Примеры золотого сечения в архитектуре найти можно везде, когда умеешь его видеть. Выяснить это даже школьнику по силам. В 2013 году ученица 10 класса Сивакова Елена провела собственное исследование зданий 19-20 веков. Проследим, как она это сделала, и научимся видеть и определять его в архитектурных сооружениях за 5 минут. После прочтения статьи не останется вопросов о том, что это такое, и можно ли его необычные свойства использовать в своей жизни.
- 7+ примеров золотого сечения в архитектуре России
- Санкт-Петербург
- Исаакиевский собор
- Кунсткамера
- Торговый дом «Эсдерс и Схейфальс» на пересечении Мойки и Гороховой
- Дом Советов на Московской площади
- Москва
- Московский Государственный Университет на Воробьёвых горах
- 5 примеров дополнительно
- Ужасный символ Парижа и золотое сечение
- Вся правда о древних строителях
- Тайна архитектуры Древней Греции
- Мифы и диковинные факты о пирамиде
- Как же всё-таки построить «Золотой» дом для себя?
- 5 способов соблюдать правило в интерьере
- О золотом сечении простыми словами
- Что такое Невский трезубец? — Основа архитектуры Петербурга. Судьба Петра Еропкина
- История с «тремя лучами»
- Судьба архитектора Еропкина
- Классика Еропкина в современном Санкт-Петербурге
- Знакомство с промышленной архитектурой Питера, включая «Красный треугольник»
- 💡 Видео
Видео:Красный Треугольник. Не время тянуть резину или Исчезающая промышленная архитектура Санкт-ПетербургаСкачать
7+ примеров золотого сечения в архитектуре России
Санкт-Петербург
Здания исторического центра Санкт-Петербурга построены в разных архитектурных стилях, таких как барокко, классицизм, ампир, эклектика, необарокко, неоготика. Подчиняются ли они золотому правилу?
Исаакиевский собор
Придворный архитектор Александра I Огюст Монферран строил этот собор с 1819 по 1858 гг. Стиль позднего классицизма, в котором уже проявлены черты неоренессанса и эклектики. Елена задалась вопросом: «В чём же причина гармонии довольно громоздкого здания?»
Свой поиск она начала, как рекомендуется в методике профессора Московского архитектурного института Ю.Н.Герасимова, с фасада собора. На чертеже просматриваются три ряда Золотого сечения.
Первый ряд определён шириной здания, которая принята за 400 ед. и представляет такие цифры 400, 247, 153, 94, 58…
Если 400 разделим на число ≈1,618, то получим приблизительно 247; повторяем действие со следующим числом: 247: 1.618≈153.
И так находим все числа. Теперь смотрим на рисунок. Основная часть с колоннами вписывается в прямоугольник со сторонами 400 и 247. Поскольку стороны находятся в соотношении Ф≈1.618, то они образуют Золотой прямоугольник.
Следующий ряд представлен высотой здания: 370, 228, 140, 87, 53, 33, 20, 12. Эти размеры заложены в более мелкие детали. По вертикали Исаакиевский собор делится Золотым сечением у основания купола, что делает соотношение основной части и купола гармоничным.
Третий ряд размеров начинается со 113, и являет ширину основания главного купола: 113, 69, 42, 26, 16. Числа этого ряда встречаются в размерах окон, в высотах колонн и других деталей собора.
Золотые прямоугольный и равнобедренный треугольники имеют место в здании Исаакиевского собора, как видно из рисунка.
Кунсткамера
На Университетской набережной Васильевского острова стоит здание Кунсткамеры, заложенное в 1718 году под руководством немецкого архитектора Георга Маттарнови: Петровское барокко, два 3-этажных корпуса и сложная многоярусная купольная башня.
Исследование начинается с главных величин: высоты и длины здания, от которых строится золотой ряд. Длина — 450 ед., далее 277, 170, 105, 65, 40, 24. Такие размеры можно видеть в высоте и широте разных уровней башни, длине корпусов. Сама башенная часть вписана в золотой равнобедренный треугольник от основания до вершины. Золотое сечение просматривается в большей степени именно в этом главном элементе, что правильно с точки зрения архитектуры. Вывод: основа Кунсткамеры подчиняется золотому правилу и сохраняет композиционную гармоничность.
Новый золотой ряд начинает высота здания: 211, 130, 80, 49, 30. Глядя на размеры чертежа, становиться понятно, что выбор трёхэтажного вида корпусов обусловлен соразмерностью с башней.
Торговый дом «Эсдерс и Схейфальс» на пересечении Мойки и Гороховой
Построено в 1907 году по проекту Владимира Александровича Липского и Константина Николаевича де Рошефора (Рошфора). В 1905 г. бельгиец С. Эсдерс и нидерландец Н. Схейфальс подали прошение о разрешении построить пятиэтажное здание с куполом и шпилем на угловой башне для их торгового дома вместо старого.
С длины здания в 671 ед. начинается ряд Золотого сечения, наблюдаемого в размерах: 671, 414, 256, 158, 98, 60, 37, 23. Обращаем внимание на основной элемент — шпиль. Убеждаемся, что композиционное решение завершено гармоничным сочетанием высотных величин.
Дом Советов на Московской площади
Построен в 1941г по проекту Ноя Абрамовича Троцкого. Здание советского периода рассматривают как творческую интерпретацию классики. Центральный портик с четырнадцатью колоннами завершает скульптурный ансамбль на тему строительства социализма и гербом Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.
По бокам симметрично расположены пятиэтажные корпуса. Длина Дома достигает 1472 ед., из которого методом деления на число Ф получается ряд размеров элементов здания: 1472, 909, 562, 34, 214, 132, 81, 50 (Приложение 21): высоты сооружения, высоты входа и др.
Вершина Золотого равнобедренного треугольника совпадает с вершиной здания, а его стороны проходят через вехние точки главного входа. Прямоугольный золотой треугольник образован вершинами в верхушке здания и в конце внутренней части бокового крыла. Пропорциональность очевидна, хотя и не имеет большой композиционной значимости.
Москва
Московский Государственный Университет на Воробьёвых горах
Над его проектом работал коллектив под управлением Б.М.Иофана, которого позже сместили с должности главного архитектора. Образец послевоенной советской архитектуры выстроен с 1949 по 1953 годы.
Б.М.Иофан предложил композицию из пяти составляющих с центральной башней. В годы строительства это было самое высокое здание в Европе.
Длина здания равна 1472 ед. и начинает ряд: 909, 562, 347, 214, 132, 81, 50. Золотому сечению подчиняются, в основном высотные размеры. Из ширины башни проистекает другой ряд: 538, 332, 205, 126, который видим в широтных размерах.
Золотой прямоугольный треугольник гипотенузой проходит через угол здания и захватывает пристройки.
Таким образом, во всех исследуемых зданиях ученица обнаружила Золотое сечение, сохраняющее гармонию.
5 примеров дополнительно
Чтобы упростить задачу поиска ЗС, можно брать рациональные дроби 3/2; 5/3; 8/5; 13/8; 21/13; 34/21; 55/34; 89/55; и так дальше. Закономерность ясна: 3+2 =5; 5+3=8; 8+5=13… Или ещё проще. Сделайте себе циркуль для определения пропорции по инструкции в видео. Времени уйдет минут 10. Как пользоваться этим циркулем для определения пропорциональности элементов тоже расскажут и покажут.
Применяя этот способ, находим золотую пропорцию русского зодчего Матвея Казакова в кремлёвском здании сената, да и во всех остальных работах: Пречистенском дворце в Москве, Благородном собрании, Голицынской больнице (им. Пирогова)…
Созданный другим великим архитектором Василием Ивановичем Баженовым дом Пашкова в Москве (Российская государственная библиотека) причисляют к образцам совершенных архитектурных памятников, в котором легко определить ЗС.
Видео:Заброшенный Петербург: завод Красный Треугольник [Русские тайны]Скачать
Ужасный символ Парижа и золотое сечение
Когда в Париже собирали металлическую Эйфелеву башню, многие французы возмущались. Критики писали о ней, как об «уродстве города», «сраме Парижа», «тощей пирамиде из металлических лестниц». В их числе были Эмиль Золя, Дюма-младший, Ги де Мопассан. Сейчас этот самый посещаемый памятник является гордостью парижан. Может быть виной тому «божественная» пропорция?
Она же наблюдается и самом знаменитом французском соборе Нотр-Дам-Де-Пари.
Видео:В Петербурге представили новую концепцию развития "Красного треугольника"Скачать
Вся правда о древних строителях
Интуитивно или сознательно великие архитекторы строили здания с учётом этих пропорций? Античные математики знали о золотом сечении со времён Пифагора. Находятся всё новые подтверждения его применения в архитектурных пропорциях. Однако не найти ни одной древней записи с прямой рекомендацией использовать “божественную пропорцию”. Нет таковой и у Витрувия (I век до н. э.), написавшего «Десять книг об архитектуре», в которых он рассматривал пропорциональности в том числе. Странный факт, не правда ли?
Может все выше приведённые исследования являются подгонкой под известный результат? Не так сложно выбрать из множества архитектурных элементов те, которые подтверждают гипотезу, т. к. абсолютной точности никто не требует. Логично задуматься над вопросом: «Что если греки НЕ применяли золотое сечение?»
Собственно говоря, и для Луки Пачоли, написавшего в 1509 году труд «Божественная пропорция», не столь важно было его прикладное значение. Важно было обосновать её мистическую природу. А применять его осознанно стали только с момента издания книги.
Видео:Красный треугольник, подробный гайд по локациямСкачать
Тайна архитектуры Древней Греции
Красивые и гармоничные объекты всегда отвечают правилу ЗС, а при анализе величин определяется эта пропорциональность. Искусствоведы внимательно изучили греческий Парфенон, возведённый в честь победы над персами — храм богини Афины. Отношение длины храма к ширине даёт золотое число с маленькой погрешностью. Если отнять от длины сооружения 14 см и прибавить к ширине, то получится полное совпадение с математической величиной. Фасад здания немного сужается кверху, отклоняется от прямоугольной формы. Учитывая визуальное восприятие, сделано это строителями сознательно. Поэтому считать его прямоугольником золотого сечения не совсем корректно. Но пропорции соблюдаются, так что логично предположить, что архитекторы Иктин и Калликрат умышленно заложили правило в проект?
Видео:Архитектор Доменико Трезини (Созидатели Петербурга)Скачать
Мифы и диковинные факты о пирамиде
Пирамида Хеопса также выстроена с учётом этого условия. Не вдаваясь в математическое доказательство наличия золотой формулы, скажем только, что в нём присутствуют прямоугольный золотой треугольник, сторонами которого являются высота и половина стороны основания строения. Ничего удивительного?
Но тогда возникает вопрос об уровне древнеегипетской математики. Выходит, что теорема Пифагора была им известна за два тысячелетия до рождения самого учёного. Внимание привлекает факт, что наследники Хеопса строили свои пирамиды уже с другими пропорциями. Почему?
Установлено, что сооружения пирамидальной формы с ЗС оказывают на находящихся в них феноменальное воздействие: растения лучше растут, металлы становятся прочнее, вода долго остаётся свежей. Учёные много лет работают с этими загадками, но тайна остаётся.
Замечено, что пирамида приводит структуру пространства в слаженное состояние. Всё, что попадает в зону действия, тоже организуется подобным образом: психоэмоциональное состояние людей улучшается, вредные для человека излучения уменьшаются, исчезают геопатогенные зоны. Интернет утверждает, что если размер фигуры увеличивается в два раза, то влияние пирамиды усиливается в сто раз.
Видео:Секрет "невозможных" артефактов Санкт-ПетербургаСкачать
Как же всё-таки построить «Золотой» дом для себя?
Правильное распределение энергий внутри дома, гармоничные конструкции в сочетании с экологией и безопасностью строительных материалов побуждают современных архитекторов и дизайнеров использовать принципы и понятия Золотого сечения. Это увеличивает смету и создаёт впечатление глубокой проработки проекта. Стоимость возрастает на 60-80%.
Для талантливых художников и архитекторов правило сохраняется интуитивно во время творческого процесса. Однако некоторые из них сознательно реализуют это положение.
В природе подобная соразмерность встречается везде. Тот, кто чувствует гармонию пространства, создаст пропорциональное здание без специальных для этого усилий.
Например, наши предки строили хоромы соразмерные человеку. Мерили высоту и длину в саженях, локтях, аршинах, пядях. Никто не возражает, что в человеческом теле соблюдена золотая пропорция? Длина руки от кончиков пальцев до подмышки относится к расстоянию от той же точки до локтя как эта величина к размеру ладони.
Известный французский архитектор Ле Корбюзье для расчёта параметров будущего дома и интерьера использовал в качестве отправной единицы рост хозяина. Все его работы по-настоящему индивидуальны и гармоничны.
Видео:Петербургские тайны: мистика и легенды / Бермудский треугольникСкачать
5 способов соблюдать правило в интерьере
- В доме, построенном без учёта соотношения, можно сделать перепланировку комнат, чтобы пропорции соответствовали.
- Иногда достаточно переставить мебель или сделать дополнительную перегородку.
- Аналогичным образом меняется высота и длина окон и дверей.
- В цветовом оформлении получение упрощённого соотношения достигается за счёт 60% основного цвета, 30% — оттеняющего, и остальных 10% — усиливающих восприятие тонов.
- Высота и длина мебели должна соизмеряться высотой потолков и шириной простенков.
Приложение этой нормы в интерьере, как архитектурно оформленном пространстве, объединяют с понятиями самоорганизации, рекурсии, асимметрии, красоты.
Видео:Масонский треугольник в плане Санкт-ПетербургаСкачать
О золотом сечении простыми словами
Что же это такое? Отрезки золотой пропорции выражаются бесконечной иррациональной дробью, десятичное значение которой равно приближённо числу Ф≈1,618 или Ф≈1,62. Другими словами: если берём целое и делим его на две части так, что одна из них составляет 62%, а другая — 38%, получаем Золотую пропорцию.
Золотой прямоугольник: когда длину большей стороны делим на длину меньшей и получаем число Ф. При делении меньшей на большую получается обратное значение φ ≈ 0,618.
Золотой равнобедренный треугольник: если отношение размера одной боковой стороны и размера основания составляет золотое число Ф; угол между равными сторонами равен 36°.
Золотой прямоугольный треугольник Кеплера объединяет в себе теорему Пифагора и ЗС: соотношение квадратов его сторон составляет 1,618.
Оцените полезность статьи, поделитесь с друзьями и добавьте в закладки, чтобы было легко найти.
Смотрите познавательное видео по теме
Чтобы не потерять, заберите статью к себе на сену в соцсетях
Видео:ОБВОДНЫЙ КАНАЛ: "Красный треугольник", мистика, кино и немцыСкачать
Что такое Невский трезубец? — Основа архитектуры Петербурга. Судьба Петра Еропкина
«Невский трезубец» или «Нептунов трезубец» — так неофициально называли план застройки левобережной части города на Неве по системе «трех лучей» относительно башни Главного адмиралтейства.
В XVIII веке этот проект осуществлял П. М. Еропкин. В план застройки входили главные городские магистрали, такие как Невский проспект, Гороховая улица и Вознесенский проспект.
История с «тремя лучами»
Русский архитектор Пётр Михайлович Еропкин возглавлял Комиссию по строительству, которая составила первый генеральный план Санкт-Петербурга. Еропкин разработал проекты планировки и застройки центральных районов, закрепив 3 главных лучевых магистралей, и наметил пути дальнейшего развития города.
«Невский трезубец» вошёл в основу Петербургской архитектуры. В городе случались пожары. И после очередного такого бедствия в 1736-1737 годах, когда в огне сгорели многие деревянные постройки Петербурга, Пётр Еропкин предложил застраивать левый берег Невы по системе «трех лучей».
Главными осями города становились проспекты: Невский и Вознесенский, а также Гороховая улица. Кстати, даже некоторые петербуржцы не знают о том, что Вознесенский проспект начинается от Адмиралтейства, а не за Исаакиевской площадью.
Также многие из горожан не догадываются, насколько трагично сложилась судьба архитектора Еропкина, подарившего потомкам «Невский трезубец», что уберегло город от пожаров и спасло немало жизней.
Судьба архитектора Еропкина
Отец архитектора — Михаил Матвеевич Еропкин был служилым московским дворянином. В 1716—1724 годах Пётр Михайлович обучался в Италии. Весной 1724 года Еропкин вместе с Тимофеем Усовым получили от Петра I заказ на проектирование царского дворца в Преображенском, что стало началом архитектурной карьеры Петра Еропкина.
Великий взлёт и титанический труд
Уже в 1726—1728 годах Еропкин руководил строительством отдельных зданий и сооружений в Стрельне и Петергофе. По чертежам М. Г. Земцова он возводил Ассамблейный зал и хозяйственные помещения в Монплезире. Пётр Еропкин строил не только для столицы, а и для всей Российской империи.
С 1726 года Еропкин также входил в состав комиссии по обследованию обрушившегося каменного шатра собора в Новоиерусалимском Воскресенском монастыре. В конце 1720-х годов его привлекли к созданию архитектурного ансамбля в Лефортово.
В сентябре 1730 года Еропкину было поручено исследовать обветшалость Успенского собора Московского кремля. Ему приписывается создание архитектурного ансамбля усадьбы Глинки. В период правления Петра I архитектор Еропкин разработал проект Александро-Невского монастыря. Но он так и не был реализован из-за смерти царя.
Главный архитектор и учёный муж
В 1732—1735 годах Пётр Михайлович Еропкин был главным архитектором петербургской Полицмейстерской канцелярии. С 1737 года служил главным архитектором «Комиссии о Санкт-Петербургском строении». Она была создана 10 (21) июля того же года.
Пётр Еропкин возглавил создание первого русского архитектурно-строительного трактата «Должность архитектурной экспедиции» в 1737—1741 гг. Он был грамотным мужем и учёным, который перевёл на русский язык отдельные главы трактата «Четыре книги об архитектуре» Андреа Палладио.
Борьба с «бироновщиной», пытки и казнь
В 1740 году Пётр Еропкин примкнул к так называемому кружку Волынского, члены которого выступали против «бироновщины». В то время у императрицы Анны Иоанновны был фаворит иностранец Эрнст Иоганн Бирон.
Члены кружка резко осуждали засилье чужестранцев во власти и выступили лично против фаворита царицы. Они планировали ограничить самодержавие и дать больше власти дворянству, а также обсуждали проекты улучшения торговли, финансов и образования.
Весной 1740 года всех заговорщиков арестовали и доставили в Петропавловскую крепость. Там всех их подвергли пыткам. Три основные фигуры — Волынский, Хрущев и Еропкин 27 июня были казнены. Петру Еропкину было 42 года. Остальных последователей Волынского отправили в ссылку.
Оправдание доброго имени
После воцарения на престоле Елизаветы «дело Волынского» было прекращено. Было восстановлены честные имена его членов, в том числе, безусловно, Петра Еропкина. Члены организации, которые остались в живых, включая помощника П. М. Еропкина — Иван Бланк, были возвращены из ссылки.
В 1886 году на могиле А. П. Волынского, П. М. Еропкина и А. Ф. Хрущёва в ограде Сампсониевского собора на Большом Сампсониевском проспекте был поставлен памятник. Его создали по проекту архитектора М. А. Щурупова, барельеф выполнил — А. М. Опекушин.
Классика Еропкина в современном Санкт-Петербурге
По проектам П. М. Еропкина были возведены следующие строения: мазанковая лютеранская церковь Святой Анны (не сохранена), ряд домов на Английской набережной, городская усадьба А. П. Волынского на Рождественке в Москве, особняки для графа С. А. Салтыкова и А. Л. Нарышкина и очень многие другие неподражаемые сооружения.
В 1740 году был возведён знаменитый Ледяной дом по проекту Еропкина. Дела и творения Еропкина дошли до наших дней. Сегодня мы можем любоваться некоторыми строениями, возведёнными по проекту архитектора, боровшегося за всё русское. Шедевры зодчего сохранились до сих пор и составляют огромнейшую культурную ценность для города.
Прошло не одно столетие с того времени, когда Пётр Михайлович разработал свой гениальный проект, скоро будет 300 лет. А архитектурный ансамбль центра Санкт-Петербурга до сих строится на лучах «Невского трезубца».
Видео:Судьба «Красного треугольника»Скачать
Знакомство с промышленной архитектурой Питера, включая «Красный треугольник»
Совсем недавно я писала про экскурсию на производство завода «Русские самоцветы». Кто бы мог подумать, что совсем скоро я попаду на замечательную экскурсию Серебряного кольца — «Шедевры промышленной архитектуры». Экскурсию вёл гид Илья Кудельский.
Промышленная архитектура занимает особое место в культурном пространстве Петербурга. С самого основания северной столицы ее неповторимый облик формировали, наряду с парадным дворцовым центром, производственные сооружения и комплексы. Краснокирпичные массивы заводских и фабричных строений прочно вошли в образ нашего города.
Еще недавно промышленное зодчество прошлого оставалось за гранью общественного интереса и почти не находило признания в профессиональной среде. Сейчас интерес к промышленной архитектуре постепенно просыпается не только у профессионалов, но и у туристов. Всё чаще туристы посещают не только парки, дворцы, природные достопримечательности, но и промышленные комплексы. Наша экскурсия была посвящена особо интересным объектам промышленной архитектуры, расположенной в районе Обводного канала.
Начали мы экскурсию с осмотраКалинкинского пивоваренного завода — Пивоваренного завода им. Степана Разина, старейшего пивоваренного завода в Санкт-Петербурге. Не хочу подробно всё рассказывать отнимать хлеб у экскурсоводов. Затрону только самое интересное или необычное. Пивоваренный завод имени Степана Разина (Калинкинский) основан в 1795 году под покровительством императрицы Екатерины II. Его хозяином был англичанин Ной Казалет, сын которого, вступив в права владения заводом, дал предприятию имя «Калинкинский».
Пивоваренного завода имени Степана Разина в Петербурге сейчас не существует. Он чуть-чуть не дотянул до своего 220-летия. На его месте сейчас находится технопарк «Степан Разин», где сдаются в аренду помещения и склады.
Каменная ограда с воротами, башня с часами и маленькие двухэтажные домики начала века остались от существовавшего здесь в первой половине 19 века лесопильного завода купца Скрябина. Они образовали уличный фасад завода купца Казалета, позже фасад западной части пивоваренного завода – цеха розлива и транспортировки.
Хорошо сохранилось здание солодовни, где были сконцентрированы кладовые, ледники, погреба для хранения сырья . Ледники выполнено по проекту арх. Э. Г. Юргенса в 1873-1876 гг.
Оригинальные ворота солодовни.
Одним глазком заглянули внутрь заводского двора.
Бондарная мастерская по проекту гражданского инженера А. А. Гимпеля и производственный корпус с дымовой трубой входят в Единый государственный реестр объектов культурного наследия. Здание выдержано в «кирпичном стиле» и выходит торцом на Рижский проспект. Есть еще несколько различных объектов в хорошем состояние, но особо ни чем непримечательные.
Зато есть интересная легенда о переименование Калинкинского пивоваренного завода.Согласно ей, в перерыве заседаний Третьего всероссийского съезда советов рабочих и солдатских депутатов, который проходил в Петрограде в 1918 году, рабочие старейшего пивоваренного завода выставили для делегатов съезда бесплатное угощение. Дорвавшись до любимого напитка пролетариата, делегаты затянули перерыв допоздна, пьяно стучали кружками о мраморные подоконники Таврического дворца, смачно сдували пену на яркие дубовые паркеты и прокуренными голосами орали песню любимого героя революционной толпы Стеньки Разина «Из-за острова на стрежень…» Если верить легенде, то именно после этого затянувшегося перерыва на очередном заседании по просьбе делегатов съезда Калинкинскому пивоваренному заводу было присвоено имя легендарного Стеньки Разина.
От пивоваренного завода мы отправились знакомиться со спиртоочистительным заводом. Это архитектурное сооружение трудно назвать заводом. Скорее это похоже на замок. Только газгольдер возвращает нас к действительности, и мы понимаем, что мы не в сказке и это не замок:))
Так называемая винная монополия была введена по инициативе министра финансов Витте в 1895 году и распространялась на очистку спирта и торговлю крепкими спиртными напитками. Винокуренные заводы могли принадлежать частным предпринимателям, однако производимый ими спирт покупался казной, проходил очистку на государственных складах и продавался в государственных винных лавках.
В это время на Гутуевском острове был построен Казённый спиртоочистной завод со складом №3.
Санкт-Петербургский Гутуевский казенный спиртовой завод и склад № 3 начали работать на наб. Екатерингофки в период с 1989 г. по 1902 г.(точную дату не нашла). В 1930-м году здесь разместился опытный завод по созданию синтетического каучука.
К спиртоочистному заводу мы подошли поЕкатерингофскому мосту. Мост перекинулся между берегами реки Екатерингофки и соединяет Рижский проспект с Гапсальской улицей, связывая город с Гутуевским островом. Конструкция этого моста для наших мест уникальна — это единственный однопролетный металлический разводной мост в нашем городе. Мост был сооружен по системе Шерцера.
Строительство моста началось 1 сентября 1910 г. Работы вело Общество Путиловских заводов. Из-за недоделок официально мост был принят комиссией только 18 марта 1917 года.
Мостостроители создали новую конструктивную схему моста, но совершенно не уделили внимания его архитектуре. В результате возникло типичное инженерное сооружение, лишенное каких — либо выразительных архитектурных элементов.
Хорош только павильон управления в стиле северного модерна. Когда мост перестали разводить, все окна павильона закрыли металлическими ставнями , которые сейчас снова убрали. Павильон находиться на реконструкции. Всё закрыто плёнкой, и полным ходом идут восстановительные работы. Ему похоже возвращают первоначальный облик)))
Фотографию нашла в интернете.
Одной из важнейших высотных доминант Обводного канала является церковь Богоявления Господня на Гутуевском острове, построенная 1892-1899гг. (Двинская ул., 2). Хотя стоит она у самого конца Обводного канала, там где он впадает в речку Екатерингофку, ее большой позолоченный купол виден даже с Московского проспекта.
История этой церкви связана сразу с двумя «чудесными спасениями» членов российского императорского дома. Одно из которых: 17 октября 1888 года происходит крушение императорского поезда в Борках под Харьковом. К счастью, императорская семья выжила в катастрофе (как известно, Александр III, обладавший огромной физической силой, смог удержать на себе падающую крышу вагона).
Событие это вызвало по всей стране целую волну возведения храмов в честь спасения императорской семьи. Не остаться в стороне решили и таможенники, биржевые артельщики и портовые чиновники, жившие на Гутуевском острове и в устье Невы, куда после открытия Морского канала перенесли торговый порт.
29 апреля 1891 происходит еще одно «чудесное спасение». Во время путешествия по Дальнему Востоку цесаревич Николай Александрович (будущий император Николай II) подвергся нападению. Полицейский Сандзо Цуда бросился на него с саблей и нанес Николаю удар по голове. Однако в момент взмаха сабли Николай обернулся и клинок только скользнул по его голове, лишь слегка ранив наследника (шрам на лице Николая остался на всю жизнь). От повторного удара его спасли двое рикш и принц Георг, сбившие с ног нападавшего.
Церковь очень красивая! Мне она напомнила резную шкатулку. Внутри ведутся реставрационные работы, но службы идут. Церковь действующая. Зашли внутрь.
Обошли по кругу, слушая интересный рассказ гида. Церкви — это моё «слабое звено».
Рядом с храмом маленькое чудо — ромашки в конце октября. Ещё пару дней и выпадет первый снег. Дальше нас ждал ещё один промышленный объект.
Российская бумагопрядильная мануфактура — Фабрика «Веретено», и всё это в районе Обводного канал. Так сказать, далеко ходить, в нашем случае — ехать не надо.
Здания эти — самые старые из сохранившихся в нашем городе промышленных зданий с внутренним металлическим каркасом. Технология эта зародилась в Англии в начале 90-х годов XVIII-го века. Наружные стены здания по-прежнему делались из кирпича, но внутри ставились чугунные колонны, на которые опирались балки перекрытий. Автором проекта был выдающийся инженер Александр Яковлевич Вильсон .
Проекты здания и оборудования были заказаны в Англии, после чего переработаны самим Вильсоном и мастерами П. Я. Берри и В. Я. Буском. Архитектурную часть взял на себя Н. Я. Анисимов.
Здание фабричной конторы увенчано изящной ротондой, которую украшает статуя бога торговли Меркурия.
Помимо статуи Меркурия, здание конторы украшают и два изображения его жезла .
Висящая на заборе мемориальная доска напоминает о событиях стачки текстильщиков, произошедшей в 1896-м году.
Над проходной изображение ордена Трудового Красного знамени напоминает о жизни фабрики в советское время. Не смотря на трудные времена в период перестройки, фабрика избежала краха и сейчас выпускает главным образом объемную пряжу для трикотажного производства.
Все выше описанные промышленные здания вызвали у меня культурный шок. Я даже представить не могла насколько это интересно. Ну что там думается смотреть? Ехала я на экскурсию в основном, чтобы посмотреть «Красный треугольник». На территории треугольника я последний раз была больше 20 лет назад. Сапоги резиновые покупала. Причём прямо на территории завода. Так что небольшое представление, что было, я имею. Хотелось увидеть, что осталось от былого.
Завод «Красный треугольник» одно из старейших промышленных предприятий Санкт-Петербурга, производившее в советское время калоши и синтетический каучук, но в 2000-х годах фабрика обанкротилась. Некоторые помещения сдаются под склады, а все остальные заброшены. Сейчас правая часть завода отреставрирована. Причём кое-где даже сохранились старинные интерьеры, но мы туда не пойдём. Мы пойдём туда, где территория в руинах и разрухе.
Начнём мы свою экскурсию от того места, где раньше проходило русло реки Таракановки. Изначально исток лежал в Фонтанке около Старо-Калинкиного моста. У нее был один приток – речка Тентелевка (ранее называлась Ольховка), которая впадала в районе современной площади Стачек. Но в начале 20-го века примерно километр водоема от Фонтанки до Обводного канала засыпали, теперь на месте бывшего русла находится улица Циолковского (раннее носила название Таракановской). В 20-х годах засыпали еще один полуторакилометровый участок, на этот раз между Обводным каналом и Бумажным, вместе с ним засыпали и единственный приток.
На той стороне Обводного канала улица Циолковского , которая и была когда-то руслом реки. Честно скажу, я не знала.
Через дорогу от нас огромнейшая территория завода «Красный треугольник». Когда-то там были грузовые ворота, сейчас единственное место, где можно зайти на территорию завода. Зелёным укрыт мост через Таракановку, позже ставший переходом между зданиями.
История «Красного треугольника» начинается в 1860 году — именно тогда американский коммерсант Фердинанд Краузкопф основал в Петербурге «Товарищество Российско-Американской резиновой мануфактуры» (ТРАРМ) и построил на набережной Обводного канала завод по производству резиновых изделий. Технологию производства всех изделий на предприятии хранили в строжайшем секрете.
«Треугольником» фабрика называлась из-за фабричного клейма — на всей продукции красовалась именно эта фигура, год учреждения товарищества — 1860, название товарищества — «Т. Р. А. Р. М.» и место производства — «С.Петербургъ». Владельцы завода руководствовались главными правилами западного маркетинга: на буквы неграмотный покупатель мог не обратить внимания, а большой треугольник точно бросился бы ему в глаза. Высокие стандарты соблюдались не только в рекламе: компания за свою продукцию получила множество премий и золотых медалей и была удостоена звания «Поставщик Двора Его Императорского Величества».
В 1980-е годы предприятие столкнулось с падением спроса на резиновую обувь. В начале 1990-х «Красный треугольник», как и другие предприятия страны, ждала приватизация приватизация, борьба за активы и отчуждение собственности. Это привело и без того слабое предприятие к неминуемому банкротству.
В данный момент часть территории завода находится в плачевном состоянии: помещения заброшены, окна выбиты, а во дворах грязь и разруха. Чтобы всё это увидеть, нужно одеться соответственно и подготовиться морально. На кого-то территория завода наводит ужас.
За долгие годы красный кирпич превратился в чёрный. Кажется, что здесь был пожар, или военные действия. Сейчас нижние окна и двери закладывают белыми блоками, чтобы никто не проникал внутрь. Весьма своевременно:)
На территории «Красного треугольника» Бондарчук снимал один из своих фильмов «Сталинград». Вроде бы на улице на фотографии ниже. Территория завода напоминает город в городе. Кварталы, дома, асфальтированные улицы и даже своя железная дорога.
Дорога в никуда.
Иногда попадаются образцы продукции завода, оформленные весьма оригинально.
Самое главное, осматривая всё вокруг, не забывать смотреть под ноги. Кругом горы мусора и грязь. Нам очень повезло, что обещанный дождь припозднился и пошёл после двух часов дня.
Привет из прошлого.
В лесу родилась ёлочка.
Как бы там не было, увидеть территорию завода в нынешнем состояние стоит. Чтобы потом вспоминать, что было, и как стало. Я очень надеюсь, что у кого-то дойдут руки и найдутся средства привести всё в порядок. Хотя маленький кусочек сегодняшнего безобразия я бы сохранила для истории.
Эта часть завода (восточная?) в более приличном состояние. Может быть, благодаря «шараж-монтаж», которые здесь на каждом углу.
Закончилось наше знакомство с промышленной архитектурой около Газгольдера. Газгольдер — это кирпичное здание для хранения газа. На Обводном каналенаходится один из самых известных газгольдеров города на Неве. Для хранения запасов газа кирпичное здание использовали вплоть до начала XX века, когда на смену газовому освещению пришло электрическое. В настоящее время в здании газгольдера располагается самый большой в мире Планетарий. Рядом есть еще один газгольдер. Если не ошибаюсь, там проходят выставки.
Подвожу итог: супер классная и интересная экскурсия! Начинается в 10 утра, успеваешь выспаться. Заканчивается в 15 часов — весь вечер свободен. За 4 часа успеваешь посмотреть несколько весьма интересных объектов и узнать много нового из истории промышленности города. Бонусом кофе-брейк в Варшавском экспрессе. Я считаю, что весьма приятное времяпрепровождение для выходного дня.
💡 Видео
На Обводном канале обвалился фасад бывшего завода "Красный треугольник"Скачать
Смольный решает судьбу территории "Красного треугольника"Скачать
ПЕТЕРБУРГ — ГОРОД МАСОНОВ | АРХИТЕКТУРА ТАЙНЫХ ОБЩЕСТВ | СЕКРЕТНЫЕ МЕСТАСкачать
Спецрепортаж: передовой завод "Красный треугольник" превратился в Бермудский треугольник ПетербургаСкачать
Башня Красного треугольника, лестниц нет, но вы держитесь!Скачать
Санкт-Петербург. История архитектуры, распилы и коррупцияСкачать
Красный треугольник, весна 2023Скачать
НОЧЬ в Заброшке КРАСНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК / ПРИЗРАК Санкт-Петербурга / Что мы услышали?Скачать
Бермудский треугольник в ПетербургеСкачать
Великая эпоха ленинградской науки — что от нее осталось?Скачать