Об изменении дидактических основ и роли учителя
в эпоху цифровизации
Ермолова Елена Евгеньевна, учитель химии
ТОГБОУ «Многопрофильный кадетский
корпус имени Л.С.Дёмина»
До недавнего времени мы говорили об информатизации образования. Под этим термином понимался комплекс мер по преобразованию педагогических процессов на основе внедрения в обучение и воспитание информационной продукции, средств, технологий. Исходя из этих представлений, мы можем говорить о завершении этапа информатизации. Образовательные учреждения всех уровней оснащены компьютерной техникой, педагоги прошли подготовку и переподготовку по использованию информационных технологий (ИТ) в учебном процессе.
В 2016 году стартовал федеральный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». Правительством РФ утвержден паспорт проекта «Современная цифровая образовательная среда», направленный на создание условий для системного повышения качества, расширения возможностей непрерывного образования. Как отмечает Потехина И.П., зам министра просвещения РФ, «Наиболее конкурентной в ближайшем будущем станет та страна, которая сумеет объединить информационные и образовательные технологии». Так что же должно измениться в учебном процессе? Прежде всего, интенсивное применение ИКТ предполагает пересмотр взгляда на дидактику.
Ян Амос Коменский представил дидактику как систему знаний, выдвинув основные принципы и нормы обучения. Дидактика – это теория образования и обучения. В ней дается научное обоснование содержания образования, т.е. «чему учить», методов и организации форм обучения, т. е. «как учить?». Одновременно дидактика призвана дать ответы на вопросы: «кого, для чего и где учить?». Им был создан традиционный дидактический треугольник (рис.1): “учитель – ученик – содержание».
Рис.1. Традиционный дидактический треугольник
Обновлённая модель дидактического треугольника (рис.2), включила контекст (понятие, объединившее учебный план, оценку, культуру и т.д.).
Рис.2. Обновлённая модель традиционного дидактического треугольника
Начало XX века было связано с интенсивным применением новых технологий в образовании. Поэтому треугольник превратился в дидактический тетраэдр (рис.3).
Рис.3 Дидактический тетраэдр
Именно такое понимание дидактики позволило осуществить образование поколения Y (классификация американских ученых Н.Хоуву и У.Штрауса (табл. 4)). Это поколение отличалось прежде всего стремлением к самовыражению, обучению с развитием и было ориентировано на достижение результата.
АУДИТОРИЯ Y 1980-2000
АУДИТОРИЯ Z 2003 -20 23
уверенность в себе;
обучение с развитием;
легко обходятся без живого общения;
сосредоточены на внутреннем мире, полагаются на себя;
ставка на собственный потенциал и уникальность;
строят свой эгоцентричный, безопасный, управляемый мир;
Таблица 4. Ценности различных поколений обучающихся
Однако ценности и черты современного поколения в корне изменились. Дети поколения Z легко обходятся без живого общения, делают ставку на собственный потенциал и уникальность. Поэтому и возникла необходимость, введения изменений в образовании. Цифровизация здесь направлена на обеспечение непрерывности процесса обучения, т. е. life — long — learning — обучение в течении жизни, а также его индивидуализацию на основе advanced-learningtechnologies— технологий продвинутого обучения, включающего использование виртуализации, дополненной реальности, облачных вычислений и многие другие технологии. А эффективность образовательного процесса будет зависеть от того, насколько грамотно педагог будет применять новые технологические инструменты и практически неограниченные информационные ресурсы, проводить всеохватывающий и содержательный анализ учебных процессов и ситуаций, выбирать и проектировать различные дидактические продукты (например, цели обучения, содержание и виды деятельности, систему оценки и т.д.). Таким образом, дидактика выходит на новый уровень. Цифровую дидактику можно рассматривать как науку, инженерию и искусство обучения.
Рис 5. Система цифрового образования
В системе цифрового образования (рис.5) меняется и роль учителя. Система UNESCO компетенций учителей в области ИКТ «подчёркивает, что учителю недостаточно обладать компетенциями ИКТ… учителя должны быть способны помочь обучающимся становиться учащимися в духе сотрудничества, решения проблем, творчества через применение ИКТ». Таким образом, учитель должен интегрировать в себе три роли: учителя, дидакта и инженера. При этом к цифровым компетенциям современного учителя следует отнести:
разработку и создание интерактивных заданий и тренажёров с использованием цифровых технологий;
организацию проектной деятельности обучающихся с использованием цифровых технологий;
организацию и проведение групповой деятельности в телекоммуникационной среде;
формирование мотивации обучающихся к интеллектуально-творческой деятельности с использованием цифровых технологий;
реализация воспитательных аспектов педагогической деятельности с использованием электронных ресурсов.
Говоря об изменении дидактических основ и роли учителя, следует обратить внимание и на форму организации урока. Классика обучения остается неизменной: объяснение, закрепление, контроль. Упор делается на активные и интерактивные формы и методы обучения, которые могут быть реализованы посредством технологий смешанного обучения (Blended Learning). Это технологии организации образовательного процесса, в основе которого лежит концепция объединения технологий «очной системы» и технологий электронного обучения.
Технология смешанного обучения включает три компонента:
очное обучение (традиционный формат занятий в классе);
самостоятельное обучение (самостоятельная работа обучающихся, включающая поиск материалов в учебниках, пособиях, сети Интернет и т.д.)
on — line обучение ( обучение с помощью сред дистанционного обучения, вебинаров, on — line конференций).
При этом модели интерактивного взаимодействия могут быть разными:
учитель-ученик (обмен электронными сообщениями, дискуссии, мини-лекции);
ученик-ученик (дискуссии, групповая работа, взаимооценка работ и т.д.);
ученик-учебный материал (материал для чтения, электронный учебник, пособия, материалы курса).
Существуют две группы моделей смешанного обучения:
«Личный выбор» («Новый профиль», «Межшкольная группа», «Индивидуальный учебный план») подходит для обучающихся старших классов с высокой мотивацией к учению, ответственность за результаты деятельности возлагаются на самого обучающегося;
«Ротация» («Автономные группы», «Перевернутый класс», «Смена рабочих зон») подразумевает чередование прямого личного общения учителя и обучающегося, либо группы учеников, и обучения с помощью сетевого ресурса, причём порядок чередования может быть фиксированным либо гибким на усмотрение учителя, объяснение нового материла, его закрепление, отработка навыков может осуществляться как в рамках очного, так и в рамках дистанционного взаимодействия.
Рассмотрим более подробно модели группы «Ротация».
Модель «автономные группы» характеризуется тем, что обучающиеся в классе делятся на две группы: первая работает on — line , вторая занимается по традиционной методике. Роль учителя здесь сводится к подготовке комплекса заданий, распределению внимания, консультированию. Данная модель эффективна при организации подготовки к ЕГЭ и ГИА, олимпиаде.
В модели «Перевернутый класс» перевернутым становится сам процесс обучения. При этом реализация электронного обучения осуществляется вне школы: учитель предоставляет доступ к электронным образовательным ресурсам для предварительной теоретической подготовки дома. На учебном занятии организуется практическая деятельность по отработке знаний, умений. Одной из разновидностей является модель, получившая название «перевернутый учитель». В этой модели все видео для урока создаются обучающимися. Это игра, в которой ученик берет на себя роль учителя, и цель его – научить учителя.
Модель «Смена рабочих зон» характеризуется тем, что предварительно педагог осуществляет деление класса на три группы (зона работы с учителем, зона групповой работы, зона on-line). Деление может происходить не только в зависимости от уровня усвоения материала, но и от педагогических целей, особенностей развития, психики и здоровья каждого ребенка. Каждая группа обучающихся должна поработать в трех указанных зонах, перемещаясь между ними в течение урока.
Подводя итог всему сказанному, следует отметить, что в эпоху цифровизации учителю необходимо пересмотреть не только дидактические основы преподавания учебных предметов, свою роль в процессе обучения и воспитания подрастающего поколения, но и, сместив акценты на индивидуализацию обучения, стремиться заложить обучающимся основы для их непрерывного образования в течение жизни.
Блинов В.И. Цифровая дидактика профессионального образования. [Электронный ресурс]: презентация. — Электрон. дан. – Режим доступа: http://firo.ranepa.ru/files/docs/cifrovaya_didaktica_blinov.pdf
Блинов В.И., Дулинов М.В., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Проект дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения. [Электронный ресурс]: статья.– Электрон. дан. – Режим доступа: http://firo.ranepa.ru/files/docs/proekt_didakticheskoy_koncepcii.pdf
Никулина Т. В., Стариченко Е.Б. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление// Педагогическое образование в России,- 2018, № 8.
Сергеев И.С. Цифровая дидактика профессионального образования. [Электронный ресурс]: презентация. — Электрон. дан. – Режим доступа: http://firo.ranepa.ru/files/docs/cifr_didactika/sec3/sergeev_3.pdf
Солопова Н.К., Кривопалова И.В. Смешанное обучение – инструмент перехода на ФГОС. – ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2017.
- Дидактический треугольник для успешного обучения
- Что такое дидактический треугольник?
- Дидактический треугольник
- По словам Клафки
- По словам Реуссера
- По словам Мейера
- По словам Гербарта
- После Прейнджа
- По Нимейеру
- «Золотой Треугольник: учитель, ученик, родитель» методическая разработка на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- 🎬 Видео
Видео:Реакция на результаты ЕГЭ 2022 по русскому языкуСкачать
Дидактический треугольник для успешного обучения
Видео:Удалили с экзамена ОГЭ Устное Собеседование shorts #shortsСкачать
Что такое дидактический треугольник?
Дидактический треугольник делает отношения между учителем (учителем), учеником (учеником) и предметом (учебным материалом) понятными в диаграмме.
Для этого используется треугольник с тремя сторонами одинаковой длины. Учитель написан в одном углу, ученик — в следующем, а учебный материал — в последнем углу. Этот рисунок создает основу для анализа в классе и дает обзор дидактики. Таким образом, в дидактическом треугольнике показано, как структурировано обучение, чтобы оно служило научной сфере образования.
Видео:Математика это не ИсламСкачать
Дидактический треугольник
По словам Клафки
Вольфганг Клафки, профессор педагогики из Марбурга, жил с 1927 по 2016 год.
Он был важным дидактиком в Германии и составлял учебные образцы из учителей. Клафки занимался предметом и учеником. Он обратил внимание на эту взаимосвязь в дидактическом треугольнике.
В контексте дидактики он соответственно затронул вопрос о значении содержания образования и содержания обучения для ученика. Дидактический анализ составляет основу планирования и подготовки урока. Для этого анализа Клафки задает следующие вопросы о содержании курса, которые призваны служить ключевыми вопросами при планировании урока.
- Он начинает с вопроса о актуальности темы для студента. Следующий вопрос касается будущего, изучения того, как оно повлияет на будущую жизнь ученика.
- Кроме того, рассматривается вопрос структуры темы, ключевые вопросы — это рассмотрение того, в какой степени тема требует предварительных знаний и т. Д.
- Следующий вопрос касается примерного значения, что также означает связь этой темы с другими проблемами.
- Последний вопрос касается доступности предмета для студентов. Как следует передать знания, чтобы они были осязаемы и понятны ученику.
- Каковы стратегии обучения?
- Какой я ученик?
По словам Реуссера
Курт Реуссер родился в 1950 году, преподаватель и профессор педагогической психологии в Цюрихском университете. Он занимается дидактикой и исследованиями в области преподавания видео.
В области дидактики Реуссер занимается вопросом о том, как дидактика и методология могут способствовать и развивать независимое обучение и понимание, а также дидактику, ориентированную на компетентность.
Вам также может быть интересно:
- Каковы стратегии обучения?
- Какой я ученик?
По словам Мейера
Гильберт Мейер — немецкий педагог, занимается дидактикой и стал известен благодаря учебникам по дидактике. Мейер разработал идею обучения, ориентированного на компетентность или действие.
В своей разработке он описывает, что обучение, ориентированное на компетентность, всегда должно содержать элементы, относящиеся к ситуации и человеку в равновесии. Кроме того, для Мейера очень важно соблюдать баланс между:
- Структурированность и открытость,
- общие и индивидуальные обучающие последовательности
- систематические и ориентированные на действия формы обучения
Учитель разрабатывает эти различные системы баланса и следит за тем, чтобы уроки были открыты для учеников и что они могли активно участвовать. Кроме того, студентов следует поощрять к саморегулируемому обучению с помощью дифференцированного предложения обучения. Перед учителем стоит задача реагировать на возможности индивидуального развития ученика, в которых он работает по дисциплинам.
Знания студентов должны быть объединены в сеть, и преимущества знаний должны быть узнаваемы для студентов в реальных ситуациях применения. Кроме того, разработка проблемно-ориентированных задач и рассмотрение ошибок в процессе обучения являются одними из качественных характеристик компетентностно-ориентированного и ориентированного на действия обучения.
- Различные формы обучения
- Каковы стратегии обучения?
- Какой я ученик?
По словам Гербарта
Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) был немецким философом, психологом и педагогом. Он внес большой вклад в развитие дидактики, поэтому основы его идей все еще можно найти в сегодняшнем обучении.
Гербарт предположил, что обучение — это не накопление знаний, а значимая связь существующих знаний и нового учебного материала. Учащийся должен хотеть учиться и таким образом развивать беспристрастный интерес к своему окружению. Чтобы достичь этого, учение Гербарта имеет следующую структуру.
- Все начинается с ясности. Новые темы должны быть ясными и понятными для учащегося. Эта ясность касается содержания, языка и структуры.
- Затем следует этап увязки новой темы с имеющимися знаниями. На этом этапе также устанавливаются связи и отношения в рамках новых знаний. Этот уровень также называют ассоциацией.
- Затем следует создание связей и классификация материала в системе.
- С этого этапа развивается заключительный этап. Практика, повторение и применение новых знаний.
Его пошаговая концепция была доработана и переработана другими преподавателями.
Вам также может быть интересно:
- Различные формы обучения
- Каковы стратегии обучения?
- Какой я ученик?
После Прейнджа
Клаус Прейндж родился в 1939 году и является немецким ученым в области образования. Он интенсивно занимался общей дидактикой и педагогикой. Прейндж описывает в дидактике, что главная задача педагога — формировать учеников. Педагог формирует взгляды студентов на мир. Однако обучающийся также формирует себя, Прейндж описывает, что образовательные процессы влияния трудно отделить от самостоятельного развития и являются взаимозависимыми.
Вам также может быть интересно: Воспитание детей — вы должны это знать!
По Нимейеру
Август Герман Нимейер жил с 1754 по 1828 год и был немецким теологом и педагогом.
Он вел семинар в Галле по теории преподавания и воспитания. Он также написал книги о принципах воспитания и обучения для родителей и учителей.
Нимейер также занимался дидактикой, переводя греческие и римские классики в области педагогики и публикуя тексты по дидактике.
Читайте также: Различные формы обучения
Видео:Ученик делает тату учителю в школе #shorts #школа #учительСкачать
«Золотой Треугольник: учитель, ученик, родитель»
методическая разработка на тему
Видео:7 СПОСОБОВ: Как заставить себя учиться? | Психология | TutorOnlineСкачать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Воспитательная работа классного руководителя | 70.12 КБ |
Видео:Не рискуй!Скачать
Предварительный просмотр:
Концепция «Золотой Треугольник: учитель, ученик, родитель»
Собраться вместе – это начало,
Остаться вместе – это прогресс.
Работать вместе – это успех.
Воспитание – один из важнейших социальных процессов. Его сложность – в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного.
Ребенок, Родители, Классный руководитель – это золотой треугольник , в котором все стороны равны, каждая его грань является несущей и главной. Каждому в нем отведена своя роль. Стоит лишь чуть-чуть уменьшить роль из одного из участников, он сразу перестает быть разносторонним, т.е. равнозначным. Тема моей концепции звучит так: «Золотой треугольник: учитель, ученик, родитель».
И все же при всем равенстве сторон, на вершине треугольника находится Ребенок. Все помыслы и действия взрослых направлены на воспитание, «взращивание» здоровой, духовно-нравственной личности. Этого можно добиться только в содружестве между родителями и классным руководителем. Поэтому актуальность моей работы я определила так:
«Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего и больше всего люди.
На первом месте – родители и педагоги».
Как же наладить взаимосвязь между учителем и семьей? Как заинтересовать обе стороны в изучении, раскрытии и развитии лучших качеств ребенка? Как не потерять его в этом большом и противоречивом мире? Ведь не секрет, что родители с неохотой посещают школу. Отсутствие желаемой активности, самостоятельности всех участников образовательного процесса приводит к тому, что не все родители и дети в полной мере участвуют в жизни класса и школы. В этом заключается проблема . Каждый классный руководитель ищет свои пути решения этой проблемы. И я не исключение.
Школа – это, пожалуй, единственный социальный институт, через который проходят практически все дети. Поэтому, школа должна начинаться с любви.
Иначе, зачем она? Школа – это большой дом, в котором каждый класс как отдельная квартира. Класс – это место, где каждого любят, ценят, независимо от успехов, за то, что он человек. О каждом заботятся настолько, что он становится интересен себе и другим. Класс – это место, где учатся быть счастливыми.
Цель концепции : развитие субъективности всех участников образовательного процесса при условии сохранения и развития здоровья физического, психического и нравственного.
Из цели вытекают задачи, направленные на всех участников Золотого треугольника:
1. Создание комфортных условий для проявления и развития нравственного, творческого, физического потенциала учащихся.
2. Воспитание у учащихся гражданской позиции, ответственности и достоинств.
3. Осуществление комплексного подхода для создания партнерских отношений между родителями, детьми и классным руководителем.
4. Формирование активной жизненной позиции через участие в органах самоуправления класса.
5. Оказание психологической поддержки на всех этапах воспитательной работы.
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Сегодня воспитание – это взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей в сфере их совместного бытия. Это деятельность, вплетенная органично в целостную ткань проживания детьми, подростками, старшими школьниками своей индивидуальной жизни среди других людей. Цель воспитания в этом случае ориентирована на формирование у личности рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соотнесении с жизнью других людей. Педагог должен вовремя распознать насущные интересы и потребности ребенка, индивидуальные особенности его развития и создать с учетом этого комфортные условия для их реализации в реальной жизни. При этом в действие вступают следующие принципы воспитания :
- Принцип ценностно-смыслового равенства взрослого и ребенка.
- Принцип культуросообразности воспитания.
- Принцип целесообразности и природосообразности.
- Принцип креативности, творческого начала в воспитании.
- Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания.
- Принцип системности: обеспечение системы взаимодействия всех субъектов воспитательного процесса.
Важнейшими, на мой взгляд, в процессе воспитания являются следующие направления деятельности классного руководителя:
1. Семейное воспитание , которое способствует социализации детей, осознанию ими себя будущими родителями, укрепляет взаимосвязи в семье, формирует положительное отношение к семейным ценностям.
2. Гражданско-патриотическое воспитание , которое способствует формированию у детей демократической культуры отношений, правого самосознания, навыков общественной жизни.
3. Оздоровительное и спортивное воспитание , которое способствует здоровому образу жизни, формирует силу, выносливость, красоту человеческого тела.
4. Нравственное воспитание , которое способствует осмыслению общечеловеческих ценностей, осознанию личностной причастности к человечеству, пониманию своего «Я», развивает рефлексию.
5. Художественно-эстетическое воспитание , которое способствует развитию потребности в прекрасном, реализует индивидуальные задатки и способности.
Для того чтобы реализовать эти направления деятельности в практике школьной жизни я использую следующие технологии:
- Технология семейного воспитания.
- Технология саморазвития личности школьника.
- Технология коллективно-творческих дел.
- Технология «Педагогика успеха».
- Технология развития самоуправления в классе.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОЗДАНИЕ
ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ УЧАЩИМИСЯ, РОДИТЕЛЯМИ И
Прежде чем обозначить формы и методы, направленные на создание партнерских отношений между всеми участниками «Золотого треугольника», следует проанализировать воспитательную деятельность за прошедший период, выяснить, что сделано с классом:
- Количество проведенных мероприятий, их результативность, влияние на классный коллектив, на отдельных воспитанников.
- Работа с органами самоуправления – активность общая и отмечаются отдельные активисты по классу и школе.
- Работа с родителями, отмечаются активные родители, на которых опираюсь в своей работе.
- Работа с общественностью – какие структуры были задействованы, насколько эффективно сработано это взаимодействие.
- Итоговые выводы по анализу воспитательной деятельности с классом – какие задачи в процессе работы решены и что не далось выполнить полностью и почему.
Когда работа проанализирована, становится ясно, какие цели и задачи поставить на будущее. Итак, задачи поставлены. Какие шаги я предпринимаю для их реализации. В своей воспитательной деятельности для продуктивной совместной работы с детьми и родителями я использую определенные формы и методы .
🎬 Видео
Как проверяют учеников перед ЕНТСкачать
ЧТО НАДО ГОВОРИТЬ ЕСЛИ НЕ СДЕЛАЛ ДОМАШКУ!Скачать
КОНСПЕКТ ПО БИОЛОГИИСкачать
Педагогические ситуации в деятельности учителя, их виды и способы разрешенияСкачать
Не сдал ОГЭ Устное Собеседование shorts #shortsСкачать
Профессия, которую выбрали родители VS мечта VS реальность | ЕГЭ 2022 по физике | Снежа ПланкСкачать
Бестселлер Все правила по геометрии за 7 классСкачать
Как стать идеальным учителем? Интервью с опытными педагогамиСкачать
Как умножать сложные числа? Лайфхак👌 #shortsСкачать
Вся педагогика на одном слайдеСкачать
Создаем дидактические материалы сами: лучшие сервисы в помощь учителюСкачать
«Лучшая авторская дидактическая игра»Скачать
Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика | Видеолекции | ИнфоурокСкачать
Как сделать шпаргалку лучший способСкачать