1 уровень драматический треугольник

Треугольник Карпмана: Что Это Такое?

1 уровень драматический треугольник

Часто мы неосознанно оказываемся втянуты в треугольник Карпмана, что это за модель поведения разберёмся сегодня. Это психологическая схема, которая встречается повсеместно. Даже если мы не знаем, что оказались втянуты в схему или сами спровоцировали треугольник, распределение ролей работает безотказно. Любой из нас за свою жизнь успел побывать во всех трёх ипостасях: жертва, спасатель и преследователь.

Так происходит из-за непонимания настоящих ролей и желания получить определённые эмоции. Роли в треугольнике распределяются по-разному. Жертва неожиданно и неосознанно становится преследователем, а спасатель также внезапно превращается в жертву. Метаморфозы могут происходить буквально за секунды. Что означает эта психологическая «игра» и насколько она серьёзна, рассмотрим подробнее.

Содержание
  1. Что такое треугольник Карпмана в психологии?
  2. Характеристики драматического треугольника Карпмана
  3. Треугольник Карпмана: примеры из жизни
  4. Как выйти из треугольника Карпмана?
  5. Стратегия для «жертвы»:
  6. Стратегия для «тирана»:
  7. Стратегия поведения для «спасателя»:
  8. Ловушка треугольника Карпмана, или Страшная история о манипуляциях на рабочем месте
  9. –1-й УРОВЕНЬ ТРЕУГОЛЬНИК СТРАДАНИЙ: ЖЕРТВА – СПАСАТЕЛЬ – ПРЕСЛЕДОВАТЕЛЬ
  10. +1-й УРОВЕНЬ ТРЕУГОЛЬНИК ИССЛЕДОВАНИЙ: ГЕРОЙ – ФИЛОСОФ – МОТИВАТОР
  11. +2-й УРОВЕНЬ ТРЕУГОЛЬНИК СОЗИДАНИЯ: ПОБЕДИТЕЛЬ – СОЗЕРЦАТЕЛЬ – СТРАТЕГ
  12. ТРЕУГОЛЬНИК В ВАШЕМ САЛОНЕ
  13. Привычка скидывать ответственность
  14. Отсутствие или искажение коммуникации
  15. Нечеткое целеполагание и противоречивые сигналы
  16. НАДОЕЛИ ВСЕ ЭТИ ИГРЫ! Или КАК ЖЕ ВЫЙТИ ИЗ ТРЕУГОЛЬНИКА?
  17. «Я – в порядке, ты – в порядке»
  18. Осознание своих реакций и поведения
  19. Взять на себя ответственность
  20. Слушайте друг друга
  21. Легкость коммуникации и положительная обратная связь
  22. Спонтанность
  23. Общие цели и ценности
  24. ТЕСТ ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
  25. РАСШИФРОВКА РЕЗУЛЬТАТОВ:
  26. Больше «А». Вы – Преследователь.
  27. Больше «Б». Вы – Жертва.
  28. Больше «В». Вы – Спасатель.
  29. Больше «Г». Вы находитесь в треугольнике исследований.
  30. Больше «Д». Вы находитесь в треугольнике созидания.
  31. ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ…
  32. Вы – директор-Преследователь
  33. Вы – директор-Жертва
  34. Вы – директор-Спасатель
  35. У вас есть сотрудник-Спасатель
  36. У вас есть сотрудник-Жертва
  37. У вас есть сотрудник-Преследователь
  38. Вы в треугольнике исследований
  39. Вы в треугольнике созидания
  40. Ловушка созависимых отношений. Драматический треугольник Карпмана: а какую роль играете вы?
  41. Треугольник драмы и основные роли в нем
  42. Роль Жертвы
  43. Роль Преследователя
  44. Роль Спасателя
  45. Простые примеры
  46. Признаки созависимых отношений. Простой тест
  47. Как выйти из треугольника Карпмана?
  48. Как сформировать треугольник силы?
  49. 📽️ Видео

Видео:5/12 - Драматический треугольник: методики выхода из негоСкачать

5/12 - Драматический треугольник: методики выхода из него

Что такое треугольник Карпмана в психологии?

Определение треугольник Карпмана и что это значит, впервые появилось в психологии благодаря психотерапевту из Америки, Стивену Карпману и получило название в его честь.

1 уровень драматический треугольник

Он раскрыл ещё одну тайну человеческой психики и вывел новую концепцию. Согласно ей, мы играем в своей жизни множество разных ролей, но все они могут быть ограничены тремя образами: Спасатель, Жертва и Палач. Существуют разные названия этих ипостасей, но они сохраняют один и тот же смысл. Суть сводится к конфликту между жертвой и преследователем в присутствии третьего лица.

1 уровень драматический треугольник

Треугольник Карпмана — это созависимые отношения, которые возникают из-за потребности самоутвердиться за чужой счёт. Результатом становится манипулирование и эмоциональная разрядка. Но положительное влияние эта схема оказывает не на всех участников. В выигрыше остаётся лишь жертва, а спасатель выходит из игры эмоционально измотанным и опустошённым. Удивительный факт, но провокатора конфликта — злодея и палача, может даже не быть во время развития ситуации. На эту роль выбирают бывшего мужа, начальника и любого другого обидчика.

Треугольник в психологии жертва спасатель преследователь является частым спутником в жизни многих людей. Мы вживаемся во все эти роли, выбирая одну как самую любимую. Реальное положение вещей остаётся за кадром, оно игнорируется. Это всё происходит неосознанно. Возможно, вы удивитесь, узнав себя в этой модели поведения, в прошлом или в настоящем. Роли могут меняться в течение разного времени — часа или минуты.

Эта игра насыщает нас яркими переживаниями, эмоциями. Треугольник Карпмана в психологии часто определяется как хроническое состояние некоторых людей. «Подсаживаясь» на эмоции они находят «партнёров по игре» и попадают в порочный круг. Это входит в привычку и воспринимается как естественный ход вещей, единственно возможный способ существования и построения отношений. Это ловушка, в которую попадают многие эмоционально зависимые люди. Чтобы выбраться из неё, нужно приложить усилия и воспользоваться холодным рассудком и силой воли. Одним словом, включить свой разум.

Видео:Что такое Треугольник Карпмана?Скачать

Что такое Треугольник Карпмана?

Характеристики драматического треугольника Карпмана

Чтобы лучше понять, что означает психологический треугольник Карпмана в реальной жизни, рассмотрим его персонажей сначала в чистом виде. Характеристика его участников в данном случае выглядит очень плоско, однобоко и категорично, но это поможет понять суть происходящего.

✔️ Злодей (тиран, палач, преследователь и т. д.)
Этот персонаж занимает позицию свысока: «я хороший — ты плохой». Ему нравится открыто унижать своих жертв, вызывая ответную реакцию в виде чувства вины и стыда (это в чистом виде, но в жизни так бывает далеко не всегда и палач в одной ситуации превращается в жертву, попадая в другие обстоятельства). Ставит окружающих (близких) в неловкую ситуацию, прямо или косвенно упрекая в бездействии и недостаточном участии. Он воспринимает жизнь враждебно (в конкретный момент или всегда), видя в ней источник проблем.

1 уровень драматический треугольник

Над ним властвуют раздражение, злость, агрессия и страх (порой неосознанный). Тиран не берёт во внимание чувства других людей, подавляет, самоутверждается и получает свою долю самоутверждения таким образом. При этом обвиняет жертву, между тем провоцируя её на новые всплески эмоций и реакции. Поведение такого персонажа трудно предсказать, он не хочет нести ответственность за себя и других, испытывает нужду в наличии жертвы, чтобы черпать силы.

При этом физическое присутствие жертвы необязательно. Ею может быть бывшая жена, ушедшая много лет назад, почивший родитель, дети, избегающие токсичного общения или бывший подчинённый. Изменить поведение тирана может утрата жертвы (не всегда) или смена ролей. Оказавшись без своей «игрушки» он упивается злостью, желает ей бед и злорадствует даже от малейших её неудач. При этом находится в поиске новой мишени для критики, поскольку не в состоянии взять ответственность на себя, ведь она его утомляет.

✔️ Спасатель (спаситель, контролёр, свидетель и т.д.) Он занимает похожую позицию: «я хороший — ты плохой», но не унижает жертву, а обесценивает её, также теша своё самолюбие и чувствуя превосходство.

1 уровень драматический треугольник

Он обладает большим (временным) контролем над ситуацией, принимает образ покровителя или роль «взрослого», низводя жертву до положения «ребёнка».

В реальности от помощи такого спасателя мало толку, а само спасение является лишь игрой. Потому что его цель не реальная помощь, а возможность самоутвердиться за счёт «несчастных страждущих», которые находятся в поисках «жилетки для слёз». Спасателю невыгодно помогать жертве и выводить её из бедственного положения, потому что он сразу утратит источник для повышения ЧСВ (чувство собственной важности).

Спасательство может стать смыслом жизни и превратиться в эмоциональную зависимость, от которой так же трудно избавиться, как и от других ролей в созависимых отношениях. Это положение помогает ориентироваться в жизни, чувствовать свою нужность, значимость и тешить эго, придавая иллюзорный смысл жизни.

✔️ Жертва (без вариантов). Этот персонаж находится в приниженном положении, причём часто делает это добровольно. Выбранная позиция в данной роли: «мне плохо — тебе хорошо». Человек старательно обесценивает свою личность, страдает от нехватки веры в себя. Кредо жертвы — недовольство жизнью и жалобы на несправедливость бытия. При этом у неё не хватает сил для изменения ситуации, а энергия уходит на страдания.

1 уровень драматический треугольник

Жертва считает, что не в силах повлиять на ситуацию и от неё ничего не зависит. Инертность, страх, ожидание худшего — привычное состояние человека в этой роли. Поскольку для оправдания позиции нужно обоснование, жертва часто на уровне подсознания ищет тирана для взаимного созависимого существования. Он подтверждает её установку «со мной что-то не так, я недостойна любви». На роль жертвы часто претендуют женщины, но мужчины тоже могут занять данную позицию.

Большую часть вопросов и проблем жертва перекладывает на Спасателя, который ограничивает её развитие как личности. Собственные навыки не формируются, а убеждение в том, что жертва сама неспособна принимать решения укрепляется.

📽 Как перестать быть жертвой? Треугольник Карпмана

Видео:Треугольник Карпмана: разбор, выход, упражненияСкачать

Треугольник Карпмана: разбор, выход, упражнения

Треугольник Карпмана: примеры из жизни

В реальной жизни драматический треугольник Карпмана встречается очень часто. Примером можете быть даже вы сами, если постараетесь проанализировать взаимоотношения с другими людьми.

Классический пример такого треугольника — семья. Мать, отец и ребёнок. Они периодически меняются ролями. Пока малыш ещё не достиг возраста разумного поведения, он выступает в роли тирана. Ему необходима «жертва» для исполнения желаний, потребностей и самоутверждения.

Избалованный сын (или дочь), которых не сместили с этой роли, могут всю жизнь успешно самоутверждаться за счёт родителей. В данном случае матери. Отец при таком раскладе выступает как утешитель (спасатель). Он вроде бы пытается как-то помочь, но не особо старается и всё что может — лишь также самоутверждаться за счёт супруги, проявляя сочувствие.

1 уровень драматический треугольник

В другой ситуации, при авторитарном характере главы семейства, в роли жертвы могут выступать жена или дети. Соответственно, тот, кому эта роль не досталась, становится свидетелем и фактически беспомощным контролёром. Часто «спасителем» становится тёща, которая настраивает жену против мужа и наоборот, свекровь, занимающая такую же позицию.

Так называемые «лучшие подруги» — яркий пример «спасителей». Они ведут себя примерно так же, как тёща или свекровь, демонстративно жалея жертву «плохого мужа/бойфренда», но при этом повышают собственную самооценку и ЧСВ.

1 уровень драматический треугольник

В коллективах роль тирана, как правило, достаётся руководителю, а жертвы находятся среди персонала. Причём положение «угнетённых», которым кажется, что их унижают, может не соответствовать действительности. Люди, склонные к психологии жертвы будут искать для себя любой удобный момент, чтобы занять привычное положение.

Видео:Драматический треугольник Карпмана. Примеры, роли, характеристика.Скачать

Драматический треугольник Карпмана. Примеры, роли, характеристика.

Как выйти из треугольника Карпмана?

Теперь, когда вы познакомились с тем, что такое треугольник Карпмана, как выйти из ролей — второй важный вопрос.

1 уровень драматический треугольник

Для меня лично это понимание стало настоящим открытием, и многое в жизни стало проще и яснее. Особенно если учесть, что мы сами много раз менялись ролями с другими людьми и одинаково успешно выступали в роли жертвы и преследователя. Но, как правило, есть одна излюбленная роль, которую примеряет на себя человек.

Выход из треугольника Карпмана возможен и даже желателен. Ведь сделав это, вы получаете тот самый контроль над собой, который так необходим нам всем. Начинать надо с осознания своей роли в этой схеме. Только правдиво и честно признаться себе, когда и кем вы были в своей жизни (жертвой, свидетелем или палачом). Это может быть сложно, ведь признать себя тираном не так-то легко.

Ещё одна проблема, которая возникает при работе над этой ситуацией — нежелание покинуть привычные рамки. Мы не входим в образ без внутренней необходимости. Находясь в роли, мы в ней заинтересованы и имеем какую-то выгоду с этого, даже если кажется что это не так. Вот с этим вопросом и нужно разобраться.

Стратегия для «жертвы»:

▪️Выяснить, в чём выгода выбранной роли и чего вы лишитесь, выйдя из образа.

▪️Сформировать новую модель поведения, заменив привычные реакции на другие (вместо жалоб искать новые возможности).

▪️Понять, что никто не должен вам ничего.

▪️Взять ответственность на себя.

▪️Избавиться от привычки оправдываться.

Стратегия для «тирана»:

▪️Выяснить, что даёт контроль над ситуацией и какие получаются результаты.

▪️Искать причину в себе, а не в ком-то другом.

▪️Избавиться от привычки критиковать других людей.

▪️Избегать конфликтов, решать вопросы мирно.

▪️Мотивировать людей, а не давить на них.

▪️Понять для чего действительно нужны конфликты и высказывание претензий — для результата или эмоциональной разрядки.

▪️Примириться с мыслью о том, что вы несовершенны и способны совершать ошибки.

▪️Научиться общаться с позиции равных, а не с позиции превосходства.

▪️Найти альтернативные способы повышения самооценки, ЧСВ и самоутверждения.

Стратегия поведения для «спасателя»:

▪️Спросить себя, зачем на самом деле нужна эта роль и какая цель является приоритетной — помощь или самоутверждение.

▪️Найти другой способ самореализации и повышения самооценки.

▪️Найти альтернативные способы помощи жертве, находясь в другой позиции, помочь ей проявить самостоятельность.

▪️Не вмешиваться в ситуации без просьбы со стороны участников.

▪️Не оказывать непрошеную помощь и не считать людей беспомощными в обычных обстоятельствах.

▪️Обсуждать проблему, с человеком, но не навязывать своё мнение.

▪️Помочь «жертве» осознать свою значимость.

▪️Предоставить больше самостоятельности «жертве».

▪️Не ожидать благодарности за свои действия.

▪️Найти альтернативные источники положительных эмоций и возможности самореализации.

Хотя исчезновение одного из «углов» не способно разрушить нашу геометрическую фигуру, тем не менее это может оказать большое влияние на других участников треугольника и мотивировать их на более конструктивное поведение.

1 уровень драматический треугольник

Об авторе: Привет! Я — Каролина Кораблёва. Живу в Подмосковье, в городе Одинцово. Люблю жизнь и людей. Стараюсь быть реалистом и оптимистом по жизни.
В людях ценю умение себя вести. Увлекаюсь психологией, в частности — конфликтологией. Закончила РГСУ, факультет «Психология труда и специальная психология».

Видео:Треугольник Карпмана: как выйти?Скачать

Треугольник Карпмана: как выйти?

Ловушка треугольника Карпмана, или Страшная история о манипуляциях на рабочем месте

1 уровень драматический треугольникВ 1968 году доктор Стивен Карпман впервые описал психологическую и социальную модель взаимодействия между людьми, которая впоследствии была названа треугольником Карпмана. Другие его распространенные названия: треугольник страданий, треугольник судьбы или драматический треугольник. Большое влияние на эту работу оказал известный психолог и психиатр, создатель такого направления, как трансактный анализ, Эрик Берн. Карпман получил награду в 1972 году за свою модель, и это неудивительно.

Классический треугольник страданий Карпмана включает в себя три роли: Жертва, Спасатель и Преследователь. Также мы познакомим вас с другими уровнями, описанными отечественными психологами в продолжение идей Карпмана: треугольником исследований и треугольником созидания. Вы узнаете, что делать, чтобы выйти из неблагополучных драматических сценариев, и как роли треугольника проявляют себя в пространстве салона красоты.

Видео:Треугольник Карпмана - Михаил ЛабковскийСкачать

Треугольник Карпмана - Михаил Лабковский

–1-й УРОВЕНЬ
ТРЕУГОЛЬНИК СТРАДАНИЙ: ЖЕРТВА – СПАСАТЕЛЬ – ПРЕСЛЕДОВАТЕЛЬ

С большой вероятностью каждый, кто сейчас читает эту статью, неоднократно побывал в каждой из этих ролей в разных ситуациях в течение своей жизни. И наверняка кто-то находится в одной из этих ролей в этот самый момент.

Посмотрим сначала на роль Жертвы. На наш взгляд, это ключевая роль в этом взаимодействии. Даже Эрик Берн предлагал поставить ее во главу, повернув треугольник этим углом вверх. И в самом деле, без Жертвы остальным участникам компании совершенно нечем было бы заняться. Спасателю некого было бы спасать, Преследователю – некого преследовать. Основная работа Жертвы – страдать.

Страдает Жертва с упоением, самозабвенно: люди, находящиеся в этой роли, видят себя мучениками, они очень обидчивы, у них всегда всё плохо, и изменить, по их мнению, ничего нельзя. Или из-за непреодолимых внешних обстоятельств, или потому, что «такой я человек, всю жизнь так живу и меняться мне уже поздно». Неизменность ситуации должна притуплять присущий Жертве страх: «Да, страдаю, но страдаю стабильно». Тем не менее окружающий мир темен и полон ужасов. При этом для Жертвы характерен еще целый букет негативных эмоций: ревность, зависть, вина, стыд. И всё это держит Жертву в некоем состоянии стагнации, которое противоречит естественному стремлению психики, личности, да и организма, развиваться. И эта борьба отнимает очень много сил, а также создает напряжение, поэтому Жертва очень часто жалуется на усталость и часто это выливается в различные заболевания. Что дает Жертве еще один повод пострадать. Жертва вполне самодостаточна в области поиска поводов для страданий, но ощущения не те, если никто не угнетает.

1 уровень драматический треугольник

Рис. 1. Минус первый уровень

И здесь на авансцену выходит Преследователь (он же Контролер). Для него тоже характерен страх, но здесь он заменяется другими эмоциями. На поверхности оказываются агрессия, раздражение, гнев и бессильная злоба. Преследователь стремится всё контролировать, предусмотреть все возможные варианты развития событий (несомненно, мрачные) и сделать всё возможное для всеобщего блага. Какое оно, всеобщее благо, конечно, лучше всего известно ему, Преследователю. Причем как всеобщее, так и ваше личное. Ему присуща иллюзия о возможности контролировать вообще всё в своей жизни и жизни близких, если только приложить достаточно усилий. И если Жертва ответственность за происходящее с ней с себя снимает, то с Преследователем картина противоположная – он берет на себя ответственность за всех: и за брата, и за свата, и за шестиюродного дядьку, а заодно и за фазы Луны. При этом со своими эмоциями и страхами он, как правило, не способен справиться самостоятельно. Зато Преследователь всех окружит своей заботой, даже (и особенно) если его об этом не просят. При таком подходе к жизни у Преследователя тоже очень много усталости и напряжения, которое и здесь может переходить в болезни. Но послание тут другое: «Я для вас всё делаю, а вы не цените, люди вы нехорошие, неблагодарные». И Преследователь начинает давить на Жертву, чтобы она приложенные усилия оценила. Жертва пытается или слушаться и выполнять требования Преследователя, или сопротивляться, но в любом случае опять устает и страдает. И жалуется Спасателю на свою нелегкую долю.

Спасатель всех жалеет, всем помогает. Жертву жалеет за то, что ее угнетают, а она слабая и беззащитная, Преследователя – за то, что тот на себя взвалил непосильную ношу. Спасатель пытается выступить эдакой «Швейцарией», но, по сути, избегает конфликтов. Опять же из-за наличия страха. Здесь страх маскируется жалостью, гневом, обидой и виной. Кого и за что жалеют, мы уже сказали. Гнев и обида здесь на то, что его усилий к примирению и спасению не ценят. Вина за то, что не удается спасти. Если спасти хотя бы в первом приближении удается, эго Спасателя растет как на дрожжах, он смотрит свысока и на Жертву, и на Преследователя и искренне считает, что без него все пропадут. Но всё время всех спасать – работа тоже не из легких, да еще и на два фронта, и Спасатель также постоянно находится в большом напряжении.

Энергия из такой системы постоянно утекает, а что там присутствует во всех позициях – это страх и напряжение. Бывает так, что люди преимущественно находятся в одной из этих ролей. Но чаще в зависимости от ситуации роли меняются: человек переходит из одной роли в другую. Взаимодействие в этом треугольнике построено на манипуляциях, так как проявить искренность и показать свои истинные чувства и потребности мешает страх.

В этом треугольнике всё делается во имя другого, в то время как всё внимание, по иронии, сосредоточено только на самом себе и реальные потребности другого никак не учитываются. Выйти из этого треугольника можно, только превратившись на время в махрового эгоиста и почерпнув энергию в реализации своих заветных желаний. Жертва хочет освободиться от контроля и делать то, что хочет она. Преследователь хочет прекратить всех подгонять и пустить всё на самотек. Спасатель хочет, чтобы его перестали втягивать в конфликты и разобрались с проблемой без него. И каждый хочет расслабиться и подумать о себе.

Чаще всего человеку свойственно исполнять наиболее привычные роли, почва для которых формируется в дисгармоничных ситуациях раннего детства. При этом есть механизмы смещения ролей, которые помогают сохранять контроль над ситуацией и поддерживать токсичную схему манипуляций. Так, Преследователь часто переходит в роль Жертвы, оправдывая свои атаки тем, что его «вынуждают обстоятельства». Может становиться и Спасателем: «Вы настолько некомпетентны, что приходится всё делать за вас». Жертва может переключаться на роль Спасателя, проецируя свою жертвенность на других людей: «Только я могу понять, как ты несчастна». Или она превращается в Преследователя: «Ты виноват во всех моих бедах». Спасатель переходит в роль Преследователя: «Я тебя спас, и теперь ты мне обязан». Или в Жертву: «Я тебя спасаю, но ничего не получаю взамен».

Видео:Как выйти из состояния жертвы Треугольник Карпмана Михаил ЛабковскийСкачать

Как выйти из состояния жертвы Треугольник Карпмана Михаил Лабковский

+1-й УРОВЕНЬ
ТРЕУГОЛЬНИК ИССЛЕДОВАНИЙ: ГЕРОЙ – ФИЛОСОФ – МОТИВАТОР

Очень часто работа над осознанием своей роли и более ответственное отношение к себе выводят нас на более продуктивный уровень треугольника – на плюс первый уровень.

Основным отличием в поведении здесь становится то, что человек больше не поддается на манипуляции и провокации, а следует своим собственным желаниям и выгодам. Так как степень самостоятельности здесь гораздо выше, то партнер воспринимается уже не как источник необходимого ресурса (например, внимания), а как помощник в поиске себя и дальнейшем развитии.

Если рассматривать основной принцип, то для выхода из треугольника страданий, то есть чтобы перейти с минус первого уровня на плюс первый уровень, нужно научиться трансформировать все роли в их противоположности.

Жертва трансформируется в Героя, Преследователь – в Философа, а Спасатель – в Мотиватора. Новые субличности формируют треугольник исследований.

Главной задачей Героя становится изучение себя и мира вокруг. Каковы его собственные желания и место в этом мире. И эмоции здесь уже совсем другие: интерес, азарт, воодушевление, гордость. Если случаются неудачи, то вместо чувства вины приходит сожаление и огорчение. Возвращение чувства вины свидетельствует о том, что человек опять спустился в треугольник страданий.

1 уровень драматический треугольник

Философ-пофигист – это противоположность роли Преследователя. Вместо того чтобы захватывать себе всю ответственность, которая попадается в поле зрения, Философ отдает каждому его ответственность. Вместо того чтобы критиковать и принуждать, принимает и себя, и Героя такими, какие есть. Даже если сегодня подвиг не удался. Философ анализирует и делает выводы. И кроме прочего, Философ убежден, что всё происходящее – к лучшему.

Мотиватор (он же Провокатор) является генератором идей. Он уже никого не жалеет, потому что понимает, что всё в порядке. Он исследует мир, всё время находится в поиске нового и необычного, в поиске новых авантюр, в которые стремится вовлечь и Героя с Философом. Однако, в отличие от треугольника страданий, здесь участники могут повременить с тем, чтобы бросаться навстречу приключениям, взвесив все «за» и «против». Мотиватор – это такой озорной ребенок, которому всё интересно и у которого каждый день возникает миллион новых «почему?» и «а что если. ».

Когда участники треугольника исследований сталкиваются с участниками треугольника страданий, для последних это бывает довольно болезненно. Если Жертва идет за утешением к Провокатору, она встречает там сарказм и иронию, что для нее больно и обидно. И если у Жертвы нет достаточного потенциала для изменения себя, она обижается и злится на Провокатора.

С Философом тоже картина не радостная. Жертва привыкла жить по указке Преследователя, а у Философа указаний нет, он просто оставил Жертву в покое. И чаще всего тут Жертва впадает в еще большее горе и жалость к себе. Редко – начинает мотивировать себя сама, и тогда это путь к выходу из треугольника страданий.

Но и треугольник исследований не является вершиной развития. Те, кто находится здесь, соответствуют уровню развития здорового, активного подростка. Зрелые взрослые живут в следующем треугольнике.

Видео:1Часть. Драматический треугольникСкачать

1Часть. Драматический треугольник

+2-й УРОВЕНЬ
ТРЕУГОЛЬНИК СОЗИДАНИЯ: ПОБЕДИТЕЛЬ – СОЗЕРЦАТЕЛЬ – СТРАТЕГ

Как правило, на этом уровне автономность участников друг от друга максимальна, так как речь идет о взаимодействии зрелых, самостоятельных, ответственных личностей. Таких в социуме меньшинство (не более 10 процентов), но именно они – двигатель развития во всех сферах.

Отношения в треугольнике созидания имеют дополняющий характер. Каждая из этих ролей не зависит от другой, однако вместе они представляют собой продуктивное трио, которое способно свернуть горы.

Основные эмоции Победителя – это вдохновение и энтузиазм, Созерцателя – благость и покой, Стратега – радость, удовольствие, вдохновение.

Победитель уже знает себя и окружающее пространство и свободно, с наслаждением творит в нем, свободный от критики и осуждения. Как правило, он успешно реализуется сразу в нескольких областях, совершенно не обязательно как-то связанных между собой. Однако дело здесь не в количестве ресурсов, а в глубинном понимании того, что их всегда достаточно.

1 уровень драматический треугольник

Созерцатель – это женская субличность. Она принимает мир таким, какой он есть, и рождает идеи. В ней много энергии, достаточно, чтобы вовремя остановиться, замедлиться или снова легко взяться за дело.

Стратег – мужская субличность, которая направляет, разрабатывает планы и указывает, где взять необходимые ресурсы. Главный признак рассудительного Стратега – уверенность. Он отвечает за гармонию между трудом и отдыхом, желаниями и возможностями, за то, сколько ресурсов мы получаем и отдаем.

Треугольник созидания видится его участникам богатым и щедрым, в нем нет места страху и неконтролируемому напряжению. Здесь всегда достаточно ресурсов, нужные события происходят в нужное время, идет постоянное развитие и самосовершенствование, а взаимодействие с миром происходит через игру и творчество.

Подводя итог описанию ролей трех уровней треугольника, хотим сказать, что «чистых» типов не бывает, все мы играем множество ролей в своей жизни. И даже те, кто находится на вершине этой пирамиды, не застрахованы от того, чтобы опять оказаться у ее подножия. Но зная, что впереди на пути саморазвития ждет только лучшее, как-то легче двигаться вперед и с пониманием относиться к ошибкам и падениям, как своим, так и тех, кто рядом.

Видео:Треугольник Карпмана. Драматический треугольник.Скачать

Треугольник Карпмана. Драматический треугольник.

ТРЕУГОЛЬНИК В ВАШЕМ САЛОНЕ

Предприятия индустрии красоты, как и многие другие учреждения сферы услуг, – это благодатная почва для формирования ситуаций по сценариям минус первого уровня, треугольника страданий. В первую очередь потому, что основная масса работающего в данной сфере персонала имеет образование не выше среднего, соответствующий доход, образ жизни и интересы. При этом люди остаются людьми и в условиях тесного контакта в рамках рабочего процесса наступают друг другу на больные «мозоли», запуская порочный круг взаимодействия по треугольнику Карпмана.

Думаем, в приведенном выше описании ролей треугольника директора салонов узнали поведение многих сотрудников и подчиненных. Полезный психологический навык на рабочем месте – распознавать игры, на которые вас провоцируют окружающие. Вы можете предупредить многие неприятные ситуации и улучшить отношения в коллективе, выйдя из модели треугольника страданий.

Для начала перечислим основные пороки организационной системы, которые могут создавать среду, способствующую проявлению ярко акцентированных ролей.

Привычка скидывать ответственность

Чем больше организация, тем меньше ответственность на каждом из участников процесса. Однако и в небольшом коллективе салона найдутся искусные стрелочники, которые создают конфликты, всё портят и ни за что не отвечают (этим, как правило, занимаются Преследователи и Жертвы, но Спасатели подогревают драму, охотно подбирая плохо лежащую ответственность).

Отсутствие или искажение коммуникации

Если сотрудник недоволен, он должен иметь возможность сообщить об этом руководству, при этом рассчитывая на то, что его поймут, услышат и не накажут. Иначе велик шанс появления Жертвы в коллективе. Большинство людей чувствуют, если вы говорите неискренне. Поэтому, чтобы проявить внимание к коллегам, нужно действительно проявить интерес. Довольно быстро выгорают сотрудники, которые получают только отрицательную обратную связь. «Я столько сил вкладываю в эту работу, и никакой благодарности» – это тоже жертвенная позиция. Так что если вы директор, то не стоит создавать предпосылок для таких реакций.

1 уровень драматический треугольник

Нечеткое целеполагание и противоречивые сигналы

О цели в первую очередь помнит руководитель, так как он лучше всех видит направление работы организации. Он несет ответственность за формулировку стратегии и тактическую реализацию. Если он сам не верит в цель или не хочет к ней идти (роль Жертвы: «Я сам этого не хочу, я занимаюсь этим делом против моей воли»), это подхватывает коллектив, заражаясь пассивностью и жертвенностью. Периодически в таком коллективе всплывают Спасатели и Преследователи, чтобы оживить ситуацию, но работать нужно с руководителем и его отношением к цели.

Коллектив чутко реагирует на дисбаланс цели и средств. Если ради достижения суперцели вы систематически жертвуете личным временем и здоровьем сотрудников (скорее всего, и своим собственным), то поздравляем – вы Преследователь.

Если руководитель хорошо представляет, куда плывет корабль, и заботится о здоровом климате в команде, то он выступает в роли Мотиватора (+1-й уровень) или Победителя/Стратега (+2-й уровень), вдохновляя, поддерживая и направляя сотрудников.

Видео:ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ: пытка треугольникамиСкачать

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ: пытка треугольниками

НАДОЕЛИ ВСЕ ЭТИ ИГРЫ!
Или
КАК ЖЕ ВЫЙТИ ИЗ ТРЕУГОЛЬНИКА?

Выйти из треугольника страданий самостоятельно довольно сложно. Во-первых, собственная мотивация может колебаться и давать слабину. Во-вторых, окружение, которое привыкло к текущему положению дел, будет сопротивляться, затягивая вас обратно. В-третьих, треугольник Карпмана является частью куда более широкой и въевшейся в наше общество проблемы – созависимости. Поэтому часто (но не всегда!) тут нужна помощь более зрелых личностей. Этой личностью может быть как специалист (психолог или психотерапевт), так и знакомый, находящийся ступенью выше в иерархии треугольников.

Однако есть простые действия и идеи, которые могут помочь вам уже сейчас! А именно:

«Я – в порядке, ты – в порядке»

Треугольник страданий образуется там, где предполагается, что кто-то «не в порядке».

Преследователь считает, что никто ни на что не способен и всё нужно делать самому. Жертва охотно считает неспособной себя. Спасатель утешает и отогревает неспособную жертву и загруженного Преследователя и считает, что не в порядке они оба.

Допустите идею, что со всеми на самом деле всё в порядке. Каждый находится там, где ему и положено находиться в данный момент времени, и в той ситуации, которая наилучшим образом служит его развитию. Как только вы осознаете это, дальше начнется эксперимент (!): «Если я в порядке, что я могу сделать?» (треугольник исследований). И когда мы исследовали и осознали свой потенциал, то выходим на тропу созидания.

Осознание своих реакций и поведения

Первый звоночек порочного треугольника – это чувство вины. Вы чувствуете вину за то, что не можете помочь, или за то, что помогли, но не так, или за то, что человеку плохо, а вам нормально. Вина сразу засасывает в позицию Жертвы. Также будьте начеку, если отслеживаете обиду, чувство несправедливости, жалости к себе. Как и в случае с виной, испытывая эти чувства, вы лишаетесь уверенности, и это признак Жертвы.

Чувства, характерные для Преследователя: желание пойти наперекор всему, доказать свою правоту или профессионализм, убедить оппонента во что бы то ни стало, а если не получится, то принудить.

Спасатель любит защищаться от реальности через ореол святости, жалея и переживая за всех.

Осознав одно из этих проявлений, остановитесь. Задумайтесь. Хорошенько взвесьте, действительно ли ваши реакции обоснованны. Попробуйте представить себе способ решения проблемы не прибегая к манипуляции (если проблема вообще есть). Это первый шаг к исцелению.

Взять на себя ответственность

Когда вы берете на себя ответственность за свои действия и решения, уходит очень много иллюзий: иллюзия свободы, определенности, стабильности. И это может быть неприятно. Однако при этом вы освобождаете себя от чужих и своих игр, проекций и двусмысленных посланий. Это стоит того!

Слушайте друг друга

Один из самых действенных способов не вовлекаться в чужие драмы – это эмпатическое слушание. Главный принцип эмпатического слушания – дать понять вашему собеседнику, что вы рядом и знаете, как он себя чувствует, но при этом напомнить ему о его собственной способности решать свои проблемы.

1 уровень драматический треугольник

Легкость коммуникации и положительная обратная связь

Мы уже говорили о важности чистой коммуникации: каждый в коллективе имеет право высказаться и быть выслушанным. Другой важный элемент корпоративной культуры – это положительная обратная связь по отношению к коллегам независимо от иерархии. В нашей отечественной культуре хвалить и отмечать заслуги персонала не так принято, как в западной. Если человек работает хорошо, это считается нормальным, так должно быть, зачем об этом говорить? При этом наши руководители щедры на критику.

Итак, чтобы не создавать перекосов в коллективных отношениях, следует помнить, что положительное подкрепление со стороны руководства – существенный фактор мотивации для сотрудников. Любой будет приятно удивлен, получив положительный отклик о своей работе от начальства, а следом уже и от коллег. Попробуйте вслух отмечать удачные моменты в работе коллег, и вы увидите, как много изменится в вашем организационном климате. Так делают Мотиваторы и Философы (роли +1-го уровня), если они в хорошем расположении духа. Для Победителя, Стратега и Созерцателя (роли +2-го уровня) это естественный коммуникативный навык.

Спонтанность

Реагируйте не так, как от вас ожидают. Преследователь ждет подчинения, Жертва – насилия по отношения к ней, Спасатель ищет несчастных. Не играйте те роли, в которые вас ставят манипуляторы. Это интересная исследовательская работа, и жизненный вызов – выработать новый тип взаимодействия в провокационных ситуациях. Добро пожаловать в треугольник исследований!

Общие цели и ценности

Не стоит пренебрегать упоминанием ценностей внутри вашей команды. Климат отношений станет намного теплее и плодороднее, если вы будете активно воплощать в работе такие ценности, как взаимоуважение и признание значимости каждого члена команды.

Итак, перейдем к тесту, с помощью которого руководители смогут определить свои роли.

Видео:ТРЕУГОЛЬНИК КАРПМАНА: ОТНОШЕНИЯ и ЛЮБОВЬСкачать

ТРЕУГОЛЬНИК КАРПМАНА: ОТНОШЕНИЯ и ЛЮБОВЬ

ТЕСТ ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

1 уровень драматический треугольник

  1. Что вы чувствуете, когда делаете сотрудникам замечания?
    1. Я чувствую: что стоит мне отвернуться – и они будут перемывать мне косточки.
    2. Я очень боюсь кого-то обидеть своими замечаниями.
    3. Я раздумываю о том, как подсластить ложку дегтя.
    4. Это будет неплохой тест на то, как они воспринимают критику.
    5. Я уверен, что мои сотрудники достаточно компетентны, чтобы конструктивно отреагировать на мои замечания.
  2. Перемены в вашем салоне не на всех сказались благоприятно. Как вы воспринимаете упадок настроения своих сотрудников?
    1. Задаюсь вопросом: не перегнул ли я палку?
    2. Кажется, я снова сделал что-то не так.
    3. Я должен повысить премию хорошим сотрудникам (устроить небольшой корпоратив).
    4. Мне интересно посмотреть, как они это переживут и как будут реагировать на новые поручения.
    5. Я позаботился о том, чтобы каждый сотрудник понимал, почему я принял это решение.
  3. Как часто вы испытываете чувство вины в связи с работой?
    1. Вину должны испытывать мои подчиненные, а не я.
    2. Практически каждый раз, когда что-то идет не так.
    3. Чувствую неловкость, когда кто-то испытывает дискомфорт.
    4. Всегда можно что-то предложить или попробовать для того, чтобы исправить ситуацию.
    5. Я изначально не претендую на безошибочность и точно знаю свою ответственность в каждой ситуации.
  4. Как вы реагируете на просьбу коллег о помощи?
    1. Меня злит, что они не могут справиться без меня.
    2. Я бы рад помочь, но у меня куча своих задач.
    3. Откладываю все дела и выслушиваю коллег, я всегда готов помочь.
    4. Спрашиваю, а что они уже сделали, чтобы решить проблему.
    5. Направляю коллег на поиск самостоятельного решения и извлекаю из всей ситуации пользу для организации.
  5. В трудных ситуациях вы:
    1. Всегда находите, кто понесет ответственность.
    2. Рассчитываете на помощь сотрудников.
    3. Поддерживаете тех, кому хуже всего.
    4. Чувствуете вдохновение и интерес.
    5. Видите новые возможности.
  6. Как вы реагируете на неподчинение?
    1. Закручиваю гайки еще сильнее.
    2. Теряюсь. Я же начальник.
    3. Повторяю просьбу. Бедняжки, они просто не поняли, что нужно делать.
    4. Предлагаю сотрудникам найти способ, которым удобнее прийти к цели.
    5. В нашей структуре нет подчинения, все решения принимаются согласием сторон.
  7. Ваш стиль донесения поручений:
    1. Директивный.
    2. Умоляющий.
    3. Жалеющий.
    4. «У меня для вас интересное задание!»
    5. Вдохновляющий. Сотрудники часто сами ставят себе цели.
  8. Как вы мотивируете сотрудников?
    1. Просто рассказываю, какие будут последствия и санкции, если они этого не сделают.
    2. Я и себя-то не очень могу замотивировать.
    3. Теплое человеческое отношение способно на чудеса.
    4. Я часто провоцирую и немного завышаю планку.
    5. Вовлекаю в разные стороны жизни нашего салона и создаю благоприятную среду для самореализации.
    6. Вы как руководитель:
    1. Требуете, чтобы о всех делах докладывали именно вам.
    2. Ожидаете указаний сверху или даже требуете их.
    3. Большую часть работы делаете сами.
    4. Централизуете руководство только в трудных ситуациях.
    5. Пассивны в выполнении управленческих функций. Инициатива принадлежит коллективу.
  9. В критических ситуациях вы:
    1. Переходите на более жесткие методы руководства.
    2. Плохо справляетесь со своими обязанностями.
    3. Приходите на выручку тем, кому нужна помощь.
    4. Не изменяете свой способ руководства.
    5. Сталкиваясь с трудностями, начинаете более тесно взаимодействовать с сотрудниками.
  10. Как вы общаетесь с сотрудниками?
    1. Умеете общаться, но специально ограничиваете общение с сотрудниками, держитесь от них на расстоянии.
    2. Стараетесь общаться с сотрудниками, но при этом испытываете трудности в общении.
    3. Много общаетесь с сотрудниками, уделяете больше времени, как правило, самым слабым.
    4. Регулярно общаетесь с сотрудниками, говорите о положении дел в салоне красоты, о трудностях, которые предстоит преодолеть.
    5. Обсуждаете все решения с коллективом и потом принимаете окончательное решение.
  11. В ваше отсутствие:
    1. Сотрудники работают значительно хуже.
    2. Продуктивность работы повышается.
    3. Коллектив работает с переменным успехом.
    4. Разные сотрудники работают с разной интенсивностью: кто-то лучше, а кто-то хуже.
    5. Коллектив не снижает продуктивности, даже если руководитель временно покидает его.
  12. Вы обращаетесь за советом к коллективу?
    1. Не допускаете, чтобы сотрудники советовали вам и тем более возражали.
    2. Сотрудники не только советуют, но могут давать указания вам.
    3. Сами обращаетесь за советом к сотрудникам.
    4. Вы советуетесь даже тогда, когда обстоятельства не особенно требуют этого.
    5. Если сотрудники знают, как лучше выполнить работу, они говорят вам об этом.
  13. Как вы контролируете работу сотрудников?
    1. Всегда очень строго контролируете работу сотрудников и коллектива в целом.
    2. Контролируете работу от случая к случаю.
    3. Нередко сами вмешиваетесь в работу сотрудников.
    4. Контролируя, обязательно демонстрируете сотрудникам зону роста в работе.
    5. Контролируя работу, всегда замечаете положительные результаты, хвалите сотрудников.
  14. Как вы относитесь к отношениям сотрудников в коллективе?
    1. Вас интересует только выполнение работы, а не отношение людей друг к другу.
    2. Коллектив всегда знает, какие неудачи в личной жизни есть у вас.
    3. Вы – как заботливый родитель для всех сотрудников, они часто плачутся вам в жилетку.
    4. Вы больше внимания уделяете налаживанию отношений в коллективе, а не выполнению производственных задач.
    5. Решая производственные задачи, стараетесь создать хорошие отношения между людьми в коллективе.
  15. Как вы приказываете?
    1. Ваша просьба не отличается от приказа.
    2. Приказывать вы не умеете.
    3. Руководить можно только просьбой, приказы всегда вызывают у сотрудников недовольство.
    4. Вы приказываете так, что сотрудникам хочется выполнять порученное дело.
    5. Приказы принимаются, но выполняются недостаточно хорошо и быстро.
  16. Как вы реагируете на критику?
    1. Не любите, когда вас критикуют, и не стараетесь скрыть этого.
    2. Принимаете критику, стараетесь выслушивать мнение о вас разных сотрудников.
    3. Не реагируете на критику, так как считаете, что поступили верно.
    4. Критику выслушиваете, даже обещаете принять меры, но ничего не делаете.
    5. На критику вы обычно не обижаетесь, прислушиваетесь к ней.
  17. Когда вы не знаете, как поступить:
    1. Вы сами решаете даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо знакомы.
    2. Опускаете руки, не стремитесь восполнить недостаток в знаниях.
    3. Когда вы чего-то не знаете, то скрываете это и стараетесь самостоятельно восполнить недостаток в знаниях.
    4. Если вы не знаете, как решить вопрос или выполнить работу, то поручаете это своим подчиненным.
    5. Если вы чего-то не знаете, то не боитесь это показать и обращаетесь за помощью к другим.
  18. Как вы относитесь к сотрудникам?
    1. По отношению к сотрудникам бываете нетактичны и даже грубы.
    2. В обращении к сотрудникам часто проявляете равнодушие.
    3. Иногда у сотрудников создается впечатление, что ваша вежливость неискренняя.
    4. Характер обращения к сотрудникам у вас часто меняется.
    5. Вы всегда обращаетесь к сотрудникам вежливо и доброжелательно.
  19. Какой вы руководитель?
    1. Ваш любимый лозунг: «Давай, давай!».
    2. Вы мягкий человек.
    3. Порой вы бываете слишком придирчивы.
    4. Вы требовательны, но одновременно и справедливы.
    5. Вы требовательны и к себе, и к другим.

Видео:1. ЖЕРТВА, АГРЕССОР, СПАСАТЕЛЬ В ДРАМАТИЧЕСКОМ ТРЕУГОЛЬНИКЕ КАРПМАНА. (лекция Сэма Вакнина)Скачать

1. ЖЕРТВА, АГРЕССОР, СПАСАТЕЛЬ В ДРАМАТИЧЕСКОМ ТРЕУГОЛЬНИКЕ КАРПМАНА. (лекция Сэма Вакнина)

РАСШИФРОВКА РЕЗУЛЬТАТОВ:

Больше «А». Вы – Преследователь.

См. ниже разделы «Что делать, если вы – директор-Преследователь» и «Что делать, если у вас есть сотрудник-Жертва».

Больше «Б». Вы – Жертва.

См. ниже разделы «Что делать, если вы – директор-Жертва», «Что делать, если у вас есть сотрудник-Преследователь» и «Что делать, если у вас есть сотрудник-Спасатель».

Больше «В». Вы – Спасатель.

См. ниже разделы «Что делать, если вы – директор-Спасатель» и «Что делать, если у вас есть сотрудник-Жертва».

Больше «Г». Вы находитесь в треугольнике исследований.

См. ниже раздел «Что делать, если вы в треугольнике исследований».

Больше «Д». Вы находитесь в треугольнике созидания.

См. ниже раздел «Что делать, если вы в треугольнике созидания».

Видео:Треугольник Карпмана: большое надувательство (он не Преследователь, а вы не Спасатель)Скачать

Треугольник Карпмана: большое надувательство (он не Преследователь, а вы не Спасатель)

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ…

Вы – директор-Преследователь

Эта роль спровоцирована вышестоящей позицией, любовью всё контролировать и старомодным заблуждением, что «на работе нет места человеческим отношениям». Вероятно, вас видят как злого начальника, который много требует, недоволен результатом и дает исключительно отрицательную обратную связь. Вы можете преподносить это под предлогом повышения мотивации сотрудников. Похоже, вам не чужды разгромные «разборы полетов». Вы остерегаетесь, когда сотрудники дружат между собой (опасность заговора), поэтому создаете атмосферу нездоровой конкуренции и стравливаете подчиненных друг с другом.

Что делать? У вас большой талант к руководству. Но попрощайтесь с родительской установкой, что все сотрудники – неразумные дети, которые только и ищут, как бы избежать вас и ваших поручений. Воспитывайте в них ответственную взрослую позицию. Учитесь доверять и делегировать ответственность. Подумайте о том, что вы все едете в одной упряжке, и чтобы было движение вперед, необходимо признать таланты ваших сотрудников и поддерживать их.

Вы – директор-Жертва

Руководитель-Жертва обычно слишком сильно отпускает поводья. В результате теряет авторитет, сотрудники перестают слушаться, наступает хаос. Вы, скорее всего, очень добрый человек, но организация процесса выходит из-под вашего контроля. При этом вы можете пытаться переложить ответственность за принятие важных решений на уверенных и самостоятельных менеджеров (иногда прикрываясь заботой о развитии их профессиональных компетенций).

Что делать? Проанализируйте свои отношения с этой позицией. Когда вы потеряли видение цели? Можете ли вы снова создать мотивирующую цель из этой точки? Что вас вдохновляет? Как вы можете вдохновить других? Начните экспериментировать с идеей, что вы способны что-то сделать.

Вы – директор-Спасатель

Вы – «рубаха-парень» и можете с каждым сотрудником найти общий язык. Чаще всего, к сожалению, не в рамках профессионального взаимодействия. Вы всегда готовы выслушать и по-человечески понять сотрудника, но редко – сделать так, чтобы сотрудник отвлекся от своих проблем и проявил свой профессионализм.

Что делать? Вспомнить, что вы собрались для решения определенных рабочих задач вашего салона. Напоминайте себе как можно чаще о своих прямых обязанностях. И они не в том, чтобы спасти каждого сотрудника. Вы можете быть одновременно хорошим человеком и эффективным начальником.

У вас есть сотрудник-Спасатель

Такой сотрудник будет стремиться во всем помочь: подменить коллегу – не вопрос, остаться поработать сверхурочно – в первых рядах. Но делает всё по-своему, так, как считает нужным. Здесь есть и опасность эмоционального выгорания от чрезмерной нагрузки, и вероятность перехода в другие роли треугольника. Если у инициативного работника большие карьерные амбиции, то он легко может начать манипулировать и становится работником-Преследователем, используя слабость руководителя в своих целях. Если сила воли и амбиции невысоки, есть вероятность оказаться в роли Жертвы.

Что делать? Если подумать, у таких работников есть одно хорошее качество: инициативность. И может возникнуть соблазн этим злоупотребить. В этот момент стоит вспомнить, что вы зрелая личность (или стремитесь такой быть), и поступать с позиции взрослого. К этому сотруднику все остальные будут обращаться и тянуться за помощью. Но структурировать свою деятельность ему вряд ли будет удаваться в рамках его текущей должности.

Если есть такая возможность и данный сотрудник умеет работать в команде, подумайте о том, чтобы предложить ему позицию, подразумевающую организационную деятельность. Возможно, назначить его администратором или начальником отдела. Или поручите ему какую-то неофициальную организационную работу. Например, организовать новогодний корпоратив или украсить салон к празднику. Если деятельность, которой он раньше занимался стихийно, станет его непосредственной обязанностью, за которую он получает деньги, это побудит его структурировать эту деятельность и снизит желание заниматься этим бесплатно. В то же время это повысит его самоценность, раз начальство поручило ему ответственное дело.

У вас есть сотрудник-Жертва

Таких сотрудников хочется либо пожалеть, либо убить. В стрессовые моменты у них отказывает разум, они становятся безвольными кроликами. В запущенных случаях они не в состоянии оценить, сколько способны сделать, и берут на себя слишком много. Они очень ждут того момента, когда кто-нибудь поговорит с ними по душам, чтобы они смогли передать детали своей несчастной жизни, или стимула, который заставит их работать лучше и быстрее. Такие работники во всем стараются угодить начальству, беспрекословно берясь за всё, что вы на них свалите. Они засиживаются на работе, при этом результат работы далеко не всегда получается такой, как вам хотелось бы. Они симулируют ответственность, но не готовы отвечать за свои решения по-настоящему.

Что делать? Здесь тоже есть опасность злоупотребить своим положением. Следите за тем, чтобы не перегружать таких работников сверх положенного в соответствии с их служебными обязанностями. А в каких-то ситуациях, возможно, стоит и разгрузить ненадолго или дать какое-нибудь ответственное задание. Не ставьте их в заведомо стрессовые ситуации. Начните понемногу возвращать им ответственность за их действия и проделанную работу. Начните с небольших поручений, где ответственность и уровень стресса не так велики.

Сотруднику-Жертве необходимо поверить в себя, и в рамках работы нет лучшего стимула, чем успешно выполненное задание и похвала начальства.

У вас есть сотрудник-Преследователь

Его тоже хочется иногда убить. Такой сотрудник всех учит, как надо делать, везде сует свой нос. Может еще бегать ябедничать вам на коллег и с предвкушением ждать: «что-то сейчас будет…». Другие сотрудники обычно таких не любят и побаиваются, а возможно, его побаиваетесь и вы сами. С другой стороны, сотрудник-Преследователь взваливает на себя ответственность за всё, что происходит вокруг.

Очень часто такие сотрудники образуют тандемы с сотрудниками-Жертвами, беря на себя ответственность и изводя последних вечными придирками.

Что делать? Такие тандемы надо разбивать, в противном случае ни один из сотрудников не выйдет из порочного треугольника. В первую очередь с таким сотрудником стоит поговорить. Можно поговорить как раз на тему треугольников, повысить уровень его осознанности относительно своего поведения. Потому как стремление найти недочеты у таких работников зашкаливает и всё видится им в крайне мрачных тонах. После этого такому работнику можно предложить заняться поиском возможностей для улучшения работы салона. Это сместит фокус его мышления с негативного на позитивное: не всё так плохо, раз любой недостаток можно исправить. Причем не давайте ему только подмечать недостатки, предложите ему самостоятельно придумать способы их устранения и рассказать о них вам. Также попросите его собрать пожелания по улучшению работы салона от других сотрудников. Это научит его прислушиваться к другим людям и к их заботам.

Вы в треугольнике исследований

Вне зависимости от того, Мотиватор вы, Философ или Герой, для вас сотрудники скорее партнеры, чем подчиненные. Вы хорошо ориентируетесь, кто за что отвечает, и не допускаете манипуляций в коллективе. Постарайтесь поддерживать интерес сотрудников к вашему общему делу и внимательно относиться к их откликам на различные инициативы.

Вы в треугольнике созидания

Вы прекрасно понимаете, что в достижении цели участвует весь коллектив, и в вашей команде хорошо налажен процесс коммуникации. Каждый чувствует себя в безопасности и может выступить с инициативой, взяв на себя положенную ответственность. Ваш коллектив состоит из хорошо проверенных людей, и вы сами уже знаете, что нужно сделать, чтобы расширить или разнообразить свой бизнес.

Видео:Драматический треугольник Карпмана.Скачать

Драматический треугольник Карпмана.

Ловушка созависимых отношений. Драматический треугольник Карпмана: а какую роль играете вы?

Треугольник Карпмана – это модель токсичных, неправильных во всех смыслах отношений. Это фигура-ловушка, Бермудский треугольник, в который легко попасть, а вот выход найти крайне сложно.

Здесь у каждого участника своя роль. Проходят месяцы, годы, а человек продолжает ее играть. Не потому, что она ему нравится, просто он не может иначе. Это и есть созависимость.

Из этой статьи вы узнаете:

  • Треугольник драмы и основные роли в нем.
  • Простые примеры любовного треугольника.
  • Тест на признаки созависимых отношений.
  • Как выйти из треугольника Карпмана?
  • Как сформировать треугольник силы?

Эту модель предложил психиатр Стивен Карпман в 1986 году. В треугольнике присутствуют такие роли:

  • Жертва – страдающая личность. Она вечно всем недовольна, но даже не пытается изменить свою жизнь.
  • Спасатель – палочка-выручалочка. Человек, который приходит на помощь Жертве, поддерживает, сочувствует, защищает.
  • Преследователь – личность, терроризирующая Жертву, считает себя сильнее и выше по социальному статусу.

1 уровень драматический треугольник

Помните сказку о Принцессе, которую похитил и запер в башне грозный Дракон (или злая ведьма – не принципиально)

И всегда находится доблестный Рыцарь, который захочет ее спасти. Это и есть самая простая модель треугольника Карпмана.

Только в книге это поучительная история с хорошим концом, а вот в жизни все не так радужно.

Видео:Драматический треугольник: Преследователь, Жертва, Спасатель | Конспект книгиСкачать

Драматический треугольник: Преследователь,  Жертва, Спасатель | Конспект книги

Треугольник драмы и основные роли в нем

Роль Жертвы

Жертву всегда нужно спасать. Без этого никак. Она слаба, несчастна, беспомощна и решительно не желает брать ответственность за свою жизнь.

У нее всегда найдется повод пожаловаться на свою горькую судьбу. Это самая сложная роль, ведь ради перемен к лучшему приходится выходить из зоны комфорта и научиться принимать самостоятельные решения.

А этого Жертвы не любят, ведь тогда их некому будет жалеть.

Принцип мышления: я слабая, жизнь несправедлива, на меня все время валятся неприятности, меня обижают, я не умею принимать правильные решения – этому меня никто не учил.

Есть ли выгоды от этой роли? Естественно.

  • Жертва получает больше внимания от окружающих.
  • Перекладывает на других людей ответственность за собственную жизнь.
  • Занимает устойчивую позицию.
  • За счет сострадания и помощи Спасателей стабилизирует самооценку.
  • Не испытывает чувства вины и сомнений.

1 уровень драматический треугольник

Все бы ничего, но в такой позиции Жертва больше похожа на овощ: безынициативный, одинокий, несвободный

Роль Преследователя

Сильная натура и лидер, его основная цель – доминировать над другими людьми. А со слабой и беспомощной Жертвой даже усилий прикладывать не нужно.

Преследователь угнетает, унижает, контролирует личность Жертвы, получая от этого ни с чем не сравнимое моральное удовольствие. Основные эмоции – агрессия, раздражительность, гнев.

Принцип мышления: я всегда прав, это для твоего блага, нужно все держать под контролем, любой проступок должен быть наказан.

Какие выгоды от этой роли?

  • Преследователь всегда в центре внимания.
  • У него есть карт-бланш: можно делать все, что захочется.
  • На Жертву он выплескивает негативные эмоции, облегчая себе жизнь.
  • Повышает самооценку за счет преследования и унижения других людей.

1 уровень драматический треугольник

Эта позиция может привести к одиночеству. Человек, который хочет все держать под контролем, превращается в тирана и диктатора

Роль Спасателя

Роль сложная и деструктивная. Спасатель объективно является сильной личностью, но его агрессия направлена не на Жертву, а на Преследователя.

Спасателю важно чувствовать себя нужным – тогда он удовлетворен. Он руководствуется сочувствием, жалостью, желанием что-то доказать.

Втайне Спасатель считает себя Суперменом, стоящим над другими участниками треугольника – это бальзам для его эго.

Спасатели создают комфортные условия для ленивых, безвольных людей, которые отказываются нести ответственность за свою жизнь.

Под эгидой борца за справедливость скрывается банальная жажда власти и желание контролировать социум.

Принцип мышления: я же сильнее, должен защищать, я лучше знаю, как нужно, люди мне будут благодарны за это.

Какие выгоды от роли Спасателя?

  • Реализует собственные потребности (в уважении, внимании, почитании).
  • Ему всегда есть, чем заняться.
  • Получает возможность руководить процессом.
  • Поощряется социумом.
  • Самоутверждается за счет других людей.

1 уровень драматический треугольник

В каком-то смысле Спасатель проживает не свою жизнь. Он тратит силы и здоровье на благо других

Действуя, чтобы получить чужое одобрение, он забывает о своих желаниях и потребностях, лишается внутренней свободы.

Видео:Треугольник Карпмана. Как из Жертвы стать Победителем. Виталий КолядинСкачать

Треугольник Карпмана. Как из Жертвы стать Победителем. Виталий Колядин

Простые примеры

Созависимые люди за годы жизни могут многократно проживать один и тот же сценарий. Давайте рассмотрим на примерах.

1. Живет себе абстрактный мужчина-тунеядец. Он вечно находится в свободном поиске, не любит отрывать свою пятую точку от дивана и перегружать себя любимого физическим трудом. Он – классическая Жертва.

Не родился в богатой семье, все должности только по блату и вообще жизнь к нему несправедлива.

У него есть жена – Преследователь, которая пилит его каждый день, чтобы он начал проявлять хотя бы какие-то мужские качества.

А еще есть мама, которая отдает ему свою пенсию, чтобы сыночек ни в чем не нуждался. Она – в роли Спасителя.

1 уровень драматический треугольник

И этот треугольник драмы может существовать десятилетиями. Просто периодически мать и жена будут меняться ролями

Когда свекрови надоедают упреки невестки (причем справедливые), она тоже становится Преследователем.

Жена же вполне может вжиться в роль Спасателя, ведь как ни крути, это их семья, а тут мама со своими лекциями и устоями.

2. У родителей расходятся взгляды на воспитание ребенка. Строгая мама старается чадо не баловать, растит по строгим канонам и не оставляет проступки безнаказанными. Она – Преследователь.

Папа, наоборот, жалеет своего малыша. Балует его сладостями, разрешает играть в приставку до полуночи и легко прощает проступки.

Ребенку в этом случае уготована роль Жертвы. Он в силу возраста и из-за переменчивого воспитания не хочет брать на себя ответственность, поэтому будет стравливать родителей между собой.

В итоге он будет в выигрыше, а мама и папа разругаются, поскольку не смогут прийти к компромиссу.

1 уровень драматический треугольник

Вырастет такое чадо ленивым, беспомощным и с многочисленными комплексами

Ситуация может кардинально поменяться, если к треугольнику добавится постороннее лицо. К примеру, бабушка. Она всегда рада побаловать внука, это новый Спасатель.

Тогда мама и папа объединяются, они станут Преследователями, ведь бабуля рушит их систему воспитания (пусть и несовершенную).

3. Еще один сценарий: Маша поссорилась с парнем. Она пришла за советом к подруге Насте. Понятное дело, Маша – Жертва, мужчина – Преследователь.

После бутылки винишка Настя дает совет: «Да пошли его подальше. Других тебе десяток завтра найдем».

Маша так и делает, а потом страдает от одиночества, обвиняя во всех своих бедах Спасателя Настю. И уже Настя потом становится Жертвой, ведь Маша-Преследователь постарается поссорить ее со всеми знакомыми.

4. И давайте рассмотрим еще один вариант треугольника. Только не в личной жизни, а на работе: его основные стороны – подчиненный, шеф и коллега.

Предположим, подчиненному поручили суперважное задание: заполнить 10 договоров. То ли шеф что-то перепутал, то ли подчиненный накосячил, но готовых документов только 8.

1 уровень драматический треугольник

Шеф сразу занимает агрессивную позицию Преследователя: «Ты что, считать не умеешь? Да через час инвесторы приедут. Я тебя уволю»

Подчиненный-Жертва не умеет за себя постоять. Ему проще принять кару (иногда даже незаслуженную), но избавить себя от ответственности.

И тут в игру вступает добросердечный коллега-Спасатель, который говорит: «Да не переживай, я тебе помогу. Давай я один заполню». Ну а Жертва и рада взвалить часть обязанностей на чужие плечи.

Роли могут меняться. Допустим, неожиданно Жертва вспоминает, что на почте сохранилось письмо шефа, в котором он просил заполнить именно 8 злосчастных документов!

Теперь она переходит в позицию Преследователя: как же так, ее несправедливо обидели? Ну а шеф, невольно оказавшись в роли Жертвы, будет просто вынужден идти на уступки (дать премию, повысить зарплату и так далее).

Проанализируйте эти ситуации. Может, и в вашем окружении есть Спасатели, после помощи которых от прежней жизни камня на камне не остается?

А может, вы уже не один год играете роль Жертвы или Преследователя, но сами этого не замечаете?

Видео:треугольник Карпмана | примеры | как из него выйтиСкачать

треугольник Карпмана | примеры | как из него выйти

Признаки созависимых отношений. Простой тест

Задайте себе несколько вопросов и дайте на них честный ответ «да» или «нет».

  1. Приходилось ли вам что-либо делать для человека, если он не просил о помощи? Просто потому, что у вас был опыт в подобной ситуации?
  2. Вы часто утаиваете свои чувства (особенно негативные – боль, агрессию, отчаяние, обиду)?
  3. Вы готовы жертвовать собственными интересами и потребностями ради отношений?
  4. Были ли в вашей голове мысли, что сложившаяся ситуация – это«ваш крест» или «ваша ноша»?
  5. Часто ли в ваших неприятностях виноваты обстоятельства или другие люди?
  6. Считаете ли вы, что другим повезло в жизни гораздо больше, чем вам?
  7. Часто ли вы обращаетесь за советом к друзьям, родным, знакомым?
  8. Мелькают ли в вашей речи оправдания «ну не все так плохо», «у других хуже», «зато не пьет» и прочее?
  9. Вы считаете, что можете изменить своего партнера, сделать его лучше?
  10. Вам прививали в детстве мораль, что слабых нужно защищать?
  11. Вы не контролируете себя во время ссоры? Можете накричать или ударить партнера?
  12. Вы можете сказать, что абсолютное большинство решений принимаете либо вы, либо ваш партнер?
  13. Вам сложно переносить одиночество?
  14. Часто ли вы ощущаете ревность, страх потери, чувствуете себя отвергнутой, если мужчина проводит время с друзьями?
  15. Вы готовы изменить свои манеры, внешность, привычки, только бы продолжать нравиться партнеру?
  16. Вы любите держать все под контролем?
  17. Если ваш коллега или друг систематически опаздывает, вы будете его прикрывать, даже если он об этом не просил?
  18. Вы склонны легко прощать проступки людей?

Если вы ответили больше трех «да», вы определенно находитесь в треугольнике Карпмана.

И наверняка уже поняли, какую роль играете. И если сложившаяся ситуация вас не устраивает, самое время перейти к решению проблемы.

Видео:7 класс, 15 урок, Первый признак равенства треугольниковСкачать

7 класс, 15 урок, Первый признак равенства треугольников

Как выйти из треугольника Карпмана?

Чем дольше человек находится в созависимых отношениях – тем сложнее выпутаться из этой паутины. Основная проблема в том, что треугольник может казаться зоной Комфорта.

О самом комфорте, конечно, речь не идет, здесь другое: человек регулярно сталкивается с определенными трудностями и научился их преодолевать, избегать, закрывать на них глаза. Сделать шаг в неизвестность всегда страшно.

1 уровень драматический треугольник

Первое, что нужно сделать – понять, какую роль вы играете в отношениях. Для каждого типа личности есть свои рекомендации

Если вам свойственны манеры поведения Преследователя, необходимо:

  • разобраться в собственных мотивах: почему вы критикуете или обвиняете другого человека? Заботитесь о его благе, работаете на результат или просто повышаете собственную самооценку?
  • снизить уровень ожидания к другим людям и быть более критичным к себе;
  • найти альтернативные методы самоутверждения (хобби, спорт и прочие);
  • одергивать себя каждый раз, когда вы пытаетесь переделать другого человека в угоду своим интересам.

1 уровень драматический треугольник

Важно отказаться от эмоционального насилия, научиться договариваться, искать компромиссы

Руководство для Спасителей:

  • слышали выражение «Человек, помоги себе сам?» Вот и следуйте ему, не навязывайте свою помощь и услуги, если об этом никто не просит;
  • без ваших ценных рекомендаций мир не рухнет, позвольте людям принимать решения самостоятельно;
  • прежде чем дать «нужный» совет, проанализируйте свою мотивацию: вы должны отказывать помощь от чистого сердца, а не ради благодарности или выгоды;
  • примите тот факт, что ваше желание помочь – разновидность самоутверждения, а это чистыми помыслами не назовешь;
  • научитесь абстрагироваться от чужих эмоций: жалобщиков в мире хватает. Не всегда то, что они рассказывают, правда;
  • учитесь говорить «нет», особенно, если не уверены, что ваша помощь требуется. Проще сразу отказаться, чем потом выпутываться из треугольника.

Как выйти из позиции Жертвы:

  • научиться принимать решения самостоятельно: начинать можно с пустяков – какое блюдо приготовить, на какой кружок отвести ребенка, чем заняться вечером. Поймите, что вашу жизнь проживает другой человек, а вы становитесь заложником его решений;
  • примите тот факт, что другие люди вам ничем не обязаны: вчера хотели что-то предложить, сегодня – уже не хотят. Так устроена жизнь;
  • не подстраивайтесь под чьи-то ожидания и критерии: вы же не пряник, чтобы всем нравиться.

1 уровень драматический треугольник

Перестаньте жаловаться, лучше ищите пути решения проблемы

Видео:ТРЕУГОЛЬНИК КАРПМАНА: Спасатель - Жертва - Преследователь (Агрессор). Психология простыми словамиСкачать

ТРЕУГОЛЬНИК КАРПМАНА: Спасатель - Жертва - Преследователь (Агрессор). Психология простыми словами

Как сформировать треугольник силы?

Иногда в треугольнике драмы наблюдается трансформация ролей. Эти отношения считаются более здоровыми, ведь участники работают над своими недостатками.

  • Жертва трансформируется в Творца. Она уже не жалуется на несправедливость жизни, а учится принимать неудачи, бороться с испытаниями. На смену апатии и пассивности приходит здоровый азарт. Важно понять, что не окружающие хотят вас обидеть, а вы принимаете решение обидеться. Почаще спрашивайте себя: «А что я сделала для решения этой проблемы?»
  • Преследователь становится Наблюдателем. Он старается не критиковать и не контролировать действия Героя, позволяет ему проживать свою жизнь. Из бывших Преследователей получаются замечательные лидеры.
  • Спасатель превращается в Мудреца. Он уже не решает все проблемы за Творца, а только направляет, подталкивает в нужном направлении. Если Спасатель просто кладет еду в рот просящему, то Мудрец учит ее добывать. С вашей помощью беспомощная паразитирующая личность сможет обрести самостоятельность.

Ключ к трансформации – осознание. Ведь в разных сферах жизни человек может играть разные роли.

Женщина может быть одновременно строгой матерью-Преследователем, незащищенной Жертвой на работе, которую постоянно терроризирует придирчивый начальник и Спасателем для сестры или подруги.

Научитесь замечать за собой эти роли. Это и есть ваши «точки входа» в треугольник. Их нужно избегать.

Выйти из треугольника драмы можно и в одиночку, а вот формирование треугольника Силы – командная работа. В ней должны быть заинтересованы все участники.

📽️ Видео

Треугольник Карпмана: тиран, жертва, спасатель. Где выход?Скачать

Треугольник Карпмана: тиран, жертва, спасатель. Где выход?
Поделиться или сохранить к себе: