В этой статье мы рассмотрим свойства медианы в прямоугольном треугольнике, а также их доказательства.
Медиана — это отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противолежащей стороны. Для прямоугольного треугольника это будут медианы, проведённые с острого угла к серединам катетов или с прямого к центру гипотенузы (рис. 1).
- Свойства медианы в прямоугольном треугольнике
- Доказательства свойств
- Первое свойство
- Доказательство:
- Второе свойство
- Доказательство:
- Третье свойство
- Доказательство:
- Технологическая карта урока геометрии по теме «Свойство медианы прямоугольного треугольника» (7 класс)
- Определение и свойства медианы прямоугольного треугольника
- Определение медианы прямоугольного треугольника
- Свойство 1
- Свойство 2
- Свойство 3
- Пример задачи
- 🔍 Видео
Видео:Свойство медианы в прямоугольном треугольнике. 8 класс.Скачать
Свойства медианы в прямоугольном треугольнике
- Медианы в прямоугольном треугольнике пересекаются в одной точке, а точка пересечения делит их в соотношении два к одному считая от вершины, из которой проведена медиана.
- Медиана, проведённая из вершины прямого угла к гипотенузе, равна половине гипотенузы.
- Медиана, проведённая к гипотенузе прямоугольного треугольника, является радиусом описанной окружности.
Видео:№404. Докажите, что медиана прямоугольного треугольника, проведенная к гипотенузеСкачать
Доказательства свойств
Первое свойство
Доказать, что медианы в прямоугольном треугольнике пересекаются в одной точке и делятся в пропорции 2:1, считая от вершины.
Доказательство:
- Рассмотрим прямоугольный треугольник ABC. Проведем две медианы AE и BD, которые пересекаются в точке X (рис. 2).
Середины отрезков AX и BX обозначим, соответственно, буквами F и G (рисунок 3).
Соединим между собой точки (D, F, G и E) и получим четырёхугольник DFGE (рис. 4).
DE || AB и DE = AB / 2.
FG || AB и FG = AB / 2
FX=XE, GX=XD
Что и требовалось доказать.
Второе свойство
Доказать, что медиана, проведённая с вершины прямого угла к гипотенузе, равна половине гипотенузы.
Доказательство:
- Чтобы доказать это свойство рассмотрим прямоугольный треугольник ABC и проведём медиану к гипотенузе. Точку ее пересечения с гипотенузой обозначим буквой D (рис. 6).
Отразим симметрично наш треугольник ABC относительно отрезка AB (рисунок 7). В результате получим четырёхугольник AEBC, в котором AD=DB (поскольку CD медиана к стороне AB) и CD=DE (по построению). То есть диагонали четырехугольника AEBC пересекаются и точкой пересечения делятся пополам. Отсюда следует, что AEBC является параллелограммом (по признаку параллелограмма).
Что и требовалось доказать.
Третье свойство
Доказать, что медиана, проведённая к гипотенузе прямоугольного треугольника, является радиусом описанной окружности.
Доказательство:
- Опишем вокруг прямоугольного треугольника ABC окружность.
Что и требовалось доказать.
Понравилась статья, расскажите о ней друзьям:
Видео:ГЕОМЕТРИЯ 7 класс. Медиана прямоугольного треугольника. Свойство. Доказательство для 7 класса.Скачать
Технологическая карта урока геометрии по теме «Свойство медианы прямоугольного треугольника» (7 класс)
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
«Актуальность создания школьных служб примирения/медиации в образовательных организациях»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Технологическая карта урока геометрии в 7 классе по теме
« Свойство медианы прямоугольного треугольника »
Морозова Татьяна Владимировна , учитель математики
Цели урока: создание ситуации на уроке, в которой обучающиеся «откроют» новые знания; организация продуктивной деятельности школьников, направленной на достижение ими результатов:
обучающие: помочь учащимся «открыть» свойство медианы прямоугольного треугольника, формировать умение применять данное свойство при решении задач базового уровня.
развивающие: развивать умения
предметные: умение формулировать свойства прямоугольного треугольника, понимать суть доказательства свойств.
метапредметные: умение использовать для познания окружающего мира различные методы (наблюдение, опыт, моделирование и др.); исследовать несложные практические ситуации с прямоугольным треугольником, выдвижение предположений о свойствах прямоугольного треугольника; развивать математическую речь, умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах.
личностные: самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; повышение интереса к предмету, уровень мотивации через задачи с практическим содержанием, исследовательскую деятельность.
воспитывающие: формирование представления о методах научного познания: наблюдение, исследования, эксперимента, выдвижения гипотез.
Тип урока: урок построения нового знания, творческая исследовательская деятельность.
Формы урока: фронтальная; проблемно-поисковая; эксперимент.
Оборудование: ПК, проектор и экран.
Преподавание ведется по учебнику Геометрия 7-9 классов общеобразовательных учреждений / под редакцией Л.С. Атанасяна и др. М.: Просвещение, 2013 год.
Повторение изученного материала.
Проверка домашнего задания
— Над какой темой мы работали на предыдущих уроках геометрии?
— Откройте тетради с домашней работой, проверяем задачу №1.
№ 1. В прямоугольном треугольнике АВС с прямым углом А проведена высота АD. Найдите ВС, если угол С равен 45°, АD = 8дм.
— Какое свойство прямоугольного треугольника вы использовали при решении этой задачи? Сформулируйте его.
— Какие еще свойства прямоугольного треугольника вы знаете. Сформулируйте их.
— Свойства прямоугольного треугольника.
На доске решение одного из учеников, он объясняет свое решение и отвечает на поставленные вопросы.
Формулируют свойства прямоугольного треугольника
Учится структурировать информацию в нужной форме
Учится составлять план действий; понимает, что уже освоено и чему предстоит научиться.
Осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат;
учится сотрудничать с другими людьми.
Целеполагание и мотивация
— Как вы думаете, это все свойства, которые выполняются для прямоугольного треугольника?
— Да, действительно, мы еще не все знаем про прямоугольный треугольник.
При изучении геометрии мы постепенно будем расширять знания, рассматривать новые теоремы, связанные с этим треугольником.
— Как вы думаете, теоремы придумывают или открывают?
— Как происходят такие открытия?
— Может быть, и мы попробуем что-либо открыть? Ну, если не новое для всех, то новое для вас.
— Сформулируйте цель нашего сегодняшнего урока.
Отвечают на вопросы
— Люди наблюдают, анализируют, сравнивают.
Учащиеся определяют цель урока
— Открыть новые теоремы.
Учится слушать и слышать; выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами коммуникации.
Учится ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.
Организация совместного обсуждения, установления сотрудничества с учителем, речевая коммуникация. Проявление интереса к новому содержанию.
Проверяем задачу №2 из домашней работы.
№ 2. В треугольнике АВС проведена медиана АМ. Определите вид треугольника АВС, если ВС = 15 см, АМ = 7,5 см.
— Рассмотрим следующую задачу (чертеж и условие задачи на слайде): В треугольнике МКР проведена медиана МЕ. Определите вид треугольника МКР, если МЕ = 10 дм, КР = 20 дм.
— Изменится ли решение? Зависит ли решение задачи от длин медианы и стороны, к которой проведена медиана?
— Как связаны длина медианы и длина стороны, к которой она проведена?
— Можем ли мы в этом случае определить вид треугольника?
— Сделайте вывод. Сформулируйте утверждение, используя связку «Если …, то…»
— Запишите число, классная работа. Оставьте свободную строчку для темы урока.
Запишите данную теорему в тетрадь и выделите.
— Доказательство данного утверждения будет отличаться от решения задач, которые мы рассмотрели?
Это будет ваше домашнее задание.
На доске решение одного из учеников, он объясняет свое решение и отвечает на поставленные вопросы.
Видео:Высота, биссектриса, медиана. 7 класс.Скачать
Определение и свойства медианы прямоугольного треугольника
В данной статье мы рассмотрим определение и свойства медианы прямоугольного треугольника, проведенной к гипотенузе. Также разберем пример решения задачи для закрепления теоретического материала.
Видео:7 класс Атанасян. Вся геометрия за 100 минут. Треугольник, окружность, задачи на построениеСкачать
Определение медианы прямоугольного треугольника
Медиана – это отрезок, который соединяет вершину треугольника с серединой противолежащей стороны.
Прямоугольный треугольник – это треугольник, в котором один из углов является прямым (90°), а два остальных – острыми ( Свойства медианы прямоугольного треугольника
Свойство 1
Медиана (AD) в прямоугольном треугольнике, проведенная из вершины прямого угла (∠BAC) к гипотенузе (BC), равна половине гипотенузы.
- BC = 2AD
- AD = BD = DC
Следствие: Если медиана равняется половине стороны, к которой она проведена, то данная сторона является гипотенузой, а треугольник – прямоугольным.
Свойство 2
Медиана, проведенная к гипотенузе прямоугольного треугольника, равняется половине квадратного корня из суммы квадратов катетов.
Для нашего треугольника (см. рисунок выше):
Это следует из теоремы Пифагора и Свойства 1.
Свойство 3
Медиана, опущенная на гипотенузу прямоугольного треугольника, равна радиусу описанной вокруг треугольника окружности.
Т.е. BO – это одновременно и медиана, и радиус.
Примечание: К прямоугольному треугольнику также применимы общие свойства медианы, независимо от вида треугольника.
Видео:7 класс, 17 урок, Медианы, биссектрисы и высоты треугольникаСкачать
Пример задачи
Длина медианы, проведенной в гипотенузе прямоугольного треугольника, составляет 10 см. А один из катетов равен 12 см. Найдите периметр треугольника.
Решение
Гипотенуза треугольника, как следует из Свойства 1, в два раза больше медианы. Т.е. она равняется: 10 см ⋅ 2 = 20 см.
Воспользовавшись теоремой Пифагора находим длину второго катета (примем его за “b”, известный катет – за “a”, гипотенузу – за “с”):
b 2 = с 2 – a 2 = 20 2 – 12 2 = 256.
Следовательно, b = 16 см.
Теперь мы знаем длины всех сторон и можем посчитать периметр фигуры:
P△ = 12 см + 16 см + 20 см = 48 см.
🔍 Видео
Свойства прямоугольного треугольника. 7 класс.Скачать
Медиана в прямоугольном треугольникеСкачать
Геометрия 7 класс (Урок№12 - Медианы треугольника. Биссектрисы треугольника. Высоты треугольника.)Скачать
Медиана в прямоугольном треугольникеСкачать
Геометрия 7 класс (Урок№25 - Прямоугольные треугольники.)Скачать
Все про прямоугольный треугольник. Решаем задачи | Математика | TutorOnlineСкачать
№ 404 - Геометрия 7-9 класс АтанасянСкачать
7 класс, 35 урок, Некоторые свойства прямоугольных треугольниковСкачать
Геометрия Докажите, что медиана прямоугольного треугольника, проведенная к гипотенузе, равна ееСкачать
Доказать, что медиана, проведенная к гипотенузе, равна половине гипотенузыСкачать
Медиана прямоугольного треугольника— Геометрия ОГЭСкачать
ВЫСОТА МЕДИАНА БИССЕКТРИСА 7 класс геометрия АтанасянСкачать
Теорема "Свойство медианы прямоугольного треугольника"Скачать
Задача за секунду. ОГЭ геметрия. Медиана прямоугольного треугольникаСкачать