Хищник, насильник, агрессор… Как только не называют эту роль из знаменитого Драматического треугольника Карпмана. Популярную диаграмму упоминают все кому не лень: от любителей поп-психологии до психологов-профессионалов. Однако в России настолько перефразировали изначальную концепцию, что теперь она может не помогать, а, наоборот, вредить. Психолог Людмила Шёхолм рассказывает, какие мифы о треугольнике существуют.
Драматический треугольник Кармпана (именно так он называется) стал особенно часто упоминаться в России в последние 10-15 лет. Жертва, Спасатель, Преследователь — знакомые названия для тех, кто интересуется психологией. В Драматическом треугольнике все три роли не аутентичны, то есть они воспитаны, а не даны от рождения. Находясь в одной из ролей, люди реагируют, исходя из прошлого, а не из реальности «здесь и сейчас». При этом используют старые сценарные стратегии.
В левом углу диаграммы Драматического треугольника расположен Преследователь. Он общается из позиции «Я о’кей — ты не о’кей». При этом он принижает и унижает людей, вызывает у них чувство вины. Преследователь игнорирует ценность и достоинство других, в экстремальных случаях обесценивает даже право человека на жизнь и физическое здоровье.
В правом углу диаграммы находится Спасатель. Он общается из той же позиции «Я о’кей — ты не о’кей», но не унижает, а просто обесценивает другого. Он использует свое более высокое положение или сильную позицию для того, чтобы предлагать помощь другим людям, думать за них и решать их проблемы.
Внизу располагается Жертва. Она сама ощущает свое приниженное положение и общается из позиции: «Я не о’кей — ты о’кей». Жертва обесценивает свои способности.
«Иногда она сама ищет Преследователя, чтобы он унизил ее и поставил на место. При этом Жертва получает возможность подтвердить свое сценарное убеждение: «Со мной не все в порядке. Другие люди не любят меня». Часто Жертва ищет Спасателя, который поможет ей и подтвердит сценарное убеждение: «Я не могу самостоятельно решать проблемы». Треугольник обязательно нужно рисовать равнобедренным», — рассказывает психолог Людмила Шёхолм.
- Миф № 1. Какая роль — такая и личность
- Миф № 2. Треугольник располагается вершиной вверх
- Миф № 3. Треугольник Карпмана только один
- Миф № 4. Треугольник Карпмана работает и без игры
- Ловушка треугольника Карпмана, или Страшная история о манипуляциях на рабочем месте
- –1-й УРОВЕНЬ ТРЕУГОЛЬНИК СТРАДАНИЙ: ЖЕРТВА – СПАСАТЕЛЬ – ПРЕСЛЕДОВАТЕЛЬ
- +1-й УРОВЕНЬ ТРЕУГОЛЬНИК ИССЛЕДОВАНИЙ: ГЕРОЙ – ФИЛОСОФ – МОТИВАТОР
- +2-й УРОВЕНЬ ТРЕУГОЛЬНИК СОЗИДАНИЯ: ПОБЕДИТЕЛЬ – СОЗЕРЦАТЕЛЬ – СТРАТЕГ
- ТРЕУГОЛЬНИК В ВАШЕМ САЛОНЕ
- Привычка скидывать ответственность
- Отсутствие или искажение коммуникации
- Нечеткое целеполагание и противоречивые сигналы
- НАДОЕЛИ ВСЕ ЭТИ ИГРЫ! Или КАК ЖЕ ВЫЙТИ ИЗ ТРЕУГОЛЬНИКА?
- «Я – в порядке, ты – в порядке»
- Осознание своих реакций и поведения
- Взять на себя ответственность
- Слушайте друг друга
- Легкость коммуникации и положительная обратная связь
- Спонтанность
- Общие цели и ценности
- ТЕСТ ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
- РАСШИФРОВКА РЕЗУЛЬТАТОВ:
- Больше «А». Вы – Преследователь.
- Больше «Б». Вы – Жертва.
- Больше «В». Вы – Спасатель.
- Больше «Г». Вы находитесь в треугольнике исследований.
- Больше «Д». Вы находитесь в треугольнике созидания.
- ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ…
- Вы – директор-Преследователь
- Вы – директор-Жертва
- Вы – директор-Спасатель
- У вас есть сотрудник-Спасатель
- У вас есть сотрудник-Жертва
- У вас есть сотрудник-Преследователь
- Вы в треугольнике исследований
- Вы в треугольнике созидания
- Павел Зыгмантович
- Психолог. Делаю сложное понятным
- Треугольник Карпмана: развенчание
- Наука психология
- Наука психология и треугольник Карпмана
- Тщетная попытка воскрешения
- Эксперименты без экспериментов
- Безуспешные поиски
- Главная проблема треугольника
- Кручу-верчу
- Это просто метафора
- Непробиваемый аргумент
- Пользуйтесь доказательствами
Видео:Треугольник Карпмана: как выйти?Скачать
Миф № 1. Какая роль — такая и личность
Стивен Карпман, выходец из России, познакомил мир с Драматическим треугольником в 1968 году. Он создал диаграмму, с помощью которой можно анализировать психологические игры, жизненный сценарий как одного человека, так и семейной или иной социальной системы.
«Часто роль Спасателя, Жертвы, Преследователя ошибочно приписывается всей личности. Но это неверно, — комментирует Людмила Шёхолм. — Треугольник показывает только роль, которую играет личность в той или иной психологической игре. Особенности игры в том, чтобы сделать людей предсказуемыми. Игра — это структурирование времени, обмен поглаживаниями (на языке транзактного анализа это единица признания. — Прим. ред.), поддержание жизненной позиции «Я не о’кей — ты о’кей», «Я о’кей — ты не о’кей», «Я не о’кей — ты не о’кей» и продвижение по сценарию».
Видео:Что такое Треугольник Карпмана?Скачать
Миф № 2. Треугольник располагается вершиной вверх
Треугольник Карпмана — всегда и обязательно равнобедренный. «В России его любят поворачивать вершиной Жертвы вверх, а Преследователя называют агрессором, хищником, насильником, тираном, даже фашистом. Но это неверно, — объясняет психолог. — Классический треугольник расположен основанием вверх: слева вершина Преследователя, справа — Спасателя, вниз смотрит вершина Жертвы. Роли принадлежат разным людям. Есть только один вариант треугольника, когда наверху мы видим не основание, а вершину, — это так называемый Айсберг. То есть один человек играет из роли Жертвы, а на самом деле неосознанно может быть Спасателем и Преследователем. И это важно знать для понимания основных принципов «действия» треугольника».
Видео:Как выйти из синдрома жертвы? Игровой треугольник Карпмана. Созависимость. Транзактный анализ.Скачать
Миф № 3. Треугольник Карпмана только один
Вариаций переключений ролей в треугольнике может быть множество. Один треугольник помогает проанализировать психологические игры в семье или даже целой семейной системе в разных поколениях. А другие (как в варианте с Айсбергом) показывают, как из роли в роль может перемещаться один и тот же человек.
«Например, известный всем сказочный Бармалей: то он Преследователь, то вдруг попадает в живот и становится Жертвой. Или другая известная сказка — про Красную Шапочку. Главная героиня выступает в роли Спасателя, когда идет к больной бабушке. Но быстро переключается в Жертву. Волк сначала Преследователь, потом сам становится Жертвой Преследователей — охотников. И они же становятся Спасателями девочки и бабушки».
Переключение ролей иногда происходит очень быстро и, как правило, неосознанно. Жертва только удивляется: «Как я смогла опять, в пятый раз дать ему деньги в долг, ведь он снова не отдаст!»
Видео:Как не попадать в треугольник Карпмана. Комплекс спасателя. Как перестать спасать других.Скачать
Миф № 4. Треугольник Карпмана работает и без игры
Это не так. Треугольник Карпмана актуален именно в психологических играх. Но как понять, что происходит игра?
«Только тогда происходит игра, когда в ней есть надувательство, переключение ролей с непременной негативной расплатой. По формуле Эрика Берна в психологической игре обязательно выстраивается алгоритм: крючок + клев = реакция — переключение — смущение — расплата», — поясняет Людмила Шёхолм.
Видео:Треугольник Карпмана - Михаил ЛабковскийСкачать
Ловушка треугольника Карпмана, или Страшная история о манипуляциях на рабочем месте
В 1968 году доктор Стивен Карпман впервые описал психологическую и социальную модель взаимодействия между людьми, которая впоследствии была названа треугольником Карпмана. Другие его распространенные названия: треугольник страданий, треугольник судьбы или драматический треугольник. Большое влияние на эту работу оказал известный психолог и психиатр, создатель такого направления, как трансактный анализ, Эрик Берн. Карпман получил награду в 1972 году за свою модель, и это неудивительно.
Классический треугольник страданий Карпмана включает в себя три роли: Жертва, Спасатель и Преследователь. Также мы познакомим вас с другими уровнями, описанными отечественными психологами в продолжение идей Карпмана: треугольником исследований и треугольником созидания. Вы узнаете, что делать, чтобы выйти из неблагополучных драматических сценариев, и как роли треугольника проявляют себя в пространстве салона красоты.
Видео:ТРЕУГОЛЬНИК КАРПМАНА | ОНА | КАК ПЕРЕСТАТЬ БЫТЬ ЖЕРТВОЙСкачать
–1-й УРОВЕНЬ
ТРЕУГОЛЬНИК СТРАДАНИЙ: ЖЕРТВА – СПАСАТЕЛЬ – ПРЕСЛЕДОВАТЕЛЬ
С большой вероятностью каждый, кто сейчас читает эту статью, неоднократно побывал в каждой из этих ролей в разных ситуациях в течение своей жизни. И наверняка кто-то находится в одной из этих ролей в этот самый момент.
Посмотрим сначала на роль Жертвы. На наш взгляд, это ключевая роль в этом взаимодействии. Даже Эрик Берн предлагал поставить ее во главу, повернув треугольник этим углом вверх. И в самом деле, без Жертвы остальным участникам компании совершенно нечем было бы заняться. Спасателю некого было бы спасать, Преследователю – некого преследовать. Основная работа Жертвы – страдать.
Страдает Жертва с упоением, самозабвенно: люди, находящиеся в этой роли, видят себя мучениками, они очень обидчивы, у них всегда всё плохо, и изменить, по их мнению, ничего нельзя. Или из-за непреодолимых внешних обстоятельств, или потому, что «такой я человек, всю жизнь так живу и меняться мне уже поздно». Неизменность ситуации должна притуплять присущий Жертве страх: «Да, страдаю, но страдаю стабильно». Тем не менее окружающий мир темен и полон ужасов. При этом для Жертвы характерен еще целый букет негативных эмоций: ревность, зависть, вина, стыд. И всё это держит Жертву в некоем состоянии стагнации, которое противоречит естественному стремлению психики, личности, да и организма, развиваться. И эта борьба отнимает очень много сил, а также создает напряжение, поэтому Жертва очень часто жалуется на усталость и часто это выливается в различные заболевания. Что дает Жертве еще один повод пострадать. Жертва вполне самодостаточна в области поиска поводов для страданий, но ощущения не те, если никто не угнетает.
Рис. 1. Минус первый уровень
И здесь на авансцену выходит Преследователь (он же Контролер). Для него тоже характерен страх, но здесь он заменяется другими эмоциями. На поверхности оказываются агрессия, раздражение, гнев и бессильная злоба. Преследователь стремится всё контролировать, предусмотреть все возможные варианты развития событий (несомненно, мрачные) и сделать всё возможное для всеобщего блага. Какое оно, всеобщее благо, конечно, лучше всего известно ему, Преследователю. Причем как всеобщее, так и ваше личное. Ему присуща иллюзия о возможности контролировать вообще всё в своей жизни и жизни близких, если только приложить достаточно усилий. И если Жертва ответственность за происходящее с ней с себя снимает, то с Преследователем картина противоположная – он берет на себя ответственность за всех: и за брата, и за свата, и за шестиюродного дядьку, а заодно и за фазы Луны. При этом со своими эмоциями и страхами он, как правило, не способен справиться самостоятельно. Зато Преследователь всех окружит своей заботой, даже (и особенно) если его об этом не просят. При таком подходе к жизни у Преследователя тоже очень много усталости и напряжения, которое и здесь может переходить в болезни. Но послание тут другое: «Я для вас всё делаю, а вы не цените, люди вы нехорошие, неблагодарные». И Преследователь начинает давить на Жертву, чтобы она приложенные усилия оценила. Жертва пытается или слушаться и выполнять требования Преследователя, или сопротивляться, но в любом случае опять устает и страдает. И жалуется Спасателю на свою нелегкую долю.
Спасатель всех жалеет, всем помогает. Жертву жалеет за то, что ее угнетают, а она слабая и беззащитная, Преследователя – за то, что тот на себя взвалил непосильную ношу. Спасатель пытается выступить эдакой «Швейцарией», но, по сути, избегает конфликтов. Опять же из-за наличия страха. Здесь страх маскируется жалостью, гневом, обидой и виной. Кого и за что жалеют, мы уже сказали. Гнев и обида здесь на то, что его усилий к примирению и спасению не ценят. Вина за то, что не удается спасти. Если спасти хотя бы в первом приближении удается, эго Спасателя растет как на дрожжах, он смотрит свысока и на Жертву, и на Преследователя и искренне считает, что без него все пропадут. Но всё время всех спасать – работа тоже не из легких, да еще и на два фронта, и Спасатель также постоянно находится в большом напряжении.
Энергия из такой системы постоянно утекает, а что там присутствует во всех позициях – это страх и напряжение. Бывает так, что люди преимущественно находятся в одной из этих ролей. Но чаще в зависимости от ситуации роли меняются: человек переходит из одной роли в другую. Взаимодействие в этом треугольнике построено на манипуляциях, так как проявить искренность и показать свои истинные чувства и потребности мешает страх.
В этом треугольнике всё делается во имя другого, в то время как всё внимание, по иронии, сосредоточено только на самом себе и реальные потребности другого никак не учитываются. Выйти из этого треугольника можно, только превратившись на время в махрового эгоиста и почерпнув энергию в реализации своих заветных желаний. Жертва хочет освободиться от контроля и делать то, что хочет она. Преследователь хочет прекратить всех подгонять и пустить всё на самотек. Спасатель хочет, чтобы его перестали втягивать в конфликты и разобрались с проблемой без него. И каждый хочет расслабиться и подумать о себе.
Чаще всего человеку свойственно исполнять наиболее привычные роли, почва для которых формируется в дисгармоничных ситуациях раннего детства. При этом есть механизмы смещения ролей, которые помогают сохранять контроль над ситуацией и поддерживать токсичную схему манипуляций. Так, Преследователь часто переходит в роль Жертвы, оправдывая свои атаки тем, что его «вынуждают обстоятельства». Может становиться и Спасателем: «Вы настолько некомпетентны, что приходится всё делать за вас». Жертва может переключаться на роль Спасателя, проецируя свою жертвенность на других людей: «Только я могу понять, как ты несчастна». Или она превращается в Преследователя: «Ты виноват во всех моих бедах». Спасатель переходит в роль Преследователя: «Я тебя спас, и теперь ты мне обязан». Или в Жертву: «Я тебя спасаю, но ничего не получаю взамен».
Видео:Треугольник Карпмана: большое надувательство (он не Преследователь, а вы не Спасатель)Скачать
+1-й УРОВЕНЬ
ТРЕУГОЛЬНИК ИССЛЕДОВАНИЙ: ГЕРОЙ – ФИЛОСОФ – МОТИВАТОР
Очень часто работа над осознанием своей роли и более ответственное отношение к себе выводят нас на более продуктивный уровень треугольника – на плюс первый уровень.
Основным отличием в поведении здесь становится то, что человек больше не поддается на манипуляции и провокации, а следует своим собственным желаниям и выгодам. Так как степень самостоятельности здесь гораздо выше, то партнер воспринимается уже не как источник необходимого ресурса (например, внимания), а как помощник в поиске себя и дальнейшем развитии.
Если рассматривать основной принцип, то для выхода из треугольника страданий, то есть чтобы перейти с минус первого уровня на плюс первый уровень, нужно научиться трансформировать все роли в их противоположности.
Жертва трансформируется в Героя, Преследователь – в Философа, а Спасатель – в Мотиватора. Новые субличности формируют треугольник исследований.
Главной задачей Героя становится изучение себя и мира вокруг. Каковы его собственные желания и место в этом мире. И эмоции здесь уже совсем другие: интерес, азарт, воодушевление, гордость. Если случаются неудачи, то вместо чувства вины приходит сожаление и огорчение. Возвращение чувства вины свидетельствует о том, что человек опять спустился в треугольник страданий.
Философ-пофигист – это противоположность роли Преследователя. Вместо того чтобы захватывать себе всю ответственность, которая попадается в поле зрения, Философ отдает каждому его ответственность. Вместо того чтобы критиковать и принуждать, принимает и себя, и Героя такими, какие есть. Даже если сегодня подвиг не удался. Философ анализирует и делает выводы. И кроме прочего, Философ убежден, что всё происходящее – к лучшему.
Мотиватор (он же Провокатор) является генератором идей. Он уже никого не жалеет, потому что понимает, что всё в порядке. Он исследует мир, всё время находится в поиске нового и необычного, в поиске новых авантюр, в которые стремится вовлечь и Героя с Философом. Однако, в отличие от треугольника страданий, здесь участники могут повременить с тем, чтобы бросаться навстречу приключениям, взвесив все «за» и «против». Мотиватор – это такой озорной ребенок, которому всё интересно и у которого каждый день возникает миллион новых «почему?» и «а что если. ».
Когда участники треугольника исследований сталкиваются с участниками треугольника страданий, для последних это бывает довольно болезненно. Если Жертва идет за утешением к Провокатору, она встречает там сарказм и иронию, что для нее больно и обидно. И если у Жертвы нет достаточного потенциала для изменения себя, она обижается и злится на Провокатора.
С Философом тоже картина не радостная. Жертва привыкла жить по указке Преследователя, а у Философа указаний нет, он просто оставил Жертву в покое. И чаще всего тут Жертва впадает в еще большее горе и жалость к себе. Редко – начинает мотивировать себя сама, и тогда это путь к выходу из треугольника страданий.
Но и треугольник исследований не является вершиной развития. Те, кто находится здесь, соответствуют уровню развития здорового, активного подростка. Зрелые взрослые живут в следующем треугольнике.
Видео:Жертва, спасатель, преследователь: как работает треугольник Карпмана / Александр Шахов // Не ФрейдСкачать
+2-й УРОВЕНЬ
ТРЕУГОЛЬНИК СОЗИДАНИЯ: ПОБЕДИТЕЛЬ – СОЗЕРЦАТЕЛЬ – СТРАТЕГ
Как правило, на этом уровне автономность участников друг от друга максимальна, так как речь идет о взаимодействии зрелых, самостоятельных, ответственных личностей. Таких в социуме меньшинство (не более 10 процентов), но именно они – двигатель развития во всех сферах.
Отношения в треугольнике созидания имеют дополняющий характер. Каждая из этих ролей не зависит от другой, однако вместе они представляют собой продуктивное трио, которое способно свернуть горы.
Основные эмоции Победителя – это вдохновение и энтузиазм, Созерцателя – благость и покой, Стратега – радость, удовольствие, вдохновение.
Победитель уже знает себя и окружающее пространство и свободно, с наслаждением творит в нем, свободный от критики и осуждения. Как правило, он успешно реализуется сразу в нескольких областях, совершенно не обязательно как-то связанных между собой. Однако дело здесь не в количестве ресурсов, а в глубинном понимании того, что их всегда достаточно.
Созерцатель – это женская субличность. Она принимает мир таким, какой он есть, и рождает идеи. В ней много энергии, достаточно, чтобы вовремя остановиться, замедлиться или снова легко взяться за дело.
Стратег – мужская субличность, которая направляет, разрабатывает планы и указывает, где взять необходимые ресурсы. Главный признак рассудительного Стратега – уверенность. Он отвечает за гармонию между трудом и отдыхом, желаниями и возможностями, за то, сколько ресурсов мы получаем и отдаем.
Треугольник созидания видится его участникам богатым и щедрым, в нем нет места страху и неконтролируемому напряжению. Здесь всегда достаточно ресурсов, нужные события происходят в нужное время, идет постоянное развитие и самосовершенствование, а взаимодействие с миром происходит через игру и творчество.
Подводя итог описанию ролей трех уровней треугольника, хотим сказать, что «чистых» типов не бывает, все мы играем множество ролей в своей жизни. И даже те, кто находится на вершине этой пирамиды, не застрахованы от того, чтобы опять оказаться у ее подножия. Но зная, что впереди на пути саморазвития ждет только лучшее, как-то легче двигаться вперед и с пониманием относиться к ошибкам и падениям, как своим, так и тех, кто рядом.
Видео:Треугольник Карпмана. Что скрывают эти роли?Скачать
ТРЕУГОЛЬНИК В ВАШЕМ САЛОНЕ
Предприятия индустрии красоты, как и многие другие учреждения сферы услуг, – это благодатная почва для формирования ситуаций по сценариям минус первого уровня, треугольника страданий. В первую очередь потому, что основная масса работающего в данной сфере персонала имеет образование не выше среднего, соответствующий доход, образ жизни и интересы. При этом люди остаются людьми и в условиях тесного контакта в рамках рабочего процесса наступают друг другу на больные «мозоли», запуская порочный круг взаимодействия по треугольнику Карпмана.
Думаем, в приведенном выше описании ролей треугольника директора салонов узнали поведение многих сотрудников и подчиненных. Полезный психологический навык на рабочем месте – распознавать игры, на которые вас провоцируют окружающие. Вы можете предупредить многие неприятные ситуации и улучшить отношения в коллективе, выйдя из модели треугольника страданий.
Для начала перечислим основные пороки организационной системы, которые могут создавать среду, способствующую проявлению ярко акцентированных ролей.
Привычка скидывать ответственность
Чем больше организация, тем меньше ответственность на каждом из участников процесса. Однако и в небольшом коллективе салона найдутся искусные стрелочники, которые создают конфликты, всё портят и ни за что не отвечают (этим, как правило, занимаются Преследователи и Жертвы, но Спасатели подогревают драму, охотно подбирая плохо лежащую ответственность).
Отсутствие или искажение коммуникации
Если сотрудник недоволен, он должен иметь возможность сообщить об этом руководству, при этом рассчитывая на то, что его поймут, услышат и не накажут. Иначе велик шанс появления Жертвы в коллективе. Большинство людей чувствуют, если вы говорите неискренне. Поэтому, чтобы проявить внимание к коллегам, нужно действительно проявить интерес. Довольно быстро выгорают сотрудники, которые получают только отрицательную обратную связь. «Я столько сил вкладываю в эту работу, и никакой благодарности» – это тоже жертвенная позиция. Так что если вы директор, то не стоит создавать предпосылок для таких реакций.
Нечеткое целеполагание и противоречивые сигналы
О цели в первую очередь помнит руководитель, так как он лучше всех видит направление работы организации. Он несет ответственность за формулировку стратегии и тактическую реализацию. Если он сам не верит в цель или не хочет к ней идти (роль Жертвы: «Я сам этого не хочу, я занимаюсь этим делом против моей воли»), это подхватывает коллектив, заражаясь пассивностью и жертвенностью. Периодически в таком коллективе всплывают Спасатели и Преследователи, чтобы оживить ситуацию, но работать нужно с руководителем и его отношением к цели.
Коллектив чутко реагирует на дисбаланс цели и средств. Если ради достижения суперцели вы систематически жертвуете личным временем и здоровьем сотрудников (скорее всего, и своим собственным), то поздравляем – вы Преследователь.
Если руководитель хорошо представляет, куда плывет корабль, и заботится о здоровом климате в команде, то он выступает в роли Мотиватора (+1-й уровень) или Победителя/Стратега (+2-й уровень), вдохновляя, поддерживая и направляя сотрудников.
Видео:Треугольник Карпмана ⭐ Лекция МеганычаСкачать
НАДОЕЛИ ВСЕ ЭТИ ИГРЫ!
Или
КАК ЖЕ ВЫЙТИ ИЗ ТРЕУГОЛЬНИКА?
Выйти из треугольника страданий самостоятельно довольно сложно. Во-первых, собственная мотивация может колебаться и давать слабину. Во-вторых, окружение, которое привыкло к текущему положению дел, будет сопротивляться, затягивая вас обратно. В-третьих, треугольник Карпмана является частью куда более широкой и въевшейся в наше общество проблемы – созависимости. Поэтому часто (но не всегда!) тут нужна помощь более зрелых личностей. Этой личностью может быть как специалист (психолог или психотерапевт), так и знакомый, находящийся ступенью выше в иерархии треугольников.
Однако есть простые действия и идеи, которые могут помочь вам уже сейчас! А именно:
«Я – в порядке, ты – в порядке»
Треугольник страданий образуется там, где предполагается, что кто-то «не в порядке».
Преследователь считает, что никто ни на что не способен и всё нужно делать самому. Жертва охотно считает неспособной себя. Спасатель утешает и отогревает неспособную жертву и загруженного Преследователя и считает, что не в порядке они оба.
Допустите идею, что со всеми на самом деле всё в порядке. Каждый находится там, где ему и положено находиться в данный момент времени, и в той ситуации, которая наилучшим образом служит его развитию. Как только вы осознаете это, дальше начнется эксперимент (!): «Если я в порядке, что я могу сделать?» (треугольник исследований). И когда мы исследовали и осознали свой потенциал, то выходим на тропу созидания.
Осознание своих реакций и поведения
Первый звоночек порочного треугольника – это чувство вины. Вы чувствуете вину за то, что не можете помочь, или за то, что помогли, но не так, или за то, что человеку плохо, а вам нормально. Вина сразу засасывает в позицию Жертвы. Также будьте начеку, если отслеживаете обиду, чувство несправедливости, жалости к себе. Как и в случае с виной, испытывая эти чувства, вы лишаетесь уверенности, и это признак Жертвы.
Чувства, характерные для Преследователя: желание пойти наперекор всему, доказать свою правоту или профессионализм, убедить оппонента во что бы то ни стало, а если не получится, то принудить.
Спасатель любит защищаться от реальности через ореол святости, жалея и переживая за всех.
Осознав одно из этих проявлений, остановитесь. Задумайтесь. Хорошенько взвесьте, действительно ли ваши реакции обоснованны. Попробуйте представить себе способ решения проблемы не прибегая к манипуляции (если проблема вообще есть). Это первый шаг к исцелению.
Взять на себя ответственность
Когда вы берете на себя ответственность за свои действия и решения, уходит очень много иллюзий: иллюзия свободы, определенности, стабильности. И это может быть неприятно. Однако при этом вы освобождаете себя от чужих и своих игр, проекций и двусмысленных посланий. Это стоит того!
Слушайте друг друга
Один из самых действенных способов не вовлекаться в чужие драмы – это эмпатическое слушание. Главный принцип эмпатического слушания – дать понять вашему собеседнику, что вы рядом и знаете, как он себя чувствует, но при этом напомнить ему о его собственной способности решать свои проблемы.
Легкость коммуникации и положительная обратная связь
Мы уже говорили о важности чистой коммуникации: каждый в коллективе имеет право высказаться и быть выслушанным. Другой важный элемент корпоративной культуры – это положительная обратная связь по отношению к коллегам независимо от иерархии. В нашей отечественной культуре хвалить и отмечать заслуги персонала не так принято, как в западной. Если человек работает хорошо, это считается нормальным, так должно быть, зачем об этом говорить? При этом наши руководители щедры на критику.
Итак, чтобы не создавать перекосов в коллективных отношениях, следует помнить, что положительное подкрепление со стороны руководства – существенный фактор мотивации для сотрудников. Любой будет приятно удивлен, получив положительный отклик о своей работе от начальства, а следом уже и от коллег. Попробуйте вслух отмечать удачные моменты в работе коллег, и вы увидите, как много изменится в вашем организационном климате. Так делают Мотиваторы и Философы (роли +1-го уровня), если они в хорошем расположении духа. Для Победителя, Стратега и Созерцателя (роли +2-го уровня) это естественный коммуникативный навык.
Спонтанность
Реагируйте не так, как от вас ожидают. Преследователь ждет подчинения, Жертва – насилия по отношения к ней, Спасатель ищет несчастных. Не играйте те роли, в которые вас ставят манипуляторы. Это интересная исследовательская работа, и жизненный вызов – выработать новый тип взаимодействия в провокационных ситуациях. Добро пожаловать в треугольник исследований!
Общие цели и ценности
Не стоит пренебрегать упоминанием ценностей внутри вашей команды. Климат отношений станет намного теплее и плодороднее, если вы будете активно воплощать в работе такие ценности, как взаимоуважение и признание значимости каждого члена команды.
Итак, перейдем к тесту, с помощью которого руководители смогут определить свои роли.
Видео:Треугольник Карпмана #маркбартон #психологияСкачать
ТЕСТ ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
- Что вы чувствуете, когда делаете сотрудникам замечания?
- Я чувствую: что стоит мне отвернуться – и они будут перемывать мне косточки.
- Я очень боюсь кого-то обидеть своими замечаниями.
- Я раздумываю о том, как подсластить ложку дегтя.
- Это будет неплохой тест на то, как они воспринимают критику.
- Я уверен, что мои сотрудники достаточно компетентны, чтобы конструктивно отреагировать на мои замечания.
- Перемены в вашем салоне не на всех сказались благоприятно. Как вы воспринимаете упадок настроения своих сотрудников?
- Задаюсь вопросом: не перегнул ли я палку?
- Кажется, я снова сделал что-то не так.
- Я должен повысить премию хорошим сотрудникам (устроить небольшой корпоратив).
- Мне интересно посмотреть, как они это переживут и как будут реагировать на новые поручения.
- Я позаботился о том, чтобы каждый сотрудник понимал, почему я принял это решение.
- Как часто вы испытываете чувство вины в связи с работой?
- Вину должны испытывать мои подчиненные, а не я.
- Практически каждый раз, когда что-то идет не так.
- Чувствую неловкость, когда кто-то испытывает дискомфорт.
- Всегда можно что-то предложить или попробовать для того, чтобы исправить ситуацию.
- Я изначально не претендую на безошибочность и точно знаю свою ответственность в каждой ситуации.
- Как вы реагируете на просьбу коллег о помощи?
- Меня злит, что они не могут справиться без меня.
- Я бы рад помочь, но у меня куча своих задач.
- Откладываю все дела и выслушиваю коллег, я всегда готов помочь.
- Спрашиваю, а что они уже сделали, чтобы решить проблему.
- Направляю коллег на поиск самостоятельного решения и извлекаю из всей ситуации пользу для организации.
- В трудных ситуациях вы:
- Всегда находите, кто понесет ответственность.
- Рассчитываете на помощь сотрудников.
- Поддерживаете тех, кому хуже всего.
- Чувствуете вдохновение и интерес.
- Видите новые возможности.
- Как вы реагируете на неподчинение?
- Закручиваю гайки еще сильнее.
- Теряюсь. Я же начальник.
- Повторяю просьбу. Бедняжки, они просто не поняли, что нужно делать.
- Предлагаю сотрудникам найти способ, которым удобнее прийти к цели.
- В нашей структуре нет подчинения, все решения принимаются согласием сторон.
- Ваш стиль донесения поручений:
- Директивный.
- Умоляющий.
- Жалеющий.
- «У меня для вас интересное задание!»
- Вдохновляющий. Сотрудники часто сами ставят себе цели.
- Как вы мотивируете сотрудников?
- Просто рассказываю, какие будут последствия и санкции, если они этого не сделают.
- Я и себя-то не очень могу замотивировать.
- Теплое человеческое отношение способно на чудеса.
- Я часто провоцирую и немного завышаю планку.
- Вовлекаю в разные стороны жизни нашего салона и создаю благоприятную среду для самореализации.
- Вы как руководитель:
- Требуете, чтобы о всех делах докладывали именно вам.
- Ожидаете указаний сверху или даже требуете их.
- Большую часть работы делаете сами.
- Централизуете руководство только в трудных ситуациях.
- Пассивны в выполнении управленческих функций. Инициатива принадлежит коллективу.
- В критических ситуациях вы:
- Переходите на более жесткие методы руководства.
- Плохо справляетесь со своими обязанностями.
- Приходите на выручку тем, кому нужна помощь.
- Не изменяете свой способ руководства.
- Сталкиваясь с трудностями, начинаете более тесно взаимодействовать с сотрудниками.
- Как вы общаетесь с сотрудниками?
- Умеете общаться, но специально ограничиваете общение с сотрудниками, держитесь от них на расстоянии.
- Стараетесь общаться с сотрудниками, но при этом испытываете трудности в общении.
- Много общаетесь с сотрудниками, уделяете больше времени, как правило, самым слабым.
- Регулярно общаетесь с сотрудниками, говорите о положении дел в салоне красоты, о трудностях, которые предстоит преодолеть.
- Обсуждаете все решения с коллективом и потом принимаете окончательное решение.
- В ваше отсутствие:
- Сотрудники работают значительно хуже.
- Продуктивность работы повышается.
- Коллектив работает с переменным успехом.
- Разные сотрудники работают с разной интенсивностью: кто-то лучше, а кто-то хуже.
- Коллектив не снижает продуктивности, даже если руководитель временно покидает его.
- Вы обращаетесь за советом к коллективу?
- Не допускаете, чтобы сотрудники советовали вам и тем более возражали.
- Сотрудники не только советуют, но могут давать указания вам.
- Сами обращаетесь за советом к сотрудникам.
- Вы советуетесь даже тогда, когда обстоятельства не особенно требуют этого.
- Если сотрудники знают, как лучше выполнить работу, они говорят вам об этом.
- Как вы контролируете работу сотрудников?
- Всегда очень строго контролируете работу сотрудников и коллектива в целом.
- Контролируете работу от случая к случаю.
- Нередко сами вмешиваетесь в работу сотрудников.
- Контролируя, обязательно демонстрируете сотрудникам зону роста в работе.
- Контролируя работу, всегда замечаете положительные результаты, хвалите сотрудников.
- Как вы относитесь к отношениям сотрудников в коллективе?
- Вас интересует только выполнение работы, а не отношение людей друг к другу.
- Коллектив всегда знает, какие неудачи в личной жизни есть у вас.
- Вы – как заботливый родитель для всех сотрудников, они часто плачутся вам в жилетку.
- Вы больше внимания уделяете налаживанию отношений в коллективе, а не выполнению производственных задач.
- Решая производственные задачи, стараетесь создать хорошие отношения между людьми в коллективе.
- Как вы приказываете?
- Ваша просьба не отличается от приказа.
- Приказывать вы не умеете.
- Руководить можно только просьбой, приказы всегда вызывают у сотрудников недовольство.
- Вы приказываете так, что сотрудникам хочется выполнять порученное дело.
- Приказы принимаются, но выполняются недостаточно хорошо и быстро.
- Как вы реагируете на критику?
- Не любите, когда вас критикуют, и не стараетесь скрыть этого.
- Принимаете критику, стараетесь выслушивать мнение о вас разных сотрудников.
- Не реагируете на критику, так как считаете, что поступили верно.
- Критику выслушиваете, даже обещаете принять меры, но ничего не делаете.
- На критику вы обычно не обижаетесь, прислушиваетесь к ней.
- Когда вы не знаете, как поступить:
- Вы сами решаете даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо знакомы.
- Опускаете руки, не стремитесь восполнить недостаток в знаниях.
- Когда вы чего-то не знаете, то скрываете это и стараетесь самостоятельно восполнить недостаток в знаниях.
- Если вы не знаете, как решить вопрос или выполнить работу, то поручаете это своим подчиненным.
- Если вы чего-то не знаете, то не боитесь это показать и обращаетесь за помощью к другим.
- Как вы относитесь к сотрудникам?
- По отношению к сотрудникам бываете нетактичны и даже грубы.
- В обращении к сотрудникам часто проявляете равнодушие.
- Иногда у сотрудников создается впечатление, что ваша вежливость неискренняя.
- Характер обращения к сотрудникам у вас часто меняется.
- Вы всегда обращаетесь к сотрудникам вежливо и доброжелательно.
- Какой вы руководитель?
- Ваш любимый лозунг: «Давай, давай!».
- Вы мягкий человек.
- Порой вы бываете слишком придирчивы.
- Вы требовательны, но одновременно и справедливы.
- Вы требовательны и к себе, и к другим.
Видео:Треугольник Карпмана. Психология Отношений. СаморазвитиеСкачать
РАСШИФРОВКА РЕЗУЛЬТАТОВ:
Больше «А». Вы – Преследователь.
См. ниже разделы «Что делать, если вы – директор-Преследователь» и «Что делать, если у вас есть сотрудник-Жертва».
Больше «Б». Вы – Жертва.
См. ниже разделы «Что делать, если вы – директор-Жертва», «Что делать, если у вас есть сотрудник-Преследователь» и «Что делать, если у вас есть сотрудник-Спасатель».
Больше «В». Вы – Спасатель.
См. ниже разделы «Что делать, если вы – директор-Спасатель» и «Что делать, если у вас есть сотрудник-Жертва».
Больше «Г». Вы находитесь в треугольнике исследований.
См. ниже раздел «Что делать, если вы в треугольнике исследований».
Больше «Д». Вы находитесь в треугольнике созидания.
См. ниже раздел «Что делать, если вы в треугольнике созидания».
Видео:Треугольник Карпмана: разбор, выход, упражненияСкачать
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ…
Вы – директор-Преследователь
Эта роль спровоцирована вышестоящей позицией, любовью всё контролировать и старомодным заблуждением, что «на работе нет места человеческим отношениям». Вероятно, вас видят как злого начальника, который много требует, недоволен результатом и дает исключительно отрицательную обратную связь. Вы можете преподносить это под предлогом повышения мотивации сотрудников. Похоже, вам не чужды разгромные «разборы полетов». Вы остерегаетесь, когда сотрудники дружат между собой (опасность заговора), поэтому создаете атмосферу нездоровой конкуренции и стравливаете подчиненных друг с другом.
Что делать? У вас большой талант к руководству. Но попрощайтесь с родительской установкой, что все сотрудники – неразумные дети, которые только и ищут, как бы избежать вас и ваших поручений. Воспитывайте в них ответственную взрослую позицию. Учитесь доверять и делегировать ответственность. Подумайте о том, что вы все едете в одной упряжке, и чтобы было движение вперед, необходимо признать таланты ваших сотрудников и поддерживать их.
Вы – директор-Жертва
Руководитель-Жертва обычно слишком сильно отпускает поводья. В результате теряет авторитет, сотрудники перестают слушаться, наступает хаос. Вы, скорее всего, очень добрый человек, но организация процесса выходит из-под вашего контроля. При этом вы можете пытаться переложить ответственность за принятие важных решений на уверенных и самостоятельных менеджеров (иногда прикрываясь заботой о развитии их профессиональных компетенций).
Что делать? Проанализируйте свои отношения с этой позицией. Когда вы потеряли видение цели? Можете ли вы снова создать мотивирующую цель из этой точки? Что вас вдохновляет? Как вы можете вдохновить других? Начните экспериментировать с идеей, что вы способны что-то сделать.
Вы – директор-Спасатель
Вы – «рубаха-парень» и можете с каждым сотрудником найти общий язык. Чаще всего, к сожалению, не в рамках профессионального взаимодействия. Вы всегда готовы выслушать и по-человечески понять сотрудника, но редко – сделать так, чтобы сотрудник отвлекся от своих проблем и проявил свой профессионализм.
Что делать? Вспомнить, что вы собрались для решения определенных рабочих задач вашего салона. Напоминайте себе как можно чаще о своих прямых обязанностях. И они не в том, чтобы спасти каждого сотрудника. Вы можете быть одновременно хорошим человеком и эффективным начальником.
У вас есть сотрудник-Спасатель
Такой сотрудник будет стремиться во всем помочь: подменить коллегу – не вопрос, остаться поработать сверхурочно – в первых рядах. Но делает всё по-своему, так, как считает нужным. Здесь есть и опасность эмоционального выгорания от чрезмерной нагрузки, и вероятность перехода в другие роли треугольника. Если у инициативного работника большие карьерные амбиции, то он легко может начать манипулировать и становится работником-Преследователем, используя слабость руководителя в своих целях. Если сила воли и амбиции невысоки, есть вероятность оказаться в роли Жертвы.
Что делать? Если подумать, у таких работников есть одно хорошее качество: инициативность. И может возникнуть соблазн этим злоупотребить. В этот момент стоит вспомнить, что вы зрелая личность (или стремитесь такой быть), и поступать с позиции взрослого. К этому сотруднику все остальные будут обращаться и тянуться за помощью. Но структурировать свою деятельность ему вряд ли будет удаваться в рамках его текущей должности.
Если есть такая возможность и данный сотрудник умеет работать в команде, подумайте о том, чтобы предложить ему позицию, подразумевающую организационную деятельность. Возможно, назначить его администратором или начальником отдела. Или поручите ему какую-то неофициальную организационную работу. Например, организовать новогодний корпоратив или украсить салон к празднику. Если деятельность, которой он раньше занимался стихийно, станет его непосредственной обязанностью, за которую он получает деньги, это побудит его структурировать эту деятельность и снизит желание заниматься этим бесплатно. В то же время это повысит его самоценность, раз начальство поручило ему ответственное дело.
У вас есть сотрудник-Жертва
Таких сотрудников хочется либо пожалеть, либо убить. В стрессовые моменты у них отказывает разум, они становятся безвольными кроликами. В запущенных случаях они не в состоянии оценить, сколько способны сделать, и берут на себя слишком много. Они очень ждут того момента, когда кто-нибудь поговорит с ними по душам, чтобы они смогли передать детали своей несчастной жизни, или стимула, который заставит их работать лучше и быстрее. Такие работники во всем стараются угодить начальству, беспрекословно берясь за всё, что вы на них свалите. Они засиживаются на работе, при этом результат работы далеко не всегда получается такой, как вам хотелось бы. Они симулируют ответственность, но не готовы отвечать за свои решения по-настоящему.
Что делать? Здесь тоже есть опасность злоупотребить своим положением. Следите за тем, чтобы не перегружать таких работников сверх положенного в соответствии с их служебными обязанностями. А в каких-то ситуациях, возможно, стоит и разгрузить ненадолго или дать какое-нибудь ответственное задание. Не ставьте их в заведомо стрессовые ситуации. Начните понемногу возвращать им ответственность за их действия и проделанную работу. Начните с небольших поручений, где ответственность и уровень стресса не так велики.
Сотруднику-Жертве необходимо поверить в себя, и в рамках работы нет лучшего стимула, чем успешно выполненное задание и похвала начальства.
У вас есть сотрудник-Преследователь
Его тоже хочется иногда убить. Такой сотрудник всех учит, как надо делать, везде сует свой нос. Может еще бегать ябедничать вам на коллег и с предвкушением ждать: «что-то сейчас будет…». Другие сотрудники обычно таких не любят и побаиваются, а возможно, его побаиваетесь и вы сами. С другой стороны, сотрудник-Преследователь взваливает на себя ответственность за всё, что происходит вокруг.
Очень часто такие сотрудники образуют тандемы с сотрудниками-Жертвами, беря на себя ответственность и изводя последних вечными придирками.
Что делать? Такие тандемы надо разбивать, в противном случае ни один из сотрудников не выйдет из порочного треугольника. В первую очередь с таким сотрудником стоит поговорить. Можно поговорить как раз на тему треугольников, повысить уровень его осознанности относительно своего поведения. Потому как стремление найти недочеты у таких работников зашкаливает и всё видится им в крайне мрачных тонах. После этого такому работнику можно предложить заняться поиском возможностей для улучшения работы салона. Это сместит фокус его мышления с негативного на позитивное: не всё так плохо, раз любой недостаток можно исправить. Причем не давайте ему только подмечать недостатки, предложите ему самостоятельно придумать способы их устранения и рассказать о них вам. Также попросите его собрать пожелания по улучшению работы салона от других сотрудников. Это научит его прислушиваться к другим людям и к их заботам.
Вы в треугольнике исследований
Вне зависимости от того, Мотиватор вы, Философ или Герой, для вас сотрудники скорее партнеры, чем подчиненные. Вы хорошо ориентируетесь, кто за что отвечает, и не допускаете манипуляций в коллективе. Постарайтесь поддерживать интерес сотрудников к вашему общему делу и внимательно относиться к их откликам на различные инициативы.
Вы в треугольнике созидания
Вы прекрасно понимаете, что в достижении цели участвует весь коллектив, и в вашей команде хорошо налажен процесс коммуникации. Каждый чувствует себя в безопасности и может выступить с инициативой, взяв на себя положенную ответственность. Ваш коллектив состоит из хорошо проверенных людей, и вы сами уже знаете, что нужно сделать, чтобы расширить или разнообразить свой бизнес.
Видео:Буржуазная психология треугольника Карпмана против классовой теорииСкачать
Павел Зыгмантович
Видео:ТРЕУГОЛЬНИК КАРПМАНА: Родитель, Взрослый и РебенокСкачать
Психолог. Делаю сложное понятным
Видео:Синдром жертвы. Страдание. Жертва в треугольнике КарпманаСкачать
Треугольник Карпмана: развенчание
Уверен, вы слышали про треугольник Карпмана. Про тот, где Преследователь атакует Жертву, которую спасает Спасатель.
И, уверен, вы слышали, что находиться в этом треугольнике опасно и вредно.
Так вот — это неправда.
В этой статье я подробно и обстоятельно расскажу, почему треугольник Карпмана вообще не стоит вашего внимания.
Статья получилась очень большой, поэтому я сначала дам выводы, а все доказательства будут в основном тексте.
1. Нет никаких достоверных доказательств реальности феномена, описываемого треугольником Карпмана.
2. Треугольник Карпмана является всего лишь метафорой.
3. Нет никаких достоверных доказательств пользы применения этой метафоры в широкой практике.
4. В самой модели треугольника заложена серьёзная проблема, полностью его обесценивающая.
И кстати — правильно говорить не треугольник Карпмана, а драматический треугольник. Именно под названием «драматический треугольник» (The Drama Triangle) эта концепция известна в мире. Треугольником Карпмана её называют только у нас.
А теперь — все подробности.
Видео:Выйти из треугольника Карпмана! Манипуляторы - не приговор! Из жертвы в автора жизниСкачать
Наука психология
Вопреки распространённому взгляду, психология является наукой. А в любой науке знания добываются исследованиями.
Подчёркиваю — чтобы получить знания, нужно проводить исследования. Выдумки, взятые с потолка, психологией не являются. Подробнее об этом см. в статье «Как отличить психологию от выдумок?» .
Чтобы разговор о треугольнике Карпмана был нагляднее, давайте сравним его с гипотезой о существовании асимметрии деятеля и наблюдателя.
В 1971 году психологи Джонс и Нисбетт предположили, между теми, кто действует, и теми, кто наблюдает, есть разница [1].
Деятели приписывают причины своего поведения окружающей среде. Наблюдатели — другое дело. Они причины того же самого поведения склонны видеть в личностных характеристиках деятеля.
То есть у нас есть некие внутренние причины, которые — предположительно — проявляются в поведении.
Нормальная научная задача, можно исследовать.
Это и стали делать — уйма учёных-психологов тут же принялась проводить самые разные эксперименты. Затем результаты этих экспериментов начали осмыслять. Сначала вышел один пересмотр в 1996 году [2].
Потом огромный мета-анализ из 171 исследования, который показал ограниченную применимость гипотезы [3].
Потом добавили разных уточнений [4].
Дискуссия не прекратилась, но общее место уже найдено — мы относимся к другим людям по-иному, чем относились бы к самим себе, даже если бы находились в той же самой ситуации.
Исследования продолжаются и сейчас, в 2020 году [5]
Видео:Треугольник Карпмана. Психолог Наталья Кучеренко. Лекция № 11.Скачать
Наука психология и треугольник Карпмана
Следовательно, если треугольник Карпмана описывает что-то реальное, то его должны исследовать так же.
Давайте посмотрим, что мы можем найти. Вот статья самого Стивена Карпмана, автора обсуждаемой концепции. Она вышла в июле 2019 года и называется «Script Drama Analysis II» [6].
В статье есть уйма разных тезисов — например, что треугольники можно вкладывать друг в друга (треугольник из детства может быть внутри треугольника взрослого).
Есть концепция треугольника сострадания («The Compassion Triangle») и рассмотрение связи драматического треугольника с концепциями Фрейда.
А вот доказательств — нет. Вообще. Никаких.
Зато автор чётко пишет, что всё это — не более чем идеи, родившиеся в мозговом штурме. Причём, «никакие идеи здесь нет были осуждены и отброшены» («No ideas here were judged and eliminated»).
Итак, перед нами статья, написанная через пятьдесят с хвостиком лет после первой статьи на эту тему. Однако никаких научных данных касательно обсуждаемого треугольника она не содержит.
Более того, есть даже специальный сайт, посвящённый драматическому треугольнику — https://www.karpmandramatriangle.com
Увы, в разделе «Статьи» там нет никаких данных о научных исследованиях концепции.
Для сравнения — сайт, посвящённый теории самодетерминации. Это крепкая научная теория, и на сайте уйма статей с самыми разными исследованиями по теме.
Видео:Про треугольник Карпмана в контексте темы денег. ТеорияСкачать
Тщетная попытка воскрешения
Ладно, поищем дальше. Может быть, разбираемая выше статья и не должна была содержать научные данные. Может быть, сайт, посвящённый треугольнику, ведётся плохо.
Нахожу статью в журнале «The American Journal of Family Therapy» за авторством Лучиано Лабате (Luciano L’Abate).
Кто это? Американский психолог итальянского происхождения. Очень серьёзный профессионал, известный научной и преподавательской деятельностью. Среди прочего был руководителем Американской Ассоциации брачной и семейной терапии. В общем, уважаемый человек.
Статья называется так: «The Drama Triangle: An Attempt to Resurrect a Neglected Pathogenic Model in Family Therapy Theory and Practice» (январь 2009 года).
То есть — «Драматический треугольник: попытка возродить заброшенную модель патогеничности в теории и практике семейной терапии» [7].
Вот первые строки статьи: «Эта слабая и, возможно, тщетная попытка воскресить одну модель из литературы по транзактному анализу кажется неуместной и вряд ли будет интересной для современных редакторов и читателей журналов».
Дальше больше: «пока ещё нет эмпирических и клинических доказательств, подтверждающих его валидность, чтобы оправдать его применение в практике семейной терапии».
Автору удалось найти только один эксперимент по теме. Поставлен он так себе — контрольной группы нет, альтернативные объяснения не исключены.
Поэтому Лучиано Лабате честно сообщает: «Несмотря на эту простую попытку найти эмпирическую основу для этого треугольника, его обоснованность остается открытым вопросом. Необходимо так или иначе разобраться, прежде чем применять его к семьям в кризисе. Более строгое и контролируемое воспроизведение этого теста, по-видимому, имеет решающее значение для установления валидности этого треугольника».
То есть автор, который всей душой за драматический треугольник, чётко видит отсутствие доказательств этой концепции.
Надо признать, такой подход вызывает у меня глубочайшее уважение. Лучиано Лабате — настоящий учёный.
Эксперименты без экспериментов
Лучиано Лабате умер в 2016, поэтому не узнал, что в 2019 году вышла статья учёных из Индонезии по интересующей его теме .
Эти учёные попытались делом проверить работоспособность драматического треугольника (напомню, так на самом деле называется треугольник Карпмана) [8].
Они взяли тему школьной травли (буллинга) и попробовали снизить его повышением самосознания студентов (self-awareness). Повышали с помощью обсуждаемого треугольника.
После нескольких занятий студенты стали вести себя лучше. Значит ли это, что им помог треугольник?
Увы, нет. Дело в том, что исследование было квазиэкспериментальным (авторы прямо и чётко написали об этом).
Это значит, что в исследовании не было контрольной группы и второй экспериментальной. Это тот же недостаток, что у теста, о котором писал Лучиано Лабате.
Проще говоря, индонезийцы не смогли доказать, что дело именно в драматическом треугольнике.
Не исключено, что самосознание школьников выросло только потому, что взрослые просто возились с ними. Учитывая наши знания о психологических исследованиях, это — наиболее вероятный вариант.
Там же в исследовании указано, что были и другие такие же исследования в Индонезии — тоже квазиэкспериментальные.
Такие исследования показывают одно — делать что-то всяко лучше, чем пускать ситуацию на самотёк.
Однако из-за специфики дизайна эти эксперименты доказательствами не являются. Снова тупик.
Безуспешные поиски
Ещё мне удалось найти статью из польского научного журнала. Называется она «Patient – doctor relationship from perspective of the Karpman drama triangle» (ноябрь 2016) [9].
Текст я добыть не смог, но в абстракте (кратком описании) нет ни слова о доказательствах существования треугольника Карпмана. Статья посвящена вопросам доверия к врачам. Авторы предлагают изменить систему здравоохранения так, чтобы врачи могли немного работать и с эмоциональными проблемами пациентов.
Очень интересно, но никак не доказывает существование драматического треугольника.
В общем-то это всё. Никаких серьёзных, качественных больших исследований треугольника Карпмана мне найти не удалось.
На примере Лучиано Лабате можно убедиться, что я в этом, увы, не одинок.
Главная проблема треугольника
На этом статью можно было бы и закончить — главное уже сделано.
Однако я хочу показать вам ещё одну важную деталь. В драматическом треугольнике имени Карпмана изначально заложена проблема. Её легко увидеть при вдумчивом изучении.
Вот она — отсутствие чётких критериев для каждой роли означает, что определить роль невозможно.
Не верите? Смотрите сами.
В самой первой статье Карпман пишет: «В Красной Шапочке героиня начинает как спасатель. В переключателе напряжения она становится жертвой волка-преследователя, который в свою очередь, в неожиданном переключении, становится жертвой преследователя лесника, который, в этом одном действии, играя сразу две роли (увеличенная скорость), также спасатель» [10].
Автор чётко пишет, что роли могут меняться, от ситуации к ситуации. С этим спорить бессмысленно.
Лучше спросить — а благодаря чему мы понимаем, какую именно роль играет персонаж в данный момент?
Кручу-верчу
Почему я не могу предположить, что на самом деле это волк — спасатель? Он спасает несчастных охотников (лесника) от Красной Шапочки. Да, жертвует своей жизнью, но спасает.
Что вы говорите? Не видно, что Красная Шапочка преследует охотников? Как же не видно, если она умоляет их спасти бабушку? Этим охотникам вообще не хотелось убивать волка, но они не могли вынести заплаканных глаз Красной Шапочки. И волк выступил их спасителем.
Или, может быть, он спасал их от Бабушки, которая считала их бесполезными бездельниками. Чтобы спасти охотников от упрёков Бабушки, волк её съел. Это дало охотникам возможность показать свою полезность. Волк стал их спасителем.
Можно шагнуть и дальше.
Упоминавшийся ранее Лучиано Лабате писал, что в триаде «Преступники — Граждане — Правосудие» видно треугольник. Правосудие спасает граждан от преступников — всё же понятно, да?
Но погодите — а что, если это преступники спасают правосудие от осуждения граждан? Если бы не было преступников, граждане бы не стали содержать правосудие. Значит, настоящие преследователи — это граждане, а не правосудие. Верно?
Понимаете, к чему я клоню? Поскольку нет чётких критериев роли, можно сочинять всякое-любое, на что только хватит фантазии.
Всегда можно предположить, что Красная Шапочка на самом деле спасает не Бабушку, а Волка. Жалеет бедную зверушку, вот и спасает. И Волк тут не преследователь, а жертва — жертва злой Бабушки, которая морила его голодом и не давала себя сожрать.
Это просто метафора
Получается, что каждый в один и тот же момент времени может быть и Спасателем, и Преследователем, и Жертвой. Всё упирается лишь в фантазию интерпретатора.
А это означает, что мы имеем дело просто с красивой метафорой. Как всякая метафора, она может быть полезна, это правда так. Однако есть нюанс — польза её зависит от искусства использующего.
Это, в свою очередь, означает, что нельзя эту метафору накладывать на всё вокруг. Любая метафора подходит только для конкретной ситуации. Механический перенос в лучшем случае просто не работает. В худшем — чреват проблемами.
Я вот, например, неоднократно сталкивался с ситуациями, когда люди переживали по поводу своего добродушия. Как так, печалились они, раз я помогаю, значит я — спасатель, которым быть вредно?
Вот так, на пустом месте и из самых лучших побуждений, людям создали переживания и беспокойства.
Непробиваемый аргумент
Почему же люди так легко верят в эту метафору? Почему так отстаивают её? Ведь нет же никаких доказательств существования феномена, описанного треугольником Карпмана. Да что там — даже сама модель внутри себя противоречива.
Что же так привлекает людей в ней?
Как всегда — простота, ясность и когнитивные искажения. Драматический треугольник — это удобная метафора. Она интуитивно понятна, поэтому в некоторых случаях может дать облегчение.
В каких случаях? В тех, где сработает любое понятное объяснение. Кому-то станет легче после: «Это у вас треугольник Карпмана». А кому-то легчает от: «Просто Рыбы с Тельцом не могут ужиться».
А когда полегчало, в дело вступает непробиваемый аргумент «Зато мне помогло». Его не победить.
Если человек не знает о когнитивных искажениях и чудовищной уязвимости личного опыта, всё бесполезно.
Человек может лечиться коровьим навозом и считать это отличным лекарством. Ведь в тот раз, когда у него был насморк, получилось же — человек обмазался навозом, и насморк прошёл. Тот факт, что насморк мог пройти по десятку других причин, для человека не важен.
Наши мозги ловко видят причинно-следственные связи там, где их даже не предполагалось. Это неизменно удивляет — см. подробности в статье «4 исследования о несовершенстве нашего мышления» .
Так и здесь, с треугольником — иногда эта метафора помогает. Как помогла бы любая другая метафора, попавшая в нужно время в нужные уши.
И как только человек почувствовал облегчение — он начинает верить в драматический треугольник Карпмана.
Плохо ли это? Нет. Это нормально.
Плохо, что человек начинает использовать эту метафору везде, куда дотянется. Как и в случае с другими ненаучными концепциям, это редко заканчивается чем-то хорошим.
Пользуйтесь доказательствами
Вслед за Лучиано Лабате я могу лишь повторить — прежде использования недосказанных концепций стоит их доказать. И потом ещё проверить на эффективность.
Именно этим психология отличается от фантазий.
Никто не должен доказывать лженаучность фантазий. Никто не должен опровергать их. Это приверженец фантазии должен доказать, что они работают.
С треугольником Карпмана, как видим, такое не случилось — никто не доказал, что он работает. Да, есть люди, которым кажется, что он работает. Но “я уверен” — это не доказательство.
Многие уверены, что их лечит коровий навоз или целебный удар берёзовым поленом по больному месту. Но вера не является доказательством. Это всего лишь вера.