайней отметке (третьей точке), основание же пирамиды параллельно заднему борту.
Первый удар наносится из дома с руки. При выполнении такого удара не позволяется выдвигать корпус за линию наружной стороны длинного борта. Если удар правильный, то засчитываются шары, которые сыграны в противоположные дому угловые лузы, и шары, которые упали в другие лузы независимо от времени падения в лузы по отношению к шарам, сыгранным в противоположно стоящие дому угловые лузы.
- Ведение игры по «правилам американки»
Возможно играть любой прицельный шар или биток от прицельных шаров. Объявлять заказ не нужно. При правильном ударе будет засчитано любое количество шаров, которые упали в лузы.
Любой удар (кроме начального) считается правильно законченным, если соблюдено каждое положение «правил американки».
К тому же после соударения (касания) битка с одним из прицельных шаров любой из шаров на игровой плоскости стола (любой прицельный шар или биток):
- падает в лузу;
- отражается от борта, а далее:
- касается другого борта;
- доводит до другого борта любой шар или касается другого шара, который стоит к другому борту вплотную; или пересекает центральную линию, а далее:
- касается другого борта;
- доводит до любого борта любой шар или касается любого шара, стоящего вплотную к любому борту, или отражается от любого борта, а далее пересекает центральную линию или перекатывает через неё любой шар.
Налагается штраф при невыполнении хотя бы одного из указанных условий и «правил американки».
Один шар выставляется на заднюю отметку. При выставлении нескольких шаров их выставляют в любом порядке на линии установки шаров от крайней отметки к заднему борту близко друг к другу, но не вплотную. Если какие-нибудь шары, которые расположены недалеко, а также непосредственно на линии выставления шаров мешают выставлению шаров, то выставляемые шары помещают на линии выставления близко к задней стенке, но неплотно к мешающим шарам.
Если нарушаются правила американки одним из игроков, то его оппонент может после выставления неверно забитых, а также выскочивших шаров, и снятия на полку со стола штрафного шара сам реализовать последующий удар или предложить выполнить его нарушителю.
Вот таковы правила игры в «Американку» (свободную пирамиду).
Видео:ЧТО ВНУТРИ бильярдного шара? Распилил шар для пула и русского бильярдаСкачать
Терминология в Бильярде
Данный словарь терминов бильярда будет полезен для начинающих бильярдистов и для тех, кому приходится общаться с заядлыми бильярдистами, поскольку данная категория граждан нередко переносит терминологию любимой игры в обычную жизнь. Многие слова взяты из официальных терминов, многие пришли из блатной «фени». Они довольно часто употребляются, потому их следует знать каждому любителю бильярда.
Абриколь – удар битком сначала о борт, а потом в прицельный шар.
Биллия – серия ударов, каждый из которых заканчивается правильным сыгрыванием шаров.
Биток – шар, которым ударяют по другим шарам. Иное определение битка – «свой».
Боковик (левый или правый) – удар кием по битку в точки, находящиеся слева или справа от центральной вертикальной линии.
Бортовик (бортовой шар) – шар, стоящий плотно у борта.
Бриллиант – одна из восемнадцати перламутровых меток, вделанных в деревянную часть бортов на лузном бильярде.
Бриллиантовая система – научно обоснованная бильярдная система, предусматривающая практическое использование на бортах «бриллиантов», которые помогают составить четкую диаграмму ударов с расчетом определенного пути шаров.
Винт – удар, при котором придается вращение битку или прицельному шару.
В лоб – удар битком в центр прицельного шара.
В разрез – удар битком одновременно по двум близко стоящим друг к другу шарам.
Вестись – поддаваться на заманивание, исполнение, развод. Например, в фильме «Цвет денег» в эпизоде «два брата и незнакомец» бармен повелся, сказав «Ставлю тысячу!».
Выгон – смежная с домом зона бильярда.
Вырез лузы – определенный вырез в игровой поверхности стола, являющийся частью лузы.
Выставка – удар, при котором играющий выкатывает шар на определенное место.
Выход – удар, в результате которого после забитого прицельного шара биток выходит под другой прицельный шар.
Губа лузы – скошенная часть борта, являющаяся частью лузы.
Двойной удар – один из запрещенных в бильярде ударов.
Дом – место на бильярде для начального удара, ограниченное бортами и меловой линией, проходящей через первую точку бильярда параллельно короткому борту.
Дармовой — слабый (об игроке), легкий (о шаре).
Дуговик – специальный вид боковика, когда биток после удара описывает кривую.
Дуплет – удар, при котором прицельный шар ударился о борт, отразился от него и упал в лузу.
Задняя линия – линия, проходящая через заднюю отметку параллельно короткому борту.
Задняя отметка – точка на продольной линии, равноудаленная от центральной отметки и заднего борта.
Зайцы – два стушеванных шара.
Заказ – требование к играющему объявлять до нанесения удара прицельный шар и лузу, в которую он намерен его сыграть.
Заманивать – создавать на столе такую игровую ситуацию, при которой соперник вынужден совершать какие-либо действия, на первый взгляд, выгодные для него, а на самом деле, выгодные тому, кто заманивает. Например, поставить биток так, чтобы соперник вынужден был играть очевидный целый шар, при том, что расклад для полосатых шаров намного выгодней, либо после этого шара нет продолжения серии
Заказная луза – называемая игроком луза, в которую он намерен положить заказной шар.
Застрял в «губах» – шар, остановившийся в самом растворе лузы.
Засаживать – проигрывать (см. также сливать, сдавать).
Играть с рук – играть с любого места дома, предварительно поставив на это место биток руками.
Игровая поверхность стола – покрытая сукном между бортами поверхность стола.
«Играть 10 (20) копейками» — договориться с кем-либо, что оплачиваешь 10(20)% его потерь в случае проигрыша, но и получаешь тогда 10(20)% в случае выигрыша. Так иногда зарабатывают бывшие игроки, которые очень умело вычисляют того, кто выиграет.
Интерес — деньги или другие ценности, на которые играют. Игра на интерес – игра, в которой победитель получает что-то, помимо морального удовлетворения.
Исполнять – совершать различные неспортивные действия с целью повлиять на игру соперника. К классическим приемам исполнения относятся: разговоры с соперником «под руку», намеливание своего кия перед трудным ударом соперника, переспрашивание о заказе в случае очевидных шаров, советы сопернику как играть, и многое другое.
Карамболь – два последовательных соударения шаров.
Катрбан – отражение шара от четырех бортов.
Кикс – неудачный удар кием по битку, когда наклейка соскальзывает с шара (происходит осечка).
Киксовать – сделать промах (кикс), то есть ударить кием по битку вскользь таким образом, что шар только сдвинется с места или покатится в неожиданном для играющего направлении.
Кладка – падение в лузу прицельного шара.
Клапштос – отрывистый, короткий удар, в результате которого биток, ударившись в прицельный шар, остается на месте соприкосновения с ним.
Контрпартия — решающая партия между партнерами, имеющими одинаковое число выигранных партий. Иначе называется как контровая или контра.
Контртуш – обратный удар по битку отраженного от борта прицельного шара.
Коридор лузы – расстояние от середины створа лузы до ее выреза.
Катала — игрок, зарабатывающий деньги игрой (в том числе в бильярд). Как правило, каталы стараются «не светиться» в спортивных турнирах, чтоб их не знали в лицо. Для успешной «работы» катале важно не столько очень хорошо играть, сколько уметь заставить играть на деньги более слабого игрока (см. разводить).
Король – так на сленге называется бильярдист, играющий один против двух игроков.
Круазе – разновидность дуплета, при котором прицельный шар, отражаясь от борта, пересекает линию движения битка. Такой дуплет называется также оборотный.
Лох – любитель бильярда с невысоким уровнем игры.
Мазик – предмет бильярдного инвентаря, которым вместо кия ударяют по битку.
Маска – ситуация, при которой шар или шары загораживают цель, в которую желательно попасть битком.
Массе – удар по шару сверху/
Машинка – предмет бильярдного инвентаря, служащий подставкой для кия при некоторых ударах и помогающий играть шары, которые невозможно достать обычным способом.
Мертвый шар – шар, который стоит в губах лузы и для падения которого достаточно малейшего толчка.
Нажим – один из запрещенных ударов.
Наклейка – кожаный кружок, наклеиваемый на тонкий конец кия.
Начало игры – момент, при котором центр битка переходит линию, ограничивающую дом.
Оттяжка – удар, от которого биток, стукнувшись о прицельный шар, в результате приданного ему вращения откатывается обратно.
От шара – ситуация, при которой прицельный шар или биток опадают в лузу, коснувшись другого шара.
Отыгрыш – оборонительная тактика, при которой удар наносится с расчетом затруднить исполнение удара противником.
Ответить вдвойне (втройне и т.д.) — ситуация, в которой один из игроков ставит в 2 (3 и т.д.) раза больше денег, чем другой. Делается это в тех случаях, когда риск одного из них проиграть выше, чем у другого. Например, «двойной ответ» иногда дают тому игроку, который равному сопернику дает фору. Часто такое бывает на конкретных игровых ситуациях, например: при сыгрывании трудного шара один ставит 1 рубль на то, что забьет, а соперник отвечает 2 рублями на то, что не получится. См. также примазать.
Партионный шар – шар, правильное сыгрывание которого в лузу приносит победу в партии.
Передняя линия – линия, проходящая через переднюю отметку параллельно короткому борту.
Передняя отметка – точка на продольной линии стола, равноудаленная от центральной отметки и переднего борта.
Перескок – способ удара.
Пирамида – шары, поставленные на бильярдный стол плотно друг к другу в виде равностороннего треугольника.
«Пирамида» — игра на лузном бильярде.
Пистолетом – способ игры одной рукой.
Подставка – положение шаров, при котором сыграть результативно не представляет труда.
Подтягивать — то же, что разводить.
Ползунок – мягкий удар ниже центра битка.
Положить – отправить биток в лузу.
Поставить на точку – поставить шар на одну из трех основных точек бильярда.
Прижать (партнера) — тактика ведения игры, при которой играющий старается прижать биток к борту и таким образом затруднить исполнение удара партнером, вынуждая его играть из тяжелого положения.
Принц – каждый из двух спортсменов, играющих в паре против одного соперника.
Прицельный шар (чужой шар или шар-мишень) – любой шар, кроме битка.
Продольная линия – линия, проходящая через центральную отметку параллельно длинному борту.
Промах – случай, когда биток не касается друг их бортов.
Пропих – один из запрещенных ударов.
Прямой шар – ситуация, при которой биток, прицельный шар и луза, в которую играют, находятся на одной прямой линии.
Проставить (поставить) – выиграть деньги у кого-либо. Звучит как «поставить на деньги».
Примазать — добавить коммерческий интерес к игре или игровой ситуации, поставить деньги. Например, даже играя на турнире, можно с соперником заодно примазать — победитель получит с проигравшего 1 рубль. Либо примазывают на конкретных шарах или ситуациях. См. также двойной ответ.
Разбивка – первоначальный удар по шарам, стоящим в пирамиде.
Разойтись — согласиться на ничью (в данной партии, сете, встрече). Один из соперников может предложить разойтись, если в сете перед последней (контровой) партией равный счет или счет 7:7 по шарам при игре в русский бильярд. В таких ситуациях по согласию соперников стол оплачивают пополам, а в выигрыше не остается никто. Иногда в ситуации перед контровой добавляют еще одну-две партии (т.е. при игре до 4 побед и счете 3:3 продолжают игру до 5 побед). Часто встречающийся вариант: если расходятся в партии (сете), то на следующую партию (сет) устанавливается двойная ставка.
Разводить — использовать различные приемы, чтобы заставить соперника решиться на игру на деньги (большие деньги). К классическим приемам «разводки» относятся демонстративное занижение собственного уровня игры, проигрыш небольшого количества денег (чтобы побудить соперника поднять ставки), восхищение якобы хорошей игрой соперника, плохая игра с подставным соперником «на публику», изображение из себя пьяного и т.д.
Расход – прекращение незаконченной партии по обоюдному согласия игроков.
Раскрыться — показать свой истинный уровень игры. Каталы, когда разводят лохов, стараются не показывать свой настоящий уровень игры. Однако в важной, с точки зрения получения денег, ситуации, они бывают вынуждены раскрыться. Например, если большой выигрыш зависит от одного очень сложного удара, то в такой ситуации катала выполнит этот сложный удар, раскроется (правда, чтобы соперник не соскочил, катала попробует изобразить это как случайность). Например, в фильме «Цвет денег», таким образом делал кривоглазый негр (Эмос?), который обыграл Эдди.
Резка – смещение точки прицеливания в сторону от центра прицельного шара. Правильная резка – основа хорошей кладки. От того, на какой резке играется прицельный шар, зависит возможность использования тех или иных технических и тактических приемов.
Результативный удар – правильно выполненный удар, сопровождающийся падением шара в лузу.
Розыгрыш – процедура определения участника, вступающего в игру первым.
Рокамболь – рикошет по нескольким бортам.
Русский бильярд – литературное название отечественного лузного бильярда.
Свободный удар – удар по шару, стоящему не у борта.
Свой (биток) – 1) шар, по которому наносят удары кием; 2) ненумерованный шар, отличающийся от остальных шаров разметкой или цветом.
Свестись — договориться с кем-либо об игре, оговорить условия игры (в том числе условия игры на деньги).
Сделать или сыграть шар – ударить битком в другой шар таким образом, чтобы он упал в лузу.
Сдавать – проигрывать. Нередко употребляется в значении «намеренно проигрывать». Например, «сдать одну-две партии в сете чтобы соперник не соскочил».
Серия – последовательность результативных ударов одного из участников.
Сет — несколько партий. Как правило, при игре на деньги играют сетами (до 2,3 . 11 и более побед). Делается это для того, чтобы, во-первых избежать потери денег из-за случайного проигрыша (чем больше партий, тем эта вероятность меньше), во-вторых, играя сетами можно подтягивать соперника, не позволяя ему соскочить. Так, катала, играя сетами до 4 побед, будет специально проигрывать 2-3 партии в сете, чтобы, с одной стороны, получать деньги, выигрывая сеты, с другой, оставлять у соперника иллюзию, что тот не дотянул до победы совсем чуть-чуть.
Скиксовать – ударить кием в бок своего шара неудачно из-за чего шар только сдвинется с места или покатится в неожиданном для игрока направлении.
С кия – ситуация, когда играющий заканчивает партию или играет несколько шаров одной серией ударов.
Смазать шар – не положить в лузу легкий шар
Снимание шаров рукой – при игре в пирамиду – кием, причем если один из игроков не положит шар, другой снимает любой шар в свою пользу.
С руки – игра битком из дома (первый удар в партии).
Створ лузы – минимальное расстояние между губами лузы.
Стойка – позиция игрока у стола.
Соскочить — прекратить игру. Соскакивают обычно, когда понимают, что дальнейшая игра становится невыгодной (приведет в потере денег). Либо это происходит, когда игрок уже выиграл достаточно, а дальше ситуация меняется в пользу соперника, либо, когда соперник раскрылся, и игрок понимает, что выиграть (или отыграться) у него — нереально.
Сухая партия – партия, в которой проигравшему не удалось сыграть ни одного шара и взять ни одного очка.
Сыграть воздухом – очень тонко задеть битком прицельный шар.
Тренировочные игры – перекатка одного шара другим, кладка шаров битком в лузы, кладка шаров по порядку номеров, «Финская партия», «Американка в одну линию».
Треугольник – бильярдный инвентарь: деревянная или пластмассовая треугольная рамка, с помощью которой устанавливаются бильярдные шары перед началом игры.
«Три борта» — один из самых технически сложных видов игры на карамбольном бильярде.
Триплет – отражение шара от двух бортов.
Труабан – отражение шара от трех бортов.
Туз – шар, обозначенный цифрой «1» (при игре в «Пирамиду» означает 11 очков).
Турняк – толстый конец кия.
Туш – всякое прикосновение к другому шару.
Удар на резке – удар, при котором точка соударения смещена относительно линии центров битка и прицельного шара, в результате чего прицельный шар получает движение влево или вправо.
Упругий борт – покрытая сукном резина, закрепленная на внутренней стороне деревянных бортов.
Фол – любое нарушение правил.
Фора (или гандикап) — способ уравнять шансы на победу у игроков разного уровня. Есть много способов предоставления форы, вот лишь некоторые из них: 1) по партиям. Так, выражение «играли на форе 2:4» означает, что для победы одному нужно было выиграть 4 партии, другому достаточно всего 2 партии. Фора по партиям чаще всего дается при игре в пул 9-ку. 2) по шарам (съемным или несъемным). Например, при игре в 8-ку фора в 1 (2,3) шар означает, что одному сопернику достаточно забить всего 6 (4,5) шаров своей группы, и после этого бить черный шар. В 9-ке в качестве форы могут давать шары с номерами 9,8,7, т.е. для победы достаточно «дойти» в серии до седьмого шара. В русском бильярде также фора дается чаще всего по шарам. 3) «черный в противоположную» (при игре в 8-ку). Один из соперников обязан играть черный шар в противоположную от последнего забитого шара лузу, а другой — куда угодно.
Фукс (дурак) – шар, упавший неожиданно.
Фуксовая партия – партия, выигранная только благодаря счастливой случайности.
Центральная линия – линия, проходящая через центральную отметку параллельно короткому борту.
Центральная отметка – точка, расположенная в центре игровой поверхности стола.
Шаром – играть так, чтобы биток ударил по шару, который положит в лузу другой шар.
Штос – вид удара.
Шпилевой — сильный игрок, как правило не обладающий никакими спортивными званиями. Такие игроки играют на уровне профессионалов, но стараются «не светиться» в спортивных турнирах. Почти то же, что и каталы, только термин «шпилевой» — отражает уровень игры, а «катала» — способ зарабатывания денег.
Эффе – удар, придающий боковое вращение шару.
Видео:15 шаров одним ударом. Правда или фейк?Скачать
Видео:ПРАВИЛА БИЛЬЯРДА: Русский бильярд для начинающих - расстановка шаров, разбой пирамиды, штрафыСкачать
Правила русского бильярда
Официальные международные правила по русскому бильярду
введены с 01.01.2006
Свободная пирамида. Это игра еще называется «Американка». «Американка правила игры» которой достаточно просты, является самой популярной игрой на русском бильярде. Основное отличие от других игр: битком может быть любой шар (можно бить «любым по любому»), забиваются как прицельные шары (чужие), так и битки (свояки). Кто первым забил восемь шаров, тот выиграл.
Комбинированная пирамида. В народе называется «Сибирка» или «Московская». «Правила Сибирки» сильно отличаются от американки. Игра ведется одним шаром (битком). При забитее битка соперник снимает шар с поля, а биток выставляется обратно на стол (в «дом»). Шар снимает именно соперник забившего. Игра ведется до восьми забитых шаров одним из игроков.
Динамическая пирамида. Или по другому «Невская пирамида». «Правила Невской пирамиды» подразумевают, так же как и в «Сибирку» игру одним шаром, в качестве битка. Основное ее отличие заключается в том, что после забития битка, сам же забивший убирает с поля шар. И еще один важный момент: биток он ставит куда хочет, а не в «дом», при этом забивать он может только прицельный шар (чужой). Игра ведется так же, как и в предыдущих играх до восьми забитых шаров, одним из бильярдистов.
Классическая пирамида. Так и называется «Пирамида», игра ведется до 71 очка. Здесь важно не количество забитых шаров, а если можно так сказать «качество». Цифра на каждом шаре определяет количество очков, которые зарабатывает игрок при его забитии. «Правила Классической пирамиды» достаточно своеобразны. В качестве битка используется один шар (красный или желтый), можно забивать только прицельные шары (за забитый биток налагается штраф, а сопернику бонус).
Видео:ПРАВИЛЬНЫЙ РАЗБОЙ ПИРАМИДЫ В РУССКОМ БИЛЬЯРДЕСкачать
Общие правила пирамиды
1. Бильярдное оборудование и аксессуары
При игре в каждую из описанных ниже разновидностей «Пирамиды» следует использовать бильярдные столы, шары и аксессуары, соответствующие «Техническим требованиям МКП к бильярдному оборудованию».
2. Разметка бильярдного стола
2.1. На игровой поверхности бильярдного стола должны быть четко и аккуратно нанесены следующие линии и отметки:
(1) Центральная отметка — точка, расположенная в центре игровой поверхности стола.
(2) Центральная линия — прямая, проведенная через центральную отметку параллельно коротким бортам. Центральная линия делит игровую поверхность стола на две половины — переднюю и заднюю.
(3) Передняя отметка — точка, расположенная в центре передней половины игровой поверхности стола.
(4) Линия дома — прямая, проведенная через переднюю отметку параллельно переднему борту.
(5) Задняя отметка — точка, расположенная в центре задней половины игровой поверхности стола.
(6) Линия выставления шаров — часть продольной линии стола, проведенная от задней отметки до середины заднего борта.
2.2. Домом называется часть игровой поверхности стола, заключенная между линией дома и передним бортом.
3. Используемые шары
Стандартный набор из шестнадцати пирамидных бильярдных шаров: пятнадцать белых (цвета слоновой кости) шаров с номерами от 1 до 15-ти и один цветной (предпочтительно желтый) шар без номера.
Примечание: При игре в «Свободную пирамиду», «Комбинированную пирамиду» и «Динамичную пирамиду» допускается использование пятнадцати белых шаров без номера.
4. Биток и прицельные шары
4.1. Битком называется шар, по которому наносят удар кием в процессе игры.
4.2. При игре в «Комбинированную пирамиду», «Динамичную пирамиду» и «Классическую пирамиду» битком служит цветной шар.
4.3. При игре в «Свободную пирамиду» любой шар на игровой поверхности стола (независимо от его номера и цвета) может быть выбран играющим в качестве битка при выполнении любого очередного удара (исключением является лишь начальный удар, при выполнении которого используют цветной шар).
4.4. Все остальные шары на игровой поверхности стола кроме битка являются прицельными.
5. Соударение битка с прицельным шаром
5.1. Соударение (касание) битка с одним из прицельных шаров является обязательным условием любого правильного удара, включая начальный.
5.2. Битком можно ударить по прицельному шару как напрямую, так и от любого борта (бортов).
5.3. Если биток не коснулся ни одного из прицельных шаров, то удар считается неправильным и наказывается штрафом.
6. Игра после нарушения
В случае нарушения правил соперник нарушителя имеет право после выставления неправильно забитых и выскочивших шаров, а также снятия со стола на полку (предусмотренного правилами «Свободной пирамиды», «Комбинированной пирамиды» и «Динамичной пирамиды») штрафного шара:
(1) сам произвести следующий удар, или
(2) уступить его нарушителю.
7. Розыгрыш начального удара
7.1. При розыгрыше начального удара (разбития пирамиды) используется следующая процедура. Расположившись по разные стороны от продольной линии стола, игроки одновременно выполняют удар с руки из дома, посылая шары к заднему борту и обратно. Побеждает игрок, чей шар остановился ближе к переднему борту.
7.2. Розыгрыш считается автоматически проигранным, если:
(1) шар зашел на половину соперника,
(2) не достиг заднего борта,
(3) упал в лузу,
(4) выскочил за борт,
(5) коснулся длинного борта или
(6) коснулся заднего борта более одного раза.
7.3. Если правила нарушили оба соперника или если судья не может определить, чей шар остановился ближе к переднему борту, то розыгрыш повторяется.
7.4. Победитель розыгрыша имеет право:
(1) сам произвести начальный удар или
(2) уступить его сопернику.
8. Исходная расстановка шаров
8.1. Перед начальным ударом пятнадцать белых шаров устанавливаются в форме равностороннего треугольника (пирмиды) с вершиной на задней отметке стола и основанием параллельно заднему борту. Каждый шар должен соприкасаться с рядом стоящими шарами. При расстановке шаров следует использовать стандартный треугольник.
8.2. Цветной шар, используемый в качестве битка при выполнении начального удара (разбития пирамиды), располагается в доме.
Примечание: По ходу игры могут возникать ситуации, предусматривающие установку неполной пирамиды (см. п.2 и п.27, а также раздел 1, п. 14). При установке неполной пирамиды соблюдаются все требования, предъявляемые к установке полной пирамиды. Отличия состоят в следующем — неполная пирамида заполняется в направлении от вершины к основанию. Основание (нижний ряд) заполняется от середины к краям симметрично относительно продольной оси стола. Для достижения полной симметрии в нижний ряд в случае необходимости перемещают шар из вершины пирамиды.
9. Положение шара
Положение шара определяется положением его центра.
10. Дом и линия дома
10.1. Линия дома не является частью дома.
10.2. Шар, стоящий на линии дома, считается распложенным вне дома.
11. Введение битка в игру (начало игры)
11.1. Биток вводится в игру начальным ударом с руки из дома.
11.2. В качестве битка при выполнении начального удара всегда следует использовать цветной шар.
11.3. Игрок, вступающий в игру первым, может устанавливать биток в любой точке дома, но не на линии дома (см. п.9 и п. 10).
Если биток установлен вне дома, то судья или соперник должны предупредить об этом вступающего в игру игрока до нанесения им удара. В противном случае считается, что биток введен в игру правильно.
Если вступающий в игру предупрежден о неправильном положении битка, он обязан его поправить.
11.4. Биток считается введенным в игру сразу после удара по нему наклейкой кия (см. п. 14).
11.5. До тех пор пока биток не введен в игру, его можно поправлять рукой, кием и т.п. Однако любое касание битка после введения его в игру влечет за собой штраф.
12. Правильный начальный удар
12.1. Начальный удар (разбитие пирамиды) считается правильным, если после соударения битка с одним из прицельных шаров:
(1) один из шаров правильно забит в любую лузу; или
(2) по меньшей мере три различных прицельных шара коснулись борта (бортов); или
(3) два различных прицельных шара коснулись борта (бортов) и, кроме того, хотя бы один (любой) прицельный шар пересек центральную линию.
Если ни одно из указанных требований не выполнено, налагается штраф.
12.2. Если игрок, вступающий в игру первым, не смог произвести правильный начальный удар, его соперник имеет право:
(1) принять сложившуюся позицию шаров на столе и продолжить игру; или
(2) принять сложившуюся позицию шаров на столе и заставить нарушителя продолжить игру; или
(3) расставив шары заново, сам произвести начальный удар; или
(4) расставив шары заново, заставить нарушителя произвести начальный удар еще раз.
Примечание: При расстановке шаров заново после снятия штрафного шара следует руководствоваться правилами выставления неполной пирамиды (см. п.8).
13. Попеременное разбитие
В каждой последующей партии матча соперники разбивают по очереди.
14. Начало и завершение удара
14.1. Удар начинается с момента соприкосновения наклейки кия с битком и завершается после полной остановки всех шаров на игровой поверхности стола.(Вращающийся на месте шар считается движущимся.)
14.2. Запрещается начинать следующий удар до завершения предыдущего. В противном случае — штраф.
15. Удар кием по битку
Удар по битку должен производиться только наклейкой кия в направлении его продольной оси. В противном случае — штраф.
16. Касание ногой пола
При выполнении удара по битку, по крайней мере одна нога играющего должна касаться пола. В противном случае — штраф.
17. Запрещенное касание шаров
17.1. За исключением касания битка наклейкой кия при выполнении удара, запрещается касание любого шара (битка или любого прицельного шара) на игровой поверхности стола телом, одеждой, мелом, машинкой, древком кия и т.п. В противном случае — штраф.
18. Запрет двойного удара
При выполнении удара наклейка кия должна коснуться битка лишь один раз. В противном случае — штраф.
19. Запрет пропиха
19.1. Запрещается затягивать контакт наклейки кия с битком вплоть до соударения (касания) битка с прицельным шаром. В противном случае удар квалифицируется как пропих и наказывается штрафом.
19.2. Если биток касается прицельного шара или если расстояние между битком и прицельным шаром настолько мало, что при выполнении удара по битку практически невозможно избежать моментального тройного контакта — «наклейка кия — биток — прицельный шар», то удар кием по битку не квалифицируется как пропих, если он нанесен:
(1) под углом не менее 45 градусов в сторону от линии центров этих двух шаров;
(2) или таким образом, чтобы биток после соударения не прошел вперед (вслед за прицельным шаром). В противном случае — штраф.
Примечание: Удар по битку в сторону от соприкасающегося прицельного шара (без смещения последнего с места) не считается за соударение битка с этим прицельным шаром. Если после этого биток не коснулся ни одного из прицельных шаров, то удар считается неправильным и наказывается штрафом (см. п.5.3).
20. Правильно завершенный удар
Любой удар (за исключением начального) считается правильным (правильно завершенным), если не нарушено ни одно из положений настоящих Правил и, кроме того после соударения (касания) битка с одним из прицельных шаров любой из шаров на игровой поверхности стола (биток или любой прицельный шар):
(1) забит в лузу; или
(2) отражается от любого борта, а затем:
(а) касается другого борта; или
(б) доводит до другого борта любой шар; или
(в) касается любого шара, стоящего вплотную к другому борту; или
(3) пересекает центральную линию, а затем:
(а) касается любого борта; или
(б) доводит до любого борта любой шар; или
(в) касается любого шара, стоящего вплотную к любому борту; или
(4) отражается от любого борта, а затем:
(а) пересекает центральную линию; или
(б) перекатывает через нее любой шар.
Если ни одно из указанных условий не выполнено, то налагается штраф.
Примечания:
1. Все элементарные игровые события (соударения шаров, отражения от бортов, пересечения центральной линии стола и т.д.) должны происходить только в указанной выше последовательности. В противном случае — штраф.
2. Если биток бьет по прицельному шару, стоящему вплотную к борту, а этот прицельный шар в свою очередь воздействует на биток и доводит его до другого борта или перекатывает через центральную линию, то удар считается безусловно правильным, если имело место два отдельных соударения — «биток — прицельный шар» и «прицельный шар -биток».
Если же двух отдельных соударений не было, то завершившийся подобным образом удар считается правильным лишь при условии, если игрок до удара предупредил судью о том, что прицельный шар касается борта. В противном случае — штраф.
3. Шар пересекает центральную линию только в том случае, если центральную линию пересекает центр шара.
Если до удара центр шара был расположен в точности на центральной линии, то его смешение в ту или другую половину стола нельзя рассматривать как «пересечение центральной линии».
4. Если один из шаров отражается от губы средней лузы и возвращается на свою половину игровой поверхности стола, то его центр, по меньшей мере один раз пересек центральную линию.
21. Штрафной и премиальный удар с руки из дома
21.1. При игре в «Комбинированную пирамиду» удар с руки из дома производится и в других, оговоренных правилами случаях. Он может быть как штрафным (при неправильном сыгрывании битка в лузу или при выскакивании битка за борт), так и премиальным (при правильном сыгрывании битка в лузу). При этом введение битка в игру производится в соответствии с п. 11.
21.2. Забивать в лузу можно любой шар после соударения битка с любым, расположенным вне дома прицельным шаром. Если все прицельные шары расположены в доме, то удар производится с противоположной стороны стола, которая в этом случае служит временным домом, ограниченным задней линией.
21.3.Штрафной и премиальный удар с руки из дома должны удовлетворять всем требования п.20.
22. Правильно и неправильно забитые шары
22.1. Шар считается правильно забитым (сыгранным), если он упал в лузу в результате правильного удара.
22.2. Все правильно забитые шары вынимаются из луз и размещаются на специальной полке. (Каждому из игроков отводится отдельная полка.)
22.3. Если с момента начала удара и до момента его завершения (см. п. 14), было нарушено хотя бы одно из положений настоящих Правил, то все шары, упавшие в лузы в результате этого удара, считаются неправильно забитыми.
Если нарушение произошло после завершения удара (см. п. 14), налагается штраф. Однако шар, упавший в лузу в результате завершившегося удара, считается забитым правильно.
Примечание: Если нарушение правил игры произошло после завершения партии (то есть после завершения последнего удара, в результате которого был правильно забит последний шар в партии), штраф не налагается и результат партии не пересматривается.
22.4. Все неправильно забитые шары не засчитываются и выставляются.
22.5. Шар, выскочивший из лузы на игровую поверхность стола, считается не забитым и остается в игре. Штраф при этом не налагается.
23. Шар на краю лузы
23.1. Если зависший над лузой шар самопроизвольно падает в лузу, без соударения с другим шаром и если это не повлияло на конечный результат начавшегося удара, то его восстанавливают на прежнее место и игра продолжается.
23.2. Если же зависший над лузой шар самопроизвольно падает в лузу, без соударения с другим шаром, и если это повлияло на конечный результат начавшегося удара (то есть в том случае, если самопроизвольно упавший в лузу шар был бы неизбежно задет одним из приведенных в движение шаров), то все шары устанавливаются с максимально возможной точностью на свои прежние позиции и удар повторяется.
23.3. Если движущийся шар приостанавливается на краю лузы в положении не устойчивого равновесия, а затем падает в лузу, то он считается упавшим в лузу вследствие произведенного удара.
24. Выскочивший шар
24.1. Шар считается выскочившим за борт, если после завершения удара он остановился вне игровой поверхности стола (на борту, на полу и т.п.).
24.2. Шар не считается выскочившим, если он, ударившись о верхнюю часть упругого борта или поручня, самостоятельно возвращается на игровую поверхность, не задев при этом какой-либо иной объект, не являющийся стационарной принадлежностью бильярдного стола.
Если же шар задевает какой-либо предмет, не являющийся принадлежностью стола, например, осветительный прибор, мел на борту или поручне и т. п., то он считается выскочившим, даже если он после этого самостоятельно возвращается на игровую поверхность.
24.3. Если любой шар (биток или прицельный шар) выскакивает за борт, налагается штраф.
24.4. Все выскочившие шары выставляются после завершения удара.
25. Выставление шаров
25.1. Все неправильно забитые и выскочившие за борт шары выставляются после завершения удара и до начала следующего.
25.2. Единичный шар выставляется на заднюю отметку.
Если выставляется несколько шаров, то их устанавливают в произвольном порядке на линии выставления шаров от задней отметки к заднему борту как можно ближе, но не вплотную друг к другу.
Если же какие-либо шары, расположенные вблизи или непосредственно на линии выставления шаров, мешают процессу выставления, то выставляемые шары располагают на линии выставления шаров как можно ближе к задней отметке и как можно ближе, но не вплотную к мешающим шарам.
В случае, если для выставляемых шаров не хватает места между задней отметкой и задним бортом, то шары выставляют на продолжении линии выставления шаров (между задней отметкой и центром игровой поверхности стола) как можно ближе к задней отметке.
25.3. При игре в «Свободную пирамиду» любой выставленный шар может быть выбран играющим в качестве битка или прицельного шара, а при игре в «Комбинированную пирамиду», «Динамичную пирамиду» и «Классическую пирамиду» — в качестве прицельного шара.
26. Замедленная игра
Если игрок своей замедленной игрой затягивает ход соревнований или партии, то судья после соответствующего предупреждения может ввести для обоих игроков сорокапятисекундное ограничение времени на подготовку ударов. Судья контролирует время с помощью секундомера и за 10 секунд до истечения отпущенного времени должен сделать соответствующее объявление игроку. Если игрок не укладывается в установленные временные рамки, налагается штраф. Контрольный секундомер включается сразу после завершения удара (см. п. 14). Каждый игрок один раз за партию имеет право на двукратное продление временного ограничения. Если счет в матче равный и игрокам осталось сыграть лишь одну (контровую) партию, то каждый игрок имеет право на два продления в этой партии. Игрок должен своевременно объявить о продлении и убедиться в том, что судья уведомлен об этом.
27. Вмешательство постороннего
Если во время игры шары приходят в движение вследствие вмешательства постороннего лица (непосредственно или путем какого-либо воздействия на игрока, выполняющего удар), то их возвращают на исходные позиции и игра продолжается. При этом штраф не налагается.
Это правило применяется также и при возникновении чрезвычайных ситуаций (землетрясение, ураган, падение осветительного прибора, внезапное отключение света и т. п.)
Если восстановить положение шаров не представляется возможным, то цветной шар устанавливают в доме (если цветной шар вышел из игры, то его возвращают в игру взамен любого из оставшихся на столе белых шаров), все оставшиеся на столе белые шары устанавливают в форме пирамиды (или неполной пирамиды) с вершиной на задней отметке, право последующего удара определяется розыгрышем и игра продолжается по правилу начального удара (см. п. 12). Счет сохраняется таким, каким он был к тому моменту, когда партия была прервана.
Примечание: При установке неполной пирамиды следует руководствоваться правилами, изложенными в п.8.
28. Вмешательство в игру соперника
Если игрок, завершивший свой игровой подход, наносит удар вне очереди или же смещает (касается) любого шара во время игры соперника, то это рассматривается как вмешательство в игру и влечет за собой штраф.
29. Штрафы
29.1.Штрафы налагаются в следующих случаях:
(1) если биток при ударе не коснулся ни одного из прицельных шаров (см. п.5.3.);
(2) при неправильном начальном ударе (см. п. 12.1);
(3) если следующий удар начинается до завершения предыдущего (см. п. 14.2);
(4) при неправильном ударе кием по битку (см. п. 15);
(5) при нанесении удара по битку с отрывом обеих ног от пола (см. п. 16);
(6) при запрещенном касании шаров (см. п. 17);
(7) при двойном ударе (см. п. 18);
(8) при пропихе (см. п. 19.1 и п. 19.2);
(9) при неправильно завершенном ударе (см. п.20);
(10) при выскакивании битка или любого прицельного шара за борт (см. п.24.3);
(11) при замедленной игре (см. п.26);
(12) при вмешательстве в игру соперника (см. п.28).
29.2. Если при выполнении одного удара игрок совершает несколько нарушений, штраф взимается в одинарном размере.
💡 Видео
Трюк с треугольником)Скачать
ОБЗОР И ТЕСТ старых и новых бильярдных шаров. Чем отличаются?Скачать
"Блиц - дуэль" Акимов А. - Розенфельд М. 1/2 финалаСкачать
Бильярдные шары. Как выбрать и какие купить, Aramith VS Китай - Магазин Luza.ruСкачать
Как двумя шарами превратить треугольник в квадрат?Скачать
О бильярдных шарахСкачать
РАЗБОЙ В РУССКОМ БИЛЬЯРДЕСкачать
Полировка БИЛЬЯРДНЫХ шаров!Скачать
А вы сможете забить этого свояка? #бильярддлявас #бильярд #billiards #школабильярда #тренировкаСкачать
Чужой от трех бортов😍 #бильярддлявас #бильярд #billiards #школабильярда #тренировка #трюкиСкачать
Как забивать чужие шары, лежащие на борту? - Русский бильярдСкачать
Чем отличаются бильярдные шары Aramith от других шаров?Скачать
Резка чужого шара без точек и линий. Автоматизм. Из психологии бильярда.Скачать
Чужие шары с винтом в угловую лузуСкачать
Сохранение импульса и бильярдные шарыСкачать