Атанасян медиана прямоугольного треугольника

Свойства медианы в прямоугольном треугольнике с доказательствами

В этой статье мы рассмотрим свойства медианы в прямоугольном треугольнике, а также их доказательства.

Медиана — это отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противолежащей стороны. Для прямоугольного треугольника это будут медианы, проведённые с острого угла к серединам катетов или с прямого к центру гипотенузы (рис. 1).

Атанасян медиана прямоугольного треугольника

Видео:Свойство медианы в прямоугольном треугольнике. 8 класс.Скачать

Свойство медианы в прямоугольном треугольнике. 8 класс.

Свойства медианы в прямоугольном треугольнике

  1. Медианы в прямоугольном треугольнике пересекаются в одной точке, а точка пересечения делит их в соотношении два к одному считая от вершины, из которой проведена медиана.
  2. Медиана, проведённая из вершины прямого угла к гипотенузе, равна половине гипотенузы.
  3. Медиана, проведённая к гипотенузе прямоугольного треугольника, является радиусом описанной окружности.

Видео:№404. Докажите, что медиана прямоугольного треугольника, проведенная к гипотенузеСкачать

№404. Докажите, что медиана прямоугольного треугольника, проведенная к гипотенузе

Доказательства свойств

Первое свойство

Доказать, что медианы в прямоугольном треугольнике пересекаются в одной точке и делятся в пропорции 2:1, считая от вершины.

Доказательство:

  1. Рассмотрим прямоугольный треугольник ABC. Проведем две медианы AE и BD, которые пересекаются в точке X (рис. 2).

Атанасян медиана прямоугольного треугольника

Середины отрезков AX и BX обозначим, соответственно, буквами F и G (рисунок 3).

Атанасян медиана прямоугольного треугольника

Соединим между собой точки (D, F, G и E) и получим четырёхугольник DFGE (рис. 4).

Атанасян медиана прямоугольного треугольника

  • Сторона DE этого четырёхугольника будет средней линией треугольника ABC. Согласно определению: отрезок, соединяющий середины двух сторон треугольника, является его средней линией. При этом по свойству средняя линия параллельна не пересекающейся с ней стороне и равна половине этой стороны, то есть.
    DE || AB и DE = AB / 2.
  • Аналогично сторона FG треугольника AXB будет его средней линией.
    FG || AB и FG = AB / 2
  • Отсюда следует, что отрезки DE и FG являются параллельными и равными. Следовательно, четырехугольник DFGE – параллелограмм (по признаку параллелограмма).
  • Так как диагонали параллелограмма в точке пересечения делятся пополам, то
    FX=XE, GX=XD

    Атанасян медиана прямоугольного треугольника

  • Так как AF = FX (по построению), то и AF = FX = XE, аналогично DX = XG = GB.
  • Получается, что точка X делит обе медианы AE и BD в соотношении 2 к 1 считая от вершины треугольника.
  • Аналогично, мы сможем доказать, что точка пересечения 3-ей медианы, проведенной из прямого угла к гипотенузе, с медианой AE (или BD) будет делить ее в соотношении 2 к 1, считая от вершины. То есть наша 3-я медиана также пройдет через точку X. Отсюда следует, что все 3 наши медианы пересекаются в одной точке.
  • Что и требовалось доказать.

    Второе свойство

    Доказать, что медиана, проведённая с вершины прямого угла к гипотенузе, равна половине гипотенузы.

    Доказательство:

    1. Чтобы доказать это свойство рассмотрим прямоугольный треугольник ABC и проведём медиану к гипотенузе. Точку ее пересечения с гипотенузой обозначим буквой D (рис. 6).

    Атанасян медиана прямоугольного треугольника

    Отразим симметрично наш треугольник ABC относительно отрезка AB (рисунок 7). В результате получим четырёхугольник AEBC, в котором AD=DB (поскольку CD медиана к стороне AB) и CD=DE (по построению). То есть диагонали четырехугольника AEBC пересекаются и точкой пересечения делятся пополам. Отсюда следует, что AEBC является параллелограммом (по признаку параллелограмма).

    Атанасян медиана прямоугольного треугольника

  • Один из признаков прямоугольника говорит о том, что параллелограмм является прямоугольником, если хотя бы один из его углов прямой. Поскольку ∠ACB прямой (по построению), то AEBC — прямоугольник.
  • Поскольку диагонали прямоугольника равны и в точке пересечения делятся пополам (свойство прямоугольника), то AB = CE и AD = DB = CD = DE.

    Атанасян медиана прямоугольного треугольника

  • Так как AB = AD + DB, AD = BD и СD = AD = BD, то получается, что медиана AD, проведенная к гипотенузе AB равна половине ее длины.
  • Что и требовалось доказать.

    Третье свойство

    Доказать, что медиана, проведённая к гипотенузе прямоугольного треугольника, является радиусом описанной окружности.

    Доказательство:

    1. Опишем вокруг прямоугольного треугольника ABC окружность.

    Атанасян медиана прямоугольного треугольника

  • Поскольку точка C уже лежит на окружности, то для того, чтобы доказать, что медиана CM является радиусом, нам надо доказать, что точка M – центр описанной окружности (т.е. равноудалена от нее).
  • Так как медиана делит отрезок пополам, а медиана проведенная к гипотенузе равна ее половине (согласно доказанному выше свойству), то точка M будет равноудалена от всех вершин треугольника, которые в свою очередь касаются окружности (рисунок 8).
  • Отсюда следует, что окружность, описанная вокруг прямоугольного треугольника ABC будет иметь центр на середине гипотенузы (в точке M), а медиана CM будет радиусом описанной окружности.
  • Что и требовалось доказать.

    Атанасян медиана прямоугольного треугольника

    Понравилась статья, расскажите о ней друзьям:

    Видео:ГЕОМЕТРИЯ 7 класс. Медиана прямоугольного треугольника. Свойство. Доказательство для 7 класса.Скачать

    ГЕОМЕТРИЯ 7 класс. Медиана прямоугольного треугольника. Свойство. Доказательство для 7 класса.

    Технологическая карта урока геометрии по теме «Свойство медианы прямоугольного треугольника» (7 класс)

    Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

    «Актуальность создания школьных служб примирения/медиации в образовательных организациях»

    Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

    Технологическая карта урока геометрии в 7 классе по теме

    « Свойство медианы прямоугольного треугольника »

    Морозова Татьяна Владимировна , учитель математики

    Цели урока: создание ситуации на уроке, в которой обучающиеся «откроют» новые знания; организация продуктивной деятельности школьников, направленной на достижение ими результатов:

    обучающие: помочь учащимся «открыть» свойство медианы прямоугольного треугольника, формировать умение применять данное свойство при решении задач базового уровня.

    развивающие: развивать умения

    предметные: умение формулировать свойства прямоугольного треугольника, понимать суть доказательства свойств.

    метапредметные: умение использовать для познания окружающего мира различные методы (наблюдение, опыт, моделирование и др.); исследовать несложные практические ситуации с прямоугольным треугольником, выдвижение предположений о свойствах прямоугольного треугольника; развивать математическую речь, умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах.

    личностные: самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; повышение интереса к предмету, уровень мотивации через задачи с практическим содержанием, исследовательскую деятельность.

    воспитывающие: формирование представления о методах научного познания: наблюдение, исследования, эксперимента, выдвижения гипотез.

    Тип урока: урок построения нового знания, творческая исследовательская деятельность.

    Формы урока: фронтальная; проблемно-поисковая; эксперимент.

    Оборудование: ПК, проектор и экран.

    Преподавание ведется по учебнику Геометрия 7-9 классов общеобразовательных учреждений / под редакцией Л.С. Атанасяна и др. М.: Просвещение, 2013 год.

    Повторение изученного материала.

    Проверка домашнего задания

    — Над какой темой мы работали на предыдущих уроках геометрии?

    — Откройте тетради с домашней работой, проверяем задачу №1.

    № 1. В прямоугольном треугольнике АВС с прямым углом А проведена высота АD. Найдите ВС, если угол С равен 45°, АD = 8дм.

    — Какое свойство прямоугольного треугольника вы использовали при решении этой задачи? Сформулируйте его.

    — Какие еще свойства прямоугольного треугольника вы знаете. Сформулируйте их.

    — Свойства прямоугольного треугольника.

    На доске решение одного из учеников, он объясняет свое решение и отвечает на поставленные вопросы.

    Формулируют свойства прямоугольного треугольника

    Учится структурировать информацию в нужной форме

    Учится составлять план действий; понимает, что уже освоено и чему предстоит научиться.

    Осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат;

    учится сотрудничать с другими людьми.

    Целеполагание и мотивация

    — Как вы думаете, это все свойства, которые выполняются для прямоугольного треугольника?

    — Да, действительно, мы еще не все знаем про прямоугольный треугольник.

    При изучении геометрии мы постепенно будем расширять знания, рассматривать новые теоремы, связанные с этим треугольником.

    — Как вы думаете, теоремы придумывают или открывают?

    — Как происходят такие открытия?

    — Может быть, и мы попробуем что-либо открыть? Ну, если не новое для всех, то новое для вас.

    — Сформулируйте цель нашего сегодняшнего урока.

    Отвечают на вопросы

    — Люди наблюдают, анализируют, сравнивают.

    Учащиеся определяют цель урока

    — Открыть новые теоремы.

    Учится слушать и слышать; выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами коммуникации.

    Учится ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.

    Организация совместного обсуждения, установления сотрудничества с учителем, речевая коммуникация. Проявление интереса к новому содержанию.

    Проверяем задачу №2 из домашней работы.

    № 2. В треугольнике АВС проведена медиана АМ. Определите вид треугольника АВС, если ВС = 15 см, АМ = 7,5 см.

    — Рассмотрим следующую задачу (чертеж и условие задачи на слайде): В треугольнике МКР проведена медиана МЕ. Определите вид треугольника МКР, если МЕ = 10 дм, КР = 20 дм.

    — Изменится ли решение? Зависит ли решение задачи от длин медианы и стороны, к которой проведена медиана?

    — Как связаны длина медианы и длина стороны, к которой она проведена?

    — Можем ли мы в этом случае определить вид треугольника?

    — Сделайте вывод. Сформулируйте утверждение, используя связку «Если …, то…»

    — Запишите число, классная работа. Оставьте свободную строчку для темы урока.

    Запишите данную теорему в тетрадь и выделите.

    — Доказательство данного утверждения будет отличаться от решения задач, которые мы рассмотрели?

    Это будет ваше домашнее задание.

    На доске решение одного из учеников, он объясняет свое решение и отвечает на поставленные вопросы.

    Видео:Высота, биссектриса, медиана. 7 класс.Скачать

    Высота, биссектриса, медиана. 7 класс.

    Определение и свойства медианы прямоугольного треугольника

    В данной статье мы рассмотрим определение и свойства медианы прямоугольного треугольника, проведенной к гипотенузе. Также разберем пример решения задачи для закрепления теоретического материала.

    Видео:7 класс Атанасян. Вся геометрия за 100 минут. Треугольник, окружность, задачи на построениеСкачать

    7 класс Атанасян. Вся геометрия за 100 минут. Треугольник, окружность, задачи на построение

    Определение медианы прямоугольного треугольника

    Медиана – это отрезок, который соединяет вершину треугольника с серединой противолежащей стороны.

    Атанасян медиана прямоугольного треугольника

    Прямоугольный треугольник – это треугольник, в котором один из углов является прямым (90°), а два остальных – острыми ( Свойства медианы прямоугольного треугольника

    Свойство 1

    Медиана (AD) в прямоугольном треугольнике, проведенная из вершины прямого угла (∠BAC) к гипотенузе (BC), равна половине гипотенузы.

    • BC = 2AD
    • AD = BD = DC

    Следствие: Если медиана равняется половине стороны, к которой она проведена, то данная сторона является гипотенузой, а треугольник – прямоугольным.

    Свойство 2

    Медиана, проведенная к гипотенузе прямоугольного треугольника, равняется половине квадратного корня из суммы квадратов катетов.

    Для нашего треугольника (см. рисунок выше):

    Атанасян медиана прямоугольного треугольника

    Это следует из теоремы Пифагора и Свойства 1.

    Свойство 3

    Медиана, опущенная на гипотенузу прямоугольного треугольника, равна радиусу описанной вокруг треугольника окружности.

    Т.е. BO – это одновременно и медиана, и радиус.

    Атанасян медиана прямоугольного треугольника

    Примечание: К прямоугольному треугольнику также применимы общие свойства медианы, независимо от вида треугольника.

    Видео:7 класс, 17 урок, Медианы, биссектрисы и высоты треугольникаСкачать

    7 класс, 17 урок, Медианы, биссектрисы и высоты треугольника

    Пример задачи

    Длина медианы, проведенной в гипотенузе прямоугольного треугольника, составляет 10 см. А один из катетов равен 12 см. Найдите периметр треугольника.

    Решение
    Гипотенуза треугольника, как следует из Свойства 1, в два раза больше медианы. Т.е. она равняется: 10 см ⋅ 2 = 20 см.

    Воспользовавшись теоремой Пифагора находим длину второго катета (примем его за “b”, известный катет – за “a”, гипотенузу – за “с”):
    b 2 = с 2 – a 2 = 20 2 – 12 2 = 256.
    Следовательно, b = 16 см.

    Теперь мы знаем длины всех сторон и можем посчитать периметр фигуры:
    P = 12 см + 16 см + 20 см = 48 см.

    🔍 Видео

    Свойства прямоугольного треугольника. 7 класс.Скачать

    Свойства прямоугольного треугольника. 7 класс.

    Медиана в прямоугольном треугольникеСкачать

    Медиана в прямоугольном треугольнике

    Геометрия 7 класс (Урок№12 - Медианы треугольника. Биссектрисы треугольника. Высоты треугольника.)Скачать

    Геометрия 7 класс (Урок№12 - Медианы треугольника. Биссектрисы треугольника. Высоты треугольника.)

    Медиана в прямоугольном треугольникеСкачать

    Медиана в прямоугольном треугольнике

    Геометрия 7 класс (Урок№25 - Прямоугольные треугольники.)Скачать

    Геометрия 7 класс (Урок№25 - Прямоугольные треугольники.)

    Все про прямоугольный треугольник. Решаем задачи | Математика | TutorOnlineСкачать

    Все про прямоугольный треугольник. Решаем задачи | Математика | TutorOnline

    № 404 - Геометрия 7-9 класс АтанасянСкачать

    № 404 - Геометрия 7-9 класс Атанасян

    7 класс, 35 урок, Некоторые свойства прямоугольных треугольниковСкачать

    7 класс, 35 урок, Некоторые свойства прямоугольных треугольников

    Геометрия Докажите, что медиана прямоугольного треугольника, проведенная к гипотенузе, равна ееСкачать

    Геометрия Докажите, что медиана прямоугольного треугольника, проведенная к гипотенузе, равна ее

    Доказать, что медиана, проведенная к гипотенузе, равна половине гипотенузыСкачать

    Доказать, что медиана, проведенная к гипотенузе, равна половине гипотенузы

    Медиана прямоугольного треугольника— Геометрия ОГЭСкачать

    Медиана прямоугольного треугольника— Геометрия ОГЭ

    ВЫСОТА МЕДИАНА БИССЕКТРИСА 7 класс геометрия АтанасянСкачать

    ВЫСОТА МЕДИАНА БИССЕКТРИСА 7 класс геометрия Атанасян

    Теорема "Свойство медианы прямоугольного треугольника"Скачать

    Теорема "Свойство медианы  прямоугольного треугольника"

    Задача за секунду. ОГЭ геметрия. Медиана прямоугольного треугольникаСкачать

    Задача за секунду. ОГЭ геметрия. Медиана прямоугольного треугольника
    Поделиться или сохранить к себе: